урок русского языка
учебно-методический материал по русскому языку (3 класс) по теме

Грачева  Тамара Викторовна

урок русского языка в 3 классе 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka.doc284.5 КБ

Предварительный просмотр:

Аннотация урока русского языка

Тема урока  «Главные члены предложения»

Тип урока: закрепление пройденного  с элементами исследования

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УРОКА:

1.Расширить знания учащихся о подлежащем и сказуемом

2. Закрепить знания учащихся о частях речи, звуках речи

3. Совершенствовать речевую деятельность учащихся

4. Прививать внимание и уважение к русскому языку

5. Развивать  познавательные УУД через  логические действия и операции, построение речевых высказываний

6. Формировать познавательные мотивы учения

7. Воспитывать взаимопомощь и взаимоуважение через организацию работы в парах и группах

8. Развивать навыки самоконтроля и самоанализа.

УУД,  формируемые на уроке  

Деятельность учащихся

Регулятивные

  • Постановка  учебной   задачи   в сотрудничестве   с   учителем
  • Итоговый и пошаговый контроль
  • Контроль своих действий
  • Самооценка, взаимооценка

Познавательные

  • Логические действия и операции
  • Установление причинно-следственных связей
  • Построение речевых высказываний
  • Познавательная инициатива

Личностные

  • Интерес к учебному материалу, к способам решения учебной задачи
  • Принятие положительного образца
  • Способность к самооценке
  • Учебно-познавательная мотивация

Коммуникативные

  • Формулирование и аргументирование собственной позиции
  • Контроль партнёра
  • Принятие позиции партнёра
  • Адекватное использование речи

Урок отличает  исследовательский характер, «интересность» заданий, наличие «ловушек» и приемов «провокаций», многоуровневость взаимодействия: «ученик-ученик», «ученик-учитель», «ученик-группа».

            Большинство заданий носит  развивающий характер. Соотношение репродуктивных и творческих, продуктивных заданий оптимально.

             Применяются  разнообразные формы организации деятельности учеников: фронтальная, индивидуальная, работа в парах, группах.

            Используются  проблемные методы, приемы активизации познавательной деятельности детей.

                 Предусмотрена  оперативная обратная связь, отслеживание  усвоения детьми учебного материала и правильности выполнения  заданий,  своевременная  коррекция  ошибок.

            При организации самостоятельной работы, работы в группах  предусмотрены дифференциация и индивидуализация обучения.

             Продуманы  условия для формирования положительной мотивации (эмоциональной, социальной, познавательной).

            Содержание урока предусматривает формирование  умственных  учебных действий   (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение) и познавательных  способностей  учащихся  с  учётом их возраста.

             На уроке предусмотрен достаточный объем самостоятельной работы, формирование   действий   контроля (итоговый, пошаговый,  планирующий), навыков  самоконтроля и самооценки.

           Исходя из  разноуровневой  модели класса и реализуя принцип технологии личностно-ориентированного  обучения    организована  дифференцированная работа по объему и по степени помощи.

  Содержание урока показывает учащимся  для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни, ненавязчиво транслируя смысл учения детям.

Урок русского языка

Тема: Главные члены предложения

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УРОКА:

1.Расширить знания учащихся о подлежащем и сказуемом

2. Закрепить знания учащихся о частях речи, звуках речи

3. Совершенствовать речевую деятельность учащихся

4. Прививать внимание и уважение к русскому языку

5. Развивать логическое мышления детей через операции анализа, синтеза, классификации

6. Формировать познавательные мотивы учения

7. Воспитывать взаимопомощь и взаимоуважение через организацию работы в парах и группах

8. Развивать навыки самоконтроля и самоанализа.

ОБОРУДОВАНИЕ

  • Компьютер, проектор, интерактивная доска
  • Презентация
  • Эпиграф урока
  • Дидактический материал для групповой работы
  • Рабочие тетради по русскому языку, 3 класс, №3
  • Учебник русского языка, 3 класс, часть 2
  • Таблица Базарова (для зрительной гимнастики)
  • Таблички: «Сегодня на уроке» и «Как работаем»

Исходный уровень знаний и умений учащихся.

Учащиеся

имеют понятие

- о предложении

- о главных членах предложения: подлежащем и сказуемом;

- об изменении частей речи

 умеют:

- выделять основу предложения;

- определять части речи;

- находить изученные орфограммы и доказывать написание букв в корне слов;

- выделять части слов;

Знают правила работы в группах и парах

ПЛАН УРОКА С ХРОНОМЕТРАЖЕМ

  1. Оргмомент  (1 минута)
  2. Грамматическая разминка ( 6 минут)
  3. Постановка учебной задачи ( 1 минута)

     4.  Работа над новым материалом ( 10 минут)

5.  Физкультминутка ( 2 минуты)

6.  Обобщение  знаний (8 минут)

7. Закрепление знаний  ( 12 минут)

8. Рефлексия (3 минуты)

9. Домашнее задание ( 2 минуты)

КОНСПЕКТ  УРОКА

Содержание работы

Обоснование деятельности учителя

1.Оргмомент

На доске эпиграф урока:

«Что такое счастье?

Молодым умом

Постигать науки

На пути земном»

- В чём автор видит счастье?

- Вот и сегодня мы постигаем науки, новые секреты нашего родного языка.

- А вы в конце урока поделитесь своими мыслями, чувствами. Принесёт ли вам работа удовлетворение.

Рассмотрите, что у нас сегодня на уроке и как мы будем работать:

СЕГОДНЯ НА УРОКЕ

                                                                                                          

                    решаем орфографические задачи

   «проблемное»  задание

          работаем с текстом

    делаем выводы

КАК РАБОТАЕМ?

один говорит – остальные слушают                

                         

работа в парах:                        

работа в группах:  

 

- Какую большую тему мы изучаем?

ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Слайд  с темой урока

- Вы, как настоящие учёные, будете вести исследование и делать открытия, выводы.

2. Грамматическая разминка

-  Чтобы вы выполнили работу внимательно, грамотно и быстро, проведём небольшую разминку.

Слайд с группой слов

Операция «Конструктор»

Даны слова:

 ябл.ко, т.жёлый, кам.нь, т.чёт, п.сеют, по, под, к, для, не, в.да, п.чёшь, а,

сколь.кий, л.тает, л.жачий

- Какие орфографические задачи вы можете решить?

- Какие группы слов можно выделить среди всех слов?

  1. самостоятельные и служебные части речи
  2. слова с буквами безударных гласных и парных согласных
  3. слова с проверяемыми написаниями и словарные слова

Выберите слова по следующим признакам:

  • имя существительное, в котором все согласные звуки – звонкие
  • имя существительное, букв больше, чем звуков
  • глагол настоящего времени, 3 лица, все согласные звуки этого слова  – глухие
  • предлог винительного падежа
  • трёхсложное слово, оно  начинается и  заканчивается непарным звонким мягким согласным звуком

(Даётся схема слова, указывающая, что 1 и последний звуки согласные непарные звонкие)

Одна пара учащихся работает за доской.

Проверка работы.

Вода, камень, течёт, под, лежачий

-Если вы правильно поработали, мы соберём пословицу

Под лежачий камень вода  не течёт.

- Получилась пословица?

Запись пословицы в тетради

- Как вы понимаете смысл данной пословицы?

- Пусть эта пословица будет девизом нашей работы на уроке.

- Найдите грамматическую основу предложения.

- Как вы будете рассуждать?

СПОСОБЫ НАХОЖДЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКОЙ ОСНОВЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Работа

в парах

- Умение находить грамматическую основу предложения поможет вам успешно выполнить сегодняшнюю  работу.

3. Постановка учебной задачи

- Работа сегодня пройдёт в группах. Вы не раз уже убеждались в том, что если вы соблюдаете правила дружной работы, вместе вы выполняете работу гораздо быстрее и качественнее. Прислушивайтесь к мнению других, отстаивайте своё.

Вы многое знаете о главных членах предложения. Как показали ваши записи в таблицах «Знаю, умею. Хочу узнать», вы бы хотели узнать…

Какую  задачу  нам предстоит сегодня решить? Расшифруйте запись:

ЧСЯТСЯО

ГСЯЛСЯАСЯВСЯНСЯЕСЯЕ?

Слайд

ЧТО ГЛАВНЕЕ?

- Сегодня мы решаем проблему:

Что главнее: подлежащее или сказуемое?

Заранее скажу вам, что эту проблему уже решили в 3А классе. Так что мы с вами можем не тратить время и воспользоваться теми выводами, к которым пришли учащиеся 3А.

Помучимся да научимся

Дети решают сами работать и делать выводы.

  1. Работа над новым материалом

Задание для 1 группы

Золотое  хлебное  поле.  Дорога уходит вдаль.  Вековые  могучие  сосны.  Голубое  высокое  небо.    Покой  и  красота!

                   

1.Прочитайте текст. Выделите грамматические основы в каждом предложении.

 2. Сделайте  вывод о том, всегда ли присутствуют оба главных члена в предложении.

3. Понятна ли мысль в предложении, когда отсутствует один из главных членов?

4. Что главнее: подлежащее или сказуемое?

для 2 группы

Утих порывистый ветер. Прекратился дождь. К вечеру похолодало. С реки повеяло влагой. На улице быстро смеркалось.

1.Прочитайте текст. Выделите грамматические основы в каждом предложении.

2. Исследовав текст, сделать вывод о том, всегда ли присутствуют оба главных члена в предложении.

3. Понятна ли мысль в предложении, когда отсутствует один из главных членов?

4. Что главнее: подлежащее или сказуемое?

для 3группы

Князь для белочки потом выстроил хрустальный дом.

  • Выделите грамматическую основу предложения.
  • Задайте вопросы:

          -от подлежащего

          -от сказуемого (соедините слова стрелками)

  • Выясните, какой из главных членов предложения притягивает к себе больше других слов.
  • Что главнее: подлежащее или сказуемое?

для 4группы

Лёгкий морозец румянит щёки.

  • Выделите грамматическую основу предложения.
  • Задайте вопросы:

 -от подлежащего

 -от сказуемого ( соедините слова стрелками)

  • Выясните, какой из главных членов предложения притягивает к себе больше других слов.
  • Что главнее: подлежащее или сказуемое?

для 5 группы

Яркие лучи солнца играли на листочках.

  • Выделите грамматическую основу предложения.
  • Задайте вопросы:

          -от подлежащего

          -от сказуемого (соедините слова стрелками)

  • Выясните, какой из главных членов предложения притягивает к себе больше других слов.
  • Что главнее: подлежащее или сказуемое?

для 6 группы

  • Найти основу в предложении:

В высоком небе тихо плывут белые облака.

  • Вставить  сказуемое в изменённое предложение (время глагола сохранить):

В высоком небе тихо ……  белое облако.

  • понаблюдать  за поведением подлежащего и сказуемого в предложении, выяснить, кто кем командует
  • Что главнее: подлежащее или сказуемое?

5.Физкультминутка

Чтобы глазки твои зорче были,
Чтоб в очках тебе не ходить,
Эти лёгкие движенья
Предлагаю повторить.
Вдаль посмотрим и под ноги,
Вправо, влево побыстрей.
Удивимся – что такое?
И закроем их скорей.
А теперь по кругу быстро,
Словно стрелочка часов,
Проведём глазами дружно
Ну а дальше – БУДЬ ЗДОРОВ!

Зрительная гимнастика по таблице Базарнова

6. Обобщение  знаний

Проверка с/р в группах, обобщение работы

Слайды, сопровождающие отчёты детей о сделанных выводах:

1 и 2  группы:

Подлежащее – главный член предложения, обозначает о ком или о чём говорится в предложении, обычно подлежащее выражено именем существительным.

В тексте нам встретились  предложения, основа которых состоит только из подлежащего.

Но мысль предложения понятна. Наверное, подлежащее главнее сказуемого.

3 группа:

Сказуемое – главный член предложения, обозначает, что в предложении говорится о подлежащем.

    Есть предложения, в которых нет подлежащего, но и в таких предложениях всё понятно.

Наверное, сказуемое главнее подлежащего.

 4 и 5 группы:

Сказуемое притягивает больше других членов предложения. Наверное, сказуемое главнее.

 6 группа:

Сказуемое приняло форму, которую указало ему подлежащее.

- На обратной стороне рабочей карточки  на волшебных линеечках оцените свою работу в группе, свой вклад в общее дело.

- Решили ли мы с вами ту задачу, которую обозначили?

 - Итак, главные члены предложения составляют его основу. Они оба главные, оба играют важную роль в предложении.

- Как вы думаете, при  выполнении  какого задания необходимо будет умение  находить основу предложения?

  • разобрать слово по составу
  • определить границы предложений
  • составить текст

Умение находить основу предложения необходимо для определения границ предложения, составления текста.

7. Закрепление знаний 

Самостоятельная работа

по определению границ предложений

упражнение № 407

( страница 3 рабочей тетради на печатной основе №3)

   Ночью сильно похолодало утр* наступил* морозн*е на стёклах по*вились уд*вительные рисунки чем р*сует м*роз а р*сует он водой в комнате всегда есть в*дяной пар тёплые п*ры воды ос*дают на х*лодных стёклах.

Задания обязательные:

  1. Решить орфографические задачи
  2. Найти границы  предложений.

Дополнительные на выбор:

1. Озаглавить текст (памятка с. 139)

2. Каждому предложению дать характеристику по цели высказывания и интонации

3. Устно составить продолжение текста (памятка с. 139, 140)

2 ученика выполняют работу на компьютере

Проверка самостоятельной работы

- Кто так показал границы предложений?

Проверка самостоятельной работы

Включаю слайд с пропусками.

Прогноз – контроль

     П           К

- Кто так решил орфографические задачи?

 - показал границы предложений?

ДОПУЩЕНЫ ОШИБКИ в тексте

Учащиеся находят ошибки

8. Рефлексия

Обратимся к эпиграфу нашего урока.

Если учебная работа принесла вам удовлетворение, поблагодарите друг друга добрыми улыбками.

9. Домашнее задание:

  • Рассказать своим родителям о том, что главнее в предложении и почему.

На выбор:

  • Сочинить и записать свою концовку текста ( используя памятки с. 139, 140)
  • Сочинить концовку текста, воспользовавшись подсказками

     № 408

Проверяется готовность к уроку.

Мотивационный компонент учебной деятельности эмоциональный.

Создание доброжелательной обстановки в классе

 

Таблица на доске

Таблица на доске

Предварительное знакомство с целью и способами деятельности

Развитие критического мышления

Аналитическая деятельность учащихся

Развитие внимания, логического мышления, фонематического слуха

Работа в парах

Развитие коммуникативных навыков

Развивающее воздействие на интеллект ребёнка

Воспитание внимания к слову.

Сопутствующее повторение,

актуализация знаний, полученных на предыдущих уроках

Элемент занимательности

Развитие операций контроля и самоконтроля

Работа мобилизует внимание учащихся

Формулирование задачи урока совместно с учащимися

Деятельностный подход в обучении

Прием – провокация по Ш.А.Амонашвили

Создание эмоциональной познавательной мотивации

Настрой на успешную мыслительную  деятельность

Дифференциация по объему, уровню трудности, степени помощи

Аналитическая деятельность детей

Последовательное, доказательное выражение  мнения членов группы

Развитие коммуникативных навыков учащихся

Воспитание терпеливого, уважительного отношения к своим товарищам, их мнению, мыслям

Учитель помогает, направляет работу в группах

Работа по развитию речи

Частично- поисковая деятельность детей

Использование приема здоровьесберегающей технологии

Практическая направленность знаний и деятельности  детей, осознание необходимости конкретных знаний

Рефлексия

Прогнозирование деятельности.

Осознание значимости приобретаемых знаний

Практическая направленность учебной деятельности

Два ученика выполняют работу на компьютере

Задания на выбор, способствующие развитию познавательной мотивации

Рефлексивно – оценочный этап

Позитивные зернышки есть у каждого ребенка, поэтому создается ситуация успеха.

Анализ и оценка учащимися собственной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка

Урок направлен на развитие устной и письменной  речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....

организация и проведения дидактических игр на уроках русского языка Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка. В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию разл

Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка.В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию различных фо...

Урок - презентация по русскому языку "Cоздание условий для повышения познавательной активности на уроках русского языка посредством развития орфографической зоркости, логики"

С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе младшему школьнику должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учи...

"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.

На уроке учащиеся 1 класса  обсуждают значение родного языка для русского народа....