Урок русского языка 3 класс по теме: "Непроизносимая согласная"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Новак Галина Николаевна

Урок тренирует умение писать слова с непроизносимой согласной в корне слова, развивает коммуникативные УУД

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_russkiy_yazyk_3_kl.doc296 КБ

Предварительный просмотр:

                                       

                    Открытый урок.

                     Русский  язык.

                               3 Б

                            Учитель: Новак Галина Николаевна

                                                           

                                                Тамбов   2012 г                                              

Открытый урок, 3класс Б

Тема: «Правописание непроизносимых согласных»

Цель урока:

1.Тренировать умение писать слова с непроизносимыми согласными в корне слова, развивать умение видеть эту орфограмму в словах, доказывать правильность её написания.

2. Повторять ранее изученные орфограммы.

Способствовать развитию внимания, мышления, памяти, а так же самостоятельности и познавательных процессов.

3. Обогащать словарный запас учащихся, развивать речь и коммуникативные способности.

4. Содействовать воспитанию доброты, взаимопомощи, интереса к предмету.

Оборудование. Проектор, карточки для индивидуальной работы.

Ход урока.

1, Мотивационный этап

-Сегодняшний урок мы с вами начнём с пословицы.( Слайд №1) Прочтите её:

Человек трудолюбивый – самый счастливый.

- Как вы понимаете смысл этой пословицы?

-  Пусть эта пословица будет девизом нашего урока. Я надеюсь, что все сегодня будут хорошо трудиться, в конце урока получат хорошие оценки и конечно же испытают чувство радости и счастья.. Запишите эту пословицу.

- Скажите, а какое слово здесь является сложным? С помощью каких двух слов оно образовалось? Выделите корни. Какие ещё гласные могут соединять корни?

- В каком слове букв больше, чем звуков? Почему?

- Как вы уже догадались, над какой темой мы сегодня будем работать?

НЕПРОИЗНОСИМАЯ СОГЛАСНАЯ. (Слайд №2)

-Повторение алгоритма работы с непроизносимой согласной.

1) Произнеси слово.

2) Проверь, есть ли в нём непроизносимый согласный звук.

3) Подбери однокоренное проверочное слово, где согласный произносится чётко и ясно.

4) Напиши слово.

5) Выдели орфограмму

2. Познавательный этап. (Слайд №3)

- Прочтите слова.

Вестник, весть, весточка,  вести, известная.

- Найдите лишнее слово.  (вести) Почему оно лишнее? (форма слова)

- Какие слова называем однокоренными?

- Какое слово соответствует схеме?                                                   (известный)

- В каких словах букв больше, чем звуков?                                       (вестник, весть).

- Почему?

-  Какие слова соответствуют нашей теме урока? (вестник, известная)

- Какие слова являются проверочными?

- Запишите слова, выделите корень.

- Кто написал, прочтёт ещё одну пословицу.  (слайд №4)

Ужасно интересно всё то, что неизвестно.

- Как вы думаете, эта пословица связана с предыдущим заданием? (да, есть родственное слово к слову весть)

- Найдите слово родственное слову весть.  (неизвестно)

- Как образовалось это новое слово? Запишите его.

-  В каких словах очень хочется написать непроизносимую согласную, но она там не пишется?  (ужасно, интересно) Давайте докажем.

- Какие ещё вы знаете аналогичные слова?

Вкусный

Интересный

Опасный

Чудесный

Прекрасный

Ужасный

Напрасный

Небесный

3. Упражнение в написание слов с непроизносимой согласной.

- Да, всё неизвестное действительно интересно. Я вам сегодня на урок принесла интересные слова. Прочтите их  (слайд №5)

Завистливый, бессовестный, хвастливый, пакостный, ненастный, грустный.

- Что объединяет эти слова?  (есть непроизносимая согласная)

- Какое слово вам непонятно?

- Как вы думаете, а какое слово могло быть здесь лишним? Почему?  (ненастный день, а остальные называют признаки характера человека)

- Как вы думаете, это положительные черты характера или отрицательные?

- Мне бы хотелось, чтобы ни у кого из вас не проявлялись в жизни такие черты характера.

 - Давайте запишем эти слова под диктовку.

- Почему в слове. бессовестный удвоенная СС?

4.ФИЗКУЛЬТМИНУТКА  (музыкальное сопровождение)

- А какого человека мы называем добрым? Того, кто имеет доброе……….. (сердце)?

5. С этим словом существует очень много устойчивых выражений (фразеологизмов) (слайд № 6 )

Прочтите их и скажите, как вы их понимаете.

  1. Словно камень с сердца свалился  (испытать чувство душевного облегчения, избавление от чего - то неприятного)
  2. Сердце кровью обливается (сильно переживает; от жалости, от горя)
  3. Положа руку на сердце  (искренне, чистосердечно)
  4. Подарил от чистого сердца  (от всей души)
  5. Кошки на сердце скребут   (очень тяжело; тревожно, тоскливо, грустно; сильно переживает)
  6. Сердце прыгает от радости  (высшее чувство радости)

- Давайте с одним из выражений придумаем предложение.

- Давайте запишем предложение.

Кирилл подарил любимой  бабушке подарок от чистого сердца.

-  Разбор предложения по членам.

- Поднимите руку, у кого есть бабушки. У кого бабушки живут с вами в одной квартире?  Скажите, вы радуетесь, когда к вам в гости приходит бабушка?

- Скоро наступят для вас самые замечательные праздники. Это новогодние каникулы и Новый год. Кто бы хотел, чтобы на этом празднике бабушки присутствовали?

- Давайте сегодня напишем письмо-приглашение бабушке на Новый год.

6. Работа в группах.

- Как вы думаете, с каких слов нужно начать? А что напишем дальше? Какими словами закончим наше приглашение?

- Обсудите эти вопросы в группах.  (по 4 человека)

- Один представитель группы расскажет устно свои предложения.

- Я вам уже приготовила образец написания письма – приглашения (отпечатанное на листочке для каждого), но в нём потерялись слова на изучаемую нами орфограмму. Подумайте в парах, какие слова необходимо вставить.

- Обсудили и записали на листках. (слайд № 7 )

                                   Письмо бабушке.

                        _____________ , бабушка!!!

У нас скоро зимние каникулы и Новый год. Я хочу пригласить тебя на наш __________.

Если ты придёшь, то он станет для меня самым  _____________   и   _______________  днём.

 Мы   _______________ проведём время.

                                                   

                                     До свидания.    

          Твой внук   (внучка) _________.    

- Дома вы напишите это приглашение на заготовленных вами открытках.

7. Развитие речи.

Составить рассказ на тему: Новый год.  (слайд №8)

                                Новый год.

  Сегодня у меня самый радостный и счастливый день. Сегодня новый год!!______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

      Опорные слова:

  1. От чистого сердца
  2. Интересная книга
  3. Чудесные картинки
  4. Прелестный щенок
  5. Вкусный пирог
  6. Чувство радости.

7) Хороший праздник

5. Подведение итогов  (слайд 9, 10)

- Что нового вы сегодня узнали на уроке? Что показалось самым интересным?

-  Над какой орфограммой мы сегодня работали?

- Оценки.

6. Домашнее задание.

Написать приглашение на открытках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме: «Правописание парных согласных на конце слов» 2 класс (1-4) система Л.В.Занкова

Цели: 1.      Создать условия для закрепления знаний учащихся о правописании слов с парными согласными на конце. Формирование умений и навыков в написании таких слов и подбор ...

Конспект урока русского языка "Звуковой столбик. Гласные и согласные звуки" в 1 классе"

Урок по программе "Перспективная начальная школа" с использованием приёмов гуманной педагогики Ш.А.Амонашвили. Урок разработан в рамках ФГОС, с формированием УУД....

Конспект урока русского языка по теме: "Обозначение мягкости согласного мягким знаком в середине слова". 2 класс

Конспект урока русского языка " Обозначение мягкости согласного мягким знаком в середине слова". 2 класс....

Урок русского языка по теме «Правописание парных согласных в корне слова» (УМК «Школа России», 2 класс)

Конспект урока  русского  языка по программе В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого ....

Урок русского языка на тему: "Правописание удвоенных согласных" в 3 классе УМК "Школа России"

Задачи урока:1. Образовательные: формировать умение писать слова русского и иностранного происхождения с удвоенными согласными буквами; подвести детей к пониманию того, что от лексического значения сл...

Урок русского языка "Парные звонкие и глухие согласные на конце слова»" (3 класс)

Урок полезен для учителей, работающих по учебнику "Русский язык" (автор Г.М.Селиверстова)...