Тема урока: К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками».
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Воробьева Ольга Николаевна
Урок для учителей начальных классов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». (3-ий урок в 4 классе)

Цели и задачи:

1.  Работать над выразительностью чтения.

2. Расширить кругозор детей о жизни знаменитых людей, приобщить детей к искусству, развивать художественный вкус, любовь и интерес к чтению, формировать творческое воображение через умение представлять картины.

3. Развивать воображение через умение обосновывать свою точку зрения, делать выводы.

4. Воспитывать чувство прекрасного посредством связи литературы и музыки.

Ход урока

I.   Самоопределение к учебной деятельности.

- Над каким произведением мы работали на прошлых уроках? (Мы работали над произведением Паустовского «Корзина с еловыми шишками».)

- Сегодня мы снова войдем в необыкновенный мир творчества норвежского композитора Эдварда Грига (портрет) и попробуем ответить на вопрос: чем должен жить человек?

Музыкальные произведения Грига будут сопровождать нас на протяжении всего урока и помогут нам представить себе краски норвежской природы, плеск волны моря, горное эхо и все неуловимые движения души человеческой, так светло и трепетно описанные в рассказе Паустовского. Эпиграфом нашего урока будет цитата: «Наполним музыкой сердца, устроим праздники из буден». (Запись на экране.)

II. Актуализация знаний.

Проверка домашнего задания.

 Анализ 1 и 2 частей. Развитие речи. Выборочное чтение.

- Откройте учебники и рассмотрите иллюстрацию к рассказу.                  - Какой эпизод она изображает? (Встречу Грига и Дагни.) Рисунки детей.

- Давайте вспомним, как произошла встреча композитора и Дагни Педерсон. Внимательно слушайте их разговор и постарайтесь определить, что в разговоре самое главное.

ЧИП (сильная группа.) Инсценирование «Встреча Э. Грига и Дагни» под музыку пьесы Э. Грига «Элегия».

(Табличка с названием пьесы отображается на экране.)

Самооценка учеников.

- Так что же в диалоге самое главное? (Григ решил подарить Дагне на 18 – летие музыку.)

- Почему Григ решил сделать Дагне подарок? (Дагни понравилась композитору своей добротой, вниманием.)

- У произведения «Корзина с еловыми шишками» очень красивое начало. Вспомните, с чего оно начинается? (С описания осеннего горного леса.) Иллюстрация на экране.

ДЕЙЛ (средняя группа.)  Перескажите близко к тексту описание осеннего горного леса. Иллюстрация.

- Вам помогут опорные слова:

воздух

шум прибоя

пряди мха

веселое эхо

золото и медь листьев

- А усилит впечатления и поможет представить красоту норвежской осени музыка Э. Грига «Хольберг Сюита».

(Табличка с названием пьесы отображается на экране.)

Пересказ «В осеннем горном лесу» под музыку.

Самооценка ученика.

- На двух предыдущих уроках мы с вами очень внимательно прочли произведение. На сколько частей разделили его? (На 4 части.)

- Какое название дали  I части? (Встреча композитора Э. Грига и Дагни.)

- Какое название дали  II части? (В доме композитора.)

РОКИ (слабая группа.) Прочитайте описание дома и рабочего кабинета композитора. (Стр. 51 – 52.)

III. Открытие новых знаний.

- Чтобы интереснее звучал рассказ, чтобы передать чувства писатель использовал художественные средства: олицетворения, эпитеты, сравнения.

- Вспомните, что такое олицетворения? (Худ. средства, когда свойствам неживого предмета приписываютсясвойства живого.)

- Найдите в этом отрывке олицетворения. (Рояль мог петь; белые и черные клавиши тосковали, смеялись, гремели бурей и гневом.)

- Что такое эпитеты? (Худ. средства, придающие выражению образность и эмоциональность.)

- Найдите эпитеты. (Маленькая струна; обиженные сестры.)

- Что было видно из окна дома композитора? (Зимний город.)

- Прочитайте описание зимнего города. (Стр. 53.) А в это время вновь будет звучать музыка Грига. Попробуйте определить, какая?

- Кто из вас определил, какая музыка сопровождала описание зимнего города? («Утро».)

- Найдите олицетворения в этом отрывке. (Туман закутал город по горло; пароходы дремали, посапывали; снег летел.)

- Прочтите, кто и как слушал создаваемую музыку? (Стр. 53 – 54 выборочное чтение по абзацам.)

Физкультминутка.

IY. Дифференцированные задания.

Анализ 3 и 4 частей. Слушание музыки. Беседа.

- Как мы озаглавили  3 часть? (Дагни в гостях у дяди и тети.)

- Прочитайте, что особенного было в комнате тети Магды? (Стр. 54 – 55.)

- Вам всем понятен смысл слов в этой части?

- А где сейчас, в наше время, можно встретить эти предметы?

- В  4 части писатель снова приготовил нам встречу с Дагни.

- Как мы озаглавили  4 часть? (Подарок для Дагни.) Иллюстрация.

Работа в группах.

ЧИП.  Попробуйте по  4-ой части составить  4 кадра диафильма. Они помогут нам для составления краткого пересказа.

- Вот Дагни собирается на концерт с дядей и тетей.

ДЕЙЛ.  Найдите отрывок, перечитайте его и составьте словесный портрет девушки.

РОКИ.  Прочитайте, в какой необычной обстановке проходил концерт? (Стр. 55 – в парке, под открытым небом, в белые ночи.)

- Найдите в толковом словаре, что такое белые ночи? (На севере в начале лета можно наблюдать такую картину: ночью почти светло, стоят легкие сумерки, т. к. солнце ненадолго прячется за горизонтом.)

- В каком городе России бывают белые ночи? (В Петербурге.)

- А.С. Пушкин так красиво сказал о белых ночах Петербурга.

« … И  не пуская тьму ночную

На золотые небеса,

Одна заря сменить другую

Спешит, дав ночи пол часа».

ДЕЙЛ (проверка.) Какой вы составили портрет Дагни? (Дагни была очень красивой с длинными золотыми косами. Она хотела одеть белое платье, но дядя сказал, что красивая девушка должна быть одета так, чтобы выделяться из окружающей обстановки. Дагни надела черное платье из бархата.)

Самооценка ученика.

- Итак, девушка необычайно красива. Концерт проходит в парке, стоят белые ночи. Всё так чудесно и таинственно, что ждешь: вот – вот произойдет чудо. И чудо происходит.

- Какое? (Дагни слышит свое имя.)

- Сейчас уже никто не сможет точно сказать, какое из своих произведений Григ посвятил Дагне Педерсон.

- Может это?.. Послушайте музыку, которая называется «Песня Сольвейг» и представьте себе Дагни, она слышит музыку, посвященную только ей. Представьте себя на ее месте. Что она должна чувствовать?

- В музыке рассказывается о простом деревенском парне Пер Гюнте, который однажды встречает светловолосую девушку Сольвейг, что означает «солнечный путь». Пер не скрывает восхищения ею. Но он должен заслужить ее любовь. Ему предстоят долгие годы странствий и испытаний, и он просит Сольвейг, чтобы она ждала его. И Сольвейг обещает дождаться. Звучит музыка.

- Какие чувства вызвала у вас прослушанная музыка?

- А какие мысли и чувства охватили Дагни, когда она слушала музыку? Прочитайте. (Стр. 57 – показ слайдов.)

- Почему Дагни  плакала, слушая музыку? (Это  слезы благодарности. Григ уже  умер, и Дагни жаль, что она не сможет выразить ему благодарность за эту чудесную музыку.)

- Прочитайте, за что Дагни была благодарна композитору? (Стр. 59, последний абзац.)

ЧИП (проверка.) Кадры диафильма.

                              1. Дагни с дядей и тетей собирается на концерт.

                              2. Дагни слышит свое имя.

                              3. Дагни  слушает музыку и слезы текут из ее глаз.

                              4. Дагни,  счастливая  и радостная, идет по парку,                                                                                                                                

                                   а люди смотрят ей вслед.

Самооценка ученика.

Y. Итог урока.

- Как вы думаете, что сделало  Грига вечным, бессмертным? (Музыка, талант, любовь к людям, к жизни, желание дарить себя, свою душу.)

 - Так чем же должен жить человек? Дагни это поняла. А поняли ли  вы? (Человек становится  по - настоящему счастлив, лишь даря себя и свое искусство людям.)

YI. Рефлексия учебной деятельности.

-А сейчас оцените свою работу на уроке. Если вы были активными, выберите кружок зеленого цвета, если вы были внимательными – кружок желтого цвета, если вы были артистичными – кружок зеленого цвета.

-Пожалуйста, покажите свой выбор.

-Смотрите, какое  разноцветие сегодня в классе, вы действительно активные, внимательные, артистичные. Молодцы, очень приятно с вами работать. Спасибо за урок.

Планируемый результат обучения и формирование УУД.

Познавательные УУД: формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения (удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов, суждений, аргументации); контроль и оценка результатов деятельности.

Коммуникативные УУД: формировать умение аргументировать своё  предложение, убеждать и уступать; формировать умение договариваться, находить общее решение; развивать способности сохранять доброжелательное отношение друг к другу  во время работы.

Личностные УУД: ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить героев с нравственными нормами.

Регулятивные УУД: понимание и принятие учащимися цели поставленной учителем, адекватное восприятие оценки своей деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками».

Урок для учителей начальных классов...

Тема урока: К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками».

Урок для учителей начальных классов...

Открытый урок по литературному чтению для 4 класса на тему: К.Г. Паустовский "Корзина с еловыми шишками"

В данном плане-конспекте представлено первичное ознакомление с текстом....

Урок литературного чтения в 4 классе по теме "К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»"

Цель: продолжать знакомить учащихся с творчеством К. Г. Паустовского; показать многообразие творчества писателя; расширять кругозор учеников; прививать интерес к литературе, любовь к чтению....

Технологическая карта комплексного урока по учебному предмету «Литературное чтение» в 4-м классе на тему: К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками».

Урок продолжает знакомство с произведениями К.Паустовского, знакомит детей с творчеством Э.Грига, формирует у детей представление о нравственности, эстетических ценностях на основе комплексного изучен...