Фокина Л.П. Контрольно-измерительные материалы,3 класс
тест по русскому языку (3 класс) по теме

Копылова Виктория Борисовна

Проверка усвоения программного материала по изученным темам курса по учебникам Л. М. Зелениной и Т. Е. Хохловой. 3 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Фокина Лидия Петровна                                            Контрольно-измерительные материалы                                          Русский язык 3 класс

3 класс ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Одним из важных дидактических условий, обеспечивающих усвоение знаний, является их систематическая проверка и оценка.

Проверка обеспечивает мне возможность определить качество знаний учащихся, уровень владения формируемыми умениями. Это, в свою очередь, позволяет оценить готовность учащихся к изучению нового материала и эффективность применяемых методов и приёмов обучения.

Для учащихся проверка важна:

  1. она служит своего рода подкреплением правильности формирующихся знаний или тормозом неверных связей;
  2. сам факт проверки психологически настраивает на качественную работу, развивает самоконтроль.

В школьной практике проверка осуществляется в устной и письменной форме; применяются текущий тематический контроль и итоговый учёт знаний.

Основными видами письменных проверочных работ по русскому языку являются: диктанты, проверочные списывания, грамматические задания, изложения, сочинения.

Целью составленных мной проверочных работ является проверка усвоения программного материала по изученным темам курса по учебникам Л. М. Зелениной и Т. Е. Хохловой.

Время проведения проверочных работ – 10-15 минут. Но учитель может регулировать это время, исходя из возможностей своего класса, чтобы избежать нервозной обстановки. А для итоговой работы следует отвести целый урок, так как учащемуся нужно сосредоточиться, чтобы вспомнить всё, что он узнал в течение учебного года по русскому языку.

СЛОВАРНЫЕ ДИКТАНТЫ

Оценки:

 «5» – за безукоризненно выполненную работу, в которой нет исправлений.

«4» – за работу, в которой допущена 1 ошибка или 1–2 исправления.

«3» – за работу, в которой допущены 2 ошибки.

«2» – за работу, в которой допущены 3 и более ошибок.

СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ № 1

(входной)

Ворона, капуста, лопата, мороз, петух, ребята, собака, тарелка, хорошо, язык.

СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ № 2

(за 1 четверть)

Родина, растение, ягода, овощи, квартира, учитель, русский, язык, город, деревня.

СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ № 3

(за 2 четверть)

Картофель, капуста, огород, малина, север, ноябрь, мороз, комната, квартира, трактор.

СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ № 4

Родина, комната, квартира, картина, рисунок, карандаш, пенал, русский, ребята, альбом, пейзаж, портрет.

СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ № 5

(за 3 четверть)

Трамвай, топор, кровать, одежда, яблоко, лестница, праздник, восток, класс, группа, аллея, север.

СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ № 6

(за год)

Тетрадь, язык, север, рисунок, народ, одежда, кровать, квартира, дежурный, берёза, восток, урожай.

ДИКТАНТЫ

Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков.

Грамматический разбор есть средство проверки степени понимания учащимися изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений.

Оценки:

«5» – за работу, в которой нет ошибок.

«4» – за работу, в которой допущено 1–2 ошибки.

«3» – за работу, в которой допущено 3–5 ошибок.

«2» – за работу, в которой допущено более 5 ошибок.

 

Ошибкой в диктанте следует считать:

  • нарушение правил орфографии при написании слов;
  • пропуск и искажение букв в словах;
  • замену слов;
  • отсутствие знаков препинания в пределах программы данного класса;
  • неправильное написание словарных слов.

За ошибку в диктанте не считаются:

  • ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые не изучались;
  • единичный  пропуск точки  в конце предложения, если  первое слово следующего    предложения  записано с заглавной буквы;
  • единичный случай замены одного слова другим без искажения смысла.

За одну ошибку в диктанте считаются:

  • два исправления;
  • две пунктуационные ошибки;
  • повторение ошибок в одном и том же слове.

Негрубыми ошибками считаются следующие:

  • повторение одной и той же буквы в слове;
  • недописанное слово;
  • перенос слова, одна часть которого написана на одной строке, а вторая опущена;
  • дважды записанное одно и то же слово в предложении.

Грамматические задания

"5" ставится за безошибочное выполнение всех заданий.

"4" ставится, если ученик правильно выполнил не менее   3/4  заданий.

"3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 1/2 заданий.

"2" ставится, если ученик не справился с большинством грамматических заданий.

ДИКТАНТ № 1

(входной)

Цель: проверка остаточных знаний по программе второго класса и навыков каллиграфического написания букв.

Осенью

Мы часто ходим в ближайший лесок. Красив русский лес осенью. Яркие краски радуют глаз. Падают сухие листья. Земля покрылась пёстрым ковром. Шуршит под ногами пожухлая трава. В лесу смолкли птичьи песни. Вода в лесных ручьях чистая. Хорошо дышать свежим воздухом. (41 слово)

Слова для справок: ходим, воздухом.

Грамматическое задание:

  1. Записать цифрой, сколько слов в первом предложении.
  2. Слова русский, листья разделить для переноса.

ДИКТАНТ № 2

(за 1 четверть)

Цель: проверить умение применять на практике повторенные орфограммы.

Прощание с осенью

В октябре стоит сырая погода. Весь месяц льют дожди. Дует осенний ветер. Шумят в саду деревья.

Ночью перестал дождь. Выпал первый снег. Кругом светло. Всё вокруг стало нарядным. Две вороны сели на берёзу. Посыпался пушистый снежок. Дорога подмёрзла. Хрустят листья и трава на тропе у дома. (49 слов)

Слова для справок: стало, подмёрзла.

Грамматическое задание:

  1. В первом предложении подчеркнуть подлежащее и сказуемое.
  2. Выписать из текста слово, в котором букв больше, чем звуков.

ДИКТАНТ № 3

по теме «Однокоренные слова»

Цель: проверить умение применять на практике правила написания слов на изученные орфограммы, разбирать слова по составу.

Любители мастерить

Ребятишки любят мастерить разные вещицы. Летом они заготовили сосновые и еловые шишки, семена различных растений. Детишки запасли веточки и листочки. И вот открыта мастерская. Она будет выпускать лесные игрушки. Мальчики и девочки делают забавных зверюшек. Вот лесовичок. Какая красивая лисичка-сестричка! Какие чудные ежиха и козлёнок! Кому подарить эти поделки? Ученики отнесли их в детский сад. (55 слов)

Слова для справок: лисичка-сестричка.

Грамматические задания:

  1. Выписать два слова, в которых есть суффиксы, и разобрать их по составу.
  2. Третье предложение разобрать по членам предложения.
  3. Выполнить слого-звуковой анализ слова семена.

ДИКТАНТ № 4

(за 2 четверть)

Цель: проверить умение применять правила правописания слов с орфограммами в корне слова, формировать умение проверять написание этих слов изменением формы слова, подбором родственных слов.

На улицах города

Зимой убирают снег с улиц. Вот машина с железным скребком и круглой щёткой. Она очищает скребком снег с дороги, а щётка всё подметает. Теперь снег надо убирать. Подходит другая машина. Она остановилась около снежной кучи. Заработала машина железными лопатами – снег пополз в грузовик. Скоро снега не осталось, будто в городе и зимы не было. (58 слов)

(По Н.  Калинину)

Грамматические задания:

  1. Разобрать слова по составу.

1 вариант: подметает, с железным.

2 вариант: подходит, около снежной.

  1. Предложение разобрать по членам предложения: Она остановилась около снежной кучи.
  2. Придумать слова к схемам:

        

ДИКТАНТ № 5

по теме «Правописание корней»

Цель: выявить сформированность навыков правописания слов на основе изученных правил; проверить усвоение элементарной теории языка: правописание о, е в сложных словах, безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных, правописание приставок, разделительного твёрдого знака, удвоенных согласных, смягчающего мягкого знака; проверить умение определять части речи и разбирать слово по составу; проверить умение определять главные и второстепенные члены предложения.

Подъём в гору

Альпинистов часто называют скалолазами. Это смелые, выносливые люди. Им приходится видеть водопады, наблюдать землетрясения, извержения вулканов.

Эти спортсмены – умелые пешеходы. Они проходят большие расстояния до горных хребтов, а затем поднимаются вверх. Подъём становится всё круче. Приходится постоянно делать крутые повороты и идти в обход. Отдохнуть можно на бугорке.

Взгляду открылся интересный вид. На утёсе орёл съедал свою добычу. Бедный зайчишка попался ему в лапы. Альпинисты почувствовали жалость к зверьку.

Грамматические задания:

  1. Последнее предложение разобрать по частям речи и членам предложения.
  2. Разобрать по составу слова: скалолаз, землетрясение, проходят, зайчишка.

СВОБОДНЫЙ ДИКТАНТ № 6

по теме «Имя существительное»

Цель: формировать орфографическую зоркость, навыки грамотного письма.

Словарная работа: (запись на доске)

Овеяно, легенда, победа, на передовой, генералы, офицеры, солдаты, сражение, Великая Отечественная война, руководство, Маршал Жуков Георгий Константинович, Ленинград, Курская дуга, Сталинградское сражение, битва за Берлин, акт о безоговорочной капитуляции Германии, Парад Победы, торжеством, Спасские ворота.

Маршал Победы

Имя Георгия Константиновича Жукова овеяно легендой.

Его сила духа, вера в победу передавались всему фронту.

На передовой в его лицо с надеждой смотрели генералы, офицеры, солдаты.

Все великие сражения Великой Отечественной войны были проведены под руководством Маршала Жукова. Ленинград, Курская дуга, Сталинградское сражение и битва за Берлин.

Жуков принял акт о безоговорочной капитуляции Германии. Бурная радость перемежалась со слезами.

Ему была оказана честь принимать Парад Победы 24 июня 1945 года на Красной площади в Москве.

Застыли войска. Торжеством светятся глаза солдат, генералов, маршалов, гостей. Из Спасских ворот на белом коне выехал Маршал Жуков. Грянули торжественные звуки дорогой для каждой русской души музыки Глинки «Славься».

Георгий Константинович Жуков был всегда солдатом Отчизны.

ЗРИТЕЛЬНО-СЛУХОВОЙ ДИКТАНТ № 7

по теме «Имя существительное»

Цель: тренировать умение применять правила правописания слов со звонкими и глухими согласными, удвоенными согласными, разделительным мягким знаком, безударными гласными в практике письма; умение находить орфограммы, проверять их написанием формы слова, подбором родственных слов; проверять навыки правописания мягкого знака в именах существительных с основой, оканчивающейся шипящим звуком.

Мой товарищ Илья гостил у бабушки. Село Юрьево находится на берегу реки Свищ.

Заиграет на берегу первый луч солнца, а друзья уже на берегу реки. У них всегда с собой удочки. А вот поймана первая рыбка – ёрш. Ловили ребята и крупную рыбу. Попадался окунь, лещ, карась, линь, сом.

Мальчики часто ходили в лес за грибами. Однажды они зашли в лесную глушь. Кругом тишь. Только в овраге журчал ключ. Много грибов набрали мальчики в лесной чаще.

Грамматическое задание:

  1. Подчеркнуть три существительных мужского рода с шипящим на конце.
  2. Написать три имени существительного женского рода с шипящим на конце.

ДИКТАНТ № 8

(за 3 четверть)

Цель: проверить навык правописания двойных, непроизносимых, безударных, звонких и глухих согласных, предлогов и приставок, родовых окончаний имён существительных, не с глаголами, мягкого знака после шипящих на конце основы; проверить умение разбирать слова по составу, а предложения по частям речи.

Русские мастера

В нашем русском краю всё в старину было деревянное. Из дерева делали ложки и дома, ступки и кадки.

Русские мастера по дереву славились повсюду. Особенно были знамениты новгородские плотники. Здесь топором владел каждый.

Они строили деревянные здания с удивительной быстротой. Плотники возвели в Коломне деревянный дворец. Это настоящее чудо из дерева. На него приезжали любоваться гости из многих стран.

(По. Е. Мар)

Слова для справок: повсюду, деревянный.

Грамматические задания:

  1. Второе предложение разобрать по членам предложения и частям речи.
  2. Разобрать слова по составу: в старину, любоваться, дом.

ДИКТАНТ № 9

по теме «Имя прилагательное»

Цель: проверить умение писать безударные родовые окончания имён прилагательных в единственном числе и окончания прилагательных во множественном числе.

Ранняя весна

Наступает радостное время года. Ласковое весеннее солнце согревает всё вокруг. Синее небо высокое. По небу плывёт лёгкое облачко. Крепкий лёд на реке потемнел. Сонный лес стоит голый. Пахучие почки уже набухли. На вербах отпали тонкие чешуйки, показались серебряные барашки. На земле лежит прошлогодняя листва, сухие травинки. В вершинах деревьев шумит весенний ветер. Счастливое время!

Грамматические задания:

  1. Разобрать по членам предложения.

1 вариант: 4 предложение.

2 вариант: 5 предложение.

  1. Разобрать по составу слова:

1 вариант: радостное, травинка.

2 вариант: в вершинах, ласковое.

  1. Подобрать прилагательные, близкие по смыслу:

1 вариант: ласковое, крепкий.

2 вариант: радостное, счастливое.

ДИКТАНТ № 10

по теме «Глагол»

Цель: проверить усвоение правил написания изученных орфограмм; умение правильно писать родовые окончания у имён прилагательных, предлоги и приставки; выполнять разбор слова по составу, подбор однокоренных слов, разбирать предложения по членам, изменять глаголы по временам.

Лакомства для зверей

Бурого медведя считают хозяином смешанных лесов. Он очень любит малину и мёд. Косолапый часто совершает набеги на жилища диких пчёл. Забредает порой на пасеки. Пчёлы мстят медведю. Они жалят его в кончик носа, язык. Зверю приходится спасаться бегством.

Барсук поедает коренья растений, полевых мышей, земляных червей, юрких ящериц, ядовитых змей, болотных лягушек. Его любимое лакомство – виноград.

Заяц любит грызть морковь, капусту, репу и петрушку.

Грамматические задания:

  1. Выписать три словосочетания глаголов с именами существительными, указать число и время глаголов.
  2. Разобрать по составу слова: набеги, приходится, полевых.
  3. Разобрать предложения по членам и частям речи:

1 вариант: 1 предложение.

2 вариант: последнее предложение.

ДИКТАНТ № 11

(за год)

Цель: проверить уровень навыков правописания слов на изученные в течение учебного года орфограммы, написание предлогов и приставок, родовых окончаний имён прилагательных, личных окончаний глаголов; умение определять границы предложения; подбирать однокоренные слова, разбирать слова по составу; разбирать предложения по частям речи и членам предложения.

Береги птиц

В солнечное утро у пруда закуковала кукушка.

Деревья ещё не просохли от утренней росы. Откуковала кукушка. И вот весь сад засвистел, зашумел листьями.

Божьи коровки, птицы взялись за работу. Для птиц настала жаркая пора. С утра до позднего вечера пернатые несут корм в гнёзда.

В эти дни постарайся не гулять по лесу с собакой. Легко спугнуть птиц с гнезда. Погибнут от голода птенцы.

Грамматические задания:

  1. Подберите однокоренные слова:

1 вариант: утро, кукушка.

2 вариант: роса, работа.

  1. Разобрать слова по составу: засвистел, жаркая, листьями.
  2. Первое предложение разберите по частям речи и членам предложения.
  3. В последнем предложении укажите род, число, падеж имён существительных.

КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ

Контрольное списывание, как и диктант, - способ проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков. Здесь также проверяется умение списывать с печатного текста, обнаруживать орфограммы, находить границы предложения, устанавливать части текста, выписывать ту или иную часть текста.

Оценки:

 «5» – за безукоризненно выполненную работу, в которой нет исправлений.

«4» – за работу, в которой допущена 1 ошибка или 1–2 исправления.

«3» – за работу, в которой допущены 2 ошибки.

«2» – за работу, в которой допущены 3 и более ошибок.

КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ № 1

(входное)

Цель: проверить навыки списывания.

Новый дом

Ирина Петровна Соловьёва работает на заводе. Она собирает часы. Семья Соловьёвых получает новую квартиру. Квартира находится на шестом этаже. Из её окон очень красивый вид. Около дома жильцы посадили цветы и деревья. Есть во дворе и детская площадка. Друзья и родные поздравили семью с новосельем.

КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ № 2

(за 1 четверть)

Цель: проверить навыки списывания.

В ноябре

На улице стоит слабый мороз. Солнце посылает на землю яркие лучи. Под ногами хрустит снег. Дорога укатана санями. Небо над землёй стоит чистое и высокое. Днём можно увидеть на небе молодой месяц серпом. В лесных ручьях течёт светлая и прозрачная вода. На дне ручьёв видны сухие листочки и травинки. (51 слово)

(По И. Соколову-Микитову)

КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ № 3

(за 2 четверть)

Цель: формировать навык самостоятельной работы, проверять сформированность навыка списывания и каллиграфические навыки.

Старые знакомые

Слонёнок, попугай, удав и мартышка жили в Африке. Каждый день они собирались вместе. Мартышка пела смешные песенки. Удав, слонёнок и попугай слушали и смеялись. Слонёнок задавал всем умные вопросы. Иногда слонёнок и мартышка брали удава и крутили, как скакалку, а попугай прыгал через него.

Всем было очень весело.

(По Г. Остеру)

КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ № 4

(за 3 четверть)

Цель: проверить навыки списывания.

В России живёт множество разных народов. Народы эти объединяются в группы, а группы – в семьи. Это объединение происходит по языку, на котором они говорят.

До наших дней дошла поговорка кочевников: «Наша дружба поблекнет лишь тогда, когда хмель утонет в воде, как камень, и камень полетит по воздуху, как хмель».

Хмель – это вьющееся растение. Стебелёк у хмеля длинный, лёгкий. Такой никогда не утонет!

КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ № 5

(за год)

Цель: проверить умение каллиграфически правильно писать буквы, слова, предложения без пропусков, вставок, искажений букв; формировать умение работать самостоятельно, применять правила написания орфограмм в словах.

Липки

Светит горячее весеннее солнце. Льёт тёплый дождь. Алёнка и Таня вышли на улицу. Они стали шлёпать босыми ногами по лужам. Взлетели весёлые брызги. Девочки громко смеялись.

Дождь быстро кончился. Девочки увидели Ваню Дроздова. Он нёс маленькие деревца. Это были липки. Их вырастили из семян. Деревца будут сажать около пасеки. Пчёлы любят липовый цвет.

ТЕСТЫ

Тестовые задания – динамичная форма проверки, направленная на установление уровня сформированности умения использовать свои знания в нестандартных учебных ситуациях.

Оценки:

«5» - 97-100%

«4» - 77-96%

«3» - 50-76%

«2» - менее 50%

РАБОТА № 1 по теме

«Предложение. Словосочетание. Слово. Связь слов в предложении».

Учащийся  …………………………………………………………………………………..

Проверь себя!

Знаешь ли ты:

  • какими могут быть предложения по цели высказывания;
  • какими могут быть предложения по интонации?

Умеешь ли ты:

  • различать словосочетания и предложения;
  • выделять предложения в тексте без знаков препинания;
  • оформлять предложения на письме по правилам;
  • устанавливать связь слов в предложении?

1.Прочитай группы слов, подчеркни предложение. В предложении поставь знак препинания.

Жили-были волк и лиса

Построил из хвороста

Сделала изо льда

2.Прочитай. Выдели предложения и оформи их по правилам письма.

утро по небу плывут лёгкие облака тихо шелестит листва на деревьях утка ведёт утят к пруду как старательно они шагают за мамой

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..

3.Прочитай. Определи (подчеркни), каким по цели высказывания является каждое предложение. Расставь знаки препинания.

Умеете ли вы собирать грибы и ягоды  

  • повествовательное
  • побудительное
  • вопросительное

Как отыскать белый гриб

  • повествовательное
  • побудительное
  • вопросительное

Как найти поляну с земляникой

  • повествовательное
  • побудительное
  • вопросительное

Бабушка рассказывает мне об этом

  • повествовательное
  • побудительное
  • вопросительное

Приходите, послушайте

  • повествовательное
  • побудительное
  • вопросительное

4.Прочитай. Стрелками укажи связь слов в каждом предложении.

Черёмуха душистая весною расцвела. (С. Есенин)

Яркая зелёная трава покрыла луга.

В небе звенит песня жаворонка.

ОТВЕТЫ

РАБОТА № 1 по теме

«Предложение. Словосочетание. Слово. Связь слов в предложении».

1.Прочитай группы слов, подчеркни предложение. В предложении поставь знак препинания.

Жили-были волк и лиса.

Построил из хвороста

Сделала изо льда

2.Прочитай. Выдели предложения и оформи их по правилам письма.

Утро. По небу плывут лёгкие облака. Тихо шелестит листва на деревьях. Утка ведёт утят к пруду. Как старательно они шагают за мамой!

3.Прочитай. Определи (подчеркни), каким по цели высказывания является каждое предложение. Расставь знаки препинания.

Умеете ли вы собирать грибы и ягоды?   

  • повествовательное
  • побудительное
  • вопросительное

Как отыскать белый гриб?

  • повествовательное
  • побудительное
  • вопросительное

Как найти поляну с земляникой?

  • повествовательное
  • побудительное
  • вопросительное

Бабушка рассказывает мне об этом.

  • повествовательное
  • побудительное
  • вопросительное

Приходите, послушайте!

  • повествовательное
  • побудительное
  • вопросительное

4.Прочитай. Стрелками укажи связь слов в каждом предложении.

Черёмуха душистая весною расцвела. (С. Есенин)

Яркая зелёная трава покрыла луга.

В небе звенит песня жаворонка.

РАБОТА № 2 по теме

«Главные и второстепенные члены предложения.

Распространенные и нераспространённые предложения».

Учащийся ……………………………………………………………………………….

Проверь себя!

Умеешь ли ты:

  • выделять в предложении главные члены предложения;
  • различать распространённые и нераспространённые предложения?

1.Прочитай. Оформи предложения по правилам. В каждом предложении подчеркни главные члены предложения.

громко кукушка вдали куковала тихо шелестели осинки заяц выскочил на полянку в траве трещали кузнечики

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

2.Подумай и ответь (подчеркни нужный ответ).

Можно ли в тексте задания №1 переставить предложения местами?

  • Да.
  • Нет

Нарушится ли при этом впечатление от описания?

  • Да.
  • Нет

3.Выбери и подчеркни правильный ответ.

Предложения, которые состоят только из главных членов предложения, - это (распространённые, нераспространённые) предложения.

Предложения, которые состоят из главных и второстепенных членов предложения, - это (распространённые, нераспространённые) предложения.

4.Прочитай. Подчеркни распространённые предложения.

Полюбуйся! Весна наступает.

Журавли караваном летят.

В ярком золоте день утопает,

И ручьи по оврагам шумят.

                                      (И. Никитин)

ОТВЕТЫ

РАБОТА № 2 по теме

«Главные и второстепенные члены предложения.

Распространенные и нераспространённые предложения».

1.Прочитай. Оформи предложения по правилам. В каждом предложении подчеркни главные члены предложения.

Громко кукушка вдали куковала. Тихо шелестели осинки. Заяц выскочил на полянку. В траве трещали кузнечики.

2.Подумай и ответь (подчеркни нужный ответ).

Можно ли в тексте задания №1 переставить предложения местами?

  • Да.
  • Нет

Нарушится ли при этом впечатление от описания?

  • Да.
  • Нет

3.Выбери и подчеркни правильный ответ.

Предложения, которые состоят только из главных членов предложения, - это (распространённые, нераспространённые) предложения.

Предложения, которые состоят из главных и второстепенных членов предложения, - это (распространённые, нераспространённые) предложения.

4.Прочитай. Подчеркни распространённые предложения.

Полюбуйся! Весна наступает.

Журавли караваном летят.

В ярком золоте день утопает,

И ручьи по оврагам шумят.

                                      (И. Никитин)

РАБОТА № 3 по теме

«Подлежащее и сказуемое»

Учащийся ………………………………………………………………………………………..

Проверь себя!

Знаешь ли ты:

  • на что указывает подлежащее;
  • на что указывает сказуемое?

Умеешь ли ты:

  • выделять главные члены предложения (подлежащее и сказуемое);
  • разбирать предложения по членам предложения.

1.Прочитай. Подчеркни предложение, которое можно заменить предложением из одного слова: Рассветает или Светает.

Солнце встаёт. Серебристая роса покрыла луга. Над рекой поднимается туман.

2.В тексте задания № 1 в распространённых предложениях подчеркни подлежащее и сказуемое.

3.Дополни высказывание.

…………………………… указывает, о ком или о чём говорится в предложении.

……………………………указывает, что в предложении говорится о подлежащем.

4*.Прочитай предложения. Отметь Знаком + слова, которые употреблены не в прямом, а в переносном значении.

В последнем предложении подчеркни главные члены предложения.

Тихо пел самовар. Вздыхала река. Шептались на опушке берёзки.

ОТВЕТЫ

РАБОТА № 3 по теме

«Подлежащее и сказуемое»

1.Прочитай. Подчеркни предложение, которое можно заменить предложением из одного слова: Рассветает или Светает.

Солнце встаёт. Серебристая роса покрыла луга. Над рекой поднимается туман.

2.В тексте задания № 1 в распространённых предложениях подчеркни подлежащее и сказуемое.

Солнце встаёт. Серебристая роса покрыла луга. Над рекой поднимается туман.

3.Дополни высказывание.

Подлежащее указывает, о ком или о чём говорится в предложении.

Сказуемое указывает, что в предложении говорится о подлежащем.

4*.Прочитай предложения. Отметь Знаком + слова, которые употреблены не в прямом, а в переносном значении.

В последнем предложении подчеркни главные члены предложения.

           +                             +                         +

Тихо пел самовар. Вздыхала река. Шептались на опушке берёзки.

РАБОТА № 4 по теме

«Логическое ударение. Интонация перечисления».

Учащийся …………………………………………………………………………………….

Проверь себя!

Умеешь ли ты:

  • выделять в предложении слово, на которое падает логическое ударение;
  • передавать интонацию перечисления на письме?

1.Прочитай предложение.

Завтра Лёша идёт с мамой в театр.

Запиши, на каком слове надо сделать логическое (смысловое) ударение, чтобы обратить внимание на то,

когда Лёша идёт в театр: ………………………………….;

куда Лёша идёт: ……………………………………;

с кем Лёша идёт: …………………………………

2.Прочитай предложение.

Ты любишь лес?

Подчеркни слово, на котором надо сделать логическое ударение, чтобы на этот вопрос получить ответ: Да, лес!

3.Продолжи высказывание.

На письме интонация перечисления передаётся (обозначается) ………………….. .

4.Прочитай текст.

Расставь в предложениях недостающие знаки препинания.

Человек видит мир в красках. Кашалоты совы собаки мыши видят всё чёрно-белым. В глубоких пещерах живут совсем безглазые жуки раки рыбы.

ОТВЕТЫ

РАБОТА № 4 по теме

«Логическое ударение. Интонация перечисления».

1.Прочитай предложение.

Завтра Лёша идёт с мамой в театр.

Запиши, на каком слове надо сделать логическое (смысловое) ударение, чтобы обратить внимание на то,

когда Лёша идёт в театр: завтра;

куда Лёша идёт: в театр;

с кем Лёша идёт: с мамой.

2.Прочитай предложение.

Ты любишь лес?

Подчеркни слово, на котором надо сделать логическое ударение, чтобы на этот вопрос получить ответ: Да, лес!

3.Продолжи высказывание.

На письме интонация перечисления передаётся (обозначается) запятыми.

4.Прочитай текст.

Расставь в предложениях недостающие знаки препинания.

Человек видит мир в красках. Кашалоты, совы, собаки, мыши видят всё чёрно-белым. В глубоких пещерах живут совсем безглазые жуки, раки, рыбы.

РАБОТА № 5 по теме

«Основа и окончание. Корень, приставка, суффикс. Однокоренные слова».

Учащийся ……………………………………………………………………………

Проверь себя!

Знаешь ли ты:

  • какие части могут входить в основу слова;
  • что называется корнем, приставкой, суффиксом?

Умеешь ли ты:

  • различать однокоренные слова и разные формы одного и того же слова;
  • подбирать (выделять) группы однокоренных слов;
  • разбирать слова по составу;
  • различать однокоренные слова и слова неоднокоренные, но близкие по значению;
  • различать слова, имеющие одинаково звучащие корни, но не являющиеся однокоренными?

1.Прочитай. Впиши недостающие слова.

Главная часть основы слова называется ………………………………;

Часть основы слова, стоящая перед корнем, называется ……………………………;

Часть основы слова, стоящая после корня, называется ……………………………….

2.Разбери слова по составу, используя условные обозначения для каждой части слова.

Прогулка, переход, поле, зимушка.

Безголосый, лесная, голубой.

*Пробегает, светит.

3.Разбери слова по составу. Цифрами укажи, по какой схеме построено каждое слово.

Степной, заморозки, пень, ходит, речная, холодная, вода, закипит.

  1. ………………………………………………………………………………………………………………….
  2.  …………………………………………………………………………………………………………………
  3.  ………………………………………………………………………………………………………………….
  4.  …………………………………………………………………………………………………………………..

4.Прочитай. Вставь пропущенные слова. 

Основа слова может состоять из ………………………….. ; из ………………………… и ………………………; из …………………………… и ……………………………….; из ………………………, ………………………….. и ……………………….. .

5.Запиши по одному или более слов, построенных так:

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

                     

                                                                                                                                                         

6*.Прочитай.

Лес, лесник, снег, леса, лесом, снега, лесок, снежок.

В один столбик запиши однокоренные слова, в другой столбик – разные формы одного и того же слова.

…………………………………..                                   ……………………………………...

…………………………………..                                   ……………………………………...

…………………………………..                                   ……………………………………...

…………………………………..                                   ……………………………………...

…………………………………..                                   ……………………………………...

7*.Прочитай.

Укажи, являются ли все слова каждой группы однокоренными.

Очи (глаза), очки, очечник.

  • Да
  • Нет

Водный, вода, водитель.

  • Да
  • Нет

Лесник, лес, лесная.

  • Да
  • Нет

Забор, бор (хвойный лес), борец.

  • Да
  • Нет

Мел, мельница, мель.

  • Да
  • Нет

Стол, столовая, столик.

  • Да
  • Нет

8*.Составь и запиши слово с корнем –ВОД-. Приставка у него должна быть такая, как в слове ПОДСКАЗКА, суффикс – как в слове ДВОРНИК.

…………………………………………………………………………………………………………………………..

ОТВЕТЫ

РАБОТА № 5 по теме

«Основа и окончание. Корень, приставка, суффикс. Однокоренные слова».

1.Прочитай. Впиши недостающие слова.

Главная часть основы слова называется корнем;

Часть основы слова, стоящая перед корнем, называется приставкой;

Часть основы слова, стоящая после корня, называется суффиксом.

2.Разбери слова по составу, используя условные обозначения для каждой части слова.

Прогулка, переход, поле, зимушка.

Безголосый, лесная, голубой.

*Пробегает, светит.

3.Разбери слова по составу. Цифрами укажи, по какой схеме построено каждое слово.

Степной, заморозки, пень, ходит, речная, холодная, вода, закипит.

  1. заморозки
  1. пень, ходит, вода
  2. степной, речная, холодная
  3. закипит

4.Прочитай. Вставь пропущенные слова. 

Основа слова может состоять из корня; из корня  и приставки; из корня и суффикса; из корня, приставки и суффикса .

5.Запиши по одному или более слов, построенных так:

подземный

роза

столик

походы

                                                                                                                                                                         

6*.Прочитай.

Лес, лесник, снег, леса, лесом, снега, лесок, снежок.

В один столбик запиши однокоренные слова, в другой столбик – разные формы одного и того же слова.

лес                          лес

лесник                   снег

снег                        леса

лесок                     лесом

снежок                  снега

7*.Прочитай.

Укажи, являются ли все слова каждой группы однокоренными.

Очи (глаза), очки, очечник.

  • Да
  • Нет

Водный, вода, водитель.

  • Да
  • Нет

Лесник, лес, лесная.

  • Да
  • Нет

Забор, бор (хвойный лес), борец.

  • Да
  • Нет

Мел, мельница, мель.

  • Да
  • Нет

Стол, столовая, столик.

  • Да
  • Нет

8*.Составь и запиши слово с корнем –ВОД-. Приставка у него должна быть такая, как в слове ПОДСКАЗКА, суффикс – как в слове ДВОРНИК.

Подводник

РАБОТА № 6 по теме

«Правописание безударных гласных и парных согласных в корне слова. Разделительный твёрдый знак и разделительный мягкий знак. Непроизносимые согласные. Двойные согласные».

Учащийся ………………………………………………………………………………………….

Проверь себя!

Умеешь ли ты:

  • проверять обозначение на письме безударных гласных и парных согласных звуков в корне слова;
  • различать написание слов с разделительным мягким знаком и разделительным твёрдым знаком;
  • грамотно писать слова с непроизносимыми согласными в корне слова и двойными согласными?

1.Прочитай. Подчеркни в словах согласные орфограммы.

Берег, мороз, сказка, аллея, лестница, берёзка, сердце.

2.Прочитай текст. Выпиши слова с согласными орфограммами. Перед этими словами напиши проверочные слова. Укажи цифрами 1 или 2 способ проверки каждого слова (1-й способ – изменение формы слова; 2-й способ – подбор однокоренных слов).

Вылепили дед и баба из снежка девочку. Вылепили ножки, головку. Глазки из голубых льдинок сделали. Бровки угольком вывели.

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..

3.Прочитай. Вставь пропущенные буквы.

Радо … ный май; опа … ная дорога; зимняя в … юга; крутой под … ём;

в … сёлый смех; интере … ная книга; яркое со … це; светлый кла …; лё … кое облако; осе … ий сад; ж … вой уголок; л … сная ч … ща; ру .. ная в … рона; волч … и следы.

4*.Прочитай. Исправь ошибки.

Мальчик полоскал собаку. Витя осторожно слизал с дерева. На крышу дома поставили новую аннтену. Наша дача стоит на берегу чудестного озера. Всю ночь лъёт сильный дождь. Мама выполнила мою прозьбу.

5.Прочитай. Из выделенной части текста выпиши слова с безударными гласными в корне. Перед этими словами напиши проверочные слова. Укажи способ проверки (1-й способ – изменение формы слова; 2-й способ – подбор однокоренных слов).

Там не неводомых дорожках

Следы невиданных зверей;

Избушка там на курьих ножках

Стоит без окон, без дверей.

                             (А. С. Пушкин)

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..

ОТВЕТЫ

РАБОТА № 6 по теме

«Правописание безударных гласных и парных согласных в корне слова. Разделительный твёрдый знак и разделительный мягкий знак. Непроизносимые согласные. Двойные согласные».

1.Прочитай. Подчеркни в словах согласные орфограммы.

Берег, мороз, сказка, аллея, лестница, берёзка, сердце.

2.Прочитай текст. Выпиши слова с согласными орфограммами. Перед этими словами напиши проверочные слова. Укажи цифрами 1 или 2 способ проверки каждого слова (1-й способ – изменение формы слова; 2-й способ – подбор однокоренных слов).

Вылепили дед и баба из снежка девочку. Вылепили ножки, головку. Глазки из голубых льдинок сделали. Бровки угольком вывели.

(Ответы даны примерные. Возможны другие варианты)

Дедушка – дед (2)

Снежок – снежка (1)

Ножек – ножки (1)

Голова – головку (2)

Глаза – глазки (2)

Брови – бровки (2)

3.Прочитай. Вставь пропущенные буквы.

Радостный май; опасная дорога; зимняя вьюга; крутой подъём;

весёлый смех; интересная книга; яркое солнце; светлый класс; лёгкое облако; осенний сад; живой уголок; лесная чаща; ручная ворона; волчьи следы.

4*.Прочитай. Исправь ошибки.

Мальчик поласкал собаку. Витя осторожно слезал с дерева. На крышу дома поставили новую антенну. Наша дача стоит на берегу чудесного озера. Всю ночь льёт сильный дождь. Мама выполнила мою просьбу.

5.Прочитай. Из выделенной части текста выпиши слова с безударными гласными в корне. Перед этими словами напиши проверочные слова. Укажи способ проверки (1-й способ – изменение формы слова; 2-й способ – подбор однокоренных слов).

Там не неводомых дорожках

Следы невиданных зверей;

Избушка там на курьих ножках

Стоит без окон, без дверей.

                             (А. С. Пушкин)

След – следы (1)

Зверь – зверей (1)

Избы – избушка (2)

Стой – стоит (1)

Окошко – окон (2)

Дверь – дверей (1)

РАБОТА № 7 по теме

«Приставка и предлог»

Учащийся ………………………………………………………………………………………

Проверь себя!

Умеешь ли ты:

  • различать предлоги и приставки;
  • грамотно писать приставки по-, под-, от-, про-, до-, об-, на-, за-, над-?

1.Прочитай песенку про Незнайку. Вставь пропущенные буквы. Подчеркни пропущенные орфограммы в корне.

П … садил Незнайка ре … ку,

Раст … лстела ре … ка крепко,

Землю всю разворотила,

Даже дом наш п …валила.

Стали мы на ре ..ке ж … ть

И п …стройки возводить.

Но на ре … ке в воскресенье

Нач … лось землетр … сение.

                                 (Н. Носов)

2.Прочитай словосочетания. Вставь пропущенные буквы. Подчеркни орфограммы в приставках.

Н … стольная лампа; п …дводная ло …ка; з … морские п …дарки; д …верчивый человек; о … битый мяч; пр …хладный веч …р; пр …гулочная коляска; пр …ливной дож …; о …горелый пень; з …городный дом.

3.Прочитай отрывок из повести-сказки А. Милна «Винни Пух и все-все-все». Вставь пропущенные буквы. Подчеркни орфограммы в приставках.

Пятачок предлож …л н …вестить всех-всех-всех. Винни-Пух по …крепился перед п …ходом. В пути друз …я устали. Поэтому они з …держались у Кенги и ещё раз п …завтракали.

4.Прочитай текст. Запиши через запятую выделенные слова без скобок.

Утром Алёшка (за)шёл (за)товарищем. Друзья быстро (до)брались (до)реки. Теплоход (от)чалил (от)пристани.

Скоро ребята (под)ходили (к)лесу. (На)опушке они (на)брали спелой земляники. (Под)берёзкой (в)траве (под)нимался  белый гриб.

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..

5.Прочитай. Подчеркни предлоги.

(На)брести (на)малинник; (за)вернуть (за)угол; (над)писать (над)условием; (по)бегать (по) полю.

6.Прочитай отрывок из «Сказки о царе Салтане …» А. Пушкина. Запиши выделенные слова через запятую без скобок. Обозначь приставки.

И (по)слушалась волна:

Тут же (на)берег она

Бочку вынесла легонько

И (от)хлынула тихонько.

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

ОТВЕТЫ

РАБОТА № 7 по теме

«Приставка и предлог»

1.Прочитай песенку про Незнайку. Вставь пропущенные буквы. Подчеркни пропущенные орфограммы в корне.

Посадил Незнайка репку,

Растолстела репка крепко,

Землю всю разворотила,

Даже дом наш повалила.

Стали мы на репке жить

И постройки возводить.

Но на репке в воскресенье

Началось землетрясение.

                                 (Н. Носов)

2.Прочитай словосочетания. Вставь пропущенные буквы. Подчеркни орфограммы в приставках.

Настольная лампа; подводная лодка; заморские подарки; доверчивый человек; отбитый мяч; прохладный вечер; прогулочная коляска; проливной дождь; обгорелый пень; загородный дом.

3.Прочитай отрывок из повести-сказки А. Милна «Винни Пух и все-все-все». Вставь пропущенные буквы. Подчеркни орфограммы в приставках.

Пятачок предложил навестить всех-всех-всех. Винни-Пух подкрепился перед походом. В пути друзья устали. Поэтому они задержались у Кенги и ещё раз позавтракали.

4.Прочитай текст. Запиши через запятую выделенные слова без скобок.

Утром Алёшка (за)шёл (за)товарищем. Друзья быстро (до)брались (до)реки. Теплоход (от)чалил (от)пристани.

Скоро ребята (под)ходили (к)лесу. (На)опушке они (на)брали спелой земляники. (Под)берёзкой (в)траве (под)нимался  белый гриб.

Зашёл, за товарищем, добрались, до реки, отчалил, от пристани, подходили, к лесу, на опушке, набрали, под берёзкой, в траве, поднимался.

5.Прочитай. Подчеркни предлоги.

(На)брести (на)малинник; (за)вернуть (за)угол; (над)писать (над)условием; (по)бегать (по) полю.

6.Прочитай отрывок из «Сказки о царе Салтане …» А. Пушкина. Запиши выделенные слова через запятую без скобок. Обозначь приставки.

И (по)слушалась волна:

Тут же (на)берег она

Бочку вынесла легонько

И (от)хлынула тихонько.

Послушалась, на берег, отхлынула.

РАБОТА № 8 по теме

«Имя существительное»

Учащийся …………………………………………………………………………………….

Проверь себя!

Знаешь ли ты, что могут обозначать имена существительные, и на какие вопросы они отвечают?

Умеешь ли ты различать имена существительные собственные и нарицательные?

1.Прочитай. Нужные вопросы подчеркни.

Имена существительные отвечают на вопросы (какой? какая? какое? какие? что? кто? что делать? что сделать?).

2.Прочитай. Допиши высказывание.

Имена существительные обозначают …………………………………….. .

3.Прочитай. Подчеркни имена существительные.

Ехать, девочка, бег, прыгать, синий, город, писать, красивый, синева, дождь, молодой, прыжок, иней, зимовать, красота.

4.Прочитай. Цифрами укажи, что обозначает каждое существительное.

        1                              2                                  3                                         4

предмет                  действие                     признак                    явление природы  

Дедушка, пение, град, езда, белизна, ходьба, снег, парта, листок, заморозки, аккуратность.

1……………………………………………………………………………………………………………………..

2……………………………………………………………………………………………………………………..

3……………………………………………………………………………………………………………………..

4……………………………………………………………………………………………………………………..

5.Прочитай. Подчеркни нарицательные имена существительные.

Подружка. Собака. Галина. Деревня. Ока. Минск. Дом. Рекс. Девочка. Заяц.

6.Прочитай. Подчеркни имена собственные.

Меня зовут Сергей. Я живу в городе Ярославле. Этот город стоит на Волге. Мой друг Николай живёт в Сибири. Там протекает большая река Енисей.

ОТВЕТЫ

РАБОТА № 8 по теме

«Имя существительное»

1.Прочитай. Нужные вопросы подчеркни.

Имена существительные отвечают на вопросы (какой? какая? какое? какие? что? кто? что делать? что сделать?).

2.Прочитай. Допиши высказывание.

Имена существительные обозначаю предметы, явления природы, действия или признаки.

3.Прочитай. Подчеркни имена существительные.

Ехать, девочка, бег, прыгать, синий, город, писать, красивый, синева, дождь, молодой, прыжок, иней, зимовать, красота.

4.Прочитай. Цифрами укажи, что обозначает каждое существительное.

        1                              2                                  3                                         4

предмет                  действие                     признак                    явление природы  

Дедушка, пение, град, езда, белизна, ходьба, снег, парта, листок, заморозки, аккуратность.

1. дедушка, парта, листок.

2. пение, езда, ходьба.

3. белизна, аккуратность.

4. град, снег, заморозки.

5.Прочитай. Подчеркни нарицательные имена существительные.

Подружка. Собака. Галина. Деревня. Ока. Минск. Дом. Рекс. Девочка. Заяц.

6.Прочитай. Подчеркни имена собственные.

Меня зовут Сергей. Я живу в городе Ярославле. Этот город стоит на Волге. Мой друг Николай живёт в Сибири. Там протекает большая река Енисей.

РАБОТА № 9 по теме

«Число и род имён существительных»

Учащийся ……………………………………………………………………………………….

Проверь себя!

Умеешь ли ты:

  • различать существительные единственного и множественного числа;
  • различать существительные мужского, женского и среднего рода;
  • различать существительные, которые отвечают на вопрос кто?, и существительные, которые отвечают на вопрос что?

1.Прочитай. Допиши высказывания.

  • Существительное, которое можно заменить личным местоимением он, - это существительное ………………………………….. рода.
  • Существительное, которое можно заменить личным местоимением она, - это существительное ………………………………….. рода.
  • Существительное, которое можно заменить личным местоимением оно, - это существительное ………………………………….. рода.

2.Прочитай. Определи род каждого существительного.

Пальто ( ……….), цветок ( ……….), снег ( ……….), дерево ( ……….), облако ( ……….), юбка ( ……….), чашка ( ……….), молоток ( ……….), ёлка ( ……….), платье ( ……….).

3.Прочитай. Определи число и род существительных.

Море (……. ч., …… р.), инструмент (……. ч., …… р.), собака (……. ч., …… р.), коровы (……. ч., …… р.), поля (……. ч., …… р.), сарай (……. ч., …… р.), окошко (……. ч., …… р.), скворцы (……. ч., …… р.), горы (……. ч., …… р.), пеналы (……. ч., …… р.).

4.Прочитай. Подчеркни существительные в форме единственного числа и укажи (надпиши) их род.

Наступила осень. С деревьев облетают листья. Часто идёт дождь. Солнышко уже не греет так, как в летние дни. Птицы собираются в стаи. Они готовятся к отлёту в тёплые страны.

5*.Прочитай. Определи и укажи род выделенных существительных.

Доктор ( …….. ) Елена Владимировна; поле ( …….. ); трава ( …….. ); библиотекарь ( …….. ) Иван Петрович; директор ( …….. ) Галина Геннадьевна; девочка ( …….. ); поэт ( …….. ) Агния Львовна Барто; преподаватель ( …….. ) Ксения Ивановна; книга ( …….. ); путь ( …….. ); речка ( …….. ).

6*.Прочитай. Где возможно, измени форму числа существительных.

дорога - …………………………….                берёза - ………………………………..

лес - ………………………………….                 иней - …………………………………..

роса - ………………………………..                 ножницы - …………………………..

пальто - ……………………………..                кольца - ………………………………

рельсы - ……………………………                 деньги - ……………………………..

ОТВЕТЫ

РАБОТА № 9 по теме

«Число и род имён существительных»

1.Прочитай. Допиши высказывания.

  • Существительное, которое можно заменить личным местоимением он, - это существительное мужского рода.
  • Существительное, которое можно заменить личным местоимением она, - это существительное женского рода.
  • Существительное, которое можно заменить личным местоимением оно, - это существительное среднего рода.

2.Прочитай. Определи род каждого существительного.

Пальто ( ср. р.), цветок ( м. р.), снег ( м.р.), дерево ( ср. р.), облако ( ср. р.), юбка ( ж.р.), чашка ( ж.р.), молоток ( м.р.), ёлка ( ж.р.), платье ( ср. р.).

3.Прочитай. Определи число и род существительных.

Море ( ед. ч., ср. р.), инструмент ( ед. ч., м. р.), собака ( ед. ч., ж. р.), коровы ( мн. ч., ж. р.), поля ( мн. ч., ср. р.), сарай ( ед. ч., м. р.), окошко ( ед. ч., ср. р.), скворцы ( мн. ч., м. р.), горы ( мн. ч., ж. р.), пеналы ( мн. ч., м. р.).

4.Прочитай. Подчеркни существительные в форме единственного числа и укажи (надпиши) их род.

Наступила осень (ж.р.). С деревьев облетают листья. Часто идёт дождь (м.р.). Солнышко  (ср.р.) уже не греет так, как в летние дни. Птицы собираются в стаи. Они готовятся к отлёту (м.р.) в тёплые страны.

5*.Прочитай. Определи и укажи род выделенных существительных.

Доктор ( м.р. ) Елена Владимировна; поле ( ср.р. ); трава ( ж.р. ); библиотекарь ( м.р. ) Иван Петрович; директор ( м.р. ) Галина Геннадьевна; девочка ( ж.р. ); поэт ( м.р. ) Агния Львовна Барто; преподаватель ( м.р. ) Ксения Ивановна; книга ( ж.р. ); путь ( м.р. ); речка ( ж.р. ).

6*.Прочитай. Где возможно, измени форму числа существительных.

дорога – дороги                                    берёза - берёзы

лес – леса                                               иней - …………………………………..

роса – росы                                            ножницы - …………………………..

пальто - ……………………………..               кольца - кольцо

рельсы – рельс                                      деньги - ……………………………..

РАБОТА № 10 по теме

«Существительные с твёрдой и мягкой основами»

Учащийся …………………………………………………………………………………………….

Проверь себя!

Умеешь ли ты:

  • различать существительные с мягкой и твёрдой основой;
  • различать существительные, в которых мягкий знак – показатель женского рода;
  • правильно писать существительные мужского и женского рода с основой на шипящий в начальной форме?

1.Прочитай. Правильный ответ подчеркни.

Основа слова, которая оканчивается на твёрдый согласный звук, называется (твёрдой основой, мягкой основой).

Основа слова, которая оканчивается на мягкий согласный звук, называется (твёрдой основой, мягкой основой).

2.Прочитай. Цифрами укажи правильный ответ.

              1                                                         2

твёрдая основа                                  мягкая основа

Болото, яблоня, земля, поле, дождь, метель, кольцо, горох, урожай, деревня.

1………………………………………………………………………………………………………………………

2……………………………………………………………………………………………………………………….

3.Прочитай. В один столбик выпиши слова, в которых мягкий знак – показатель мягкости согласного, в другой столбик – слова, в которых мягкий знак указывает на род существительного.

Речь, конь, лень, тишь, ночь, мощь, день, тень, уголь, рожь.

…………………………………………                                      …………………………………………..

…………………………………………                                      …………………………………………..

…………………………………………                                      …………………………………………..

…………………………………………                                      …………………………………………..

…………………………………………                                      …………………………………………..

4.Прочитай. Определи, в каких случаях необходимо писать мягкий знак. Подчеркни эти слова.

Брош(ь), лещ(ь), стриж(ь), сторож(ь), мелоч(ь), доч(ь), молодёж(ь), камыш(ь), реч(ь), багаж(ь), чертёж(ь), лож(ь).

5.Измени форму числа данных существительных. Запиши получившиеся слова.

карандаши - …………………………..                           печи - ……………………………………

вещи - ……………………………………                           силачи - ……………………………….

товарищи - …………………………….                           мыши - …………………………………

врачи - ……………………………………                          ключи - ………………………………..

6*.Прочитай. Найди и подчеркни существительные с мягкой основой.

Ключ, рожь, крыльцо, бельё, печь, морж, сушь, тишь, сарай, кровать.

ОТВЕТЫ

РАБОТА № 10 по теме

«Существительные с твёрдой и мягкой основами»

1.Прочитай. Правильный ответ подчеркни.

Основа слова, которая оканчивается на твёрдый согласный звук, называется (твёрдой основой, мягкой основой).

Основа слова, которая оканчивается на мягкий согласный звук, называется (твёрдой основой, мягкой основой).

2.Прочитай. Цифрами укажи правильный ответ.

              1                                                         2

твёрдая основа                                  мягкая основа

Болото, яблоня, земля, поле, дождь, метель, кольцо, горох, урожай, деревня.

1. болото, кольцо, горох.

2. яблоня, земля, поле, дождь, метель, урожай, деревня.

3.Прочитай. В один столбик выпиши слова, в которых мягкий знак – показатель мягкости согласного, в другой столбик – слова, в которых мягкий знак указывает на род существительного.

Речь, конь, лень, тишь, ночь, мощь, день, тень, уголь, рожь.

конь                         рожь

лень                         речь

день                         тишь

тень                          ночь

уголь                        мощь

4.Прочитай. Определи, в каких случаях необходимо писать мягкий знак. Подчеркни эти слова.

Брош(ь), лещ(ь), стриж(ь), сторож(ь), мелоч(ь), доч(ь), молодёж(ь), камыш(ь), реч(ь), багаж(ь), чертёж(ь), лож(ь).

5.Измени форму числа данных существительных. Запиши получившиеся слова.

карандаши – карандаш                                       печи - печь

вещи – вещь                                                          силачи - силач

товарищи – товарищ                                            мыши - мышь

врачи – врач                                                          ключи - ключ

6*.Прочитай. Найди и подчеркни существительные с мягкой основой.

Ключ, рожь, крыльцо, бельё, печь, морж, сушь, тишь, сарай, кровать.

РАБОТА № 11 по теме

«Изменение имён существительных по вопросам»

Учащийся ……………………………………………………………………………………….

Проверь себя!

Знаешь ли ты названия падежей и падежные вопросы существительных?

Умеешь ли ты:

  • различать падежные вопросы одушевлённых и неодушевлённых существительных;
  • ставить падежные вопросы к существительным;
  • склонять существительные (изменять существительные по падежам);
  • определять падеж существительных;
  • различать в предложении (в тексте) именительный и винительный падежи существительных, отвечающих на вопрос что?

1.Определи, по каким вопросам будут изменяться существительные зима, ребята. Стрелками укажи правильный ответ.

кто?                                           что?

кого?           зима                     чего?

кому?                                        чему?  

кого?                                         что?

кем?            ребята                  чем?

о ком?                                       о чём?

2.Прочитай. В скобках напиши вопрос, на который отвечает каждое выделенное существительное.

Вот и конец ( …………………) зимы. Скоро будем встречать перелётных

( …………………) птиц. ( …………………) Ребята готовят ( …………………) скворечники. В ( …………………) скворечниках поселятся ( …………………) скворцы.

3.Прочитай. Выбери и подчеркни правильный ответ.

Склонение существительных – это (изменение существительных по родам; изменение окончаний существительных по вопросам).

4.Прочитай. Стрелками соедини падеж и соответствующие ему вопросы.

И. п.                         кого? что?

Р. п.                         кому? чему?

Д. п.                        кто? что?

В. п.                         кем? чем?

Т. п.                         о ком? о чём?

П. п.                        кого? чего?

5.Просклоняй существительные куст, вода. Выдели их окончания.

И. п. ………………? …………………….., ……………………….. .

Р. п. ………………? …………………….., ……………………….. .

Д. п. ………………? …………………….., ……………………….. .

В. п. ………………? …………………….., ……………………….. .

Т. п. ………………? …………………….., ……………………….. .

П. п. ………………? …………………….., ……………………….. .

6.Прочитай. Укажи в скобках падеж существительных.

Около дачи ( ……… ) растёт большая ель ( ……… ). К ели ( ……… ) ведёт узкая тропинка ( ……… ). Под елью ( ……… ) вырос белый гриб ( ……… ).

7.Прочитай. Выбери и подчеркни правильный ответ.

Существительные, которые отвечают на вопрос что? и являются главным членом предложения, стоят (в именительном падеже, в винительном падеже).

Существительные, которые отвечают на вопрос что? и являются второстепенным членом предложения, стоят (в именительном падеже, в винительном падеже).

ОТВЕТЫ

РАБОТА № 11 по теме

«Изменение имён существительных по вопросам»

1.Определи, по каким вопросам будут изменяться существительные зима, ребята. Стрелками укажи правильный ответ.

кто?                                           что?

кого?           зима                     чего?

кому?                                        чему?  

кого?                                         что?

кем?            ребята                  чем?

о ком?                                       о чём?

2.Прочитай. В скобках напиши вопрос, на который отвечает каждое выделенное существительное.

Вот и конец (чего?) зимы. Скоро будем встречать перелётных (кого?) птиц.

 (Кто?) Ребята готовят (что?) скворечники. (В чём?) В скворечниках поселятся (кто?) скворцы.

3.Прочитай. Выбери и подчеркни правильный ответ.

Склонение существительных – это (изменение существительных по родам; изменение окончаний существительных по вопросам).

4.Прочитай. Стрелками соедини падеж и соответствующие ему вопросы.

И. п.                         кого? что?

Р. п.                         кому? чему?

Д. п.                        кто? что?

В. п.                         кем? чем?

Т. п.                         о ком? о чём?

П. п.                        кого? чего?

5.Просклоняй существительные куст, вода. Выдели их окончания.

И. п. что? куст, вода

Р. п. чего? куста, воды

Д. п. чему? кусту, воде

В. П. что? куст, воду

Т. п. чем? кустом, водой

П. п. о чём? о кусте, о воде

6.Прочитай. Укажи в скобках падеж существительных.

Около дачи (Р.п.) растёт большая ель (И.п.). К ели (Д.п.) ведёт узкая тропинка (И.п.). Под елью (Т.п.) вырос белый гриб (И.п.).

7.Прочитай. Выбери и подчеркни правильный ответ.

Существительные, которые отвечают на вопрос что? и являются главным членом предложения, стоят (в именительном падеже, в винительном падеже).

Существительные, которые отвечают на вопрос что? и являются второстепенным членом предложения, стоят (в именительном падеже, в винительном падеже).

РАБОТА № 12 по теме

«Имя прилагательное»

Учащийся ………………………………………………………………………………………………

Проверь себя!

Знаешь ли ты, что обозначают прилагательные, и на какие вопросы они отвечают?

Умеешь ли ты:

  • выделять словосочетания существительных с прилагательными;
  • определять род, число и падеж прилагательных;
  • различать прилагательные, близкие и противоположные по смыслу;
  • подбирать подходящие по смыслу прилагательные к существительным в тексте?

1.Допиши высказывание.

Имена прилагательные называют …………………………………………… и отвечают на вопросы …………………………………………………………………………… .

2.Прочитай. Подчеркни прилагательные (          ).

Наступила студёная зима. Подул резкий ветер. Маленькие птахи укрылись под крыши домов. Белый зайка спит под кустом. Колючий ёж зимует в норке. Рыжая белочка в дупле грызёт орешки. Лежебока-медведь сосёт в уютной берлоге лапу.

3.Прочитай. Подчеркни словосочетания существительных с прилагательными.

Яркое солнышко осветило землю. На деревьях распустились нежные листочки. В лесу расцвёл душистый ландыш. Лес наполнили звонкие голоса птиц.

4.Прочитай. Допиши окончания прилагательных.

Широк …  река; могуч …  дуб; берёзов …  роща; голуб …  небо; син …  лента; молод …  сад; бел …  снег; золот …  кольцо; прилежн …  ученик; бел …  берёза.

5.Прочитай. Допиши высказывание.

В словосочетании существительного с прилагательным прилагательное стоит в том же числе и роде, что и …………………………………………………………….. .

6.К данным прилагательным подбери и запиши прилагательные, близкие по смыслу.

храбрый - ……………………………                    стремительный - …………………………..

большой - …………………………..                    мощный - ………………………………………

отважный - …………………………                    студёный - ………………………………………

7.К данным прилагательным подбери и запиши прилагательные, противоположные по значению.

узкая - …………………………………                  длинный - …………………………………..

высокий - ……………………………                  прилежный - ………………………………

смелый - ……………………………..

ОТВЕТЫ

РАБОТА № 12 по теме

«Имя прилагательное»

1.Допиши высказывание.

Имена прилагательные называют признаки предметов и отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?

2.Прочитай. Подчеркни прилагательные (          ).

Наступила студёная зима. Подул резкий ветер. Маленькие птахи укрылись под крыши домов. Белый зайка спит под кустом. Колючий ёж зимует в норке. Рыжая белочка в дупле грызёт орешки. Лежебока-медведь сосёт в уютной берлоге лапу.

3.Прочитай. Подчеркни словосочетания существительных с прилагательными.

Яркое солнышко осветило землю. На деревьях распустились нежные листочки. В лесу расцвёл душистый ландыш. Лес наполнили звонкие голоса птиц.

4.Прочитай. Допиши окончания прилагательных.

Широкая  река; могучий  дуб; берёзовая  роща; голубое  небо; синяя  лента; молодой  сад; белый снег; золотое  кольцо; прилежный  ученик; белая  берёза.

5.Прочитай. Допиши высказывание.

В словосочетании существительного с прилагательным прилагательное стоит в том же числе и роде, что и существительное.

6.К данным прилагательным подбери и запиши прилагательные, близкие по смыслу.

(Ответы даны примерные. Возможны другие варианты).

храбрый – смелый                                     стремительный - быстрый

большой – огромный                                мощный - сильный

отважный – смелый                                  студёный - морозный

7.К данным прилагательным подбери и запиши прилагательные, противоположные по значению.

узкая – широкая                                        длинный - короткий

высокий – низкий                                     прилежный - ленивый

смелый – трусливый

РАБОТА № 13 по теме

«Число и род имён прилагательных.

Изменение имён прилагательных по вопросам».

Учащийся …………………………………………………………………………………………….

Проверь себя!

Знаешь ли ты родовые окончания прилагательных?

Умеешь ли ты:

  • изменять форму рода, числа и падежа прилагательных при согласовании их с существительными;
  • определять род прилагательных по окончанию в форме именительного падежа единственного числа?

1.Прочитай. Выбери и подчеркни правильный ответ.

По родам прилагательные изменяются в форме (единственного числа, множественного числа).

2.Прочитай. Измени форму числа прилагательных.

красный - …………………………                     большой - ………………………….

весенний - ……………………….                     золотые - …………………………..

молодые - ……………………….                     зелёный - …………………………..

сильный - ………………………..                      лютый - ………………………………

3.Прочитай. Определи род прилагательных.

шерстяной (платок) - ……………                высокая (ель) - ……………

красивый (цветок) - ……………..                маленький (ребёнок) - ……………..

тёплое (платье) - ………………….                лёгкое (облако) - ………………..

грузовая (машина) - ……………..               чистое (небо) - ……………..

белая (лилия) - ………………..

4.По окончаниям определи род прилагательных. Стрелками укажи правильный ответ.

-ая, -яя                        м.р.

-ое, -ее                       ж.р.

-ой, -ый, -ий              ср.р.

5.Прочитай.

Вставь в предложения подходящие по смыслу прилагательные.

В скобках укажи падеж прилагательных.

На поляне созрело много ………………………….. (……) земляники.

На ………………………….. (……) цветок села бабочка.

К …………………………….. (……) озеру подошли лоси.

На краю села стоит …………………………. (……) дуб.

6.Прочитай. Измени прилагательные, данные в скобках, по форме. Укажи падеж прилагательных.

В (голубое) ……………………… (……) небо льётся песня жаворонка.

На (лесная) ………………………… (……) опушке распустились (нежный) …………………..

(……) незабудки.

По (золотое) ……………………….. (……) полю пшеницы пробежал ветерок.

С (большой) ………………………. (……) интересом я смотрел передачу о (лесное) …………………………… (……) озере.

ОТВЕТЫ

РАБОТА № 13 по теме

«Число и род имён прилагательных.

Изменение имён прилагательных по вопросам».

1.Прочитай. Выбери и подчеркни правильный ответ.

По родам прилагательные изменяются в форме (единственного числа, множественного числа).

2.Прочитай. Измени форму числа прилагательных.

красный – красные                                 большой - большие

весенний – весенние                              золотые - золотой

молодые – молодой                              зелёный - зелёные

сильный - сильные                                 лютый - лютые

3.Прочитай. Определи род прилагательных.

шерстяной (платок) – м.р.                       высокая (ель) – ж.р.

красивый (цветок) – м.р.                         маленький (ребёнок) – м.р.

тёплое (платье) – ср.р.                            лёгкое (облако) – ср.р.

грузовая (машина) – ж.р.                       чистое (небо) – ср.р.

белая (лилия) – ж.р.

4.По окончаниям определи род прилагательных. Стрелками укажи правильный ответ.

-ая, -яя                        м.р.

-ое, -ее                       ж.р.

-ой, -ый, -ий              ср.р.

5.Прочитай.

Вставь в предложения подходящие по смыслу прилагательные.

В скобках укажи падеж прилагательных.

(Ответы даны примерные. Возможны другие варианты).

На поляне созрело много душистой (Р.п.) земляники.

На красный (В.п.) цветок села бабочка.

К лесному (Д.п.) озеру подошли лоси.

На краю села стоит могучий (И.п.) дуб.

6.Прочитай. Измени прилагательные, данные в скобках, по форме. Укажи падеж прилагательных.

В (голубое) голубом (П.п.) небо льётся песня жаворонка.

На (лесная) лесной (П.п.) опушке распустились (нежный) нежные (И.п.) незабудки.

По (золотое) золотому (Д.п.) полю пшеницы пробежал ветерок.

С (большой) большим (Т.п.) интересом я смотрел передачу о (лесное) лесном (П.п.) озере.

Работа № 14 по теме

«Понятие о глаголе. Число глаголов. Время глаголов».

Учащийся ………………………………………………………………………………….

Проверь себя!

Знаешь ли ты:

  • что обозначают глаголы, и на какие вопросы они отвечают;
  • на какие вопросы отвечает неопределённая форма глагола;
  • как изменяется глагол?

Умеешь ли ты:

  • выделять глагол среди других частей речи;
  • определять форму числа глагола изменять глаголы по числам;
  • определять время глагола;
  • правильно писать частицу не с глаголами?

1.Прочитай. Подчеркни глаголы.

Зелень, искусство, медленный, зеленеть, плескаться, книга, прекрасный, учиться, петь, озеро, молодой, записать, застроить, красный, краснеть, любить.

2.Прочитай. Подчеркни правильный ответ.

Глаголы отвечают на вопросы (что? какое? что делать? кто? что делает? какой? какая? что сделать? что делают?)

3.Допиши высказывание.

Глаголы в неопределённой форме отвечают на вопросы ………………………………………………………………………………………………………………………………

4.Прочитай. Измени форму числа глаголов.

поют - ……………………………….                       спит - …………………………….

едет - ………………………………..                       кричат - …………………………

мычат - ……………………………..                       блестит - …………………………

шумят - ………………………………                      сторожит - ……………………..

растёт - ……………………………..                       идёт - ………………………………

5.Запиши данные глаголы с частицей не.

спал - ……………………………….                     идёт - ………………………………

любит - …………………………….                     мешал - ………………………….

пить - ……………………………….                     смотрел - ………………………..

видеть - …………………………..                      рвать - …………………………….

ловит - …………………………….                      кушал - …………………………..

6.Прочитай. Определи время каждого глагола. Стрелками соедини с правильным ответом.

сидели

идёт                                      

упал                                     настоящее время

буду слушать

перейду                            

цветёт                                 прошедшее время

гуляли

сделает    

сдавали                             будущее время

будет думат

                       

ОТВЕТЫ

Работа № 14 по теме

«Понятие о глаголе. Число глаголов. Время глаголов».

1.Прочитай. Подчеркни глаголы.

Зелень, искусство, медленный, зеленеть, плескаться, книга, прекрасный, учиться, петь, озеро, молодой, записать, застроить, красный, краснеть, любить.

2.Прочитай. Подчеркни правильный ответ.

Глаголы отвечают на вопросы (что? какое? что делать? кто? что делает? какой? какая? что сделать? что делают?)

3.Допиши высказывание.

Глаголы в неопределённой форме отвечают на вопросы что делать? что сделать?

4.Прочитай. Измени форму числа глаголов.

поют – поёт                                                   спит - спят

едет – едут                                                    кричат - кричит

мычат – мычит                                             блестит - блестят

шумят – шумит                                             сторожит - сторожат

растёт – растут                                              идёт - идут

5.Запиши данные глаголы с частицей не.

спал – не спал                                           идёт – не идёт

любит – не любит                                     мешал – не мешал

пить – не пить                                           смотрел – не смотрел

видеть – не видеть                                   рвать – не рвать

ловит – не ловит                                       кушал – не кушал

6.Прочитай. Определи время каждого глагола. Стрелками соедини с правильным ответом.

сидели

идёт                                      

упал                                     настоящее время

буду слушать

перейду                            

цветёт                                 прошедшее время

гуляли

сделает    

сдавали                             будущее время

будет думать

РАБОТА № 15 по теме

«Лицо глаголов»

Учащийся ……………………………………………………………………………………….

Проверь себя!

Знаешь ли ты:

  • как изменяется глагол;
  • родовые окончания глаголов прошедшего времени?

Умеешь ли ты:

  • изменять глаголы по лицам и числам;
  • выделять личные окончания глаголов?

1.Закончи высказывания.

Глаголы, которые сочетаются с личными местоимениями я и мы, - это глаголы ……………………………….. лица.

Глаголы, которые сочетаются с личными местоимениями ты и вы, - это глаголы ……………………………….. лица.

Глаголы, которые сочетаются с личными местоимениями он, она, оно, они, - это глаголы ……………………………….. лица.

2.Прочитай. Определи лицо глаголов.

«Ладно, ладно, побегу (…….),

Вашим детям помогу (…….).

Только где же вы живёте (…….)?

На горе или в болоте?»

«Мы живём (…….) на Занзибаре,

В Калахари и Сахаре,

На горе Фернандо-По,

Где гуляет (…….) Гиппопо

По широкой Лимпопо».

                                 (К. Чуковский)

3.Употреби и запиши каждый глагол в указанном лице и числе в настоящем времени.

петь (1л., ед.ч.) - ………………………          говорить (3л., мн. ч.) - …………………..

идти (1л., мн.ч.) - ……………………..          лететь (2л., мн.ч.) - ……………………….

вить (3л., мн.ч.) - ………………………

4.Выбери и подчеркни правильный ответ.

По лицам изменяются глаголы (прошедшего времени, настоящего времени, простого будущего времени, сложного будущего времени).

5. Выбери и подчеркни правильный ответ.

Глаголы прошедшего времени в единственном числе изменяются по (лицам, родам).

6.Выбери и подчеркни правильный ответ.

Глаголы прошедшего времени мужского рода имеют окончание (-а, -о, нулевое окончание)

Глаголы прошедшего времени женского рода имеют окончание (-а, -о, нулевое окончание)

Глаголы прошедшего времени среднего рода имеют окончание (-а, -о, нулевое окончание)

7.Прочитай. Выдели окончания глаголов.

Рисуешь, поёт, выходил, плавает, носят, гуляю, выросло, плакала, стоишь, думают, читаем, думаете, спешат, бежал.

ОТВЕТЫ

РАБОТА № 15 по теме

«Лицо глаголов»

1.Закончи высказывания.

Глаголы, которые сочетаются с личными местоимениями я и мы, - это глаголы 1 лица.

Глаголы, которые сочетаются с личными местоимениями ты и вы, - это глаголы 2 лица.

Глаголы, которые сочетаются с личными местоимениями он, она, оно, они, - это глаголы 3 лица.

2.Прочитай. Определи лицо глаголов.

«Ладно, ладно, побегу (1л.),

Вашим детям помогу (1л.).

Только где же вы живёте (2л.)?

На горе или в болоте?»

«Мы живём (1л.) на Занзибаре,

В Калахари и Сахаре,

На горе Фернандо-По,

Где гуляет (3л.) Гиппопо

По широкой Лимпопо».

                                 (К. Чуковский)

3.Употреби и запиши каждый глагол в указанном лице и числе в настоящем времени.

петь (1л., ед.ч.) – пою                             говорить (3л., мн. ч.) - говорят

идти (1л., мн.ч.) – идём                         лететь (2л., мн.ч.) - летите

вить (3л., мн.ч.) - вьют

4.Выбери и подчеркни правильный ответ.

По лицам изменяются глаголы (прошедшего времени, настоящего времени, простого будущего времени, сложного будущего времени).

5. Выбери и подчеркни правильный ответ.

Глаголы прошедшего времени в единственном числе изменяются по (лицам, родам).

6.Выбери и подчеркни правильный ответ.

Глаголы прошедшего времени мужского рода имеют окончание (-а, -о, нулевое окончание)

Глаголы прошедшего времени женского рода имеют окончание (, -о, нулевое окончание)

Глаголы прошедшего времени среднего рода имеют окончание (-а, , нулевое окончание)

7.Прочитай. Выдели окончания глаголов.

Рисуешь, поёт, выходил_, плавает, носят, гуляю, выросло, плакала, стоишь, думают, читаем, думаете, спешат, бежал  .

Используемые источники

Журнал «Завуч школы» №5,  2003 год

Зеленина Л. М., Хохлова Т. Е. Русский язык. Проверочные работы. 3 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2010, 95 с. (Школа России)

Зеленина Л. М., Хохлова Т. Е. Русский язык. Учебник для 2 класса начальной школы. В двух частях. Часть 1. М.: Просвещение, 2007, 158 с.

Зеленина Л. М., Хохлова Т. Е. Русский язык. Учебник для 2 класса начальной школы. В двух частях. Часть 2. М.: Просвещение, 2007, 175 с.

Моисеев И. А. Контроль и оценка результатов обучения: 1-4 классы. М.: ВАКО, 2010, 128 с. (Педагогика. Психология. Управление.)

Никифорова В. В. Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 3 класс. М.: ВАКО, 2010, 80 с. (Контрольно-измерительные материалы)

Псарева Л. А., Жиренко О. Е., Обухова Л. А.Поурочные разработки по русскому языку к УМК Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой: 3 класс. М.: ВАКО, 2009, 400 с. (В помощь школьному учителю)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольно-измерительный материал 1 класс, 1 четверть система Л. Занкова

Контрольно-измерительный материал по обучению грамоте 1 класс , 1четверть содержит бланки с заданиями  для учащихся , сводную таблицу результатов класса....

Спецификация контрольно-измерительных материалов для проведения мониторинга качества образования по окружающему миру по теме «Контрольная работа за 2 полугодие»

Назначение работы -  установить соответствие подготовки  обучающихся  3-х  классов по окружающему миру Федеральным   государственным стандартам  общего образов...

Контрольно-измерительный материал ,3 класс русский язык УМК "Перспектива"

Контрольно-измерительный материал ,3 класс русский язык УМК "Перспектива"...

Контрольно-измерительные, диагностические материалы

Контрольно-измерительные, диагностические материалы...

Контрольно-измерительный материал ,3 класс русский язык УМК "Перспектива"

Контрольно-измерительный материал ,3 класс русский язык УМК "Перспектива"...

Контрольно-измерительный материал ,3 класс русский язык УМК "Перспектива"

Контрольно-измерительный материал, 3 класс русский язык УМК "Перспектива"...