урок русского языка "Имя существительное"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Интеграция предметов: русский язык, чувашский язык, чтение и развитие речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkryt_urok.docx205.93 КБ

Предварительный просмотр:

                       КС(К)ОУ «Цивильская специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат №2»                 

         

       План-конспект

                         обобщающего  урока по русскому языку     

                         по теме: «Имя существительное»

     

                                                                                          

                                                                                       

                                                                                                               Составитель:

                                                                                                   учитель начальных классов

                                                                                                    Ефимова Алина Александровна

Интеграция предметов: русский язык, чувашский язык, чтение и развитие речи

Тема урока: «Имя существительное»

Тип урока: обобщающий

Возраст обучающихся: 10-11 лет

Цель урока: закрепить знания учащихся об имени существительном

Задачи урока:

  • Образовательные: обобщить и систематизировать имеющиеся у детей знания об имени существительном  как части речи;

  • Коррекционно-развивающие: развивать речь, мышление, внимание, воображение, память, наблюдательность;

  • Воспитывающие: воспитывать интерес к русскому языку, к его устному народному творчеству.

Оборудование и наглядность:

  • презентация к уроку
  • слайды к загадкам
  • кроссворд
  • скороговорки
  • моноблок, проектор и экран

Подготовительная работа:

  • заучивание песен, стихов, скороговорок;
  • подготовка костюмов, масок;
  • разучивание  сказки «Колобок» для театрализованного представления

Ход урока

1.Организационный момент

                           Громко прозвенел звонок-

                                                                    Начинается урок.

                                                                    Наши ушки на макушке,

                                                                    Глазки широко открыты.

                                                                    Слушаем, запоминаем,

                                                                    Ни минуты не теряем.

2.Актуализация знаний

Учитель. Ребята, сегодня мы с вами повторим тему имена существительные, всё, что изучали на прошлых уроках. И проведём необычный урок – урок-сказку. Все вы с малых лет знаете сказку "Колобок”. Попробуем вспомнить, с кем встречается Колобок на своём пути?

(Дети перечисляют: с зайцем, ежом, волком, медведем и лисой)

Учитель. Правильно, ребята, и сегодня по очереди они придут к нам в гости: Заяц, Еж, Волк, Медведь и Лиса. Но придут они не с пустыми руками. У каждого из них будут различные задания. Только выполнив их, вы сможете избежать опасности и продолжить путь дальше. Учитель. Итак, дети, в добрый путь! (Звучит музыка из "Напутственной песни” Г.Гладкова)

Учитель-автор. Жили-были старик со старушкой. Жили себе, не тужили. Однажды старик и говорит:

(Театрализованный отрывок: мальчик и девочка в роли старика и старушки)

– А испеки-ка ты мне, старушка, колобок, вкусный да румяный. Хочется мне на старости колобка отведать.

– Да как же я испеку? У нас и муки-то нет.

– А ты по сусекам поскреби, может, и наберёшь на колобок.

Учитель-автор. Старушка так и сделала. Испекла она деду вкусный да румяный колобок. И положила его на подоконник, чтобы тот остыл. А колобок спрыгнул с подоконника и покатился… 

И вот катится Колобок, катится, а навстречу ему – Заяц. Заяц увидел его и обрадовался: "Сейчас я тебя съем!”– крикнул он Колобку.

Что ответил Колобок? ("Не ешь меня, братец-Заяц, я тебе песенку спою!”)

Заяц. Что ж, попробуй.

Заяц. Ишь, какой хитренький, одной песенкой не избавишься от меня! Ты мои задания попробуй, выполни!

(Дети выполняют задание)

Слайд 2

«Недописанные буквы».

-Шалунья – тряпка стёрла часть букв с доски. Какие буквы были написаны?

-С  этими буквами составьте слова, которые обозначают предмет.

Заяц. Так уж и быть, отпущу я тебя. А сам поскачу к мужику в огород, морковки поем.

Учитель-автор. Покатился Колобок дальше. Катится Колобок, катится, а навстречу – Волк. Идёт, зубами щёлкает. Увидел, что еда сама к нему прикатилась, обрадовался и говорит:

Волк. Ах, какой ты сладенький, какой ты вкусненький, я тебя съем!

Учитель-автор. Что ответил Колобок?

("Не ешь меня, братец-Волк, я тебе стишок расскажу!”)

Волк. Одним стихотворением хочешь от меня избавиться? Не выйдет! Выполнишь мои задания – отпущу!

1.  Отгадайте загадки. 

  1. На лугу у той дорожки, что бежит к нам прямо в дом,

Рос цветок на длинной ножке, белый, с жёлтеньким глазком. (Ромашка)

  1. Не всадник, а со шпорами. Не сторож, а всех будит. (Петух)
  2. Без рук, без ног, а рисовать умеет. (Мороз)
  3. Летит стрела огневая, никто её не поймает. (Молния)
  4. Кафтан на мне зелёный, и сердце как кумач, на вкус, как сахар, сладок, на вид похож на мяч. (Арбуз)
  5. Я родился в день дождливый под осиной молодой.  Круглый, гладкий и красивый, с ножкой толстой и прямой. (Гриб)

2.  Слайд 3

Замени первую букву в слове на букву р.

- Найдите лишнее слово?

- Почему это слово лишнее?

Волк. Ох, не хотел я тебя отпускать, да придётся… Что ж, катись дальше, раз такой умный!

Учитель-автор. И покатился Колобок дальше. Катится он, катится, а навстречу – Ёжик. 

Ёжик. Ох, какой лысый ёжик! Впервые вижу! Что ты тут делаешь?

Колобок. Здравствуй, Ёжик! Только я не лысый ёжик, а Колобок. Меня старушка для деда испекла да на подоконник положила, а мне попутешествовать захотелось, поиграть. Я от бабушки ушёл, я от дедушки ушёл, я от Зайца ушёл, и от Волка ушёл, надеюсь, и ты меня не тронешь.

Ёжик. Конечно, нет, если ты со мной сыграешь в одну игру

 Колобок. Согласен. Начинай.

Слайды  4,5.6

«Полустёртые слова». Догадайся, какие слова написаны?

-На какой вопрос отвечают эти слова?

-Давайте разберём слово «линейка». Звуко-буквенный анализ.

3. Физкультминутка (музыкальная)

Ёжик. Ну что, отдохнул? Что ж, пора мне, лысый Ёжик, в путь. Детишки мои уж заждались, наверное. До свидания!

Колобок. До свидания, Ёжик, спасибо тебе!

Автор. И покатился Колобок дальше. Катится он, катится, а навстречу – Медведь, и давай реветь. 

Медведь. Ах, какой Колобок катится! (Обращаясь к Колобку) Колобок- Колобок, я тебя съем!

Колобок. Не ешь меня, Мишенька, я тебе скороговорки скажу.

Зил зелёный папу злил                  

Заводился плохо Зил.

Кумыс в Китай повёз киргиз

Китайцам нравится кумыс.

Нитки иволга несёт

Сарафан себе сошьёт.

Утка - юннатка

Ютится в палатке

Не ютись там утка

Жить в палатке жутко.

Медведь. Ишь, какой быстрый! А вот с заданиями так же быстро справишься? Выполни задания, может и не съем. Дикие пчёлы на двери своего улья код поставили на чувашском языке, а я чувашский не знаю. И код-то не простой, а с заданиями. Если отгадаешь его, отпущу тебя и заступлюсь, когда надо. Только позови, тут же прибегу.

Слайды 7,8

1. «Буквы рассыпались».

- Из букв надо составить слова.

- На какой вопрос они отвечают?

2. Переведите словосочетания на чувашский язык.

Красное яблоко - красные яблоки, тяжёлая сумка – тяжёлые сумки, сосновый лес – сосновые леса, красивый цветок – красивые цветы.

Медведь. Ох, спасибо тебе, Колобок. Побегу теперь к пчёлам, они обещали мёд дать, если я код расшифрую. До свидания, Колобок, спасибо!

Автор. И покатился Колобок дальше. Катится он катится, а навстречу – Лиса. 

Лиса. Кого я вижу! Вкусненький, румяненький, сладенький, ароматненький! Куда ты катишься? Уж не ко мне ли ты торопишься?

Колобок. Да не по зубам я тебе, Лисонька!

Лиса. Вот как? Думаешь, что убежишь от меня? Не получится! Я тебе такое задание дам, что ты не справишься.

Слайд 9

  1. Запишите предложение в 12 клетках так, чтобы в 1-ой клетке была только 1 буква.

 2. Решите кроссворд

Сто одёжек, и все без застёжек. Кто его раздевает, тот слёзы проливает. (Лук)

Берега зелёные, море красное, рыбки чёрные. (Арбуз)

Я иду – она идёт, я стою – она стоит. (Тень)

Будешь залезать на шкаф, будешь длинный, как... (Жираф)

Разноцветное коромысло через реку повисло. (Радуга)

Очаг один, а всю землю греет. (Солнце)

Лиса. Ой-ой-ой! Какой он хитрый! Ай-ай-ай, какой он умный! Отгадал и убежал. А я опять ни с чем осталась... Что ж, в следующий раз обязательно съем! Вот погоди у меня!

Учитель-автор. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Придётся тебе, Лиса, других ребят подождать, потому что эти дети любят русский язык, изучают его, потому и знают всё.

4. Итог урока

Учитель. Вот мы и дошли до конца сказки. Молодцы! Давайте, ребята, ещё раз ответим на мои вопросы и докажем лисе, что вы знаете  об имени существительном.

  • Что такое имя существительное?
  • Какие бывают имена существительные?
  • На какие вопросы отвечают одушевлённые имена  существительное? Приведите пример
  • На какие вопросы отвечают неодушевлённые имена  существительное? Приведите пример
  • В каких числах бывают имена существительные?

Учитель.  Справились со всеми заданиями и повторили всё об имени существительном. А напоследок давайте споём "Песенку друзей”. 

(Урок заканчивается "Песенкой друзей” Г.Гладкова.)

Перечень используемой литературы:

  • О.Е.Жиренко, Л.П.Барылкина «Интегрированные уроки»,  Москва «ВАКО» 2006
  • Л.И.Гайдина, А.В.Кочергина «Группа продлённого дня», Москва «ВАКО» 2010
  • М.А.Храмова, Н.К. Жогло «Календарные, тематические праздники», Москва «ВАКО», 2006
  • В.И.Руденко «Дидактические игры на уроках русского языка», Ростов-на- Дону «Феникс», 2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская деятельность обучающихся на уроке русского языка "Род существительных"

Аннотация урокаТема урока «Род существительных».  Тип урока: комбинированный.  Форма проведения урока: урок-исследование.  Методы обучения: проблемно-поисковый (исследовательск...

урок русского языка "Правописание существительных с суффиксами -ек, -ик."

Урок  по теме « Правописание существительных с суффиксами –ек, -ик »  состоит из 4 этапов.     Первый этап – актуализация знаний.  Учащиеся посредством выделения от...

Урок русского языка "Имя существительное".

Урок разработан по учебнику русского языка Рамзаевой. К уроку прилагается презентация.Вводный урок по данной теме....

Урок русского языка "Имя существительное. Обобщение"

Урок русского языка в 4 классе по программе "Школа 2100". На уроке ведётся работа с интерактивной доской TeamBoard....

Урок русского языка "Имя существительное (обобщение)"

Обобщающий урок по теме "Имя существительное"...

Презентация к уроку русского языка "Имя существительное как часть речи. Одушевленные и неодушевленные имена существительные"

Данная презентация составлена к уроку русского языка в 1 классе по программе РО Л.В. Занкова по учебнику А. Поляковой....