Урок русского языка в 4 классе по теме: «Определение времени у слов, обозначающих действие предметов» («Как появилась письменность»)
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Разработка урока по русскому языку в 4 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_pismennost_izm.docx258.95 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 4 классе по теме: «Определение времени у слов, обозначающих действие предметов» («Как появилась письменность»)

Ф.И.О. учителя: Разепова Татьяна Анатольевна

Должность: учитель начальных классов

Место работы:  Саратовская область, г. Балаково

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 12»

Цель: учащиеся должны уметь задавать вопросы к словам, обозначающим действие предметов, и определять у слов данной категории время.

Задачи:

образовательная: продолжить работу над развитием умения определять время у слов, обозначающих действие предметов, с опорой на поставленный вопрос;

коррекционно-развивающая: развивать и корригировать пространственное восприятие через игру «Почините ковер»; развивать буквенный гнозис через игры «Наложенные буквы» «Допишите недостающие элементы букв»; развивать устную речь через ответы на вопросы;

воспитывающая: воспитывать интерес к истории появления письменности в России и других странах.

Оборудование и используемая наглядность: ИКТ, иллюстративный материал для игр с буквами (работа в группах)

I. Орг.момент

II. Актуализация знаний, полученных на предыдущих уроках

-Сейчас у нас урок русского языка. В начале урока мы выучим новую чистоговорку.

  • Чистоговорка

-Вит-вит-вит! Буквы встали в алфавит! (сначала класс повторяет хором; затем учитель спрашивает 1-2 человек индивидуально)

-Характеристика часто повторяющегося звука в чистоговорке

-Какой звук часто повторялся в чистоговорке? (В этой чистоговорке часто повторялся звук [в’].)

-Что можно сказать про звук [в’]? (он непоющий, согласный звук; произнесли с голосом, значит он – звонкий; парный со звуком - [ф’]; в слиянии «вит» - мягкий. В алфавите обозначается буквой [вэ]).

-Определение местоположения буквы «в» в слове, твердости –мягкости обозначенного звука

-Я называю слова из чистоговорки. Определите, в какой части слова при написании будет стоять буква В? Какой звук обозначает данная буква: твёрдый или мягкий? (учащиеся определяют на слух).

-Буквы, встали, алфавит.

 (Рассуждение учащихся: в слове «буквы» буква В  стоит в середине слова и обозначает твердый звук [в]. Аналогично и другие слова.).

-Вывод: мы повторили знания о букве «В».

  • Сообщение цели урока (слайд №1)

-Сегодня к нам на урок русского языка пришел профессор Словаркин. Он очень любит читать книги, в которых рассказываются истории о первобытных людях. Профессор предлагает нам совершить путешествие в далекие времена, когда на Земле жили дикие люди. Отправиться в путь нам поможет ковер-самолет. Но вот беда, это сказочное средство передвижения истлело от старости,  и его нужно починить.

-Коллективная игра «Почините ковер» (слайд №2) (учащиеся по цепочке с помощью мыши на экране монитора перетаскивают буквы)                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

        (Примечание: при воспроизведении данного слайда используется макрос Drag and Drop. Учащиеся могут перетаскивать буквы и вставлять их в ковер. В начале показа презентации появляется предупреждение системы безопасности;  необходимо включить содержимое.)

-Какую форму имеет заплатка с буквой Ы?

(Заплатка с буквой Ы имеет овальную форму, вставляем в ковер с овальным отверстием) (аналогично и про другие буквы)

- Используя стрелки, прочитайте полученное слово. Какое слово получилось? (буквы)

- На уроке русского языка мы совершим путешествие в прошлое, узнаем, как появились буквы в России и других странах, а также будем учиться определять время у слов, обозначающих действие предмета.

  • Разминка пальцев рук

-Открываем тетрадь, записываем сегодняшнюю дату. (При написании даты учащиеся ставят ударение, обозначают безударные гласные, называют и объясняют написание «опасных» мест в слове, где можно ошибиться.)

-Итак, мы с вами починили ковер-самолет. Чтобы отправиться в полет, необходимо прочитать волшебные слова: (слайд №3).

 Наш ковер-самолет

 отправляется в полет.

 Держит крепко руль рука,

 Мчимся в древние века.  

(чтение стихотворения)

-Мы с вами прилетели в древние времена, когда на земле жили первобытные люди. В то время на всей Земле не было ни одного дома, и люди жили в пещерах. Но там жили не только люди: в некоторых пещерах обитали хищные животные, встреча с которыми могла закончиться смертью человека. Что же это за животное?

  • Загадка (слайд №4)

Летом бродит без дороги

Между сосен и берез,

А зимой он спит в берлоге,

От мороза пряча нос. (Медведь)

- Правильно, этими хищными животными были медведи. С большим трудом люди выгнали медведей из пещер. Огляделись они по сторонам и вдруг увидели на стенах своих новых жилищ какие-то таинственные знаки.

  Но оказалось, что ничего таинственного в них нет. Это были царапины, которые сделали медведи, когда точили когти о стену. Царапины навели древних людей на очень интересную  мысль: значит, на ровной поверхности можно нацарапать знаки, несущим людям какое-нибудь известие.

  • Упражнение в образовании новых слов (слайд №5)

Что за таинственные знаки были нацарапаны на стенах пещер? (это были следы от когтей медведя).

-Образуйте новые слова по образцу, отвечая на вопрос: чьи следы?

Следы зайца –следы (чьи?) заячьи

Следы волка - следы (чьи?) ………

Следы лисы –следы (чьи?)………..

Следы медведя – следы (чьи?) ….

  • Определение общей части у родственных слов (слайд №6)

-Прочитайте слова:

медведь, медвежьи, медвежонок.

-Что можно сказать про эти слова, какие они? (Это родственные слова).

- Какая общая часть у этих слов? (в первом слове – МЕДВЕД-, а в других – МЕДВЕЖ-).

- Что происходит с буквами Д и Ж в корнях слова? (происходит чередование).

-Запишите слова. Выделите корень.

-Объясните, для чего служит мягкий знак в словах МЕДВЕДЬ, МЕДВЕЖЬИ? Подчеркните «опасное» место.

  • Составление предложения из слов, данных вразбивку (слайд №7)

-Профессор Словаркин предлагает вам составить предложение из слов, данных вразбивку:

Медведи, когти, о, стены, точили, пещеры.(Медведи точили когти о стены пещеры.)

  • Запись предложения (фронтальная работа: один учащийся работает у доски, остальные пишут в тетради)

-Найдите в предложении главные и второстепенные члены предложения.

-Назовите слово, которое обозначает действие предметов (точили).

-Какой вопрос мы задали к этому слову? Определите время у слова-действия предмета.

Физминутка (слайд №8)

-На стенах пещер первобытные люди делали рисунки. Посмотрите внимательно, повторите нарисованные движения в правильной последовательности.

III. Изучение нового материала

  • Работа с рассказом (слайд №9)

Вместе с профессором Словаркиным мы продолжаем наше путешествие.

Заметив следы от когтей медведя, древние люди подумали, что с помощью знаков можно передавать друг другу разные сообщения. Но первыми знаками были не буквы, а различные сигналы об опасности. Об этом мы прочитаем рассказ.

Сигналы об опасности

При приближении опасности люди использовали разные сигналы.

Канадские индейцы разводили костры, дым которых был виден издалека.

        В Африке известие передавали от одного поселения к другому дробью барабана.

  • Работа в парах

  Я выдаю вам на парты карточки. На них записано предложение. Дополните предложение, используя слова из справок. Обсудите в парах правильность выбора и запишите предложение в тетрадь.  

Карточка №1 (выполняют учащиеся первого ряда)     Карточка №2 (выполняют учащиеся второго ряда)

-Найдите в предложении главные члены, над словом-действием предмета обозначьте время.

Проверка (фронтально) (слайд №10)

  • Рассказ о рисуночном письме (слайд №11)

- После сигналов древние люди придумали рисуночное письмо. С помощью рисуночного письма были записаны некоторые народные пословицы.

-Рассмотрите рисунки.

-Что нарисовано на первой картинке? Этой картинкой древние люди изобразили пословицу: «Куда иголка, туда и нитка». В наше время в русском языке тоже есть подобная  пословица: «Куда ты, туда и я».

-Что нарисовано на второй картинке? Это картинкой древние люди изобразили пословицу: «Иголка сшивает большие полотнища». Эта пословица обозначает, что некоторые маленькие вещи очень полезны, и их надо ценить.

-От рисуночного письма произошла письменность далеких стран Китая и Японии. (слайд №12)

-Посмотрите, как выглядят буквы в этих странах:

-Здесь написана пословица: Старый конь знает дорогу.

-В нашей стране для письма используют буквы, которые придумали давным-давно  2 ученых из Греции: Кирилл и Мефодий. (слайд №13). Они поставили буквы в определенном порядке и назвали этот порядок «алфавит». Русский алфавит называется «Кириллица».

IV. Закрепление пройденного материала

  • Самостоятельная  работа (слайд №14)

-Сейчас я предлагаю вам выполнить задание.

Спишите пословицы. Найдите в них слова- действия предметов, над этими словами надпишите время.

                Пословицы

1)        Доброе слово само себя хвалит.

2)        Терпение и труд всё перетрут.

3)        Под лежачий камень вода не течёт.

4)        Смекалка во всяком деле поможет.

5)        Трус своей тени боится.

  • Проверка (кроссворд «Действия предметов») (слайд №15)

-Какие слова-действия предметов вы подчеркнули в пословицах? Проверим с помощью кроссворда. Какое время подписали над данными словами?

-Какое слово получилось в выделенном столбике кроссворда? (время)

  • Опрос (слайд №16)

-Вспомним, как называется время, обозначающее действие, которое прошло? Как называется время, действие которого происходит сейчас? Как называется время, которое будет происходить?

V.Инструктаж домашнего задания

VI. Итог (слайд №17)

-Мы возвращаемся с профессором Словаркиным из путешествия. Давайте вспомним, что учились делать на уроке? Что нового узнали?

Урок закончен. Спасибо за работу.

Используемая литература интернет-ресурсы:

Используемая литература:

Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А., Секреты орфографии, М., Просвещение, 1991 г.;

 

Используемые  интернет-ресурсы:

При создании презентации используется макрос Drag and Drop, созданный hw@lemitec.de

Графические изображения:

 

Анимация (профессор):

http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%84%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%BE%D1%80%20%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%BC%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F&pos=6&fyandex=1&rpt=simage&img_url=http%3A%2F%2Fpildid.gifmania.co.ee%2FAnimeeritud-Gifid-Walt-Disney%2FAnimatsioon-Disney-Filmid%2FPildi-Animeerimine-Tarzan%2Fprofessor-archimedes-porter1.gif

 

Медведь: http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%BC%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F%20%D1%81%D0%B2%D0%B8%D1%80%D0%B5%D0%BF%D1%8B%D0%B9%20%D0%BC%D0%B5%D0%B4%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D1%8C%20%D0%B2%20%D0%BB%D0%B5%D1%81%D1%83&noreask=1&pos=13&fyandex=1&rpt=simage&lr=56&img_url=http%3A%2F%2Flifeglobe.net%2Fmedia%2Fentry%2F0%2F1-107.jpg

 

Кириллица

http://images.yandex.ru/yandsearch?p=3&text=%D0%BA%D0%B8%D1%80%D0%B8%D0%BB%D0%BB%D0%B8%D1%86%D0%B0%20%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B0&noreask=1&fyandex=1&pos=119&lr=56&rpt=simage&img_url=http%3A%2F%2Fpepsimist.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2010%2F11%2Fazbuka.jpg

Китайский монах:

http://images.yandex.ru/yandsearch?p=3&text=%D0%BA%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5%20%D0%B8%20%D1%8F%D0%BF%D0%BE%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5%20%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%85%D0%B8&pos=117&fyandex=1&rpt=simage&img_url=http%3A%2F%2Fsmi2.ru%2Fdata%2Fgalleries%2Fcache%2F35734_120x90.jpeg 

 

Китайские пословицы:

http://shereemom.ru/post101140479/

 

Кирилл и Мефодий:

http://images.yandex.ru/yandsearch?p=4&text=%D0%BA%D0%B8%D1%80%D0%B8%D0%BB%D0%BB%20%D0%B8%20%D0%BC%D0%B5%D1%84%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D0%B9&pos=126&fyandex=1&rpt=simage&img_url=http%3A%2F%2Fwww.calend.ru%2Fimg%2Fcontent%2Fi0%2F433_2.gif

 

Ковер самолет:

 http://indevices.ru/images/stories/gadgets/1317661045703.jpg

 

Первобытный человек:

http://images.yandex.ru/yandsearch?p=2&text=%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B2%D0%BE%D0%B1%D1%8B%D1%82%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20%D1%87%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%BA%20%D0%B2%20%D0%BF%D0%B5%D1%89%D0%B5%D1%80%D0%B5&pos=60&fyandex=1&rpt=simage&img_url=http%3A%2F%2Fnews.rin.ru%2Fpictures_sm%2F1%2F156252.jpg

Задания для распечатывания:

Карточка №1

_______________________________________________________________________________________

Карточка №2

Спишите пословицы. Найдите в них слова- действия предметов, над этими словами надпишите время.

Пословицы

1)        Доброе слово само себя хвалит.

2)        Терпение и труд всё перетрут.

3)        Под лежачий камень вода не течёт.

4)        Смекалка во всяком деле поможет.

5)        Трус своей тени боится.

Спишите пословицы. Найдите в них слова- действия предметов, над этими словами надпишите время.

Пословицы

1)        Доброе слово само себя хвалит.

2)        Терпение и труд всё перетрут.

3)        Под лежачий камень вода не течёт.

4)        Смекалка во всяком деле поможет.

5)        Трус своей тени боится.

Спишите пословицы. Найдите в них слова- действия предметов, над этими словами надпишите время.

Пословицы

1)        Доброе слово само себя хвалит.

2)        Терпение и труд всё перетрут.

3)        Под лежачий камень вода не течёт.

4)        Смекалка во всяком деле поможет.

5)        Трус своей тени боится.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 2 класс по теме: "Упражнение в правописании слов с безударными гласными в корне слова" Безударная гласная в корне слова"

Урок проведён по программе " Начальная школа 21 века" . Тип урока- закрепление и повторение знаний по изученной теме....

урок русского языка 3 класс по теме "Орфограммы в корне слов"

Урок, проведенный в 3 классе в форме деловой игры, позволяет закрепить и обобщить знания детей по орфограммам в  корне слов, развивает воображение, словарный запас. Учебный процесс организован та...

урок русского языка 3 класс по теме "Орфограммы в корне слов"

>Урок, проведенный в 3 классе в форме деловой игры, позволяет закрепить и обобщить знания детей по орфограммам в  корне слов, развивает воображение, словарный запас. Учебный процесс организован т...

урок русского языка 3 класс по теме "Орфограммы в корне слов"

Презентация является приложением к уроку русского языка в 3 классе подготовленного  на конкурс "Учитель года"....

Урок русского языка 4 класс по теме "Обстоятельства времени", Система Л.В. Занкова

Урок разработан в соответствии с ФГОС. Разнообразные виды работ и форм на уроке, позволяют достичь высокого результата....

Технологическая карта урока русского языка 3 класс на тему: "Определение"

Материал содержит технологическую карту урока с целями,универсальными учебными действиями на каждом этапе урока.Урок разработан с применением элементов технологии развития критического мышления....