Конспект открытого урока по русскому языку в 4 классе по программе Занкова
план-конспект урока (русский язык, 4 класс) на тему

Цели: - Закрепить понятие об имени прилагательном как части речи,закрепить навыки правописания окончаний имен прилагательных женского рода с твердым согласным на конце основы, развивать орфографическую зоркость, воспитывать интерес к русскому языку, любовь к родному дому, развивать творческое мышление, речь.

Планируемые  личностные, метапредметные, предметные результаты на уроке.

Личностные результаты:

-Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов  учебной деятельности.

- Развитие доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости.

-Развитие  навыков  сотрудничества, умения не создавать конфликтов, находить выходы из спорных ситуаций.

Метапредметные результаты:

- Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.

- Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

- Активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

-Использование различных способов поиска.

-Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей в соответствии с целями и задачами.

- Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, построение рассуждений.

- Готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать свою точку зрения.

- Умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности.

Предметные  результаты:

-Освоение коммуникативной функции языка.

-Осознание безошибочного письма как одного из проявлений уровня культуры, умение применять орфографические правила при записи предложенных и собственных текстов,  умение проверять написанное.

-Овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических, коммуникативных задач.

Оборудование: учебник «Русский язык. 4 класс. 2 часть» ( автор А. В. Полякова) , карточки для каждого ученика № 1,2. , нарисованные кирпичики с написанными словами, крыша для построения импровизированного дома на магнитной доске.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок по русскому языку в 4 классе28.34 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                                                                                                                 Коренная Татьяна Анатольевна, учитель начальных классов 1 кв. категории

МАОУ « Гимназии № 35» г. Владимира.

Урок русского языка по теме « Склонение имен прилагательных  женского рода с твердым согласным  на конце основы» ( 4 класс)

Цели: - Закрепить понятие об имени прилагательном как части речи,закрепить навыки правописания окончаний имен прилагательных женского рода с твердым согласным на конце основы, развивать орфографическую зоркость, воспитывать интерес к русскому языку, любовь к родному дому, развивать творческое мышление, речь.

Планируемые  личностные, метапредметные, предметные результаты на уроке.

Личностные результаты:

-Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов  учебной деятельности.

- Развитие доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости.

-Развитие  навыков  сотрудничества, умения не создавать конфликтов, находить выходы из спорных ситуаций.

Метапредметные результаты:

- Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.

- Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

- Активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

-Использование различных способов поиска.

-Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей в соответствии с целями и задачами.

- Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, построение рассуждений.

- Готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать свою точку зрения.

- Умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности.

Предметные  результаты:

-Освоение коммуникативной функции языка.

-Осознание безошибочного письма как одного из проявлений уровня культуры, умение применять орфографические правила при записи предложенных и собственных текстов,  умение проверять написанное.

-Овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических, коммуникативных задач.

Оборудование: учебник «Русский язык. 4 класс. 2 часть» ( автор А. В. Полякова) , карточки для каждого ученика № 1,2. , нарисованные кирпичики с написанными словами, крыша для построения импровизированного дома на магнитной доске.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Учитель: У каждого человека должен быть дом. Не просто жилище с крышей над головой , но и место, где его любят, ждут, понимают и принимают его таким, каков он есть, где тепло и уютно. Сегодня и мы будем строить дом из кирпичиков. Но так как у нас урок русского языка, значит, и дом наш будет необычным, связанным с русским языком, с определенной темой, с определенной частью речи. Я приглашаю всех хорошо поработать на уроке и закладываю первый кирпич «гостеприимство».      ( На магнитной доске появляется кирпич с надписью «гостеприимство»)

  1. Ввод в тему.

На доске запись: омуойымыйогооеаяую

-Учитель: Что записано на доске?

Дети догадываются, что это окончания прилагательных, т.к. они работали с ними на прошлом уроке, но они написаны слитно.    

-Учитель: Что объединяет все эти окончания?

-Дети:  Это окончания имен прилагательных с твердым согласным на конце основы.

-Учитель: На какие группы вы можете разделить эти окончания?    

Дети предлагают ответы:

- Оканчиваются на согласный и гласный .

- Состоят из 2 букв и 3 букв.

- Окончания имен прилагательных мужского и среднего рода и окончания имен прилагательных женского рода с твердым согласным на конце основы.  

-Учитель: Запишите  окончания имен прилагательных женского рода с твердой основой в падежном порядке. Пишите все окончания раздельно. Работайте красиво, аккуратно! ( На магнитной доске появляется кирпич « чистота»)

Дети пишут:  ая ой ой ую ой ой     Проверка в соответствии с падежами.

-Учитель: Какое окончание встретилось не один раз?  Выделите его простым карандашом. Подумайте и скажите, о чем мы будем говорить на сегодняшнем уроке?

-Дети: Мы будем  говорить об именах прилагательных ж. р. с твердой основой, особое внимание уделим именам прилагательным  с окончанием – ой.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

-Учитель: Поставим учебные задачи!

-Дети:

- Работать над правописанием падежных окончаний имен прилагательных ж.р с твердой основой, развивать орфографическую зоркость.

-Учиться контролировать свою работу.

- Учиться уважать мнение одноклассников, договариваться с ними.

- Обогащать свой словарный запас.

3. Актуализация знаний. Работа с учебником. Написание падежных окончаний прилагательных.

-Учитель: Почему про существительное и прилагательное говорят – вместе служба, вместе и дружба?

-Дети: Имя прилагательное зависит от имени существительного, стоит в том же числе, роде, падеже.

-Учитель: Что же нужно знать, чтобы правильно написать окончание имени прилагательного?

-Дети: Нужно найти существительное, с которым связано имя прилагательное,  определить его число, род, падеж. Вспомнить,  какое окончание пишется у прилагательного в этой форме.  

Самостоятельная работа с упр. 278. Ребятам необходимо прочитать отрывок из рассказа Д. Мамина- Сибиряка « Серая Шейка», списать отрывок , вставив нужные окончания прилагательных, указать падеж.

Проверка.

-Учитель: Какое чувство связывало Серую Шейку и Утку?

-Дети: Чувство дружбы!  ( на магнитной доске появляется кирпич « дружба»)

  1. Написание падежных окончаний прилагательных по вопросам.     На доске текст:

Иду однажды по лесн… поляне. Хороша русск… березка в пушист… одежде!

Ели покрыты серебрян… пыльцой инея! Сердце радуется при виде чудесн… картины природы. Как не любить это волшебн… время года!

-Учитель: Какого вида текст на доске?

-Дети: Описание.

-Учитель: А можно ли правильно вставить окончания прилагательных,применяя другой способ?

-Дети:.Можно поставить вопрос от имени существительного к имени прилагательному, по окончанию вопроса определить окончание прилагательного.

-Учитель: Выпишите словосочетания сущ.+ прил.  с вопросом. Проверяйте себя по окончанию вопроса.

У детей в тетрадях появляется такая запись:

По поляне ( какой?) лесной

Березка (какая?) русская

В одежде ( какой?) пушистой

Пыльцой (какой?) серебряной

Картины ( какой?) чудесной

Время ( какое?) волшебное.

-Учитель: Отметьте лишние словосочетания. Посоветуйтесь в парах.

Дети отмечают лишние словосочетания: березка русская , т.к. окончание –ая.( В И. п.) время волшебное , т. к окончание –ое ( ср. род)

-Учитель предлагает ребятам определить род, число, падеж оставшихся  словосочетаний. Что заметили?

-Дети: У прилагательных ж. р.  ед. ч. с твердым согласным на конце основы  в Родительном, Дательном, Предложном  падежах окончание одинаковое  - ой .

-Учитель :  Кирпич «взаимопомощи»  заложен.

  1. Физкультминутка. На магнитной доске появляется кирпич «здоровье».
  2.  Открытие нового знания. Работа в группах. Каждая группа получает на карточке одно и то же предложение из текста: Хороша русская березка в пушистой одежде!

Учитель дает задание разобрать  предложение по членам и частям речи, дать характеристику предложения по цели высказывания и по интонации.  Группа,  выполнившая задание, сигналом показывает готовность.  У групп могут быть ошибки в характеристике предложения. Доказывается ,почему оно по цели высказывания повествовательное, а по интонации восклицательное.  Расхождение возникает при определении грамматической основы предложения.  Дети приходят к выводу в ходе дискуссии, что основа данного предложения предложения:

березка хороша.

Дети ставят вопрос от подлежащего : березка (какова?) хороша. Они убеждаются в том, что сказуемое является именем прилагательным в  ж. р, ед ч., И. п. Учитель просит выделить окончание прилагательного. Дети называют –а., говорят, что оно как бы неполное, образованное от прилагательного «хорошая». Учитель подтверждает это, называет это прилагательное кратким.

Учитель: Превратите другие прилагательные в предложении в краткие.

Дети превращают пушистая-пушиста. А вот от  прилагательного «русская» не могут образовать краткую форму. Дети приходят к выводу, что не все прилагательные можно преобразовать в краткие. Учитель говорит, что  за эту работу в наш дом мы можем заложить кирпич « находчивость».

  1.  Работа над развитием речи.    Открытие нового знания. На доске модель: основа+ окончание-ой.

-Учитель: Какая часть речи может спрятана за этой схемой. Ваши предположения?

-Дети: - Имя существительное  1 скл. ед.ч. в Т. п

- Имя прилагательное м. р  ед. ч.  в  И. п.

-Имя прилагательное ж. р , ед ч. в Р. ,Д., Т., П. п.  На доске появляются соответствующие  записи.

Ребятам предлагается запись на доске:

Что за дворник уд..лой

Сне.. сгр..бал на м..стовой

Не л..патой, не  м..тлой,

А ж..лезной  рукой?

-Учитель: Что это такое?

-Дети: - Вопросительное предложение.

-Стихотворение.

-Загадка. Дают отгадку ( экскаватор)

Учитель предлагает списать, вставив пропущенные буквы, определить часть речи тех слов, у которых окончание –ой.

Ученик работает самостоятельно у доски.

Проверка. Определение пропущенных орфограмм. Определение частей речи слов: удалой, лопатой, метлой, железной. Затруднение возникает при определении части речи слова «мостовой». Дети говорят о том, что если бы это было прилагательное, то оно стояло бы вместе с именем существительным, но его нет. Они предполагают, что это имя существительное, в толковом словаре русского языка С . И. Ожегова  находят его значение.  (« Вымощенная или покрытая асфальтом проезжая часть улицы.» )

 - Учитель : Всегда ли по окончанию можно определить часть речи?

Дети делают вывод, что  не всегда. Иногда необходимо посмотреть на текст, в котором находится слово.

Учитель  говорит, что дворник удалой вызывает улыбку. На доске появляется кирпич «улыбка».

  1. Самостоятельная работа.  Каждый ребенок получает  карточку  № 1. В ней написан отрывок из стихотворения Ф. Тютчева.

Чародейкою Зимою

Околдован, Лес  стоит

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.

Задание: Выделите окончания имен прилагательных, определите их род, число, падеж

Выполнение задания.

-Учитель: Что интересного заметили?

- Дети: Все прилагательные стоят в Творительном  падеже. Встретилось окончание  -ою. Делаем вывод: В  Тв. п, ед. ч., ж. р. прилагательные имеют окончания –ой, -ою

-Учитель: Какое чувство испытывает  Лес к Зиме?

Дети называют « любовь», учитель  прикрепляет на доске кирпич  «любовь» .

  1. Итог  урока . - Учитель-  Что дал вам урок? Что нового узнали? Какой момент понравился больше всего?

-Дети: -Тренировались в написании окончаний имен прилагательных ж.р, ед..ч.с   твердой основой, в определении падежей имен прилагательных.

- Работали с разными видами текста.

-Познакомились с краткими прилагательными.

-Узнали, что прилагательное может быть сказуемым.

- Узнали значение нового слова, работали с толковым словарем.

-Узнали, что в Т. п у прилагательных ж. р. ед. ч. может быть окончание – ою.

- Работали в парах, группах.

-Учитель:

-Давайте посмотрим на наш дом.  Прочитаем вместе, что должно быть в каждом доме!

-Дети читают хором названия кирпичиков. Чего не хватает в нашем доме,?

-Дети: Нет крыши!

Учитель прикрепляет сверху  крышу, на которой написано « хорошее настроение»

На доске выстроен дом , состоящий из кирпичиков: гостеприимство, чистота, дружба, взаимопомощь, улыбка, любовь, крыша хорошего настроения.

  1. Домашнее задание -  творческая  работа. Детям предлагается карточка № 2.  

-Учитель :  Прочитайте, вставьте пропущенные буквы. Вместо точек подберите подходящие по смыслу прилагательные с твердым согласным на конце основы. Укажите падеж имен прилагательных женского рода. Придумайте конец рассказа, записав его на карточке ниже.

Р..бята  р..шили  сл..пить ………….бабу. Они п..ставили ее на ……….клумбе. Баба уд..лась на славу. Была она……….., с ………….лицом. Нос сделали из ……………..к..р..бка с ………….  этикеткой. …………….баба не любит ………..носа из м..ркови. Вместо ………в..дра на гол..ву надели …………..косынку. Дали под..ржать ………м..тлу.

Урок построен с учетом дидактических принципов  системы  Л. В. Занкова( обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности, ведущей роли теоретических знаний, осознания процесса учения,быстрого темпа изучения материала, работы над развитием каждого ребенка, в том числе и слабых);  единых типических свойств (многогранности, процессуальности, коллизий , вариантности), обеспечивающих достижение учащимися необходимого уровня освоения учебного содержания.      

На уроке планируется созданий условий для продуктивной коммуникации между учениками и учителем и между самими учениками.

С точки зрения развивающего обучения так должен быть организован учебный процесс, в котором происходит общее развитие ребенка, развитие всех сторон его личности.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

                   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по русскому языку. 4 класс. Учебник "К тайнам русского языка" М.С. Соловейчик

Тема урока:"Склонение существительных". На уроке разрешаются проблемные ситуации, составляется алгоритм рассуждения, решаются орфографические задачи....

Конспект открытого урока по русскому языку 2 класс "Единственное и множественное число имён существительных" к учебнику Канакиной по ФГОС

В феврале был проведён открытый урок по русскому языку во 2 классе по теме "Единственное и множественное число имён существительных". Конспект был разработан в соответствии с требованиями ФГОС. Урок с...

Конспект открытого урока по русскому языку. 2 класс. УМК "Перспектива". Тема урока. Имя прилагательное как часть.

Конспект открытого урока по русскому языку. 2 класс. УМК "Перспектива". Учебник:Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина. Русский язык. Тема урока. Имя прилагательное как часть речи. Цель урока. Предметные. Дат...

конспект открытого урока по русскому языку 4 класс

Тема: "Обобщение по теме: "Имя прилагательное"....

конспект открытого урока по русскому языку 2 класс УМК школа россии

тема урока: "Правописание безударных гласных в корне" 2 класс...

Конспект открытого урока по русскому языку 3 класс УМК "Планета Знаний"."Изменение глаголо настоящего и будущего времени по лицам и числам"

Урок русского языка 3 класс УМК «Планета Знаний».Учитель: Котова Мария АлексеевнаТема: «Изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам»I.Орг.моментПрозвенел у нас звонок,Начинается...

Конспект открытого урока по русскому языку 2 класс

Тема урока: Как определить ударный слог?по программа "Школа России"...