Урок русского языка в 1 классе. Тема "Буква Я"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Алексеева Оксана Вячеславовна

Разработка  конспекта урока русского языка для  1 класса по теме "Буква Я" . УМК  - Перспективная начальная школа. На уроке была использованна презентация.

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_konspekt_uroka_russkogo_yazyka_dlya_1_klassa.docx25.11 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект

  урока по русскому языку

в  1-В классе от 13 ноября 2013 года

  учитель Алексеева О.В.

Тема: Письмо заглавной буквы Я

Цели деятельности: 

-создать условия для формирования в памяти обучающихся четко дифференцированного зрительно-двигательного образа заглавной буквы Я;

-содействовать формированию умения делить слово на слоги, выделять голосом   ударный слог в слове,

-выполнять виды соединений букв в словах (верхнее, среднеплавное и нижнее);  

  -способствовать развитию  внимания, речевых умений, умения анализировать и обобщать.

Планируемые результаты обучения:

 Предметные: 

-научатся правильно сидеть за столом и пользоваться письменными принадлежностями в течение всего периода выполнения отдельного графического задания;

-при письме под счет чередовать напряжение мышц руки с расслаблением;

-конструировать письменные буквы из элементов - шаблонов;

-писать заглавную  Я  на основе двигательных элементов по определенному алгоритму;

 -определять  роль буквы я в слове; 

- анализировать слова, воспринятые на слух, соотносить их со схемами и моделями; анализировать предложение и составлять схемы предложений.

 Метапредметные УУД:

 Регулятивные: отличать новое знание (умение) от уже известного с помощью учителя, формулировать проблему и цель урока, проговаривать последовательность действий на уроке.

 Познавательные: выполнять моделирование прописных букв, стремиться к расширению своей познавательной сферы, стараться производить  логические  мыслительные операции ( анализ, сравнение) для решения познавательной задачи.

 Коммуникативные: слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, развивать монологическую речь, получат возможность  взаимодействовать(сотрудничать) с соседом по парте.

 Личностные:  

-совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им,

 -проявлять  интерес к новому материалу, касающемуся конкретных фактов, но не теории (учебно-познавательный интерес на уровне реакции на новизну)

 Оборудование:  персональный  компьютер,  презентация, индивидуальные прописи и элементы для конструирования заглавной буквы Я, раздаточный материал – наборное полотно, наглядности на доску ( изображения звуков, букв, предметов)

Ход урока

  1.  Этап мотивации (самоопределения ) к учебной деятельности

- Отгадайте загадки.  В каждом  слове - отгадке  определите первую букву  и укажите, какие звуки обозначает эта буква.  

- Круглое, румяное,

  Я расту на ветке:

  Любят меня  взрослые

   и маленькие детки  (яблоко –[ й ] , [ а ] )

- Может и разбиться,

  Может и свалиться,

  Если   хочешь , в птицу

   Может превратиться ( яйцо – [ й ]  , [ а  ] )

- Бегает среди камней,

  Не угонишься за ней.

 Ухватил за хвост, но ах -! –

 Удрала, а хвост в руках. ( ящерица – [ й ] , [ а ] )

- Всегда во рту,  а не проглотишь. ( язык – [ й ] , [ а ] )

- Обсудите в парах, что общего в отгадках?

- Как мы можем обозначить тему урока? И   чему сегодня  на уроке  мы с вами сможем  научиться?  

-  правильно, мы с вами будем учиться писать заглавную букву Я  и соединять  заглавную  букву Я с другими буквами .   Заглавная буква Я  необходима для письма первых слов  в  предложении  и  имен  собственных.

  1. Повторение знаний о роли буквы  Я  в  словах.

- Какие звуки обозначает буква Я в начале слова и после другой гласной? (звуки [ й ] и [ а ])

- когда буква я обозначает один звук?   Какой это звук?

( после   согласного  буква  Я  обозначает звук  А  и мягкость предшествующего согласного)

 Игра на внимание

- Если буква я обозначает один звук, вы должны хлопнуть один раз.  Е буква я обозначает два звука – й и а , то  надо хлопнуть 2 раза.

Слушайте внимательно слова:

[ а ]                                                [ й ] [  а ]

         

Вася                                                           Яша

Валя                                                        Яна

Галя                                                        яхта

Люся                                                        Рая

Катя                                                        ярмарка

Таня                                                        Зоя

  1. Формирование зрительного  образа заглавной буквы Я в памяти учащихся.

Демонстрация  таблицы четырех   форм  буквы Я:  малой и большой печатных,  строчной и заглавной письменных.

Работа в парах – сравните большую печатную и  заглавную письменную букву Я

-Чем они похожи, а чем отличаются?

    На доске  происходит конструирование заглавной буквы Я.

Назовите элементы, из которых состоит буква –

Работа в парах -     

- рассмотрите  элементы  письменных букв,  данные в тетради и обведите только те, которые нам будут необходимы для  написания  

заглавной буквы Я.   Проверьте работу друг друга.

- выполните конструирование  заглавной буквы Я  у себя на столе.

проверьте работу друг у друга.

В конверты на столы кроме шаблонов № 40, 41, 9, 6  необходимо вложить элементы № 42, 3, 14.

- проверьте  правильность выполнения задания  по конструированию буквы

Где можно проверить правильность ( №2, с. 32)

4. Формирование зрительно-двигательного образа  буквы в памяти учащихся…

Внимательно послушайте и посмотрите, как букву Я на доске буду писать я, потом пропишем в воздухе и потом в тетрадочках.                                

1. Начинаем выше нижней линейки. Слева направо прописываем закругление, коснувшись ее.

2. Ведем плавную линию вверх, отклоняясь вправо, не дойдя до дополнительной линейки, закругляем влево, коснувшись ее.

3. Опускаем полуовальную линию вниз, закругляем вниз вправо, коснувшись верхней линейки, закрываем овал и продолжаем плавную линию к дополнительной линейке.

4. Вниз  пишем прямую.

5. Не дойдя до нижней линейки, закругляем вправо, коснувшись ее.

        Письмо под счет: учитель на доске – учащиеся в воздухе.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА.

5. Работа в тетрадях.

1. Примите правильную позу для письма ( ответы детей – посадка, положение тетради, головы).

2. Письмо учащимися в тетрадях -  заглавной  Я по алгоритму( под счет)

3. Упражнение в письме соединений – Ян  – верхнее соединение,  

                                                           ня,  Ял  –  нижнее соединение.

3. Упражнение в письме слов по образцу :  Яна,  Рая,  няня.

- какие слова надо написать с большой буквы? Яна,  Рая.

- давайте проанализируем слово  ЯНА .

- произнесем слово все вместе.

- сколько слогов  в этом слове?  Какой слог ударный?

- Сколько  букв  в  слове?  Сколько звуков?

- какая буква и в каком случае обозначает 2 звука?

- какие виды соединения букв в этом слове?   

Работа в паре – расскажите друг другу о том, как вы будете прописывать это слово. ( аналогичная работа по другим словам)

6. Выполнение логических заданий с буквами.

-какие  буквы написал Вопрос Вопросович?

Работа в паре –

-проанализируйте  группу букв (по прописи). Что их объединяет? Выделите общий элемент. (линия с закруглением с одной стороны)

-проанализируйте группу  букв(по прописи) найдите в них общий элемент. (плавная линия)

- сравните буквы м - М ( чем схожи и чем различны)

- сравните буквы Л - М ( чем схожи и чем различны)

7. Рисование бордюра-узора.

Рассмотрите узор и найдите,  какие элементы письменных букв в нем спрятались.

(полоска в форме прямой линии, полоска в форме плавной линии, полоска в форме полуовала)

Выполняем узор – прорисуем его карандашиком.

8. Этап рефлексии.

- чему мы с вами научились сегодня на уроке?

- какое задание вам понравилось больше всего?

- какие секреты буквы Я мы с вами узнали и должны  запомнить?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского язык классе "Изменение глаголов по временам"а в 4-м

Урок русского язык классе "Изменение глаголов по временам"а в 4-м  Цели:повторять знания о существенных признаках глагола;подвести детей к выводу как изменяется глагол;продолжить работ...

Урок русского языка Класс:3 УМК: «Начальная школа XXI века»

Урок русского языка Класс: 3УМК: «Начальная школа XXI века»                ...

Конспект урока русского языка Класс: 4 В.

Конспект урока русского языкаКласс: 4 В....

Технологическая карта урока русского языка Класс: 3 Тема: «Проверяемые парные по звонкости-глухости согласные в корне слова»

Актуальность проекта               Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет новые требования в структуре с...

Презентация к урокам русского языка. класс.

В презентации содержатся материалы для объяснения нового материала и проверочных работ....

Технологическая карта урока Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».

Предмет: Русский языкКласс: 4 классТип урока: ознакомление с новым материаломТема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».Цель урока:  Закреплять зн...

Конспект урока русского языка класс

Тема урока русского языка в 3 классе "Сложные слова и их правописание"...