открытый урок русского языка в 4 классе по теме Упражнение в написании безударных окончаний имен существительных
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

урок обобщения знаний

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное Общеобразовательное Учреждение

 «Средняя Общеобразовательная Школа №12»

Конспект урока русского языка в 4 классе, по программе «Школа России»

Тема: «Упражнение в написании безударных окончаний имен существительных»

Разработала учитель начальных классов

Королева Маргарита Алексеевна

г. Ржев

Тверская обл.

Тема: «Упражнение в написании безударных окончаний имен существительных»

Цели:

Образовательные: систематизировать и углубить знания об имени существительном;

контролировать качество усвоенных знаний по данной теме;

Развивающие: продолжать формировать у  учащихся способы проверки безударных окончаний имен существительных;

Формулировать несложные выводы, самостоятельно строить рассказ;

Воспитательные: воспитывать чувство прекрасного;

Ход урок

  1. Мотивация к учебной деятельности.

       Разминка (учащиеся в парах задают вопросы друг другу)

  Тема разминки: «имя существительное».

Итог этапа: Дайте определение имени существительного как части речи.

Как изменяется имя существительное?

  • Словарная работа.

-По каким признакам можно определить склонение имен существительных?

 

Класс  (работа на доске)

Командир

-разделите слова на группы, определите склонение каждого слова:

тарелка, железо, мебель, посуда, костер, газета, учитель.

Поставьте ударение, выделите безударную гласную.

Придумайте слова того же склонения

Командиры задают дополнительные вопросы, учащийся оценивает свой ответ, выставляет оценку.

-Проверка:  командиры обмениваются тетрадями.

  1. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Тест (бланк выдается каждому ребенку)

  1. -Имена существительные изменяются по родам

- Имена существительные не изменяются по родам

  1. Первое склонение имен существительных зависит от рода и окончания

-- Склонение имен существительных  не зависит от рода и окончания

3. - К первому склонению относятся имена существительные мужского и женского рода

 - К первому склонению относятся имена существительные мужского и женского рода с окончаниями   -А,    -Я

4. -Ко второму склонению относятся имена существительные мужского и среднего рода

-Ко второму склонению относятся имена существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончанием    -О,    -Е

5. –Все существительные с мягким знаком на конце относятся к третьему склонению

- не все существительные с мягким знаком на конце относятся к третьему склонению

6.  –У имен существительных первого склонения в дательном и предложном падеже окончание   -И

    –У имен существительных первого склонения в дательном и     предложном падеже окончание   -Е

7. -У имен существительных второго склонения в предложном падеже окончание   -И

-У имен существительных второго склонения в предложном падеже окончание   -Е

8. –Только имена существительные третьего склонения имеют окончания   -И

–Не только имена существительные третьего склонения имеют окончания   -И

9.–Безударные окончания имен существительных можно проверить ударным

–Безударные окончания имен существительных нельзя проверить ударным

Проверку теста выполняют по эталону. Производят устный анализ работы группы.

  1. Выявление причины затруднения.

- Какая возникла проблема.

Физкультминутка (упражнение для пальцев)

«В одном чудесном месте протекала река (изображаем реку).

В ней жила маленькая рыбка (изображаем рыбку).

Как-то по реке проплыл маленький пароход (упражнение ПАРОХОД).

Он сильно гудел и рыбка (изображаем рыбку)

испугалась и уплыла.

  1. Построение проекта выхода из затруднения

Определить тему и цель урока (дети в группах определяют тему и цель урока для каждой группы).

-Что нужно сделать, чтобы не ошибиться в правописании безударных окончания имен существительных?

  1. Реализация  проекта.

         К лис.., без книг.., о сирен.., по дорог…  

 

Работа в группах.

-Давайте установим порядок работы над этой орфограммой

Составление алгоритма.

1 шаг:                Какой частью речи является проверочное слово

                    Существительное                            Другая часть речи

2 шаг:                Ударные и безударные окончания

           Безударное                                        Ударное (проверять не нужно)

3 шаг:                Поставить вопрос к проверяемому существительному.

                                            Определи склонение и падеж.

4 шаг:                По таблице склонение определи падежное окончание

  1. шаг:                Напиши и проверь.

-Командиры представляют полученный алгоритм (правильный вариант высвечивается на компьютере).

  1. Первичное закрепление с проговариванием о внешней среде.

-Мы должны уметь применять полученные знания на практике.

  • Игра: «Определи склонение и падеж» (дети в четверках

составляют словосочетание глагол+существительное, указывают склонение и падеж существительного).

  • Задание 1.

Составить предложение из данных слов, выполнить синтаксический разбор.

Осложнить это предложение однородными сказуемыми (работа на доске)

Скачет, синичка, весёлая, по ,ветке, еловой

   

Командиры задают дополнительные вопросы, учащийся оценивает свой ответ, выставляет оценку. Далее командир проверяет работу каждого члена группы.

Карточка №1. Звукобуквенный разбор слова СИНИЧКА

Проверка сигнальными карточками.

  • ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

Звучит музыка.  Дети выполняют движения.

  • Задание 2.

Выписать из текста словосочетания, где зависимое слово выражено существительным с безударным окончанием (работа у доски)

Составляют рассказ со словом БЕРЁЗА, употребив его во всех падежах.

Выросла на лесной полянке кудрявая берёзка. В гуще её ветвей поселились птицы. Однажды шли по полянке ребята. Подошли к берёзке, взмахнули топором. Дрогнула берёзка. Упали на землю прозрачные капли душистого сока. Далеко до осени, а на берёзке появились жёлтые листья.

-Что станет с этой берёзкой? (за минуту на Земле вырубают 20 гектаров леса). Командиры задают дополнительные вопросы, учащийся оценивает свой ответ, выставляет оценку.

-Командиры  читают свои сочинения.

 Карточка №2. Выполнить разбор имени существительного как части речи (на лесной полянке).

Проверка сигнальными карточками

Итог этапа:  -Как проверить безударные окончания имен существительных?

  1. Обобщение знаний.

Эстафета (вписать окончания).

На Волг..

На ослик..

На пристан..

На лошад..

По алле..

В Сибир..

На ел..

На Кавказ..

В деревн..

В ладон..

На площад..

На пальц..

В книг..

На сирен..

В тетрад..

На осин..

По дорог..

В скатерт..

Проверка выполняется командирами. Несколько работ берёт учитель и оценивает.

  1. Домашнее задание (если оно не понятно, члены группы задают вопросы командирам).

класс

командир

Упражнение 254 (по заданию)

Продолжить рассказ (2-3 предложения).

  1. Рефлексия.

    -Оцените свою работу на уроке.

  1. Итог  урока.

-В каждой группе командир подводит итог работы на уроке.

-Добились ли вы поставленной цели на уроке?

-Над чем нужно поработать на следующем уроке?



Предварительный просмотр:

Муниципальное Общеобразовательное Учреждение

 «Средняя Общеобразовательная Школа №12»

Конспект урока русского языка в 4 классе, по программе «Школа России»

Тема: «Упражнение в написании безударных окончаний имен существительных»

Разработала учитель начальных классов

Королева Маргарита Алексеевна

г. Ржев

Тверская обл.

Тема: «Упражнение в написании безударных окончаний имен существительных»

Цели:

Образовательные: систематизировать и углубить знания об имени существительном;

контролировать качество усвоенных знаний по данной теме;

Развивающие: продолжать формировать у  учащихся способы проверки безударных окончаний имен существительных;

Формулировать несложные выводы, самостоятельно строить рассказ;

Воспитательные: воспитывать чувство прекрасного;

Ход урок

  1. Мотивация к учебной деятельности.

       Разминка (учащиеся в парах задают вопросы друг другу)

  Тема разминки: «имя существительное».

Итог этапа: Дайте определение имени существительного как части речи.

Как изменяется имя существительное?

  • Словарная работа.

-По каким признакам можно определить склонение имен существительных?

 

Класс  (работа на доске)

Командир

-разделите слова на группы, определите склонение каждого слова:

тарелка, железо, мебель, посуда, костер, газета, учитель.

Поставьте ударение, выделите безударную гласную.

Придумайте слова того же склонения

Командиры задают дополнительные вопросы, учащийся оценивает свой ответ, выставляет оценку.

-Проверка:  командиры обмениваются тетрадями.

  1. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Тест (бланк выдается каждому ребенку)

  1. -Имена существительные изменяются по родам

- Имена существительные не изменяются по родам

  1. Первое склонение имен существительных зависит от рода и окончания

-- Склонение имен существительных  не зависит от рода и окончания

3. - К первому склонению относятся имена существительные мужского и женского рода

 - К первому склонению относятся имена существительные мужского и женского рода с окончаниями   -А,    -Я

4. -Ко второму склонению относятся имена существительные мужского и среднего рода

-Ко второму склонению относятся имена существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончанием    -О,    -Е

5. –Все существительные с мягким знаком на конце относятся к третьему склонению

- не все существительные с мягким знаком на конце относятся к третьему склонению

6.  –У имен существительных первого склонения в дательном и предложном падеже окончание   -И

    –У имен существительных первого склонения в дательном и     предложном падеже окончание   -Е

7. -У имен существительных второго склонения в предложном падеже окончание   -И

-У имен существительных второго склонения в предложном падеже окончание   -Е

8. –Только имена существительные третьего склонения имеют окончания   -И

–Не только имена существительные третьего склонения имеют окончания   -И

9.–Безударные окончания имен существительных можно проверить ударным

–Безударные окончания имен существительных нельзя проверить ударным

Проверку теста выполняют по эталону. Производят устный анализ работы группы.

  1. Выявление причины затруднения.

- Какая возникла проблема.

Физкультминутка (упражнение для пальцев)

«В одном чудесном месте протекала река (изображаем реку).

В ней жила маленькая рыбка (изображаем рыбку).

Как-то по реке проплыл маленький пароход (упражнение ПАРОХОД).

Он сильно гудел и рыбка (изображаем рыбку)

испугалась и уплыла.

  1. Построение проекта выхода из затруднения

Определить тему и цель урока (дети в группах определяют тему и цель урока для каждой группы).

-Что нужно сделать, чтобы не ошибиться в правописании безударных окончания имен существительных?

  1. Реализация  проекта.

         К лис.., без книг.., о сирен.., по дорог…  

 

Работа в группах.

-Давайте установим порядок работы над этой орфограммой

Составление алгоритма.

1 шаг:                Какой частью речи является проверочное слово

                    Существительное                            Другая часть речи

2 шаг:                Ударные и безударные окончания

           Безударное                                        Ударное (проверять не нужно)

3 шаг:                Поставить вопрос к проверяемому существительному.

                                            Определи склонение и падеж.

4 шаг:                По таблице склонение определи падежное окончание

  1. шаг:                Напиши и проверь.

-Командиры представляют полученный алгоритм (правильный вариант высвечивается на компьютере).

  1. Первичное закрепление с проговариванием о внешней среде.

-Мы должны уметь применять полученные знания на практике.

  • Игра: «Определи склонение и падеж» (дети в четверках

составляют словосочетание глагол+существительное, указывают склонение и падеж существительного).

  • Задание 1.

Составить предложение из данных слов, выполнить синтаксический разбор.

Осложнить это предложение однородными сказуемыми (работа на доске)

Скачет, синичка, весёлая, по ,ветке, еловой

   

Командиры задают дополнительные вопросы, учащийся оценивает свой ответ, выставляет оценку. Далее командир проверяет работу каждого члена группы.

Карточка №1. Звукобуквенный разбор слова СИНИЧКА

Проверка сигнальными карточками.

  • ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

Звучит музыка.  Дети выполняют движения.

  • Задание 2.

Выписать из текста словосочетания, где зависимое слово выражено существительным с безударным окончанием (работа у доски)

Составляют рассказ со словом БЕРЁЗА, употребив его во всех падежах.

Выросла на лесной полянке кудрявая берёзка. В гуще её ветвей поселились птицы. Однажды шли по полянке ребята. Подошли к берёзке, взмахнули топором. Дрогнула берёзка. Упали на землю прозрачные капли душистого сока. Далеко до осени, а на берёзке появились жёлтые листья.

-Что станет с этой берёзкой? (за минуту на Земле вырубают 20 гектаров леса). Командиры задают дополнительные вопросы, учащийся оценивает свой ответ, выставляет оценку.

-Командиры  читают свои сочинения.

 Карточка №2. Выполнить разбор имени существительного как части речи (на лесной полянке).

Проверка сигнальными карточками

Итог этапа:  -Как проверить безударные окончания имен существительных?

  1. Обобщение знаний.

Эстафета (вписать окончания).

На Волг..

На ослик..

На пристан..

На лошад..

По алле..

В Сибир..

На ел..

На Кавказ..

В деревн..

В ладон..

На площад..

На пальц..

В книг..

На сирен..

В тетрад..

На осин..

По дорог..

В скатерт..

Проверка выполняется командирами. Несколько работ берёт учитель и оценивает.

  1. Домашнее задание (если оно не понятно, члены группы задают вопросы командирам).

класс

командир

Упражнение 254 (по заданию)

Продолжить рассказ (2-3 предложения).

  1. Рефлексия.

    -Оцените свою работу на уроке.

  1. Итог  урока.

-В каждой группе командир подводит итог работы на уроке.

-Добились ли вы поставленной цели на уроке?

-Над чем нужно поработать на следующем уроке?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 2 класс по теме: "Упражнение в правописании слов с безударными гласными в корне слова" Безударная гласная в корне слова"

Урок проведён по программе " Начальная школа 21 века" . Тип урока- закрепление и повторение знаний по изученной теме....

Методическая разработка урока по русскому языку с презентацией по теме"Упражнение в написании безударных личных окончаний глаголов"

Урок разработан в соответствии с требованиями новых ФГОС НОО. Учащиеся на уроке работают в группах. Задания, предложенные детям на каждом этапе урока, подталкивают учащихся к учебному исследованию сло...

Конспект урока по русскому языку в 4-м классе на тему: «Упражнения в правописании падежных окончаний имен существительных.»

На данном уроке можно в интересной игровой форме закрепить знания о првавописании падежных окончаний имен существительных....

Технологическая карта к открытому уроку русского языка 2 класс на тему "Единственное и множественное число имен существительных"

Технологическая карта к открытому уроку русского языка, разработана в соответствии с ФГОС, на основе материала по УК "Школа России"....

Конспект открытого урока русского языка 1 класс по теме"Упражнение в написании слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу"

Урок поможет закрепить знания учащихся о написании слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу...