"Имя существительное"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Захарова Анна Модестовна

Урок русского языка в 4 классе. Дидактическая цель: создание условий для осознания, осмысления и закрепления информации средствами ИКТ, творческих заданий, формирование языкового и общего развития обучающихся путем проникновения в сущность изучаемого предмета, в богатство его связей со всеми родственными знаниями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon russkiy_yazyk_4_klass.zip870.9 КБ

Предварительный просмотр:

Ф.И.О.: Захарова Анна Модестовна

Должность: учитель начальных классов

Место работы: МОБУ "Руэмская СОШ" Медведевского района Республики Марий Эл

Паспорт открытого урока

Класс: 4 класс, программа «Школа 2100»

Предмет: русский язык

Тема: Имя существительное

Тип урока: урок повторения и обобщение изученного

Дидактическая цель: создание условий для осознания, осмысления и закрепления информации средствами ИКТ, творческих заданий, формирование языкового и общего развития обучающихся путем проникновения в сущность изучаемого предмета, в богатство его связей со всеми родственными знаниями.

Задачи:

- систематизировать полученные знания обучающихся по теме «Имя существительное»;

- способствовать развитию связной устной и письменной речи, мыслительных операций, внимания, памяти, познавательных интересов, творческих способностей;

- воспитывать эстетическую культуру через организацию урока, гуманное и толерантное отношение друг к другу.

Основные дидактические методы:

- частично — поисковый;

- объяснительно-иллюстративный;

- принципы самоорганизации познавательной работы обучающихся;

- принцип целостности содержания образования;

- принцип ориентированной функции знаний;

- принцип развития;

- принцип комфортности.

Дидактические средства:

для учителя - презентация, фонограмма;

для учащихся - карточки для индивидуальной работы.

Методическая литература:

  1. Мельникова, Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя./ Е.Л.Мельникова. - М.: 2002.
  2. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка.

Оборудование:

-магнитофон

-проектор, ноутбук

-таблицы

План урока

  1. Организационная часть.
  2. Актуализация знаний и формулирование темы урока.
  3. Повторение и систематизация ранее изученного материала.
  4. Итог урока.
  5. Домашнее задание.

Ход урока

Слайд 1

  1. Мотивация к деятельности. Организационный момент.

Подготовка рабочего места. Снятие психологического напряжения.

- Я рада видеть ваши жизнерадостные лица и добрые глаза.

Я думаю, что сегодня урок принесет нам радость общения друг с другом.

- Улыбнитесь соседу слева, соседу справа, нашим гостям. Успехов вам.

Запись числа в тетрадях.

  1. Актуализация знаний и формулирование темы урока.

Слайд 2

- Ребята, сегодня на уроке продолжим исследование объектов русского языка.

- Что значит исследовать? Как вы это себе представляете?

Тема нашего исследования – имя существительное. (Записывают в тетрадь) Слайд 3

Активизируем наше внимание:

-разотрем уши;

- разотрем ладони.

  1.  Повторение и систематизация ранее изученного материала.

На слайде иллюстрация зимнего пейзажа. Слайд 4

- Рассмотрите иллюстрацию. Будьте внимательны.

Друзья – Татьяна, Илья и Дарья решили укреплять свое здоровье: делать зарядку, бегать на коньках, кататься на лыжах.

Илье больше нравились коньки, Татьяна не всегда выбирала лыжи. Определите, как каждый ребенок укреплял свое здоровье.

- Назовите имена существительные, которые вы услышали в тексте нашего логического упражнения?

Друзья, Татьяна, Илья, Дарья, зарядка, коньки, лыжи, зд.ровье. Слайд 5

(Запись слов в тетрадь и обозначение орфограмм)

- Назовите, какие виды орфограмм можно выделить в данных именах существительных. (1 ученик у доски с комментированием)

- Определите орфограмму в слове здоровье, это слово, которое нам предстоит сегодня исследовать.   Слайд 6

Орфографическое чтение вслух и запись в тетради.

- Сейчас мы с вами исследовали слово здоровье с точки зрения орфографии.

(Орфография – правописание, т.е. система правил, которые устанавливают единое написание слов, их форм и сочетаний.)

  1. Словарно- орфографическая работа.

-Посмотрим на слово «здоровье» с разных сторон науки о языке.

Работа над лексическим значением слова. Познавательный этап.

- Обратимся к лексике. 

Слайд 7 (Лексика - Словарный состав русского языка)

- Как вы думаете, что такое здоровье?

Обратимся к словарю. Дети зачитывают словарную статью.

«Здоровье – правильная, нормальная деятельность организма». (С.И.Ожегов)

Запись в тетради с комментированием.

Обратимся к фонетике. 

Слайд 8 (Фонетика- раздел языка, в котором изучаются звуки языка, ударение, слоги)

- Выполним фонетический разбор слова «здоровье»

Обратимся к морфологии. 

Слайд 9    (Морфология - раздел русского языка, в котором изучаются слова, как части речи.)

- Какой частью речи является слово здоровье?

- Что такое имя существительное?

- Назовите постоянные и изменяемые морфологические признаки имени существительного. Слайд 10

Карточка-подсказка «Робот» у каждого на парте.

- Сейчас перенесите эти знания на наше слово, дайте ему полную характеристику. (Морфологический разбор сущест. здровье))

2. Работа с однокоренными словами

- Подберите однокоренные слова к слову здоровье.

Записать слова в тетради и на доске, выделить корень.

Слайд 11

-Слова здоровье, здравствуйте, на первый взгляд они нам кажутся совсем разными, но они являются однокоренными, в этих словах происходит историческое чередование оро и ра. Поэтому, когда мы говорим при встрече человеку, здравствуй, мы желаем ему здоровья. Военные приветствуют старшего по званию и говорят «Здравия желаю».

Точечный массаж «Волшебные точки»

3. Самостоятельная работа в парах. Работа с пословицами.

Слайд 12

- Посмотрим, как употребляется слово здоровье в нашей речи.

В русском языке много пословиц о здоровье.

Чтение пословиц на тему «Здоровье», приготовленных учащимися.

- Составить из рассыпанных слов- карточек пословицы, объяснить их смысл.

Физкультура и труд здоровье несут.

Здоровье дороже богатства.

- Как вы понимаете смысл этих пословиц?

- Какова синтаксическая роль имени существительного в предложении?

Синтаксис (Синтаксис – раздел языкознания, изучающий смысл и структуру предложения и сочетания слов в предложении) Слайд 13

Каким членом предложения может быть чаще всего имя существительное?

Слайд 14

Выполнить синтаксический разбор пословицы:

 Физкультура и труд здоровье несут. (У доски и в тетрадях)

Отдохнем и устно выполним следующее задание.

4. Игра «Четвертый лишний». (устно)

Слайд 15

- В каждой группе слов найдите лишнее и докажите свой выбор.

  1. Лыжи, санки, палки, коньки.
  2. Отдых, сон, зарядка, душ.
  3. Здоровье, здоровый, здоровьишко, здоровяк.

- А сейчас мы отдохнем с пользой для наших глаз.

Физкультминутка для глаз «Снежинки» Слайд 16

5. Творческое задание. Сочинение миниатюра по опорным словам. Слайд 17

- Укреплению здоровья помогает пребывание на свежем воздухе. Представьте, что в один из выходных дней вы пошли на прогулку. Напишите мини – сочинение по опорным словам.

Прогулка, лыжи, снежные шапки, следы.

Чтение сочинений.

Двигательная физкультминутка под музыку  Слайд 18

6. Самостоятельная индивидуальная работа с последующей проверкой в классе.

Слайд 19

1. в п а е р ч е е н н ь ь е е

2. с м в о е р к л к о а в ь

3. д л и р с е т в ь ь я я

- Какое задание мы могли бы придумать с данными буквами?

(Составить слова из букв)

- Собирать слова из букв мы будем, используя загадки.

Загадка к первой строке для 1 ряда

Эти сладости люблю,

Ими всех людей кормлю.

(Варенье, печенье.)

Загадка ко второй строке для 2 ряда

Красная девица росла в темнице,

люди в руки брали,

косы срывали.

(Свекла, морковь)

Загадка к третьей строке для 3 ряда

Они закутаны в кору

И шепчут что-то на ветру.

(Деревья, листья)

- Запишите отгадки в тетрадь. Что общего между этими словами?

- Определите число, род, склонение имен существительных и объясните, как каждая пара слов относится к теме здоровья?

- Проверим, как выполнили задание. Клик!

7. Самостоятельная работа. (По выбору). 

Слайд 20

А Найди и подчеркни имена существительные.

В Определи, склонение и падеж имен существительных.

С Найди имена существительные и определи их синтаксическую роль в предложении.

Прогулки и игры на свежем воздухе укрепляют здоровье.

Занятия спортом развивают ловкость, быстроту, силу, выносливость.

Самопроверка. Слайд 21

  1. Итог урока. Рефлексия.   Слайд22

- С какой частью речи мы работали?

- Какие разборы повторили?

- Что для вас было просто выполнить?

- Что еще нужно повторить, закрепить?

- Что вам больше всего понравилось на уроке?

- Поднимите руки те, кто работал в полную силу?

- А теперь те, кто работал хорошо, но недостаточно?

  1. Домашнее задание.

Доработать, дополнить сочинение, можно нарисовать к нему рисунок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по русскому языку "Имя существительное и его роль в речи.Имена существительные, отвечающие на вопросы кто? и что?

Знакомить с обобщенным лексическим значением имен существительных, отрабатывать понятие "имя существительное", формировать умение различать слова, отвечающие на вопросы кто? и что?...

Урок русского языка. 4 класс Тема: Одушевлённость и неодушевлённость имён существительных как особое грамматическое значение имён существительных.

На этом уроке русского языка ребята получат возможность разобраться с таким грамматическим значением имён существительных как одушевлённость и неодушевлённость....

Урок русского языка. 4 класс Тема: Одушевлённость и неодушевлённость имён существительных как особое грамматическое значение имён существительных.

На этом уроке русского языка ребята получат возможность разобраться с таким грамматическим значением имён существительных как одушевлённость и неодушевлённость....

Имя существительное. Одушевленные и неодушевленные имена существительные

Урок русского языка в 3 классе для национальных школ....

Дидактический материал по русскому языку по теме "Склонение имён существительных", "Падежные окончания имён существительных"

Позволяет проверить индивидуальные знания учеников по теме "Склонение имён существительных", "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных"...

Образование имён существительных от основ существительных и глаголов (конспект урока)

Целью урока является рассмотрение способов словообразования существительных с разными значениями от основ имён существительных и глаголов при помощи суффиксов, стимулирование мотивации к учению....