Конспект урока русского языка во 2 классе: "Телеграмма как один из жанров письма в формировании речевой идентичности младших школьников".
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Данный урок составлен с учетом требований ФГОС. Основная задача: учить составлять телеграмму на основе выделения главной мысли письма-просьбы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Тема фрагмента урока во 2 «А» классе: Телеграмма как один из жанров письма в формировании речевой   идентичности  младших школьников

Учебная задача:  учить составлять телеграмму на основе выделения главной мысли письма-просьбы

1.ОРГМОМЕНТ

Ребята, к нам приехали учителя из разных школ нашей области.

 Давайте ИХ поприветствуем .

Сегодняшний урок я предлагаю провести под девизом: «Не стыдно не знать, стыдно не учиться»

---Как вы объясните его смысл?

- Сегодня у нас необычный  урок. Мы узнаем много нового и интересного, сами будем составлять письменные речевые высказывания.

Поворачиваемся, киваем головой

Цель: настрой на урок.

Мотивационный компонент учебной деятельности

2. РАБОТА ПО ГРУППАМ.

Достаю черный ящик.

 Вам необходимо по моим подсказкам отгадать что внутри.

-В ящике предмет, существительное, ж.р.

предмет может быть стеклянным, пластиковым.

(если не отгадали -  показываю РЕБУС)

-----(вынимаю бутылки)

(Каждой группе раздается бутылка)

-----Не открывайте.

-Как Вы думаете, что может быть внутри бутылок?

- Давайте откроем и проверим Ваши предположения.

           Здравствуйте,  незнакомцы!

          Пишет Вам  командир       экспедиции.

         Наша  команда  отправились на остров Олений. Перед нами была поставлена задача:  изучить климат и животных острова. Начались сильные морозы. Вышла из строя радиостанция. Разрядились сотовые телефоны. У нас заканчивается провизия  для нас и корм для животных. Наша экспедиция не может сообщить о беде на Большую Землю.

     Мы ждём от Вас помощи. Передайте о нашем бедствии в Центр Путешественников в Москве.

                               Командир экспедиции

                                                      с острова  Олений.

-Ребята, можно ли определить, что перед нами?

 

-Что нам необходимо сделать?  

-----Давайте соберем кусочки и посмотрим, что же  перед нами?

  братите внимание на то, что нет некоторых слов.

- Из-за отсутствия этих слов мы можем не понять  что это.

- Возьмите карандаши и в своей группе попробуйте  восстановить недостающие слова.

--!!-- Выступление групп (воспроизведение пропущенных слов)

- Что же перед вами?

Ответы детей

Сок, кефир, …….., ……….,  письмо

Письмо «ПАЗЛАМИ»

Собрать части

Письмо (сделать акцент на того, кто был прав)

Мотивационный компонент УД

Эмоциональный компонент речевой идентичности

Цель: знакомство с новым видом письма   -    письмом- просьбой

 Деятельностный  компонент

речевой  идентичности

Цель: развитие умения точно подбора слов на основе анализа информации

3.РАБОТА С  МОДЕЛЬЮ ПИСЬМА

-Как вы определили, что это письмо?

-Так откуда это письмо?

--Как оно могло до нас добраться?

                                              СЛАЙД

Здесь есть: -  приветствие, обращение

                         -сообщение                                  

                          -подпись

Письмо с острова Олений ,

могло добраться до нас по воде.  Приплыло по реке, принесли рыбаки                                                          

Актуализация знаний

4.РАБОТА С КАРТОЙ

--Ребята, а где находится этот остров?

-Давайте рассмотрим карту и найдем этот остров? Обведите его маркером.

Посмотрите, какой длинный путь проделало это письмо до нас.

Такой способ передачи письма называется «бутылочной почтой», письма отправляются по воде в бутылке.

На севере, т.к. в письме говорится о морозах и назван он Олений, значит там  водятся олени.

                                             слайд

слайд

                                                           

                                                             

        слайд

Мотивационный компонент УД

Познавательный компонент

речевой  идентичности

Цель: развитие умения работать с графической информацией

5. СВЕДЕНИЯ О БУТЫЛОЧНОЙ ПОЧТЕ

Легенда гласит, что изобретателем такого способа сообщения был греческий философ Теофраст, который изучал течения.

Дошедший до нас из глубины веков этот способ почтового отправления надежно служит людям и поныне. Помимо ученых изучающих морские течения, им пользуются иногда как средством передачи сообщений.

Хочу привести Вам один пример:

Однажды 5-ти летний немецкий  мальчик  кинул послание в бутылке  в Балтийское море. Спустя 24 года  тринадцатилетний  мальчик из России получил это послание и написал ответ по указанному в письме адресу. Немецкому мальчику из письма сейчас 29 лет и когда он получил ответ, он  едва поверил своим глазам. Сейчас они общаются через интернет.

Так «Бутылочное письмо» привело к дружбе  немца и россиянина.

     

                                                    СЛАЙД

                                                СЛАЙД

Познавательный компонент

речевой  идентичности

Цель: сообщение новой информации

Эмоциональный компонент

речевой  идентичности

6. Актуализация знаний. Виды письма.

Какие бывают письма?

А  какое наше письмо?

-Зачитайте слова из письма доказывающее это.

-Что мы должны сделать с этим письмом?

-А как мы это сделаем?

7.Знакомство с телеграммой

А) Знакомство со словом

ТЕЛЕГРАММА - образовалось от двух греческих

слов, они в переводе означают:  «теле» - далеко,  «грамма» - запись.

---А значение слова  телеграмма  найдём в словарях.

--На партах лежат толковый, универсальный и иностранный словари

Телеграммы отправляют на особых бланках.

В телеграмме надо оплачивать каждый знак, каждое слово, вот почему сообщение делают как можно короче. Люди договорились не писать в тексте сообщения предлоги, союзы и не ставить знаки препинания

Б) Составление модели телеграммы

-Для отправки телеграммы нужно составить её модель.

-Вы сказали, что телеграмма – это краткое сообщение, поэтому и модель письма состоит только из 2-х частей

У телеграммы отсутствует обращение, далее идет

-Сжатый текст

-подпись

Телеграмма является одним из жанров письма

В) Работа по группам. Составление текста телеграммы.

-Для составления нашей телеграммы мы должны выделить главную мысль нашего письма.

-Давайте попробуем составить телеграмму.

Куда  отправляем телеграмму?

А как мы подпишемся? (кратко)

Дифференциация по степени сложности(1,2 группа у вас лежат конверты со словами-помощниками, а 3 гр. -- попробует самостоятельной составить текст телеграммы.

У 1 и 2  группы в конверте набор слов

Предложите свой вариант  телеграммы.

Помните о том, что текст телеграммы должен быть кратким и содержать главную мысль

Ученики наклеивают  текст на телеграмму и зачитывают свои варианты по группам.

 8. Итог урока. Рефлексия.

-Мы заслушали варианты ваших телеграмм.

 МОЛОДЦЫ!

Все с работой справились.

В каждой телеграмме прозвучала главная мысль полученного письма.

-Что нужно знать и уметь,  чтобы отправить телеграмму?

-Теперь вы сами сможете отправить телеграмму.

Деловые,  личные,  письмо-поздравление

                                                          СЛАЙД

     

 Письмо- просьба

Зачитывают слова из письма  (Мы ждем от Вас помощи,

Передайте о нашем бедствии)

Отправить в центр Путешественников

(Если скажут:  sms-  не знаем номера телефона; Если  электронное письмо или обычное письмо – не знаем адреса)  

ТЕЛЕГРАММА

зачитываем  по группам

                   

                           СЛАЙД (чист. Бланк    

                                  телеграммы)

текст                                       СЛАЙД

Подпись                          

Москва                                       СЛАЙД

Центр Путешественников

второклассники

Командир экспедиции,  экспедиция,  на Оленьем острове, просит о, беда, срочное помощи, разрядились, второклассники, ученики 2 «а» класса, корм для животных, передайте о бедствии, провизия, ждёт помощи, Москва,  Центр Путешественников, школа № 20

телеграммы крепим на доску

Знать модель телеграммы

Уметь кратко формулировать свои мысли

Цель: актуализация знаний о видах писем

Познавательный компонент речевой идентичности

Цель: познакомить с новым жанром письма – телеграммой; составить модель

Познавательный компонент

речевой  идентичности

Ценностно-смысловой компонент

речевой  идентичности

Цель: составить и записать текст телеграммы

Деятельностный компонент

речевой  идентичности

Вот и подошел к концу наш урок. На ваших столах лежат  цветные конвертики.

---Если вам все понятно по теме «Как писать телеграммы», то выберите конверт  с восклицательным знаком.

---Если все понятно, но появились новые вопросы и вы  хотели бы узнать что-то новое, то выберите  ---   !?

---Если остались затруднения по теме: «Написание телеграмм»  , то  --- ?

ВСЕМ СПАСИБО ЗА РАБОТУ!!!!

Каждая группа по очереди прикрепляет к доске конверты.

Самооценка

Эмоционально-оценочный компонент  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока русского языка "Звук один, а буквы две"

Целенаправленная работа по формированию орфографической зоркости. Воспитание учебной самостоятельности, в том числе умения пользоваться учебной книгой, словарями - все это вы найдете в конспекте урок...

Конспект урока русского языка «Чередование звуков в корне слова, видимое на письме. Е и О - беглые гласные» (УМК «Перспективная начальная школа» 3 класс Н.А. Чуракова)

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗКАТема: «Чередование звуков в корне слова, видимое на письме. Е и О - беглые гласные»Цели деятельности учителя:   формирование знаний о беглости гласных...

Конспект урока русского языка "Чередование звуков в суффиксах слов, видимое на письме. Е и О – беглые гласные звуки"( "УМК Перспективная начальная школа", 3 класс)

Цели деятельности учителя:  создание условий для формирования знаний учащихся о условиях выбора гласных в суффиксах существительных –ек, -ик, и, так называемых беглых гласных звуках  ...

Конспект урока русского языка "Чередование звуков в корне слова, видимое на письме. Е и О – беглые гласные звуки." 3 класс

Цели деятельности учителя:Ознакомление с существованием беглых гласных Е и О; формирование умения определять, является ли гласный в корне беглым; формирование умения выделять корни в словах с таким че...

Конспект урока русского языка «Чередование звуков в суффиксах слов, видимое на письме. Е и О-беглые гласные» 3 класс

Цели деятельности учителя:Ознакомление с существованием беглых гласных Е и О; формирование умения определять, является ли гласный в суффиксе беглым; формирование умения выделять суффиксы в словах с та...

Конспект урока русского языка «Чередование звуков в суффиксах слов, видимое на письме. Е и О-беглые гласные» 3 класс

Цели деятельности учителя:Закрепление знаний по теме «Беглые гласные Е и О в суффиксе»  Планируемые результатыПредметные:Уметь определять является ли гласный в суффиксе беглым, выделя...

Конспект урока русского языка (обучение письму) «Письмо строчной буквы «з», слогов и слов с ней» (1 класс, УМК «Система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова»)

Цель деятельности учителя: формирование у обучающихся умений писать строчную букву «з» и соединять её с другими буквами в словах.Планируемые  результаты:Предметные:знать графический о...