Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением. ( 2 класс)
план-конспект занятия по русскому языку (2 класс) по теме

Микрюкова Елена Николаевна

В документе предоставлена разработка урока во 2 классе по теме: "Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл svoy_urok_rus_yaz.docx28.28 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:

  «Безударный гласный в  корне слова, проверяемый ударением»

Цель: знакомство с правилом проверки безударных гласных в корне слова, составление алгоритма проверки безударных гласных.

Задачи: 

  • Развивать умения определять в слове ударение,  выделять корень, сравнивать гласные в безударных и ударных слогах.
  • Развивать умения слышать и видеть в словах «опасные» места (орфограммы).
  • Формировать положительную мотивацию обучения.

Планируемый результат

Личностные умения

Метапредметные умения 

Предметные умения

  • Проявлять интерес к изучению  нового материала.
  •  Проявлять инициативу и самостоятельность в обучении.
  • Оценивать результат учебного труда.

Познавательные умения:

  • Уметь находить   необходимую  информацию.
  • Использовать на доступном уровне логические приёмы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение) на языковом материале.

Регулятивные умения:

  • Применять правила проверки безударных гласных в корне слова.
  • Соотносить учебные действия с изученным правилом.
  • Выполнять учебное задание в соответствии с алгоритмом.
  • Выполнять самопроверку и взаимопроверку при выполнении учебного задания в соответствии с критериями оценивания.

Коммуникативные умения:

  • Формулировать понятное для одноклассников высказывание и обосновывать своё мнение.
  • Взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога.
  • Согласовывать позиции и находить общее решение.
  • Адекватно использовать речевые средства для представления результата.
  • Знать и уметь  применять правила проверки безударных гласных.
  • Уметь  орфографически правильно писать слова с данной орфограммой.
  • Уметь называть несколько вариантов проверки безударной гласной.

Оборудование:  проектор, монитор,  экран, презентация, карточки для индивидуальной работы, карточки с алгоритмом работы над орфограммой, сигнальные карточки. 

Ход урока

I. Организационный момент   

- Прозвенел звонок, начинается урок русского языка. Мы спокойны, добры, приветливы, ласковы. Глубоко вздохните и выдохните. Выдохните обиды, злость, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть осеннего  утра, тепло солнечных лучей. Я желаю вам хорошего настроения, бережного  и отзывчивого отношения друг другу. 

(Слайд №1)

Внимание! Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ли на месте? Всё ли в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки?
Есть у нас девиз такой:
Всё, что надо под рукой!  (Дети все вместе)

2.  Актуализация знаний 

Звуковой файл «Игра»                                             (СЛАЙДЫ 3-12)

А теперь давайте подготовим к работе наши глазки! Сейчас проведем для них чудесную гимнастику. После гимнастики, буквы которые увидите, нужно постараться запомнить и назвать их. 

- Какие буквы вы увидели?                   (я, е, и, о, а)      (СЛАЙД 13)

-Что объединяет эти буквы вместе (эти буквы обозначают гласные буквы )
-Дайте им характеристику.  (могут быть ударными и безударными…

- В чём особенность этих букв?   ( пишутся не так как слышатся)

2.  Тема урока:

-     Определите тему нашего урока?                         (Ответы детей)     

Безударных гласных пять

Тех, что надо проверять

Вы запомните, друзья,

Буквы А, О, Е, И, Я!

3. Цели урока:

- Чем  нам предстоит   сегодня на уроке  заняться? Каковы цели нашего урока?  

( Ответы детей).

  - Я  выставляю  алгоритм (порядок) урока, по которому будем работать, по ответам детей, а потом в том порядке, в котором нужно.

А)  Читаю слово

Б)   Ставлю ударение

В)  Выделяю корень

Г)   Подбираю проверочные слова

Д)   Пишу гласную

-Давайте немного расшифруем (прокомментируем) предложенный алгоритм:

А)  Читаю слово            (Внимательно)

Б)   Ставлю ударение   (Уметь ставить ударение, выделять безударную гласную)

В)  Выделяю корень     (Уметь подбирать цепочку однокоренных слов)

Г)   Подбираю проверочные слова

                                           ( Уметь выделять проверяемое и проверочное слово)

Д)   Пишу гласную

                                           (Уметь правильно писать  слова с проверяемой безударной гласной в корне слова).

Предлагаю алгоритм поставить в нужном порядке.    (Дети предлагают)

- А достаточно ли знать только правило написания орфограммы?

- Что нужно развивать?                                                          (Ответы детей)

 - А как вы понимаете значение слова «зоркий»?           (Работа со словарём).

- А нужно ли быть ученику зорким? Докажите свою точку  зрения.  

(Предполагаемые ответы детей)

(Чтобы грамотно писать, нужно знать правила и уметь применять их на практике, уметь работать со словарём и памяткой-алгоритмом, а также много читать, развивать зоркость, ум и внимание, тренировать память.)

 - Есть такое с/ч  «орфографическая зоркость» - что оно обозначает?

Вывод:  Орфографическая зоркость - это умение замечать орфограммы, а потом правильно использовать их на письме.

- Сегодня мы и будем развивать вашу орфографическую зоркость, работая по нашему алгоритму.

Минутка чистописания.

- Отгадайте загадки

Я бегу струёй из крана.                          
Бью ключом из-под земли.                       
Я качаю в океанах                                      
Великаны-корабли. 
(Вода)                  (слайд)    

В небе молния сверкает,

Гром в раскатах громыхает,

Клонится к земле лоза,

Начинается…  (Гроза)                          (слайд)

В каплях всё вокруг блестит,
Луг алмазами покрыт.  
(Роса)              (слайд)

-Что общего в этих словах?   Безударная гласная  (О)  (слайд)

 (диск к уроку 1кл)

- С какой буквой мы будем сегодня работать?

- Что нужно вспомнить и на что обратить внимание при написании буквы (о)

                            (верхнее и нижнее соединение)    

- Пропишите верхнее и нижнее соединения с буквой о. по  пол построчки

- Кто запомнил слова – отгадки,  запишите их во второй строчке. 

А)  Согласно алгоритму нужно  внимательно прочитать   слова, но не только прочитать, а ещё их увидеть. Я предлагаю сейчас вам в группе найти, как можно больше, таких слов за 2 минуты                      (слайд )

Грибы, дорога, дерево, цветы, облака, река, скворечник, поляна,

Б) Важную роль играет, как вы правильно поставите ударение и выделите безударную гласную букву. 

Хлеба,   снежок,   глаза, дожди.          (работа в паре)    Карточка №2

- Прокомментируйте

В) Выделяю корень слова     «Смотри в корень»  

                                (работа в группах)

-Найдите  и подчеркните лишнее слово в каждой группе      (объясните)

- Выделите корень слова                                                            (объясните)

                        Гора, горит, горняк, пригорок.

                     Лето, летать, полёт, лётчик.                     (карточка №3)

Г) Какое слово является проверочным для безударной гласной корня?

                   (тест из диска к урокам)

Д) Ну а теперь давайте попробуем собрать всё вместе

         *****             (Работа со словом «ЗВОНОК»)

 ---    Пришло время проверить себя

*******     Напишем слова  по всем правилам и проверим нашу  орфографическую зоркость.        

- Найдите и исправьте ошибку   (работа в группе по карточкам)

(Живёт в лису леса. Летит за мидком  пчила. Грочата пищат в гнизде.)

- Вставьте пропущенные буквы   (работа в группе)

****** Вставьте пропущенную букву                    (слайд) 

- Работа с сигнальными карточками со словами:

Запевать в хоре – запивать лекарство

слезал с крыши – слизал сметану

бачок для мусора – лечь на бочок.

- Проведем взаимопроверку. Поменяемся тетрадями. (Работа в парах)

- Кто не допустил ни одной ошибки?

- У кого 1-2 ошибки? У кого возникли затруднения в подборе проверочных слов?

IX. Рефлексия.

_Давайте дети подведём итоги нашей работы.

-Чем мы сегодня с вами занимались?   (Ответы детей) 

- Как проверить безударную гласную в корне?

                    (стихотворение - Руслан)

 - Кого бы вы похвалили?

- Вы все старались, молодцы! Спасибо вам, ребята!
Я хочу вам пожелать, чтобы зоркими у вас были не только глазки. Есть такая сказка «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери. В ней есть слова : «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь».
Я желаю вам, чтобы было зорким ваше сердце, ваш ум, ваши глаза, и тогда вам не будут страшны никакие «опасные  места»  не только на уроке, но и в жизни!
Выберете одну букву, из предложенных вам, раскрасьте   и покажите нам, как вы сегодня работали на уроке.
  (Комментарии детей)

зелёным – если все было понятно на уроке,  и вы легко выполнили все задания.
жёлтым  – если необходимо ещё поработать над данной темой.
красным – если вам необходима помощь учителя и одноклассников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Безударные гласные в корне слова" 2 класс

Урок - закрепление (конспект + презентация). Цели: формировать навыки грамотного письма; систематизировать и углубить представления учащихся об однокоренных словах, о корне слова; об однокоренных слов...

«Правописание безударных гласных в корне слова».(2 класс)

Тема урока: «Правописание  безударных гласных в корне слова».(2 класс)  Цели  для учителя:-Развивать умения проверять написание  безударных гласных в корне  слова (овладе...

Методические рекомендации для учителей начальных классов по использованию ЭОР «Правописание безударных гласных в корне слова» 2 класс

Пособие содержит: КТП; проекты уроков; ЭОР (информационные, тренинговые, контролирующие); интернет-ресурсы; дидактические материалы; проверочные работы; методические рекомендации по использовани...

Упражнения в написании слов с проверяемой и непроверяемой безударной гласной в корне слова.2 класс

Урок русского языка во 2 классе (VII вида) по теме "Упражнения в написании слов с проверяемой безударной гласной в корне слова". Разработан в соответствии стребованиями ФГОС....

урок русского языка по теме "Слова с безударной гласной в корне слова" 3 класс по системе Л.Занкова

урок русского языка по теме "Слова с безударной гласной в корне слова" 3 класс по системе Л.Занкова с презентацией...

Правописание слов с безударной гласной в корне слова. 2 класс

Данный материал будет полезен учителям начальных классов при повторении темы «Правописание слов с безударной гласной в корне слова». На данном уроке используются различные формы работы для закрепления...