Конспект урока по теме "Глагол" в 8 классе коррекционной школы
план-конспект урока по русскому языку на тему

Зеленкова Галина Анатольевна

Урок - закрепление по теме "Глагол". Урок проводится в игровой форме. Используются различные виды работ, задания - рассуждения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_glagol.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по теме «Глагол» в 8 классе.

Цели: 1) повторять и усовершенствовать знания учащихся о существенных морфологических признаках глагола, развивать навыки точного употребления глаголов в речи;

              2) коррекция процесса памяти и логического мышления

на основе упражнений в синтезе и анализе;

                3) воспитывать мотивацию к уроку.

Оборудования:  бланки с заданиями, магнитофон, аудиозапись с голосами птиц- воробья, вороны, совы, дятла, кукушки и их иллюстрации, 2 картинки «Дети решали задачу» и «Дети решили задачу», таблички со словами, задания в конвертах, жетоны.

Ход урока.

1. Организационный момент. Психологический настрой.

Упражнение «Анаграммы».

УАМСМ (сумма)

ЬОАСТЗРН (разность)

ОАЛЛГГ (глагол)

ОЕАСТЧН (частное)

- Расшифруйте анаграммы, среди них найдите лишнее слово.

(Глагол, остальные – названия математических действий).

2.Объяснение нового материала

 - Итак, тема нашего сегодняшнего урока – «Урок-исследование по теме «Глагол»». (Записи в тетрадях. Сообщение целей и задач урока).

- Сегодня, ребята, у нас не совсем обычный урок. Мы должны выявить основные морфологические признаки глагола, суметь дать точное определение этой части речи и правильно употреблять глаголы в речи.  А для этого мы совершим исследовательскую работу по теме «Глагол». Так что у вас есть замечательная возможность проявить свои знания. Работать будете в бригадах. Каждая бригада получит вот такой бланк с заданиями. Ваша задача – навести порядок в части речи – Глагол. За каждый верный шаг будете получать жетоны. Прежде чем приступить к работе, проверим домашнее задание: «Подберите к крылатым выражениям глаголы - синонимы».

3. Проверка домашнего задания.

Клюёт носом – дремлет.

Живут как кошка с собакой – ссорятся.

Уносит ноги – убегает.

Держит язык за зубами – молчит.

Лясы точит – болтает.

(Домашнее задание проектируется.)

4. Выполнение заданий.

1 задание: «Кто что делает?»

- Узнать голос птицы и записать, что он делает. (Берут иллюстрацию с птицей и прикрепляют на доску).

Воробей чирикает.

Ворона каркает.

Сова ухает.

Дятел стучит.

Лишняя иллюстрация с кукушкой. (Узнать птицу).

2 задание: «Оживите картину».

Ночь. Маленькая деревушка. Огни. Ветер. Одинокие деревья. Снег. Бесконечное поле. (Наступила ночь. Маленькая деревушка уснула. Погасли огни. Шумит ветер. Качаются одинокие деревья. Пошёл снег. Белеет бесконечное поле).

- Прочитайте текст. Вставьте в каждое предложение подходящие по смыслу глаголы.

- Какие слова «оживили» картинку?

- Почему?

- На какие вопросы отвечают эти слова?

- Чем они являются в предложении?

- Дайте определение глаголу.(Выводы учащимися.)

 Глагол – часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопрос что делать? В предложении является сказуемым.

Закрепление. Сравните информацию в верхних клетках и в нижних, найдите в ней логическую связь.

ПАДАЛ      ПУШИСТЫЙ     СНЕГ

     ?                       П                     С

3 задание: «Образуйте от данных слов глаголы неопределённой формы».

Беседа – беседовать               жёлтый - желтеть

Завтрак – завтракать              интересный - интересоваться

Мороз – морозить                   чёрный – чернеть

Пение – петь                            дежурный – дежурить

- На какую орфограмму данные слова? (Проверяемые и непроверяемые гласные).

- От каких частей речи образованы глаголы? (От существительных и прилагательных).

4 задание: «Подпишите». Под какой картинкой «Дети решали задачу», а под какой – «Дети решили задачу».

- На какие вопросы они отвечают?

- Какой признак глагола можно узнать по вопросам?

Выводы учащимися: глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос что делать?, а совершенного вида – Что сделать?              

Закрепление: 

ГУДЕЛ         ПОСТУЧАЛАСЬ      ТАНЦЕВАЛА

    Н                              ?                             Н

5 задание: «Разделите глаголы на группы».

- На какие группы можно разделить данные глаголы?

Ищет             искал              будет искать

Рисует           рисовал          будет рисовать

Прыгает        прыгал            спрыгнет  

Встречает     встречал         встретит

Выводы учащимися: глаголы разделили по временам: настоящее - отвечает на вопрос что делает? И действие происходит в данный момент; прошедшее – что делал?- действие произошло; будущее – что будет делать? Что сделает? – действие произойдёт в будущем.

Закрепление: 

БЕЖИТ          ПРЫГАЛ           СПОЁТ

      ?                      П                        Б  

5. Физкультминутка. Гимнастика для глаз.

- откиньтесь на спинку стула, закройте глаза и расслабьтесь.

- зажмурьте глаза изо всех сил на 3-5 секунд, а потом откройте их на 3-5 секунд. Повторите эти действия 3-5 раз. (Упражнение укрепляет глазные мышцы, способствует улучшению кровообращения и расслаблению мышц глаз.)

- посмотрите прямо перед собой несколько секунд, затем посмотрите на кончик своего носа 2-3 секунды. Повторите это упражнение 3-5 раз. (Упражнение снимает утомление, облегчает зрительную работу на близком расстоянии.)

- быстро поморгайте в течение 30 секунд. (Улучшает кровообращение.)

- делайте глазами круговые движения по часовой стрелке, затем против часовой стрелки. Повторите 3 раза.

- опустите голову и посмотрите на пол перед собой, поднимите голову и посмотрите на потолок над собой. Закройте глаза, откиньтесь на спинку стула и посидите так 1 минуту. Откройте глаза и можете приступать к работе.

6 задание: «Различай глаголы».

- В чём особенность этих глаголов?

ЛГУТ – ВРУТ                                      ВИДЯТ – СМОТРЯТ

БЕРЕГУТ – ОХРАНЯЮТ                   ГРЕМЯТ – ШУМЯТ

ЗОВУТ – ПРИГЛАШАЮТ                 ГАСЯТ – ТУШАТ

Выводы учащимися: даны глаголы – синонимы, в 1 столбике – глаголы 1 спряжения, во 2 – 2 спряжения.

Закрепление:

«Исключите лишнее»: сажают, белят, играют, скачут.

                                     

7 задание: «Найти свой глагол к окончаниям».

- У, -Ю: встречу.

-ЕШЬ (-ЁШЬ), -ИШЬ: встретишь.

-ЕТ (-ЁТ), -ИТ: встретит.

       -ЕМ (-ЁМ), -ИМ: встретим.

       - ЕТЕ (-ЁТЕ), -ИТЕ: встретите.

       - УТ (-ЮТ), -АТ (-ЯТ): встретят.

Выводы учащимися: глаголы изменяются по лицам и числам.

Закрепление:

«Исключите лишнее»: собирают, берут, улыбаются, прыгает.

                                     

8 задание: «Помогите».

В конверте «сердцевинки и лепестки цветов». Собрать цветок по признакам той или иной части речи.

Глагол (будущее время, настоящее время, прошедшее время; спряжение, вид, лицо, число).

Склонение, род, собственное, нарицательное, одушевлённое, неодушевлённое, число, падеж -?

6. Обобщение учащимися.

- Глагол как часть речи, морфологические признаки, синтаксическая функция, образование глаголов.

7. Подсчёт жетонов. Оценки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Дикие животные . Медведь . » Конспект урока в 3 классе коррекционных школ 8 вида

Данный конспект урока даёт представление о диком животном - медведь.Помогает отрабатывать  умение безошибочно описать его. Развивает внимание, речь, воспитывает бережное отношение к животным. ...

« Дикие животные . Медведь . » Конспект урока в 3 классе коррекционных школ 8 вида

Данный конспект урока даёт представление о диком животном - медведь.Помогает отрабатывать  умение безошибочно описать его. Развивает внимание, речь, воспитывает бережное отношение к животным. ...

Конспект урока по математике в коррекционной школе 8 вида 4 класс"Зависимость между стоимостью,ценой и количеством"

Открытый урок по математике в 4 б классе по теме "Зависимость между стоимостью,ценой и количеством."...

Конспект урока математики 2 класса коррекционной школы "Увеличение и уменьшение числа на несколько единиц в пределах 19."

Для вашего рассмотрения предложен конспект урока математики 2 класса коррекционной школы, где дети попадают в увлекательное путешествие и с большим интересом решают предложенные им задания. ...

Конспект урока чтения "Зима" в коррекционной школе, 3 класс

Конспект урока  по чтению "Зима", 3 класс...

Конспект урока в 4 классе коррекционной школы"Домашние птицы"

Предлагаемый материал может быть полезен учителям коррекционных школ, работающих с обучающимися с ТМНР....