Конспект урока русского языка во 2 классе «Всегда ли нужно обозначать мягкость согласного звука перед согласным?»
план-конспект урока (русский язык, 2 класс) на тему

Благинина Лариса Викторовна

Конспект урока русского языка во  2 классе «Всегда ли нужно обозначать мягкость согласного звука перед согласным?»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon blaginina_urok_tdm.doc98 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель

Благинина Лариса Викторовна

Предмет

Русский язык

Класс

2

Тема:

«Всегда ли нужно обозначать мягкость согласного звука перед согласным?»

Целевые

установки:

Вспомнить уже известные способы обозначения мягкости согласного звука, уточнить позиции, от которых зависит выбор способа, закрепить умение осуществлять и осознанно контролировать этот выбор.

Оснащение урока (материалы к уроку)

Тетрадь на печатной основе, учебник.

Тест


Этапы урока

Содержание этапа  

Мотивация к учебной деятельности:

Цель: включение в учебную деятельность на личностно значимом  уровне

- актуализируются требования к ученику со стороны учебной деятельности (“надо”);

- создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (“хочу”);

- устанавливаются тематические рамки (“могу”)

Проверка д.з.

Назовите те слова из домашнего упражнения,  в которых вы нашли мягкий согласный звук,  мягкость которого никак не показана. Таких слов два: костяника и брусничка.

Этап актуализации и пробного учебного действия:

Цель: готовность и осознание потребности к построению нового способа действий

- воспроизведение ЗУНов, достаточных для построения нового способа действий

- активизация соответствующих мыслительных операций, внимания, памяти и т.д.

- индивидуальное задание, требующее нового способа;

- фиксация учащимися возникшего затруднения

Тест «Нужен ли Ь?»

Если в слове нужен Ь, то ставите «+», если не нужен – «–», если затрудняетесь ответить на вопрос, то «?».

Учитель показывает на слайде презентации слова, дети в тетради проставляют знаки ответов.

Гвоз…ди, меч…та, кон…ки, лис…тья, ал…бом, пал…то, гон…щик.

Самопроверка Учитель дает правильные ответы. - - + - + + -

Сколько правильных ответов у каждого? (Дети называют количество своих правильных ответов).

- Как вы думаете, почему вы допустили ошибки?

-Что надо знать, чтобы не допустить ошибки? (правило правописания)

- Что надо уметь? (находить в слове согласные)

- Необходимо «вывести» правило, которое покажет, в каких случаях надо писать Ь, а в каких – нет.

Этап выявления места и причины затруднения:

Цель: выявление места и причины затруднения

- сопоставление детьми действий с используемым способом (где?);

- выявление и вербальное фиксирование причины затруднения (почему?);

- учащиеся ставят цель деятельности, предлагают вариант формулировки темы урока, который уточняется учителем

Всегда ли так бывает, что мягкость согласного перед другим согласным никак не обозначается?

Наблюдение за словами.

Костяника, брусничка, альбом, пальто.

Выясняется, что в некоторых словах мягкий знак пишется, а в некоторых – нет.

- Мы будем наблюдать за словами, для того, чтобы выяснить, когда пишется Ь, а когда не пишется.

Тема сегодняшнего урока: «Как записывать мягкий согласный звук перед согласным: с мягким знаком или без?»

Этап построения проекта выхода из затруднения:

Цель: формулирование  учащимися  темы урока, уточняемой учителем

учащиеся в коммуникативной форме :

- ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения);

- согласовывают тему урока;

- выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства- алгоритмы, модели и т.д.

Этим процессом руководит учитель.

Задачник упр39

Цель урока : вывести алгоритм правописания слов с мягким согласным перед другим согласным.

Дети наблюдают за словами в столбиках, обсуждают то, что заметили, выписывают буквосочетания, в которых:

  1. Всегда пишется Ь;
  2. Никогда не пишется Ь;
  3. Иногда Ь пишется, а иногда нет.

Этап реализации построенного проекта:

Цель: усвоение нового способа действий

-  обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися;

-выбирается оптимальный вариант;

-оптимальный вариант фиксируется в языке вербально и знаково;

-построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение;

-уточняется общий характер нового знания ;

-фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения 

 

Составление алгоритма «Мягкий согласный перед согласным»

Мягкий согласный перед твёрдым согласным

Мягкий согласный перед мягким согласным

Чк, чн, чт, щн

Зд, ст, нт

Другие сочетания букв

нщ,

[л’] [согл.’]

Другие сочетания букв

Ь не пишется

Ь не пишется

Посмотри в словаре

Ь не пишется

Ь пишется

Посмотри в словаре

Этап первичного закрепления

Цель: построение детьми нового способа действий и формирование способностей и его выполнении

Решение типовых заданий на новый способ действий с проговариванием  вслух алгоритма, понятия, свойства

Отработка способа действия по выведенному алгоритму на упражнениях учебника. Дети выполняют на доске или с места, комментируя.

Физкультминутка.

Цель: Профилактика утомляемости и перенапряжения в ходе учебного процесса.

Физминутка для глаз

Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону:

Цель:  применение нового способа действий; рефлексия достижения цели

- учащиеся самостоятельно выполняют задание на новый способ действий;

- самостоятельная проверка по эталону;

- создание ситуации успеха;

- допустившие ошибки выявляют их причину и исправляют ошибки

Самостоятельная работа.

Самопроверка правильности выполнения. Сравнение с образцом на слайде.

8.

Этап включения в систему знаний и повторения:

Цель: самооценка результатов деятельности; осознание метода преодоления затруднений в деятельности, границ применения нового знания

- организация рефлексии и самооценки учениками своей деятельности на уроке;

- фиксация соответствия результатов деятельности и поставленной цели;

- планирование дальнейшей деятельности и определение заданий для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества)

Тест тот же самый.

Еще раз дети записывают ответы. Самопроверка.

Ошибок допустили меньше, т.к. действовали по алгоритму, составленному самими детьми на основе наблюдений за правописанием слов.

9.

Этап рефлексии:

· Рефлексия  и самооценка учащимися совей учебной деятельности

· Соотнесение учащимися своих целей и результатов

· Планирование учащимися целей дальнейшей деятельности

Дети оценивают свою работу на уроке.

- какая задача стояла перед нами на сегодняшнем уроке?

-Достигли ли мы цели урока?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок русского языка по теме "Всегда ли нужно обозначать мягкость согласного звука перед согласным"

Открытый урок русского языка по теме "Всегда ли нужно обозначать мягкость согласного звука перед согласным" по учебнику М.С.Соловейчик...

Конспект урока русского языка 2 класс "Школа России" Тема: Обозначение мягкости и твердости согласных звуков на письме гласными буквами.

Конспект урока по системе "Школа России" во 2 классе. Тема: Обозначение мягкости и твердости согласных звуков на письме гласными буквами....

Урок русского языка 2 класс по теме: «Твёрдые и мягкие согласные звуки. Обозначение их на письме» (УМК " Школа России")

Данный урок разработан на основе Федерального  государственного образовательного стандарта начального общего образования по русскому языку, Концепции духовно-нравственного развития и воспит...

Конспект урока русского языка по теме: «Буква ь для обозначения мягкости согласного на конце слова»

Конспект урока русского языка по теме: «Буква ь для обозначения мягкости согласного на конце слова»...

презентация к уроку русского языка "Парные и непарные по твердости и мягкости согласные звуки". 1 класс

Презентация к уроку  русского языка "Парные и непарные по твердости  и мягкости согласные звуки".   1 класс Школа России...