Русский язык 4 класс презентация и урок по теме : "Глагол как часть речи."
презентация урока для интерактивной доски (русский язык, 4 класс) по теме

Бойко Наталья Анатольевна

Цели: Обучающая: Закрепить знания учащихся о глаголе как части речи, о грамматических признаках глагола, закрепить знания о неопределенной форме, закрепить навык использования правила о написании – тся и - ться в глаголах. Развивающая: Развивать речь, развивать умение различать глаголы 1 и 2 спряжения, внимание и мышление учащихся, активизировать словарный запас. Воспитывающая: Воспитывать в учащихся дружелюбие, терпимость, уважение к одноклассникам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_glagol.rar499.06 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщающий урок по теме

«Глагол как часть речи» 4класс

Цели:

Обучающая:

Закрепить знания учащихся о глаголе как части речи, о грамматических признаках глагола, закрепить знания о неопределенной форме, закрепить навык использования правила о написании – тся и - ться в глаголах.

Развивающая:

Развивать речь, развивать умение различать глаголы 1 и 2 спряжения,  внимание и мышление учащихся, активизировать словарный запас.

Воспитывающая:

Воспитывать  в учащихся дружелюбие, терпимость, уважение к одноклассникам.

 1.Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята. Начнём с приветствия:

Кто в дружбу верит горячо,
Кто рядом чувствует плечо,
Тот никогда не пропадёт,
Тот никого не подведёт.

(Дети приветствуют друг друга, соприкасаясь пальцами, ладоням.)

Учитель: Вы садитесь, детвора

               Дальше нам идти пора.

                И скажите мне сейчас

                 А глагол он,  что для вас?    

2. Тема и цель урока.

- Сегодня мы присутствуем на заседании редакционного совета журнала “Глагол”.

Наша цель - проверить свои знания и решить, достаточно ли мы подготовлены к выпуску мартовского номера.

- Заседание редакционного совета журнала “Глагол” считаю открытым.

- Редакторы и помощники готовы?

Д. Готовы!

Учитель: Начнем с того, какие части речи вы знаете? (Имя существительное, имя прилагательное, местоимение, глагол, числительное, наречие)

Учитель: в русском языке 6 самостоятельных частей речи.

-Что обозначает каждая часть речи?

 (Имя существительное – предмет, имя прилагательное- признак предмета, местоимение-не называет , а только указывает на предмет, признак), , числительное- количество, порядок при счете, наречие- признак действия, другого признака, глагол –действие предмета)

3. Введение в тему.

На доске:

Глагол самая огнепышущая,
самая живая часть речи.

А.Югов

- Ребята, прочитайте эпиграф нашего урока. Как вы его понимаете?

- По частоте употребления глагол занимает второе место после существительного. Самыми употребляемыми глаголами являются: , сказать, говорить, знать, видеть.

- Говорят, что глагол самая “деловая” часть речи, так как всегда расскажет, что делает существительное.

- Подберите глаголы к существительному журналист  (учащиеся по цепочке называют действия

4. Теоретическая пятиминутка.

- Для того чтобы качественно выполнять работу, сотрудники всех отделов должны хорошо разбираться в теории.

- Поэтому сейчас теоретическая пятиминутка.

- На какие вопросы отвечает глагол?

Что помогает глагол поставить в начальную форму? (вопросы что делать? Что Сделать?)

Как еще можно назвать начальную форму? (неопределенная форма и инфинитив)

-Назовите суффиксы начальной формы. (ть, ти,чь)

0Входят они в основу глагола?9( не включаются, т. К.образуют не новое слово)

– Какие виды глаголов мы знаем?
Совершенный и несовершенный.
-Что помогает определить вид глагола?
Приведите примеры.
- Вопрос что делать? – несовершенный вид – бежать.
-Вопрос что сделать? – совершенный вид – прибежать.

-Меняется ли вид глагола?
Вид глагола в разных формах не меняется.

5.Практическая часть

- Значит можно переходить к практической части нашего заседания

Выпишите 1 вариант: глаголы совершенного вида

2 вариант: глаголы несовершенного вида.

Слова; гулять, рисовать, поднять, нарисовать,  спрыгнуть, вымыть, носить, летает, решает,  закрыл

Учитель: Журналисты должны иметь богатый словарный состав. И в этом нам поможет такая интересная  игра. Игра  «Перепутаница». Подобрать глагол к существительному.(1 группа)

Собака                   хрюкает

Волк                       блеет

Овца                       лает

Свинья                   гогочет

Гусь                        кудахчет

Кузнечик                мяукает

Кошка                    стрекочет

Курица                   воет

Проверка:

                     собака                   лает

                     волк                       воет

                     овца                      блеет

                     свинья                  хрюкает

                     гусь                       гогочет

                     кузнечик              стрекочет

                     кошка                   мяукает

                     курица                  кудахчет

                   

Учитель: Давайте сразу поговорим  о спряжении глагола.

-Глаголы бывают какого спряжения? ( 1 и 2 )

-Что такое спряжение глагола? (спряжение – это изменение глагола по лицам и числам и система его личных окончаний) Вот в этой игре у нас глаголы какого спряжения?) почему? Т.к. имеют окончания ет.

- 1 и 2 спряжен.(Проспрягайте слова иду, лечу) по вариантам

1 лицо я иду мы идем                лечу, мы летим

2 лицо ты идешь вы идете        ты летишь, вы летите

Злицо он идет они идут            он летит, они летят

-какой можно сделать вывод? Если у глагола личные окончания: у,ю, -ешь, ет, ем, ете, -ут(-ют) – 1 спряжение. Если у глагола личные окончания: у,ю, -ишь, ит, им, ите, -ат(-ят) – 2 спряжение.

-Как еще можно определить спряжение глагола? Давайте вспомним алгоритм определения спряжения.

Повторение алгоритма определения спряжения глаголов двумя способами:

- по окончанию в форме 3 лица множественного числа (-ут, -ют – 1 спряжение; -ат, -ят – 2 спряжение)


- по неопределённой форме глагола (- ить – 2 спряжение, остальное- 1 спряжение + глаголы-исключения)

Повторение глаголов-исключений брить , стелить -1 спр,2 спр. -4 глагола на –ать: гнать, дышать, держать, слышать. 7 глаголов на –еть: вертеть, видеть, зависеть, ненавидеть, обидеть, смотреть, терпеть.

5 Задание: Запишите в 2 группы глаголы 1 спряжения, глаголы 2 спряж.

 Ведем, Жгут, рассказываете, любим, изучим, поете, рисует, писать, строим, верить, пасут, говоришь, ходит, живёте, дружить.

(Учитель читает стихотв., дети с помощью карточек показывают спряжение гл.)

  Интересная часть речи

В русском языке живёт.

Кто что делает, расскажет:

Чертит, пишет, иль поёт,

 Вышивает или пашет,

Или забивает гол,

Варит, жарит, моет, чистит –

Всё расскажет нам глагол.

6. Физминутка

Сущ.– руки вверх

Прилаг.   – хлопок

Глагол    –  руки в стороны

Бежать, красивый, весна, журчат,  весенний, пробег, бежать, радость, радостный, порадуются, , шутка, шутить, смешной, тает, снег, белый.

Учитель: продолжаем, у вас на столах лежит материал, который необходимо поместить в номер журнала, но над ним надо еще поработать.

Задание: вставь , где нужно ь . Объясни свои действия.

Знания ценят…ся в голове, а не на словах. Умел ошибит…ся, умей и поправит…ся.

Волков боят…ся – в лес не ходить. С умным знат..ся – ума набрат..ся.

3. Надо трудит…ся, а не ленит…ся. Счастье не в воздухе вьёт..ся, а руками достаёт…ся.

- С какой орфограммой встретились в этом задании? (правописание ться,тся в глаголах)

- Так как понять , когда пишится тся,  а когда –ться?

Ответы детей: Если глагол употреблен в начальной форме(отвечает на вопрос….), на конце пишется – ться. Если глагол употреблен в форме 3 лица, ед. или мн. Числа (отвечает на вопросы…) , на конце пишется – тся

-Как называются меткие, краткие изречения, заключающие в себе народную мудрость? Пословицы).

7. Отдел новостей

- Наш спецкор из Японии прислал кроссворд, в котором нам необходимо найти и записать 3 глагола и  определить время, число, лицо, род. (карточки)

Вот эти глаголы: качался, роща отговорила, гремишь, ивушка плачет, спою, клён шепчет, вьюга воет, цвёл, тропинка бежит.

Проверка: качался – пр.вр., ед.ч., м.р.,

                           Отговорила-пр.вр, ед.ч.,ж.р.      

                     гремишь – наст.вр., ед.ч., 2 л,

                    плачет-наст, вр., ед.ч.,3 лицо.

                   Спою-–буд.вр., ед.ч., 1 л

                  Шепчет -  наст.вр.,ед.ч., 3 лицо  

                     Цвёл- пр.вр., ед.ч. м.р.,

Вывод: в прошедшем времени –есть род, число (лица –нет)

                   В настоящем и будущем – лицо, число.

- Прочтите словосочетания глагол=-+ существит.

-В каком значении употреблены эти слова? ( в переносном)-

-Как называется этот прием? (Олицетворения)

- Кто помнит, что такое олицетворение?

(олицетворение- перенесение свойств одушевленных предметов на неодушевлённые)

    -Какие времена глаголов вы знаете?
Настоящее, прошедшее, будущее.
-Что вы можете сказать о глаголах каждого времени?

Прошедшее время ( На какой вопрос отвечает?) –что сделал?

Настоящее время (Что делает?)

Будущее время (что сделает? Что будет делать?)

Приведите примеры.

-Глаголы несовершен. вида образуют составную форму при помощи глагола быть.

-Глаголы совершенного вида образуют простую форму будущего времени.

         Учитель:       Вы знаете, что профессиональный сотрудник журнала должен быть очень эрудированным человеком, поэтому ваша работа заключается в том, чтобы узнать как можно больше информации.

Задание: Подбери к каждой форме глагола подходящие имена существительные: (Устно)

1.Шумел, шумела, шумело, шумели.

 2.Стоял, стояла, стояло, стояли.

Задание: (даны 3 предложения необходимо 1 ряду выписать предложение изъявительного наклонения, 2- условное, 3- повелительное)

1.Скорее бы наступили каникулы.

2.Я сижу на берегу и ловлю рыбу.

3.Подарите мне собаку!

 Так  какие наклонения глаголов вы знаете?

Изъявительное (говорится о действии, как будто оно происходит в самом деле)

Условное ( говорится, как о желаемом , возможном). Образуется при помощи слова в форме прошедшего времени и частицы бы.

Повелительное наклонение (обозначает  совет, приказ, просьба). Образуется от основы настоящего (будущего) времени при помощи суффикса и, или без. Н-р: гуляй, делай.

8.Лексическая работа,

- Ребята, мы говорили, что глагол – это самая живая и действенная часть речи.

Но часто происходят вот такие казусы:

За столом сказала мать:
Хватит языком болтать!
А сынишка осторожно:
А болтать ногами можно?

- Объясните значение словосочетаний болтать языком, болтать ногами. 

Болтать - это многозначное слово:

1. Разговаривать много, быстро.

2. Делать движения ногой.

9.Работа в парах

- Дети у вас на партах лежат карточки с  грамматическими признаками глагола.

Вам необходимо их разделить на две группы. На постоянные (не изменяются) признаки и непостоянные. (изменяются)

Вид глагола, время глагола, число глагола, спряжение глагола, наклонение глагола, лицо глагола, род глагола.

(Сам-ная работа учащихся)

Итак, назовите постоянные признаки: вид и спряжение глагола.

-Назовите непостоянные признаки:   число глагола, наклонение глагола, лицо глагола, род глагола, время.

-В прошедшем времени в ед. ч. Изменяются по родам и числам.

- В наст. И будущем времени по лицам и числам.

10. Работа с тестом.

Тест.

Что обозначает глагол?

1)Предмет

2) Признак предмета

3) Действие предмета.

2.На какие вопросы отвечает?

1) Кто? Что?

2) Какой? Какая? Какие? Какое?

3) Что делает? Что сделал? Что будет делать?

3.Выбери постоянные признаки глагола.

1) Число

2) Спряжение

3) Вид

4) Наклонение

11.Резерв:

- Откройте учебник стр.45 упр.№ 2

Выполнить морфологический разбор глагола.

Я очень люблю птиц.

Зимой наступили морозы.

- Кто хорошо понял темы, которые раскрывает журнал “Глагол”?

- Как вы думаете, достаточно ли мы подготовлены к выпуску мартовскому номера журнала?

- Я считаю, что самый активный человек на уроке и должен быть главным редактором.

- Заседание редакционного совета журнала “Глагол” считаю закрытым.

- Спасибо за работу.

10.Рефлексия.
Оцените свою работу цветом.
Зелёным – у кого всё хорошо получалось, не возникло вопросов, было легко.
Желтым
–  немного испытывали затруднения, кому нужно чуть-чуть поработать, чтобы до конца понять тему.
Красным –  
было трудно, кто считает, что недостаточно отработана тема, нужно хорошо поработать

11. Домашнее задание

В тетради на печатной основе стр. 8-12


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по теме "Глагол как часть речи"

Данный урок проведён в 4 классе по программе "Школа 21 века". Использована интерактивная доска, документ-камера....

Открытый урок по теме "Глагол как часть речи"

Открытый урок по теме "Глагол" , 4 класс, программа "Начальная школа 21 века".На уроке использована интерактивная доска, документ-камера....

Разработка урока русского языка и презентация к уроку по теме " Разбор глагола по составу"

Цель урока: Организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и первичному закреплению алгоритма морфологического разбора глагола. Содействовать развитию у школьников умения структури...

Технологическая карта урока на тему "Глагол как часть речи"

Технологическая карта урока на тему "Глагол как часть речи", УМК школа России...

План-конспект урока на тему "Глагол как часть речи"

План-конспект на тему "Глагол как часть речи", УМК Школа России...

Урок на тему: «Глагол как часть речи. Употребление глаголов в речи».

Урок на тему: «Глагол как часть речи. Употребление глаголов в речи»....

План конспект урока на тему Глагол как часть речи

план конспект урока во 2 классе по русскому языку на тему Глагол как часть речи...