Урок русского языка в 4 классе проводила учитель « Старо-Татауровской СОШ» Масливченко Тамара Фёдоровна.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Масливченко Тамара Фёдоровна

На данном уроке дети познакомится  с тремя типами склонения имён существительных;

закрепят умение склонять имена существительные;

 работа над  развитием  навыков грамотного письма  и орфографической зоркости;

 будут совершенствовать умение строить и последовательно излагать свои мысли  , доказывать правильность своих суждений.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_v_4_klasse.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  русского языка в 4 классе

проводила   учитель « Старо-Татауровской СОШ»

Масливченко Тамара Фёдоровна.

Тема:        «Три типа склонения имён существительных

Цели урока:    

- познакомить с тремя типами склонения имён существительных;

-Закрепить умение склонять имена существительные;

- развивать навыки грамотного письма  и орфографической зоркости;

-совершенствовать умение строить и последовательно излагать свои мысли  , доказывать правильность своих суждений.

Методы:   исследовательский, деятельностный подход.

Оборудование:  ИКТ, презентация, тестовые задания, карточки со словами ,карточки для работы в паре  и  для групповой работы.

                                           Ход урока:

І. Орг. момент.

- Как отдохнули?

- Настроение,  какое? ( высказывания детей)

- Вот опять звенит звонок

  Мы начнём сейчас урок?

- Пусть пойдёт он всем вам впрок !

   Как вы понимаете   ВПРОК?( ответы детей . которые предполагают ,что урок для них должен пройти с пользой).

   Слайд 1.

   Слайд.2.- Прочитайте пословицу. Как  вы думаете, можно ли её  взять за эпиграф нашего урока? ( высказывания детей)

- Каким вы хотите видеть наш сегодняшний урок?

- Какую роль на этом уроке вы отводите мне?

- Какие ожидания у вас от сегодняшнего урока? Чему хотели бы научиться?

( все « пожелания» детей – на слайде 3.)

Слайд 4.

« Общаться с языком надо бережно: точно подбирать слова, правильно строить предложения. И тогда наша речь будет красивой. Красивой должна быть не только устная , но и письменная речь» А.Н.Толстой.

- Совпадают ли ваши « ожидания-пожелания » с высказыванием известного писателя?   (ответы детей)

ІІ Чистописание.

-Я предлагаю вам поработать сейчас над красотой письменной речи, вспомнить каллиграфическое  написание элементов букв. Желаю вам, чтобы вся письменная работа была выполнена также красиво и правильно как и у меня  на доске :

(на доске)

еее  иыи  еье   еое  оаоа  ьиь ( проводиться фонетическая работа)

вода  земля  конь  окно  дядя  степь  Юра  стол  море

( слова прочитываются, записываются в тетрадях,  дети находят орфограммы, обьясняют,)

- Что вы можете рассказать об этих словах ? ( имена существительные, опр. род, число; одуш,неодуш.)

  А теперь ,давайте обратимся к следующим  высказываниям на доске:

  • Мы уже всё знаем!
  • Мы ещё не всё знаем!
  • Мы ничего не знаем!
  • Мы уже кое-что знаем!

( дети выбирают   утверждение, которое они на данный момент урока  считают  верным)

-Давайте проверим ваши знания и поработаем с тестовым заданием № 10 «Имя существительное».

 (индивидуальное задание , дети работают самостоятельно   2-3мин.)

ІІІ  Работа с тестом.

     

Тест № 10  « Имя существительное»

1.  Имя существительное –это…

  • часть речи
  • часть предложения
  • слово

2. Имя существительное обозначает…

  • признак предмета
  • действие предмета
  • предмет

3. Имя существительное отвечает на вопросы:

  • какая? какой? Какие?
  • кто? что?
  • что делает? что делал?

                 

                  4. Имя существительное изменяется …

  • по родам
  • по числам
  • по падежам

           5   Склонением имён существительных в русском языке называется…

  •  изменение по числам;
  •  изменение по падежам
  •  изменение по вопросам

6. В каком ряду падежи стоят в правильном порядке:

  •  И.п.; Р.п.: Д.п.; Т.п.; В.п.; П.п.
  • И.п.; В.п.; Т.п.; П.п.; Д.п.; Р.п.
  • И.п. ; Р.п.; Д.п.;  В.п.; Т.п.; П.п.

7. Определи склонение данных существительных:

суббота, поле, дрозд, сирень, день, лень, весна, ученик, ученица, лошадь, лошадка, ель, ёлка, яблоко, солнце.

8. В окончании какого существительного  пишется буква   - И:

  • в дальней  дорог
  • в начальной школ
  • в чистой тетрад

ІV Актуализация знаний.

-Проверим , как вы справились с этими тестовыми   заданиями.                                                    ( использую   для проверки слайды презентации )

- Встретились ли вы с трудностями при выполнении  этих заданий. На все ли вопросы вы получили ответы? / дети должны встретить затруднение при выполнении задания 7,8/

Сможете ли вы сейчас их выполнить?

(дети приходят к такому выводу, что 1,2,3,4.5,6 задание они могут выполнить, а вот при выполнении 7 и 8 задания встретились с затруднением )

-Может быть уже у кого– то сейчас возникли какие –то  догадки?Кто из может сейчас выполнить это задание?

( устанавливается « граница» между  «ЗНАЮ»  и «НЕ ЗНАЮ.»)

-Если мы не знаем , а для грамотного письма  нам это необходимо , то какую задачу поставим перед собой на данном уроке?

Слайд 12.

Тема урока : « Определение типа склонения имён существительных».

 Возвращаемся к слайду 9. (Склонение-…?..) , подбираем однокоренные слова к слову « склонение» , « анимация» данного  слова./склонить,преклонить -  изменить что-либо…/

V Физкультминутка.

Чтоб получше  нам размяться,

Будем глубже наклоняться.

Наклоняемся вперёд.

А потом - наоборот. (2-3р.)

И за парту тихо сели .

Мы продолжим наш урок?

-А теперь мы попробуем найти ответы  на  поставленные вами вопросы.
Для этого мы проведём исследования. Предлагаю поработать в паре и нужно будет просклонять слова, которые нам встретились на минутке чистописания.( каждой « паре» раздаю карточку  с словами , которые надо просклонять , нр. 1- вода, 2- Юра, 3 степь, 4- дядя,  5-земля, 6- окно, 7- конь, 8- море, 9-стол) .

Вы заметили, что у всех слов отсутствует окончание. Допишите их, просклоняв эти слова.

После выполнения данного задания – проверка  с использованием  слайда 13.

Дети выходят и прикрепляют  таблички на доске. ( окончания выделены кр. цветом). Начинаем « исследовательскую» работу. Давайте сравним окончания существительных  в нр . И.п ,  Д.п. .Т.п. и по окончаниям  распределяем существительные на три группы. ( см. слайды 14, 15, 16.)

Как мы распределили слова по группам  , по каким признакам?

 По начальной форме существительного мы установили окончания, род и  по ним определили ----» тип склонения.  Первая  группа- 1 склонение, вторая группа- второе склонение. третья группа- третье склонение.

  Подводим итог  своей «исследовательской» работы. Дети делают выводы и соотносят их с выводами в учебнике на стр.88.

 

VІ Выполнение практических заданий :

 

А теперь, попробуем проверить  свои знания, для этого мы выполним ряд заданий:

1.      Слайд.17,18. « Помоги Мудрым Черепахам собрать слова»

- данное задание выполняется в игровой форме.

2    Выполнение задания из « Дидиктического материала для 4-го класса  стр. 65. №5. ( см. Приложение)

 

  3. Возвращаемся к тестовому заданию 7.Сможем ли мы теперь его выполнить? Самостоятельно выполняют данное задание   с последующей проверкой.

Справились с заданием ? Возвращаемся к высказываниям ,и дети приходят к выводу « Что мы уже кое-что знаем! » ….А что узнали ?  

VІІ Рефлексия. ( см. слайд19) Вот наш урок подошёл к концу. Считаете ли вы , что урок прошел не зря т.е., не напрасно мы провели эти 45 минут .

ІХ  Домашнее задание. ( слайд 20) Возможно дети  захотят выполнить упражнение 166, стр.88.

 

Ребята , а что нам делать с заданием  №8? Можем сейчас его выполнить ?

Может кто-то попытается  дома его сделать.

Слайды 21,22 .

Оценки.

Мудрые Черепахи  ,уходя  сказали такие мудрые слова
«Древняя пословица права, что язык- великое богатство… .»
Познавайте русский язык и владейте этим богатством , но только грамотно..

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка по русскому языку: "Как надо проводить работу над ошибками?".

Эта памятка для учеников начальной школы по русскому языку. В ней указаны основные  изученные правила. Ребёнку по ней не трудно классифицировать свои допущенные ошибки....

Тема урокРусский язык.docx

Проблемный урок русского языка....

«Winteraustreibung» Сценарий внеклассного мероприятия по немецкому языку для учеников 3 класса «Проводы зимы»

Цель занятия: формирование коммуникативной компетенции учащихся.Основные практические задачи:- повторить лексический материал по теме “ Die Jahreszeiten“ и использовать его при решении речевых задач- ...

Конспект урока по английскому языку "Мы хорошо проводим время!" (Spotlight 3)

Конспект урока по английскому языку "Мы хорошо проводим время!" (Spotlight 3)...

Тема:«[Йа] өнө ниндәй хәреф менән тамғалана».Открытый урок по башкирскому языку, 2 класс, КМО учителей начальных классов, 20.03.2019 год

Тема: [Йа] өнө ниндәй хәреф менән тамғалана. Нығытыу дәресе.  Маҡсат: 1) Я хәрефенең ҡалын ижекле һүҙҙәрҙә яҙылыуын миҫалдарҙа күрһәтеү был хәреф ингән һүҙҙәрҙе күреп  яҙырға өйрәтеү;2)...

Интеллектуальная игра по русскому языку для учащихся 3 - 4 классов. Проводится в виде ТВ программы «Своя игра»

Игра даёт учащимся возможность продемонстрировать свои знания по русскому языку, умение следовать правилам игры, слушать и слышать друг друга, создавать в коллективе атмосферу дружелюбия, эмоцион...