Рабочая программа по русскому языку 4 класс (программа "Школа 2100")
рабочая программа по русскому языку (4 класс) по теме

Ушакова Зоя Валерьевна

Рабочая программа по русскому языку (4 класс) содержит календарно-тематическое планирование

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу «Русский язык» составлена на  основе федерального компонента государственного стандарта общего образования (начальное общее образование) 2004 г, примерной программы начального  общего образования, авторской программы Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной и учебного плана МБОУ СОШ № 53 г. Хабаровска на 2013-2014 учебный год.

Данная программа включает следующие разделы:

  • Пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, цели его изучения, основные содержательные  линии
  • основное содержание обучения, включающее перечень изучаемого учебного  материала  
  • тематическое планирование с распределением учебных часов;
  • требования к  результатам обучения;
  • систему оценивания результатов;
  • учебно–методическое, материально-техническое и информационно-техническое  обеспечение;
  • календарно-тематическое планирование.

В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными  программами  начального  общего   образования  предмет «Русский язык» изучается с 1-го по 4-й класс 5 часов  в неделю, 170 часов  в год.

Назначение предмета «Русский язык» в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребёнка, помочь ему осознать себя носителем языка.

          Цель определяется как развитие личности ребёнка средствами предмета «Русский язык», а именно:
– формирование у учащихся представления о языке как составляющей целостной научной картины мира; знаково-символического и логического мышления на базе основных положений науки о языке (познавательная цель);
– формирование коммуникативной компетенции (социокультурная цель).

В соответствии с этой целью ставятся задачи:

  1. развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;
  2. осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нем тексты) с миром и с самим собой;
  3. формирование у детей чувства языка;
  4. воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её правильной, точной, богатой;
  5. сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать и писать на родном языке.

Общая характеристика учебного предмета

В курсе русского языка реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.

Линии, общие  с курсом литературного чтения:

1) овладение функциональной  грамотностью на  уровне предмета (первичные навыки работы с информацией);

2) овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;

3)  овладение умениями, навыками различных видов  устной и письменной речи.

Линии, специфические для  курса «Русский язык»:

4)  приобретение и систематизация знаний о языке как основы речевой деятельности;

5) дальнейшее овладение родным языком;

6) овладение орфографией и пунктуацией;

7) раскрытие воспитательного потенциала русского языка;

8) развитие чувства языка.

Разделы

«Предложение» и «Текст»

В курсе  русского  языка  в начальной школе ведущим направлением  учебной деятельности детей  является овладение письменной речью,  культурой  письменного общения (естественно,  наряду  с развитием умений чтения, говорения и слушания). Поэтому в ряду основных  разделов,  изучаемых   в   каждом  классе,  –   разделы

«Предложение» и «Текст».

В 4-м  классе  продолжается развитие названных выше  синтаксических, пунктуационных  и  речевых умений.  Развивается умение  на доступном уровне производить синтаксический разбор простого   и  сложного  предложений,   вычленять  словосочетания  из предложения. Дети  знакомятся  с тем,  что части сложного предложения могут  соединяться  с  помощью союзов  и,  а, но  (на  примере сложных предложений, состоящих из двух  частей).

Вводится понятие предложения с прямой речью на примере простейшей конструкции «слова автора плюс  прямая речь». Развивается умение ставить знаки препинания в предложениях  с прямой речью, которая следует за словами автора, а также умение ставить запятую в сложном предложении из двух  частей с союзами и,  а,  но  или  без  союзов  и в простом предложении  с однородными членами  (с  союзами  и,  а,  но  или   без  союзов). Внимание  детей постоянно обращается на роль знаков препинания: они  помогают понять смысл написанного предложения, текста.

На  материале текстов учебника продолжается развитие умений слушания и  чтения, формирование типа  правильной читательской  деятельности.

Знания и умения из  области синтаксиса и пунктуации в курсе начальной школы создают необходимую базу  для  развития устной и  письменной  речи,   для   изучения  слова с  разных  точек  зрения (поскольку слово функционирует в предложении, в тексте), и, что очень важно,  ребёнок осознаёт, для чего нужно изучать свой родной язык, на котором он и так свободно говорит. Так, например, знание об  «устройстве»  предложений  и  текста,  умение  пунктуационно оформлять их  на  письме нужны для  успешного общения, для  того чтобы  самому быть понятым и понимать других людей.

Раздел «Слово»

Третьим важнейшим  разделом в курсе русского языка начальной школы является раздел «Слово».

Слово рассматривается с четырёх точек зрения:

1) звукового состава и обозначения звуков буквами;

2) морфемного состава и словообразования;

3) грамматического значения;

4)  лексического значения,  лексической сочетаемости и  слово- употребления.

В  4-м   классе   продолжается  развитие  умения  писать  слова  с орфограммами,  изученными  в  1–3-м  классах.  Рассматриваются также  случаи написания слов  с удвоенной  буквой согласного на стыке корня и суффикса типа  сонный.

В связи с изучением частей речи  отрабатывается умение писать слова  со следующими орфограммами:

1) мягкий знак после  букв  шипящих в существительных мужского  и женского рода типа  луч, ночь; безударные окончания существительных 1,  2,  3-го  склонения (кроме существительных на -ие,-ия, -ий, -мя);

2) безударные окончания имён  прилагательных (кроме прилагательных с основой на шипящий и ц);

3)  безударные  окончания  глаголов  1-го   и  2-го  спряжения;  ь после  шипящих в глаголах 2-го  лица единственного числа (читаешь, поёшь); окончания -о, -а  в глаголах прошедшего времени женского  и среднего рода (осветила, осветило); -тся  – -ться в глаголах; не с глаголами;

4) раздельное написание предлогов с личными местоимениями.

Изучение  орфографии в  начальной школе направлено  на   то, чтобы  помочь детям осознать важность правильного использования языка не только в устной речи,  но и на письме, показать, что необходимым компонентом письменной речи является орфографический  навык.  Орфографически правильная  письменная  речь   – залог успешного общения в письменной форме.

«Состав слова» – сквозная тема курса русского языка.  При изучении всех  разделов и тем в каждом классе в качестве дополнительного задания  к  упражнениям предлагается наблюдение над однокоренными словами и их  значением, задания на  нахождение однокоренных слов и корня в них  суффикса, приставки; на подбор однокоренных слов.

В 4-м  классе  дети  продолжают наблюдение за словоизменением и  словообразованием имён   существительных,  имён   прилагательных, глаголов, личных местоимений, разбирают по составу доступные  существительные,  прилагательные,  глаголы,  тренируются в образовании этих частей речи  с помощью суффиксов и приставок, в подборе  однокоренных слов, относящихся к различным частям речи  (бег, бегун, бежать; краснота, красный, краснеть и т.п.).

Третий аспект рассмотрения слова  –  лексический. Он связан  с называнием предметов и явлений окружающего мира. Лексическая работа пронизывает  весь  курс:  регулярно ведётся наблюдение над  значением слов, в  том  числе однокоренных; объясняются и уточняются значения слов  (в том  числе с помощью толкового словаря). Дети  наблюдают над  сочетаемостью слов, над  словоупотреблением, практически знакомятся с синонимией, антонимией, омонимией, с многозначностью, с переносным значением слова.

Четвёртый аспект рассмотрения слова  – морфологический.

Морфология – самый сложный для  ребёнка раздел, так  как его изучение  предполагает  сформированность определённых  мыслительных операций, способности к обобщению, к абстрагированию. Изучение частей речи  требует знаний о составе слова  и словообразовании, а также знаний из области лексики (значение слова), синтаксиса (функционирование слов  в  предложении). Нужно также иметь в  виду, что  морфология изучается как  средство развития мышления детей, представления о языке как системе и  повышения  орфографической грамотности.

4-м  класс части речи  становятся главным предметом изучения, т.к. для  этого  есть  необходимые базовые знания и умения, накоплен определённый языковой опыт  в  результате наблюдений за функционированием слов в речи.

Изучаются сведения об именах существительных, именах прилагательных, глаголах и личных местоимениях, об их роли  в предложении.  Параллельно вводятся соответствующие орфограммы и сведения об отдельных особенностях словообразования и словоизменения этих  частей речи.

Помимо разделов  «Слово»,   «Предложение»  и  «Текст»   в  курс  русскогоязыка         входят         разделы         «Развитие        речи» и  «Совершенствование навыков  каллиграфии».  Два  последних не выделены в качестве специальных разделов для  изучения, но являются  ведущими направлениями работы по русскому языку в курсе начальной школы.

Основные направления работы по развитию речи:

1)  Количественное и  качественное обогащение активного, пассивного и потенциального словаря детей  в ходе наблюдения за лексическим  значением  слов,  подбора групп  однокоренных  слов, тематических групп слов, синонимических рядов и т.д., а также в ходе  работы со словарными статьями из толкового словаря, словаря синонимов.

2) Развитие и совершенствование грамматического строя речи: наблюдение над связью слов в предложении, над построением простых и сложных предложений, предложений с прямой речью, с однородными членами;  над   правильностью  употребления  форм слов, их грамматической сочетаемостью. Самостоятельное конструирование словосочетаний, предложений, продуцирование текстов.

3) Развитие связной устной и письменной речи: овладение продуктивными навыками и умениями устной и письменной разговорной   речи,  устной  учебно-научной речи;  навыками  и  умениями понимания         и элементарногоанализа         художественного        и учебно-научного текста.

4) Развитие орфоэпических навыков, а также умения говорить и читать с правильной интонацией.

Одним из результатов обучения русскому языку является осмысление и присвоение учащимися системы ценностей.

Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).

Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.

Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.

Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.

Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.

Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.

Содержание предмета

Повторение. (15 ч)

Предложение. Текст. (35 ч)

Простое и сложное  предложение. Союз  и в сложном предложении, состоящем из двух  частей. Различение простого предложения с однородными членами и  сложного предложения  (с  союзом  и,  с бессоюзной связью).

Пропедевтическое введение предложений с прямой речью  (конструкция «Слова автора плюс  прямая речь» и «Прямая речь  плюс слова  автора»), показ роли  таких предложений в речи. Знаки препинания в предложении, где прямая речь  следует за словами автора и наоборот. Начало развития умения пунктуационно оформлять такие предложения.

Развитие пунктуационных умений учащихся (постановка знаков препинания в простом предложении с однородными членами, в сложном предложении из двух  частей). Развитие умения производить  синтаксический разбор предложений изученных типов.

Дальнейшее формирование умений различать художественный и учебно-научный текст и  по-разному читать эти  тексты.  Развитие навыков изучающего, просмотрового и ознакомительного чтения.

Слово.

1. Части речи  и члены предложения.

Имя существительное. (47 ч)

Имя существительное в роли  подлежащего, в роли  второстепенных  членов предложения.

Падеж имён  существительных. Три  склонения имён  существительных. Наблюдение над ролью  имён  существительных в речи.

Орфограммы: безударные падежные  окончания  имён  существительных 1,  2 и 3-го  склонения, ь после  шипящих на  конце  существительных женского рода  3-го  склонения;  правописание существительных мужского рода  с шипящим на конце.

Имя прилагательное. (20  ч)

Имена прилагательные в роли  второстепенных членов предложения.  Наблюдение над   ролью   имён   прилагательных  в  тексте. Тематические группы имён  прилагательных. Изменение имён  прилагательных по родам, числам и падежам.

Орфограмма  –  безударные  гласные  в  падежных  окончаниях имён  прилагательных (кроме прилагательных с основой на шипящий  и ц).

Глагол.  (36  ч)

Глагол в роли  сказуемого в предложении. Лицо глаголов. Изменение глаголов по  лицам и  числам в  настоящем и  будущем времени (спряжение). Различение глаголов 1-го  и 2-го спряжения по неопределённой форме.

Орфограммы: частица не с глаголами (включая случаи слитного написания); -тся–-ться в глаголах; безударные личные окончания глаголов 1-го  и 2-го  спряжения; ь после  шипящих в глаголах 2-го  лица единственного числа; окончания -о–-а в  глаголах среднего и женского рода  в прошедшем времени.

2. Дальнейшее развитие умения видеть в слове  его части, разбирать  по  составу имена существительные, имена прилагательные, глаголы.

Образование имён  существительных и  имён  прилагательных  с помощью суффиксов и приставок; глаголов с помощью приставок.

Удвоенные  буквы   согласных  на   стыке  корня  и   суффикса(длина – длинный, сон – сонный).

3. Совершенствование умения выполнять звуко-буквенный анализ слов   различных  частей  речи.  Дальнейшее  формирование  навыка правописания слов с орфограммами, изученными в 1–3-м классах.

4. Наблюдение за лексическим значением, многозначностью, синонимией и антонимией слов разных частей речи.

Повторение. (15 ч)

Развитие речи. Работа по обогащению словарного запаса учащихся,  грамматического строя речи, по развитию связной устной и письменной речи, орфоэпических навыков. Обучение написанию подробного изложения. Обучение написанию сочинения с языковым заданием (сочинение о себе на заданную тему).

Каллиграфия. Совершенствование каллиграфических  навыков: закрепление навыков верного начертания букв, способов  их соединения при  написании слов, работа над  ускорением темпа письма. Индивидуальная работа с учащимися по устранению недочётов графического характера, по совершенствованию почерка.

Тематическое планирование (с практической частью)

Теоретическая часть

Кол-во часов

Практическая часть

Вводный урок

2

Контрольное списывание – 1

Повторение

15

Словарный диктант - 1

Входная административная контрольная работа- 1

Предложение. Текст

35

Проверочная работа - 2

Словарный диктант -3

Контрольный диктант - 3

Имя существительное

47

Проверочная работа - 3

Словарный диктант -3

Контрольный диктант – 2

Административная контрольная работа по итогам I полугодия - 1

Имя прилагательное

20

Проверочная работа - 1

Словарный диктант -1

Контрольный диктант - 1

Глагол

36

Проверочная работа - 1

Словарный диктант -3

Контрольный диктант – 2

Контрольное списывание - 1

Повторение

15

Итоговая проверочная работа - 1

Итоговый словарный диктант -1

Итоговый контрольный диктант – 1

Контрольное изложение – 1

Административная итоговая контрольная работа - 1

170

Контрольное списывание – 2

Проверочная работа – 8

Контрольное изложение  - 1

Контрольный диктант - 9

Словарный диктант – 12

Административная контрольная работа - 3

Требования к результатам обучения

Предметными результатами изучения курса «Русский язык» в 4 классе является сформированность следующих умений:

– произносить звуки речи  в соответствии с нормами языка;

– производить фонетический разбор, разбор по составу, морфологический разбор доступных слов;

– правильно писать слова  с изученными орфограммами;

– видеть в словах изученные орфограммы с опорой на опознавательные признаки, правильно писать слова  с изученными орфограммами, графически обозначать орфограммы, указывать условия выбора орфограмм (фонетические и морфологические);

–  находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;

– пользоваться толковым словарём; практически различать многозначные слова, видеть в тексте синонимы и антонимы, подбирать  синонимы и антонимы к данным словам;

– различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение из двух  частей (с союзами и, а, но или  без союзов);

- ставить запятые в простых предложениях с однородными членами (без  союзов, с союзами и,  а, но),  в сложных предложениях из двух  частей (без  союзов, с союзами и,  а,  но),  оформлять на  письме предложения с прямой речью  (слова  автора плюс прямая речь);

– производить синтаксический разбор простого и сложного предложений в рамках изученного;

– разбирать доступные слова по составу; подбирать однокоренные слова, образовывать существительные и прилагательные с помощью суффиксов, глаголы с помощью приставок;

– писать подробное изложение текста повествовательного характера (90–100 слов) по плану, сочинение на предложенную тему с языковым заданием после соответствующей подготовки;

– читать тексты учебника, художественные и учебно-научные, владеть  правильным  типом читательской  деятельности:  самостоятельно осмысливать текст до чтения, во время чтения и после чтения. Делить текст на части, составлять план, пересказывать текст по плану;

–  воспринимать на  слух  высказывания, выделять на  слух  тему текста, ключевые слова;

– создавать связные устные высказывания на грамматическую и иную  тему.

Таблица требований

Линии развития учащихся средствами предмета «Русский язык»

– овладение функциональной         грамотностью; понимание и анализ текстов;

–  развитие умений и навыков         различных видов  устной и письменной речи;

–  развитие умений и навыков понимания и анализа текстов

– приобретение и систе-матизация        знаний         о языке;

– дальнейшее овладение родным языком;

– развитие чувства языка

–  овладение орфографией и пунктуацией

Интеллектуально- речевые умения

Учебно-языковые умения

Правописные умения

  • владеть типом правильной читательской деятельности;
  • читать  учебно-научный текст изучающим чтением;
  • читать и  составлять схемы словосочетаний, простых и сложных  предложений (в рамках изученного); составлять предложения  по схемам;
  • читать и  составлять простые таблицы;
  • писать подробное изложение доступного текста-повествования;
  • писать сочинение с языковым   заданием по личным впечатлениям с соответствующей  подготовкой;
  • использовать в речи предложения с одно родными         членами, сложные         предложения;
  • подбирать к словам синонимы, антонимы, использовать         их         в речи.
  • выполнять фонетический разбор доступных слов;
  • выполнять разбор по составу  доступных слов;
  • различать однокоренные слова и формы одного и того же слова;
  • выполнять морфологический  разбор слов  изученных частей речи;
  • выполнять  синтаксический   разбор  простого и сложного предложений (в рамках изученного);
  • видеть в тексте синонимы,  антонимы, многозначные cлова.
  • писать буквы безударных гласных в окончаниях имён существительных 1, 2, 3-го склонения; в окончаниях имён прилагательных; в личных окончаниях глаго- лов 1-го и 2-го спряжения;
  • писать ь после  шипящих на  конце имён   существи- тельных 3-го склонения; не писать ь после шипящих на конце имён  существитель- ныхм.р. 2-го склонения;
  • писать частицу не  с гла- голами;
  • писать буквосочетание

-тся–-ться в глаголах;

  • писать ь после  шипящих в глаголах ед.ч.;
  • ставить запятые в пред-ложениях с однородными членами (без союзов, с союзами и, а, но);
  • ставить запятую в слож- ном  предложении без сою- зов,  с союзами и, а, но, состоящем из двух частей;
  • графически объяснять выбор  написаний, знаков препинания;
  • находить и  исправлять орфографические и пун-ктуационные ошибки на изученные правила

Система оценивания результатов

            Контроль за уровнем достижений учащихся по русскому языку проводится в форме письменных работ: диктантов, грамматических заданий, контрольных списывании, изложений, проверочных работ и тестовых заданий.

Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков.

Грамматический разбор есть средство проверки степени понимания учащимися изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений.

Контрольное списывание, как и диктант, — способ проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков. Здесь также проверяется умение списывать с печатного текста, обнаруживать орфограммы, находить границы предложения, устанавливать части текста, выписывать ту или иную часть текста.

Изложение (обучающее) проверяет, как идет формирование навыка письменной речи; умения понимать и передавать основное содержание текста без пропусков существенных моментов; умение организовать письменный пересказ, соблюдая правила родного языка.

Проверочные работы и тестовые задания - динамичная форма проверки, направленная на установление уровня сформированности умения использовать свои знания в нестандартных учебных ситуациях.

Оценивание письменных работ по русскому языку в 4 классе

В основе данного оценивания лежат следующие показатели: правильность выполнения и объем выполненного задания.

Характеристика цифровой оценки (отметки)

"5" ("отлично") - уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета*; логичность и полнота изложения;

"4" ("хорошо") - уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2-3 ошибок или 4-6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала;

"3" ("удовлетворительно") - достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конфетной работе; не более 4—6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3-5 ошибок или не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса;

"2" ("плохо") - уровень выполнения требований ниже удовлетворительного; наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики, неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.

Вводится оценка "за общее впечатление от письменной работы". Сущность ее состоит в определении отношения учителя к внешнему виду работы (аккуратность, эстетическая привлекательность, чистота, оформленность и др.). Эта отметка ставится как дополнительная, в журнал не вносится.

Таким образом, в тетрадь (и в дневник) учитель выставляет две отметки (например, 5/3): за правильность выполнения учебной задачи (отметка в числителе) и за общее впечатление от работы (отметка в знаменателе).

Снижение отметки "за общее впечатление от работы" допускается, если:

- в работе имеется не менее 2 неаккуратных исправлений;

- работа оформлена небрежно, плохо читаема, в тексте много зачеркиваний, клякс, неоправданных сокращений слов, отсутствуют поля и красные строки.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

Ошибки:

- нарушение правил написания слов, включая грубые случаи пропуска, перестановки, замены и вставки лишних букв в словах

- неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемыми написаниями);

- отсутствие изученных знаков препинания в тексте (в конце предложения и заглавной буквы в начале предложения);

- наличие ошибок на изучение правила по орфографии;

- существенные отступления от авторского текста при написании изложения, искажающие смысл произведения;

- отсутствие главной части изложения, пропуск важных событий, отраженных в авторском тексте;

  • употребление слов в несвойственном им значении (в изложении).

Недочеты:

- отсутствие знаков препинания в конце предложения, если следующее предложение написано с большой буквы;

- отсутствие "красной" строки;

- неправильное написание одного слова (при наличии в работе нескольких таких слов) на одно и тоже правило;

- незначительные нарушения логики событий авторского текста при написании изложения.

Проверочные работы, включенные в пособие Е.В. Бунеевой «Проверочные и контрольные работы по русскому языку»  оцениваются согласно уровням успешности:

Необходимый уровень – решение типовой  задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовалось применить сформированные умения и усвоенные знания, прежде всего соответствующие государственному стандарту, что необходимо всем по любому предмету. Задание выполнено полностью -  «5», частично – «4 или 3».

Программный уровень – решение нестандартной задачи, где потребовалось либо применить знания по новой, изучаемой в данный момент теме,  либо «старые» знания и умения, но в новой, непривычной ситуации. Это уровень функциональной грамотности. Задание выполнено полностью - «5», частично – «4».

Максимальный уровень (необязательный) - решение «сверхзадачи» по неизученному материалу, когда потребовались либо самостоятельно добытые вне уроков знания, либо новые самостоятельно усвоенные умения. Этот уровень демонстрирует исключительные успехи отдельных учеников по отдельным темам - сверх школьных требований. Задание выполнено полностью – «5/5», частично – «5».  

  За каждое задание проверочной работы выставляется соответствующая отметка, в итоге выводится средняя отметка.    

  На уроках открытия новых знаний, развития умений и навыков, обобщения и систематизации знаний отметку учащийся получает за решение учебной задачи. За активную работу и дополнение ответов других учеников учащийся заслуживает оценку.  

Оценивание тестовых работ

Качество выполнения работы

Уровень достижений

Отметка в 5 балльной шкале

90-100%

высокий

«5»

66 -89%

повышенный

«4»

50 -65 %

базовый

«3»

меньше 50%

низкий

«2»

Учебно – методическое, материально-техническое и информационно-техническое  обеспечение

Учебники  и учебные пособия:

  1. Р.Н.   Бунеев,  Е.В.   Бунеева,  О.В.  Пронина  учебник «Русский  язык».  
  2. Л.Ю.  Комиссарова «Дидактический материал» к  учебникам «Русский язык» для   4-го  класса.
  3. Е.В. Бунеева«Проверочные и контрольные работы по русскому языку» (вар. 1 и 2) для   4-го  класса.
  4.  Р.Н.  Бунеев, Е.В.  Бунеева(составители) «Слова с непроверяемыми  написаниями».  Пособие    в   виде   карточек к  учебникам «Русский язык» для  1–4-го классов

Методическая литература:

  Е.В.   Бунеева,  Л.Ю.   Комиссарова,  М.А.   Яковлева.  «Русский язык», 4класс. Методические рекомендации для  учителя.

 Материально-техническое обеспечение

  1. Персональный компьютер
  2. Мультимедийный проектор

 Информационно – техническое обеспечение

ЦОР к учебнику Р.Н. Бунеева,  Е.В.   Бунеевой,  О.В.  Прониной «Русский  язык»  1 и 2, 3 и 4 четверти.




Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование

Тема урока

Тип урока

Словарь

Требования к уровню подготовки обучающихся

Дата проведения урока

план

факт

1

Вводный урок. Знакомство с новым учебником «Русский язык». Поэты и писатели о русском языке

Знакомиться с новым учебником, использовать приёмы ознакомительного и просмотрового чтения.

Проводить фонетический разбор слов. Группировать звуки по их характеристикам. Соотносить количество звуков и  букв  в слове, объяснять  причины  расхождения  количества звуков и букв.

Группировать слова  с изученными орфограммами,  графически объяснять выбор  написания. Писать изложение текста-повествования с предварительной подготовкой.

Использовать при подготовке к изложению приёмы продуктивного чтения, освоенные на уроках литературного чтения.

2

Контрольное списывание

К

Повторение (15 часов)

3

Повторение фонетики и графики

ПСЗ

Ситуация

4

Повторение фонетики. Слог и ударение

ПСЗ

Ремонт

5

Что такое графика

ПСЗ

Десерт

6

Фонетический разбор слова

ПСЗ

Нарочно

7

Повторение орфографии

ПСЗ

Прогресс

8

Повторение изученных орфограмм и их графического обозначения

ПСЗ

Процесс

9

Развитие умения писать слова  с изученными орфограммами, графически обозначать выбор  написания

РУ

Шорох

10

Повторение состава слова

ПСЗ

Иногда

11

Повторение изученного о частях речи

ПСЗ

Капитан,

корабль

12

Повторение изученного по синтаксису

ПСЗ

Памятник

13

Что мы знаем о пунктуации. Обобщение по разделу «Повторение».

14

Входная административная контрольная работа

К

15

Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе.

ПСЗ

16

Р/р Обучающее изложение «Золотой рубль»

РР

17

Работа над ошибками, допущенными в изложении. Словарный диктант.

РР

Предложение. Текст  (35 часов)

Простое  предложение. Предложения с однородными членами (13 часов)

Различать  простые и  сложные предложения  на слух и в письменном тексте.

Характеризовать (на  основе  коллективного анализа) основные признаки текста: целостность, связность  абзацев и предложений по смыслу и грамматически, законченность. Использовать эти  параметры при создании собственных текстов.

Использовать при подготовке к изложению приёмы продуктивного чтения, освоенные на уроках литературного чтения.

Оформлять пунктуационно предложения с однородными членами и союзами и, а, но. (П)

Конструировать предложения  с  однородными членами без союзов  и с союзами и, а, но. (П)

Готовиться к написанию сочинения: формулировать замысел, составлять план, работать с черновиком.

Продуцировать текст с использованием однородных  членов предложения, соединённых союзной и бессоюзной связью («Что я люблю»).

Проверять и редактировать текст сочинения. Находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки, работать по алгоритму.

Приобретать  опыт    разграничения  сложных предложений и предложений с однородными членами (с союзами и, а, но и без союзов). (П)

Создавать устное  высказывание на грамматическую  тему   по   предварительно  составленному плану.

Готовиться  и  писать  свободный диктант  по тексту с изученными синтаксическими конструкциями.

Продуцировать текст  с  использованием  сложных предложений с союзами и, а, но и без союзов (сочинение «Субботний вечер  у нас дома»).

Выделять на слух  и в тексте предложения с прямой речью  (слова  автора плюс  прямая речь). (П)

Приобретать опыт  конструирования предложений   с  прямой  речью   и   их   пунктуационного оформления. (П)

18

Как отличить простое предложение от сложного

РУ

Тревога

19

Предложения с однородными членами в художественном тексте. Однородные члены без союзов  и с союзом  и

ОНЗ

20

Запятая в предложениях с однородными членами, соединёнными союзами и, а, но

РУ

Копыто,

копытце

21

Развитие умения ставить запятую в предложениях с однородными членами

РУ

Песчаный

22

Р/р Обучающее изложение «Что  я люблю»

РР

23

РР

24

Развитие умения ставить запятую в предложениях с однородными членами

РУ

Лиловый,

фиолетовый

25

Р/р Обучающее сочинение «Что  я люблю»

РР

Сочинение

26

Упражнения на повторение. Проверочная работа по теме «Простое предложение. Предложения с однородными членами»  

К

27

Развитие умения ставить запятую в предложениях с однородными членами

РУ

28

Контрольный диктант по теме «Простое предложение. Предложения с однородными членами»

К

29

Развитие пунктуационных умений. Словарный диктант

РУ

30

Работа над ошибками, допущенными в проверочной работе и диктанте. Упражнения на редактирование текста изложения и сочинения

ПСЗ

Сложные предложения с союзами и, а, но  (11 часов)

31

Отличие простого предложения от сложного. Запятая в сложном предложении с бессоюзной связью

РУ

Алмаз, алмазный

32

Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но

ОНЗ

Рояль

33

РУ

Выражать, выразительный

34

Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но и в простом предложении с однородными членами и союзами и, а, но

РУ

Иметь в виду

35

Упражнения на повторение. Проверочная работа по теме «Сложные предложения с союзами и, а, но»

К

36

Контрольный диктант по теме «Сложные предложения с союзами и, а, но»

К

37

Запятая в сложном предложении

РУ

Происшествие

38

Р/р Обучающее сочинение «Субботний вечер  у нас дома»

РР

39

Работа над ошибками, допущенными в проверочной работе и диктанте.Редактирование сочинения. Словарный диктант

ПСЗ

40

Р/р  Составление устного рассказа на  грамматическую тему  по плану. Свободный диктант

РР

Традиция

41

Обобщение по теме «Сложные предложения»

ПСЗ

Свобода, свободно

Предложения с прямой речью (11  часов)

42

Понятие о прямой речи. Из  чего  состоит предложение с прямой речью

ОНЗ

Коридор

43

Знаки препинания в предложении с прямой речью, когда прямая речь  стоит  после слов автора

РУ

Карнавал

44

Знаки препинания в предложении с прямой речью, когда прямая речь  стоит  перед  словами автора

ОНЗ

Вдвоём

45

Запись цитаты в виде предложения с прямой речью

ОНЗ

Цитата

46

Р/р Подготовка к обучающему изложению

РР

47

Р/р Обучающее изложение «В здоровом теле здоровый дух»

РР

48

Развитие умения ставить знаки препинания в простом предложении, сложном и в предложениях с прямой речью

РУ

Пожалуйста

49

Р/р  Обучающее сочинение «Что  сказала мама». Использование в тексте предложений с прямой речью

РР

50

Контрольный диктант по теме «Предложения с прямой речью»

К

51

Развитие пунктуационных умений

РУ

Решение

52

Работа над ошибками, допущенными в работах по развитию речи и диктанте. Словарный диктант

ПСЗ

Части речи и члены предложения

Имя существительное (47 часов)

Выделять  в  предложении самостоятельные и служебные части речи. Накапливать  опыт   по выявлению грамматических  признаков,  общих для  самостоятельных частей речи.

Определять грамматические признаки имён существительных, начальную форму.

Относить имя  существительное к  одному из трёх  склонений, определять падеж.

Сравнивать формы имени существительного и имени прилагательного, выявлять зависимость. Накапливать  опыт   употребления  имён   существительных  в  речи   (обучающие изложения  и сочинения, предусмотренные в планировании). Определять  грамматические   признаки   имён существительных (морфологический разбор). Находить в  тексте несклоняемые имена существительные,  приобретать опыт   их  согласования  с именами прилагательными в речи.

Находить в словах изучаемые орфограммы, графически объяснять и контролировать написание. Решать орфографические задачи с опорой на алгоритм.

Составлять в группе задания на обработку определённой орфограммы.

Самостоятельно формулировать общее  правило обозначения на письме безударных гласных звуков. Составлять совместно с учителем алгоритм определения склонения имени существительного,  работать по алгоритму, осуществлять самоконтроль.

Участвовать в совместной работе  (в парах, группах,  фронтально) по  открытию нового   знания, включать в учебный диалог.

Что мы уже знаем  об имени существительном (5 часов)

53

Имя существительное как часть  речи.

ПСЗ

Забота

54

 Постоянные и непостоянные признаки имён  существительных

ПСЗ

Заботиться

55

Роль имён  существительных в предложении, в речи

РУ

56

Р/р Обучающее сочинение-миниатюра «Вид из окна»

РР

57

Роль   имён     существительных   в    предложении   и    в    речи. Многозначные слова, синонимы, антонимы

РУ

Изменение имён существительных по падежам (12 часов)

58

Наблюдение за словоизменением имён  существительных

ОНЗ

Падеж

59

Развитие умения изменять имена существительные по падежам, ставить существительные в разные падежные формы

РУ

60

РУ

Ладонь

61

Изменение по падежам имён  существительных в единственном и

РУ

Лепесток

62

РУ

Надолго

63

Именительный и винительный падежи

ОНЗ

64

Родительный падеж

ОНЗ

Палатка

65

Дательный падеж

РУ

66

Творительный падеж

РУ

67

Предложный падеж. Словарный диктант

РУ

68

Обобщение знаний  о  падежах. Р/р  Составление устного рассказа«Что я знаю об изменении имён существительных по падежам»

РР

69

Упражнение на повторение. Проверочная работа по теме «Изменение имен существительных по падежам»

К

Три склонения имён существительных (8 часов)

70

Что такое склонение? Три склонения имён  существительных

ОНЗ

Костер

71

Развитие умения определять склонение имён   существительных

РУ

Конструкция,  конструктор

72

РУ

Свитер

73

Развитие умения определять склонение имён  существительных.

РУ

Готовить, стряпать

74

Административная контрольная работа по итогам I полугодия

К

75

Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе. Морфологический разбор имени существительного

РУ

76

Понятие о несклоняемых именах существительных и  особенностях их употребления

ОНЗ

Пианино, пальто

77

Р/р Обучающее сочинение «Пальчики оближешь!». Употребление в  письменной речи  несклоняемых существительных с разными предлогами, предложений с однородными членами

РР

Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных (9 часов)

78

Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода

ОНЗ

Копейка

79

Развитие  умений писать слова   с  орфограммой «Буква  ь  после шипящих на конце имён  существительных», графически обозначать  выбор  написания

РУ

Камыш

80

РУ

Карниз

81

РУ

Матч

82

83

Упражнения на повторение. Проверочная работа «Склонение имен существительных. Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных»

К

84

Обобщение, подготовка к диктанту

ПСЗ

Престиж, престижный

85

Контрольный диктант по теме «Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных»

К

86

Работа над ошибками, допущенными в проверочной работе и диктанте. Словарный диктант

ПСЗ

Правописание безударных падежных окончаний  имён существительных (13 часов)

87

Выведение общего  правила правописания безударных падежных окончаний имён  существительных

ОНЗ

Газета

88

Развитие умения писать безударные гласные в падежных окончаниях имён  существительных, действовать по алгоритму

ОНЗ

Корзина

89

Развитие умения писать слова  с изученной орфограммой, графически  объяснять  выбор   написания.

РУ

Кампания, компания

90

РУ

91

Р/р Обучающее изложение «Первая газета»

РР

92

РР

93

Развитие орфографических умений

РУ

Обаяние, обаятельный

94

Р/р Обучающее сочинение-описание «Прогулка»

РР

95

Развитие орфографических умений

РУ

Впервые

96

Упражнения на повторение. Проверочная работа по теме «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных

К

97

Повторение, подготовка к диктанту

ПСЗ

Несколько

98

Контрольный диктант по теме «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных»

К

99

Работа над ошибками, допущенными в проверочной работе и диктанте. Редактирование текстов творческих работ. Словарный диктант

ПСЗ

Имя прилагательное (20 часов)

Чтомыужезнаем обимениприлагательном (5 часов)

Различать  и   характеризовать   тексты  двух типов  речи  – повествования и описания (П).

Наблюдать роль  прилагательных (в  том  числе прилагательных-антонимов) в речи.

Называть грамматические признаки имён  прилагательных  (морфологический разбор), определять начальную форму.

Обнаруживать орфограмму-букву в безударных окончаниях  прилагательных, графически объяснять написание, осуществлять самоконтроль. Подбирать и группировать примеры слов с изученными орфограммами.

Накапливать опыт   употребления в  речи   имён прилагательных(обучающее        изложение        и сочинение- описание).

Выделять в тексте и конструировать словосочетания прил. + сущ.

100

Повествование и описание – два  типа  речи. Роль имён  прилагательных в речи

ПСЗ

Серебро, серебряный

101

ПСЗ

102

Роль прилагательных-антонимов в речи

ПСЗ

Сверкать

103

Морфологический разбор имени прилагательного

ПСЗ

104

ПСЗ

Словоизменение имён прилагательных (4 часа)

105

Изменение имён  прилагательных по падежам

РУ

Багряный

106

РУ

Багровый

107

Словосочетания сущ. + прил. Главное и зависимое слово  в словосочетании

РУ

Жёлтый

108

РУ

Правописание безударных падежных окончаний  имён прилагательных (11 часов)

109

Правило правописания безударных падежных окончаний имён прилагательных

ОНЗ

Истина, истинный

110

Развитие умения писать слова  с изученной орфограммой, графически объяснять выбор  написания. Р/р Свободный диктант

РУ

Странный

111

Развитие умения писать слова  с изученной орфограммой, графически объяснять выбор  написания

РУ

Наверное

112

Р/р Обучающее изложение «Первое путешествие»

РР

113

РР

114

Развитие орфографических умений

РУ

Кабинет

115

Р/р Обучающее сочинение-описание «Моя  любимая игрушка»

РР

116

Упражнения на повторение. Проверочная работа по теме «Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных»

К

117

Повторение, подготовка к диктанту

ПСЗ

Путешествие, путешественник

118

Контрольный диктант по теме «Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных»

К

119

Работа над ошибками, допущенными в проверочной работе и диктанте. Редактирование творческих работ. Словарный диктант

ПСЗ

Глагол (36 часов)

Выделять неопределённую форму глагола и преобразовывать глагол в другой форме в начальную.

Определять грамматические признаки глагола.

Совместно составлять  алгоритм  определения спряжения глагола и выбора буквы безударного гласного в личных окончаниях глаголов. Анализировать особенности текстов с преимущественным употреблением глаголов.

Накапливать  опыт   использования  глаголов  в речи, в том числе с безударными личными окончаниями (обучающие изложения и сочинения по теме).

Называть и систематизировать грамматические признаки глагола (морфологический разбор). Участвовать в проблемном диалоге, открывать новые   знания в  совместной исследовательской деятельности в группах.

Сотрудничать в группе, распределять роли, слушать и слышать других.

Составлять задания в группе по изученному материалу.

Проводить само  и взаимоанализ выполнения заданий.

Что мы уже знаем  о глаголе (4 часа)

120

Роль глаголов в предложении, в речи. Правописание глаголов с частицей не

ПСЗ

Концерт

121

Значение и грамматические признаки глагола

РУ

Отчаяние

122

РУ

Стеречь

123

Морфологический разбор глагола. Составление устного рассказа о глаголе

РУ

Пополам, поровну

Словоизменение глаголов (2 часа)

124

Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов I и IIспряжения

ОНЗ

125

Как определить спряжение глагола, если  окончание ударное

ОНЗ

Ветреный

Правописание безударных личных окончаний  глаголов (17 часов)

126

Как определить спряжение глагола, если окончание безударное

ОНЗ

Традиция

127

Развитие умения применять правило, действовать по алгоритму

РУ

Профессия

128

Глаголы-исключения.  Выбор   способа   определения  спряжения глагола

ОНЗ

Лаборатория

129

Развитие умения писать глаголы с безударными личными окончаниями

РУ

130

РУ

Фантазия, фантазировать

131

Р/р Обучающее сочинение по картинкам

РР

132

Разбор глагола как части речи. Словарный диктант

ПСЗ

133

Контрольный диктант по теме «Правописание безударных личных окончаний глаголов»

К

134

Знакомство с возвратной формой глагола. Правописание глаголов с -тся и -ться

ОНЗ

Развеваться, развиваться

135

Знакомство с орфограммой «Буква ь после  шипящих в глаголах2-го лица единственного числа» и орфографическим правилом

ОНЗ

136

Развитие умения писать букву ь в глаголах 2-го  лица единственного числа.

РУ

Внутрь, внутри

137

Развитие умения писать букву ь в глаголах 2-го  лица единственного числа. Контрольное списывание

К

138

Развитие умения писать глаголы с безударными личными окончаниями.

РУ

139

РУ

140

Р/р Обучающее изложение «Первые школы»

РР

141

РР

142

Работа над ошибками, допущенными  в изложении

ПСЗ

Разбор глагола  по составу (13 часов)

143

Порядок разбора глагола по составу. Знакомство с алгоритмом

РУ

144

Развитие умений разбирать глаголы по составу, писать безударную гласную в личных окончаниях глаголов. Словарный диктант

РУ

Славяне, славянский

145

РУ

146

Р/р  Обучающее сочинение. Использование в  тексте  глаголов  с изученными орфограммами в форме  настоящего времени

РР

147

Развитие умения писать глаголы с изученными орфограммами. Работа над ошибками, допущенными в сочинении

ПСЗ

148

Р/р Обучающее сочинение «День моей мамы»

РР

149

Повторение по теме «Глагол». Работа над ошибками, допущенными в сочинении, редактирование текста

ПСЗ

150

Упражнения на повторение. Проверочная работа по теме «Глагол»

К

151

Развитие  орфографических  умений.

РУ

152

РУ

153

Обобщение и систематизация знаний по теме «Глагол», подготовка к диктанту

ПСЗ

154

Контрольный диктант по теме «Глагол»

К

155

Работа над ошибками, допущенными в проверочной работе и диктанте. Словарный диктант

ПСЗ

Повторение

156

Комплексное  повторение  материала,   изученного  в   разделе «Слово»

ПСЗ

Систематизировать  и   обобщать  изученный материал в виде таблиц, схем, текста.

Продуцировать устные связные высказывания на  лингвистические темы   по  изученному материалу.

Проводить в  группах  исследовательскую (проектную) работу   «Что  слово  может  рассказать  о себе» (анализировать звуко-буквенный состав, морфемный состав, лексическое и  грамматическое значение слова, этимология особенности сочетаемости с другими словами).

Представлять результат исследования в  виде  связного высказывания с мультимедийным сопровождением.

157

Комплексное  повторение  материала,   изученного  в   разделе «Предложение»

ПСЗ

158

Комплексное  повторение  материала,   изученного  в   разделе «Текст»

ПСЗ

159

Комплексное  повторение  материала,   изученного  в   разделах«Слово», «Предложение», «Текст»

ПСЗ

160

Комплексное повторение корневых орфограмм

ПСЗ

161

Комплексное повторение орфограмм в приставках

162

Р/р Контрольное изложение «Странный дуэт»

К

163

Комплексное повторение правописания окончаний.

164

Р/р Обучающее сочинение «О чём рассказывает слово»

РР

165

Контрольная работа по итогам года

К

166

Итоговый контрольный диктант

К

167

Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе и изложении. Итоговый словарный диктант

ПСЗ

168

Административная контрольная работа за курс начальной школы

К

169

Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе.

ПСЗ

170

Итоговый урок – игра «Путешествие по стране Орфографии»

ПСЗ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку3 класс ОС Школа 2100 Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева

Рабочая программа составлена для учащихся общеучебной подготовки на основе:программы Образовательной системы «Школа 2100», рекомендуемой Министерством образования и науки РФ, которая соответствует...

Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа 2100" 2 класс.

§1.Пояснительная записка.§2.Личностные,метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.§3.Содержание учебного предмета "Русский язык" §4.Система контроля в курсе русского языка....

Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа 2100" 2 класс

Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа 2100" 2 класс...

Рабочая программа по русскому языку УМК" Школа 2100" 2 класс

Учебно-тематическое планирование по русскому языку.1.Пояснительная записка.2.Календарно-тематическое планирование 2 кл....

Рабочая программа по русскому языку (ОС "Школа 2100") в 4 классе

Данная рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС. Она включает основные разделы: титульный лист, пояснительную записку, учебно-тематический план, содержание тем учебного курса, т...

Рабочая программа по русскому языку ОС Школа 2100 3 класс

Данная   программа по структуре и по содержанию полностью соответствует требованиям ФГОС ....

Рабочая программа по русскому языку ОС "Школа 2100" 4 класс

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечена УМК для 4 класса Образовательная система «Школа 2...