Пояснительня записка "Русский язык", 3 класс
материал по русскому языку (3 класс) по теме

Пояснительная записка по русскому языку  3 класс УМК "Планета знаний" в рамках ФГОС: пояснительная записка, характеристика учебного предмета, место учебного предмета в учебном плане, ценностные ориентиры, УМК, содержание, планируемые результаты, характеристика КИМов, региональный компонент.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_poyasnitelnaya.docx60.72 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА КУРСА

Русский язык. 1—4 классы

Рабочая программа по Русскому языку составлена на основе авторской программы курса «Русский язык»1-4 классы (Л.Я. Желтовская, О. Б. Калинина).

Пояснительная записка

Программа по русскому языку составлена в соответствии с требованиями документов Федерального государственногообразовательного стандарта к содержанию начального образования, в частности с учётом содержания и целей базовых программ:1) программы курса русского языка, 2) междисциплинарной программы «Формирование универсальных учебных действий».

Напоминаем, что в системе предметов общеобразовательной школы курс русского языка реализует познавательную и социокультурную цели:

  • познавательная цель связана с представлением научной картины мира, частью которого является язык, на котором говорит ученик, ознакомлением учащихся с основными положениями науки о языке и, как следствие, формированием логического и абстрактного мышления учеников;
  • социокультурная цель включает формирование: а) коммуникативной компетенции учащихся (развитие устной и письменной речи); б) навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Задачи и направления изучения русского языка в начальной школе:

1) освоение первоначальных знаний о системе родного языка, лексических, фонетических, грамматических средствах языка, овладение элементарными способами анализа изучаемых единиц языка;

2) развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, правильно их употреблять в устной и письменной речи, развитие интуиции и «чувства языка»;

3) овладение умениями общаться в устной и письменной формах, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;

4) воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к языку своего народа; пробуждение познавательного интереса к русскому слову, стремления совершенствовать свою речь, чувства ответственности за сохранение чистоты языка своего народа.

ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором изучение родного языка сочетается с первоначальным литературным образованием и обучением чтению.

       Содержание курса 3-го класса, как и 2-го класса, в частности отбор языкового материала, его структурирование (выстраивание стержня, последовательности изучения), методы и приемы изучения, базируется на реализации ведущих подходов Стандарта – личностно ориентированного, социально ориентированного, познавательно-деятельного, культурологического.

Присоставление предметной программы был избран третий вариант плана реализации базовой программы, то есть коммуникативно-речевая направленность изучения курса русского языка, которая предусматривает изучение языковых средств в интересах речевого развития младших школьников. Не случайно в программе третьего года обучения, так же как и второго, выделяется два больших блока: «Речевое общение» и «Язык как средство общения».

         Содержательные линии курса. Приоритетным в современном обучении русскому языку, включая начальный курс, признается формирование мыслительно-речевых умений, коммуникативных универсальных действий младших школьников. К ним относятся и речевые умения этикетного характера. Поэтому с раздела «Речевое общение» начинаются программы каждого класса. В нем отражены речеведческие  сведения о формах речи, видах речевой деятельности, тексте типах текста, характере творческих работ и др. речь признается как способ общения.

          Обратите внимание, что в этот раздел введены и упражнения каллиграфического характера, как совершенствование письменного оформления речи.

          Закрепление гигиенических навыков письма, развитие мелких мышц и свободы движения руки, отработка правильного начертания букв, рациональных соединений, достижение ритмичности, плавности письма составляют задачи занятий по каллиграфии и решаются в системе работы над группами букв в порядке усложнения их начертания.

          Языковой материал представлен в блоке «Язык как средство общения». Уже в названии раздела прослеживается коммуникативное подчинение языковых средств – язык как средство общения.  Содержательные линии языка: фонетика, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис), орфография и пунктуация.

           Языковой материал (основы лингвистических знаний) призван сформировать научное представление (с учетом возрастных особенностей младших школьников) о системе и структуре русского языка, являющегося частью и отражением окружающего мира учеников, а также способствовать усвоению норм русского литературного языка, постижению интонационного, лексического, синтаксического богатства.

           Орфографические и пунктуационные правила рассматриваются в системе изучения фонетики, морфологии, морфемики, синтаксиса.  Предусматривается знакомство учащихся с различными принципами русского правописаниями (без введения терминологии).

            Изучение орфографических и пунктуационных правил, а так же развитие устной и письменной речи учащихся носит практический характер и формирует навыки, определяющие культурный уровень учащихся как будущих членов общества.

            В целом начальный курс русского языка представлен как совокупность понятий, правил, сведений о языковых закономерностях, которые взаимодействуют между собой и являются основой для интеллектуального и коммуникативного развития младших школьников.

Одной из сквозных линий курса является изучение норм: произносительных (орфоэпических, акцентологических), правописных (орфографических, пунктуационных), словообразовательных, словоупотребительных, этикетных, принятых среди носителей языка.

             Попутно в каждом классе организуется наблюдение над ролью изобразительно-выразительных средств русского языка (уменьшительно-ласкательных суффиксов, переносного значения слов, интонации, употребления пословиц и поговорок и др.).

             Учитывая принципы вариативности и спиралевидности (концентричности) изучения основных языковых средств, рекомендованные в «Концепции содержания непрерывного образования» и базовой программе Стандарта, при реализации программы вновь актуализируются сведения об изученных средствах языка, но уже с позиции их новых функций, новых структурных элементах слова и предложения.

              Если ядром курсов первого и второго года обучения являлось «Слово», то ядром третьего года обучения является «Предложение» с предварительным ознакомлением с функциями словосочетания (уже синтаксические конструкции).

Структуирование стержня изучения языкового и речевого материала в учебниках при реализации программного содержания определяется именно коммуникативной ориентацией с позиции потребностей носителя языка. Разделы «Называем…», «Выражаем мысли и чувства…», «Выражаем главное…», «Конкретизируем значения.  Распространяем мысли» и соответственно «Слово», «Словосочетание», «Предложен7ие», «Типы предложений по цели высказывания», «Строение языковых средств» и прочее.

           В 3-м классе углубляются сведения о частях речи – имени существительном, имени прилагательном, глаголе, предлоге; даётся представление о личных местоимениях, союзах. Причём углубление представлений о частях речи происходит при изучении структуры синтаксических единиц, в процессе наблюдения над средствами выражения главных членов предложения, над связью слов в словосочетании и предложении. Принцип организации изучения морфологии на синтаксической основе позволяет экономить время на изучение грамматики (теории языка) и создаёт основу для формирования практических речевых умений. Детям легче понять, зачем изучаются части речи и как человеком используются знания об их свойствах при построении словосочетаний и предложений.

           Концентрический путь освоения языкового материала соответствует закономерностям понимания смысла речи при её восприятии и передаче смысла при её создании (продуцировании) и способствует более интенсивному развитию мышления детей, их языкового чутья и речевых способностей.

Актуальными при работе с языковым материалом по прежнему являются принципы:

  • семиотический – помогающий детям осмысливать двусторонность основных единиц языка, осознавать родной язык как особую знаковую систему в контексте национальной и общечеловеческой культуры;
  • системно-функциональный – способствующий осмыслению структуры родного языка и предназначенности его основных средств для решения речевых задач;
  • этико-эстетический – направленный на осознание изобразительных свойств языка, на освоение культуры речевого поведения, воспитание чувства «соразмерности и сообразности» в использовании языковых средств.

Принцип вариативности предполагает возможность сосуществования различных подходов к отбору содержания и технологий обучения в интересах осуществления дифференцированного и индивидуального подхода к ребёнку. В учебниках с помощью маркировки указывается основной (базовый) минимум содержания и его вариативная часть. В программе вариативная часть дается курсивом.

            В общих подходах и принципах, отмеченных выше, проявляется единство курса. Язык и речь выступают не как механические, вполне самостоятельные части, а как ступени единого процесса познания языка: от коммуникативных ситуаций к языку  и от языка к речи.

             Программа ориентирует на отбор материала, обладающего воспитательным потенциалом. Введены специальные разделы и темы мировоззренческого характера о даре слова, о языковых средствах отражения реального мира, о взаимодействии языка и развития общества. Даются исторические справки, познавательные тексты о происхождение слов и правил, об обогащение словарного запаса русского языка, об историческом корне слов, об использовании красной строки, заголовков и т.п. Материал на доступном детям уровне позволяет дать ученикам представление о социальной роли языка, об особенностях и богатстве русского языка, о связи русского языка с историей культуры русского народа, иными словами, позволяет реализовать принцип культуросообразности.

              В программе и учебниках нашла отражение работа по формированию у младших школьников универсальных учебных действий (УУД). Так как процесс реализации междисциплинарной программы «Формирование универсальных учебных действий» в ходе освоения предметных программ достаточно нов и труден, после заключительной части программ дается комментарий (в таблицах) к формированию УУД в целом на этапе третьего года обучения.

Учитывая, что оба блока программы реализуются на практике в тесном взаимодействие, последовательность и количество часов изучения программного материала регулируются тематическим планом, разделы которого даются в соответствие с учебником.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ всего на изучение русского языка в начальной школе выделяется 675 ч, из них в 1 классе 165 часов (5 часов в неделю, 33 учебные недели), во 2-4 классах 170 часов (5 часов в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Ведущее место предмета « Русский язык» в системе общения образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа , средством межнационального общения. Изучение русского языка формирует представления о языке как об основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.

         В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная речь- это показатель культуры человека. На уроках русского языка учащиеся получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого  этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах и условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи.  

        Русский язык         является основой всего процесса обучения. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим предметам.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

3 класс (170 ч)

РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ (43ч)

Круг сведений о речи

как основе формирования речевых умений (17ч)

Речь. Речь как способ общения с помощью языковых средств.

Речевое общение как мыслительно-речевая деятельность. Представление о речевых действиях, об основных видах речевой деятельности: говорении, слушании, письме, чтении. Единство двух сторон речевого общения: передача (говорение, письмо) и восприятие (слушание, чтение) смысла. Качества речи.

Высказывание. Текст. Высказывания в форме текста-диалога и текста-монолога.

Тема и основная мысль текста. Отражение темы в заголовке. Главная часть текста в раскрытии темы. Основная мысль (идея) текста. Способы выражения идеи: в заголовке, в предложении текста. Наблюдение над  развитием мысли в текстах.

Особенности текстов с точки зрения их назначения (цели высказывания): описание предметов (цветов, изделий народных промыслов, времени года, поделок и пр.); повествование (о своих увлечениях, любимых играх, об увиденном, услышанном, прочитанном); рассуждение (о любимом времени года, дереве, уголке природы и др.), объяснение выбора своих решений.

Жанровое разнообразие текстов. Стихи. Письмо как текст. Объявление. Загадка.

Речевой этикет.Просьба, пожелание, приглашение, разговор по телефону. Средства выразительности речи. Мелодика речи: интонационный рисунок предложений, слов. Средства выражения авторского отношения: использование оценочной лексики, синонимов, антонимов, сравнений, фразеологизмов. Употребление слов в переносном значении. Роль использования речи пословиц, поговорок. Приёмы целесообразного использования при общении несловесных средств (мимики, жестов).

Развитие речи. Виды речевой деятельности

(коммуникативно-речевые умения)  (26ч)

Слушание и чтение. Слушание и чтение как процесс восприятия смысла, добывания информации из устного и письменного текста: объяснений учителя, вопросов, содержания небольших текстов как учебного, так и художественного характера, формулировок заданий к упражнениям, правил определений. Восприятие (понимание смысла обращенной к ученику речи) устных и письменных высказываний, включающих две микротемы. Восприятие интонационного рисунка предложения, фразы, выделение главного, понимание средств выразительности словесных и несловесных средств общения (образные слова, оценочные слова, интонация, мимика, жесты).

Чтение осмысленное, плавное ( целыми словами и словосочетаниями). Выявление непонятных слов, выражений, уточнение их значения ( с помощью взрослых, толкового, этимологического словарей). Определение темы и основной мысли текста по заголовку, по ключевым словам и главным частям текста.

Говорение и письмо. Говорение и письмо как процесс передачи смысла, информации. Устное и письменное воспроизведение чужой речи. Списывание с образца, письмо по памяти, под диктовку. Устный пересказ, письменное изложение текста по частям (свободное списывание или диктант), изложение целого текста с опорой на коллективно составленный план, на рисунки, иллюстрации.

Создание собственных высказываний (сочинений, небольших по объему, с 1-2 микротемами). Определение темы и цели высказывания, отбор нужного материала, продумывание способов донесения смысла высказывания до слушателей, читателей. Выделение в собственном высказывании главного, выражение основной мысли и своего отношения к высказываемому (по средствам заголовка, употребления специальных слов и выражений, их форм). Употребление слов в соответствие с орфоэпическими нормами, использование точной интонации в собственной речи.

Оформление письменной речи. Разборчивое и достаточно быстрое письмо слов в соответствие с требованиями каллиграфии и грамотного письма.

Составление текста письма (родным друзьям), подпись конверта; составление текстов записки, объявления о пропажи животного, описание любимых цветов, изделий народных промыслов (матрешки), выражение своего отношения к разным периодам времен года, месяцам, праздникам, сочинение юмористических историй по рисункам, рассказ об историях, происшедших реально.

Ведение диалога: вступление в разговор, поддерживание его репликами, выражение своей точки зрения, убеждения, рациональное использование при разговоре не словесных средств общения.

Уместное использование и правильное построение высказываний этикетного характера: просьбы, пожелания, разговора по телефону.

Оценивание высказывания редактирование.

ЯЗЫК КАК СРЕДСТВО ОБЩЕНИЯ (127ч)

Круг сведений о языке

как основе формирования языковых умений (75ч)

Общие сведения о языке(1ч) .о роли языка. Языка как кодовая система отражения реального мира с главным средством словом. Языковые средства для обозначения предметов и явления. Языка как средство общения. Сведения из истории происхождения слов этимологические экскурсы. Происхождение географических названий. Пословицы и поговорки как выразители мудрости и национального характера русского народа. Сведения о некоторых произносительных, словообразовательных и словоупотребительных нормах русского языка (красивее, надеть-одеть, нравиться, красненький и т.п.).разделы языкознания (представление о разделах науки о языке).

Фонетика и орфоэпия. Словесное ударение. Произношение звуков и сочетание звуков в соответствие с норами русского литературного языка. Фонетический разбор (анализ) слова.

Графика. Знания алфавита: правильное название букв, знание их последовательности. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.

Установление соотношения звукового и буквенного состава слов с мягкими согласными, с иотированными гласными е,ё,ю,я, с непроизносимыми согласными.

Использованиеписьме разделительного твёрдого и мягкого знаков; не буквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, абзаца, красной строки.

Развитие графической зоркости, умения точного списывания с образца.

Чистописание. Совершенствование техники написания письменных букв по группам в порядке усложнения их начертаний: 1)и, ш, И,Ш, п, р, т, г; 2)л, м, Л, М, я, Я, А; 3) у, ц, щ,У, Ц, Щ, ч; 4) с,С е, Е, о, О, а, д, б; 5) ь, ы, ъ; 6) н, ю, Н, Ю, к, К; 7) В, З, з, Э, э, Ж, ж, Х, х, ф; 8) Ф, У, Г, Ю, П, Т, Р, Б ,Д. Отработка начертание букв и их рациональных соединений при пиьсме слов и предложений.

Слово и его значение (лексика) – 4ч. Связь формы и значения слова. Лексика как раздел науки о языке, изучающий лексические значения слов. Многозначные слова. Синонимы. Антонимы. Употребление слов в речи (тексте) в переносном значении. Сведения о заимствованиях в русском языке. Представление о фразеологизмах. Представление о способах толкования лексических значений слов при работе со словарями разных типов: толковыми, синонимов, антонимов.

Слово и его строение (состав слова, морфемика)-8ч . Углубление представлений о морфемном составе слова (корень, приставка, суффикс, окончание) и роли морфем в словах.

Корень как главная значимая часть слова, проводник истории происхождения слова. Слова с двумя корнями (сложные слова).

Словоизменение и словообразование. Значения и роль окончаний в словах.

Общее представление о продуктивных способах образования слов (приставочный, суффиксальный). Приставка и суффикс как значимые словообразующие морфемы. Наблюдение над оттенками значений, вносимыми в слова приставками (от-, бес-, за-, вы- и др.), суффиксами (-онок-, -ек-, -ищ-, -тель- и др.). Роль употребления в речи слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами (-очк-, -ек-, -ик-, -еньк-).

Слово как часть речи (морфология)  - 32 ч.  Критерии распределения слов по частям речи (общие значения, вопросы как средства их выделения, формы изменения, роль в предложении). Обогащение словарного запаса словами разных частей речи имеющими эмоционально оценочную окраску (молодец, красивая, ужасная, приплелся, умная и т.п)

Имя существительное.Углубление представлений о значениях имён существительных: обозначение признака (белизна, чернота), обозначение эмоций (счастье, радость, тревога, горе). Имена собственные и нарицательные (единицы административного деления России: края, округа, области, районы, названия улиц).

Наблюдение над изменением имён существительных по падежам в единственном и множественном числе. Роль имён существительных в предложениях.

Имя прилагательное. Углубление представлений о значениях имён прилагательных: оценочная характеристика предмета, лица (дружный, смелый, красивый, добрый), материал, из которого сделан предмет (железныйковш, шерстянойкостюм).

Наблюдение над изменением имён прилагательных по падежам в единственном и множественном числе. Роль имён прилагательных в предложениях.

Глагол.Углубление представлений о значениях глаголов: речевые и мыслительные процессы (думает, говорит, представляет), состояние (болеет, нездоровится, удивляется). Наблюдение над оттенками значений, выражаемых глаголами совершенного и несовершенного вида (без терминов). Общее представление о начальной форме глаголов. Время глаголов. Наблюдение над изменением глаголов по лицам и числам. Роль глаголов в предложениях.

Местоимение. Наблюдение над особенностью значения местоимений — обозначать предмет, лицо, не называя, а лишь указывая на них. Личные местоимения, употребляемые в единственном и множественном числе (я, ты, он, мы, вы, они). Роль местоимений в предложениях.

Служебные части речи.Углубление представлений о роли служебных частей речи: выражение различного рода отношения между знаменательными частями речи (пространственные, причинные, цели — предлоги, союзы), оттенки значений и чувств (вопроса, уточнения, восхищения, отрицания — частицы).Наблюдение над ролью предлогов и союзов в составе словосочетаний, союзов в составе сложных предложений.

Синтаксис(30ч).

Словосочетание. Углубление представлений о структуре и значениях словосочетаний: предмет и его признак, действие и предмет, с которым оно связано (читать книгу, заплетать косу, рубить топором). Словосочетания с синонимическими значениями (малиновое варенье — варенье из малины). Связь слов в словосочетаниях (наблюдение над согласованием, управлением). Роль словосочетаний в предложениях.

Предложение.Виды предложений по цели высказывания (вопросительные и невопросительные),  разнообразие целей высказывания (речевых задач) выражаемых невопросительными предложениями : сообщить (повествовательные); убедить, попросить, приказать ( побудительные); утвердить, отрицать, предположить и т.п. виды предложений по эмоциональной окраске:  восклицательные невосклицательные. Интонационные и пунктуационное оформление предложений, разных по цели высказывания и по эмоциональной окраске. Развитие речевого слуха: интонирование и восприятие интонации этихъ предложений.

Структура предложений. Главные члены как основа предложения. Подлежащее и основные способы его выражения в предложениях (имя существительное, местоимение). Сказуемое и основные средства его выражения в предложениях (глаголы).

Предложения распространённые и нераспространённые. Общее представление о второстепенных членах предложения. Расширение грамматического строя речи: целевое использование в предложениях определенных частей речи; распространение мысли с помощью второстепенных членов в зависимости от речевой задачи.

Наблюдения над интонацией предложений, осложнёнными обращениями.

Орфография и пунктуация(52ч). Повторение изученных орфограмм. Слова с двумя безударными гласными в корне (зеленеет, холодит, береговой, воробей). Гласные и согласные в приставках. Употребление мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода (ночь, мышь). Употребление разделительного твёрдого знака. Написание частицы не с глаголами. Написание родовых окончаний прилагательных, глаголов прошедшего времени. Употребление большой буквы в названиях областей, районов, городов, сёл, улиц.

Знаки препинания в конце предложений.


Планируемые результаты освоения программы по русскому языку

к концу 3 класса

ЛИЧНОСТНЫЕ

У учащихся будутсформированы:

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к учебной деятельности, принятие образа «хорошего» ученика как ученика, обладающего познавательной активностью, инициативностью;
  • понимание ценности нравственных норм, закреплённых в языке народа, для жизни и здоровья человека, умение соотносить эти нормы с поступками как собственных, так и окружающих людей (на уровне, соответствующем возрасту);
  • понимание сопричастности к языку своего народа (я – носитель языка);
  • осознание предложения и текста как средств для выражения мыслей и чувств, понимание разнообразия и богатства языковых средств для выражения мыслей и чувств;
  • восприятие русского языка как основной, главной части культуры русского народа, понимания того, что изменения в культуре народа, находят своё отражение в языке;
  • внимание к мелодичности народной устной речи(ритмический рисунок, мелодика текста) и изобразительным средствам русского языка (синонимы, антонимы, переносное значение слова);
  • положительной мотивации к изучению русского языка как средства, важного для жизни человека, познавательный интерес к изучению разных типов предложений, позволяющих решать разные коммуникативные задачи (передавать информацию, просить, доказывать и т.д.).

Учащиеся получат возможность для формирования:

  • осознания русского языка как основного средства мышления и общения;
  • восприятия русского языка как явления культуры русского народа, понимание связи развития языка с развитием культуры и общества;
  • понимания богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств, внимания к синонимическим средствам языка при выражении одной и той же мысли;
  • внимания к мелодичности народной звучащей речи;
  • стремления к соблюдению языковых норм как условию  взаимопонимания собеседников;
  • положительной мотивации и познавательного интереса к изучению курса русского языка.

ПРЕДМЕТНЫЕ

Учащиеся научатся:

  • осознавать слово, предложение как главные средства языка;
  • использовать правила обозначения гласных и согласных звуков на письме;
  • использовать знание последовательности букв в алфавите для упорядочивания слов и поиска нужной информации (в словарях и др.);
  • различать родственные (однокоренные) слова и формы слов;
  • осознавать свойства значений слов: однозначные, многозначные, слова с прямым и переносным значением, слова с близким и противоположным значением;
  • осознавать основания (общее значение), для объединения слов в группы по частям речи (существительное, прилагательное, глагол, местоимение, предлоги, союзы);
  • осознанно использовать для отрицания частицу НЕ;
  • осознавать признаки и назначение предложения как коммуникативного средства языка (выражение мысли, связь слов, интонационная законченность, речевая задача);
  • находить главные и второстепенные члены предложения (без деления на виды) при анализе предложений и употреблять разные члены предложения при создании собственного высказывания;
  • анализировать (производить разбор) словосочетаний, простых предложений;
  • вычленять общие способы решения орфографических задач и использовать их при письме;
  • применять правила правописания (в объеме содержания курса 3 класса);
  • определять (уточнять) правописание слова по орфографическому словарю учебника;
  • осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
  • подбирать примеры с определённой орфограммой;
  • каллиграфически и орфографически правильно, без искажений, замены, пропусков, вставок букв списывать тексты (с печатного и письменного шрифта) объёмом в 65-70 слов, писатьподдиктовку тексты в 60-65 слов; излагать содержание исходных текстов в 60-75 слов.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • производить звуко-буквенный, морфемный, морфологический анализы слов;
  • соблюдать произносительные нормы в собственной речи (в объёме представленного в учебнике материала);
  • использовать свойства значений слов (однозначность, многозначность, слова с прямым и переносным значением, слова с близким и противоположным значением) при создании собственных высказываний;
  • оценивать уместность использования слов в тексте, подбирать точные слова при выражении своих мыслей и чувств;
  • дифференцировать предложения по цели высказывания, по силе выраженного чувства, по строению (простое, сложное);
  • при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить её в последующих письменных работах;
  • распознавать типы текстов по их назначению: повествование, описание, рассуждение;
  • создавать тексты (сочинения) в 8 – 12 предложений, правильно оформляя начало и конец предложений.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные

Учащиеся научатся:

  • осознавать цели и задачи раздела курса;
  • в коллективном диалоге ставить конкретную учебную задачу;
  • адекватно оценивать правильность выполнения своих учебных действий; намечать действия при работе в паре, составлять простой план действий при написании творческой работы, создании проектов;
  • объяснять, какой способ действий был использован для выполнения задания, как работали;
  • осуществлять само- и взаимопроверку, используя способ сличения своей работы с заданным эталоном;
  • вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при списывании, письме по памяти.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • осознавать цели и задачи изучения курса, раздела, темы;
  • планировать свои действия для реализации задач урока в групповой и парной работе;
  • осознавать способы и приёмы действий при решении языковых задач;
  • выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме;
  • следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающем стандартные действия (памятки в справочнике учебника);
  • осуществлять само-и взаимопроверку работ;
  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий (в справочниках, словарях, таблицах);
  • использовать преобразование словесной информации в условные модели и наоборот;
  • находить, анализировать, сравнивать, характеризовать единицы языка: звуки, части слова, части речи, виды предложений, типы текстов;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей (составление слов, предложений).

Познавательные

Учащиеся научатся:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя различные справочные материалы: толковые словари, детские энциклопедии и др.;
  • выделять существенную информацию из читаемых текстов;
  • свободно ориентироваться в книге, используя информацию форзацев, оглавления, справочного бюро;
  • находить, сравнивать, классифицировать: орфограммы в значимых частях слова, словосочетания, части речи;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей (составление предложений);
  • владеть общим способом проверки безударных гласных, способом проверки «труднопроверяемых» орфограмм (словом с историческим корнем).

Учащиеся получат возможность научиться:

  • осуществлять поиск необходимой информаций для выполнения учебных заданий (в справочниках, словарях, таблицах, детских энциклопедиях);
  • преобразовывать словесную информацию в условные модели и наоборот;
  • находить, анализировать, сравнивать, характеризировать единицы языка: части речи; виды предложений; типы текстов;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей (составление текстов).

Коммуникативные

Учащиеся научатся:

  • соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (обращение, вежливые слова);
  • прогнозировать содержание текста по ориентировочным основам (заголовку, пунктам плана); озаглавливать текст;
  • задавать вопросы, уточняя непонятное в тексте;
  • адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач (обратиться с просьбой, поздравить);
  • быть терпимым к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;
  • договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
  • строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).

Учащиеся получат возможность научиться:

  • участвовать в диалоге (относиться к мнению других, задавать вопросы, уточнять, высказывать свою точку зрения);
  • соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умения слышать, точно реагировать на реплики) при диалоговой форме общения;
  • понимать тему и основную мысль высказывания (текста) по содержанию, по заголовку;озаглавливать текст по основной мысли текста;
  • подробно воспроизводить содержание текста с опорой на план (составленный самостоятельно);
  • адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач (извинения, пожелания, побуждения других к действию...)


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОКАНЧИВАЮЩИХ НАЧАЛЬНУЮ ШКОЛУ

в результате изучения русского языка ученик должен

знать/понимать:

– значимые части слова;

– признаки изученных частей речи;

– типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске;

уметь:

– анализировать и кратко характеризовать звуки речи, состав слова, части речи, предложение;

– различать произношение и написание слов;

– находить способ проверки написания слова (в том числе по словарю);

– без ошибок списывать несложный текст объемом 70–90 слов;

– создавать несложные монологические тексты на доступные детям темы в форме повествования и описания;

– соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации (диктант – текст 75–80 слов);

– использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

• для адекватного восприятия звучащей речи (высказываний взрослых и сверстников, детских радиопередач, аудиозаписей и др.);

• работы со словарями;

• соблюдения орфоэпических норм;

• создания в устной и письменной форме несложных текстов по интересующей младшего школьника тематике;

• овладения нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного общения.

Учебно-тематический план

№ п/п

                   Разделы, темы

Количество часов

1.

Речевое общение

43 ч

1.1

Круг сведений о речи как основе формирования речевых умений

17 ч

1.2

Развитие речи. Виды речевой деятельности

26 ч

2.

Язык как средство общения

127 ч

2.1

Круг сведений о языке как основе формирования языковых умений

75 ч

2.1.1

Общие сведения о языке

1 ч

2.1.2

Слово и его значение (лексика)

4 ч

2.1.3

Слово и его строение (морфемика)

8 ч

2.1.4

Слово как часть речи (морфология)

32 ч

2.2.5

Синтаксис

30 ч

2.2

Орфография и пунктуация

52 ч

ИТОГО

170ч

Характеристика контрольно-измерительных материалов

Формы

контроля

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Итого

план

факт

план

факт

план

факт

план

факт

план

факт

итоговый

диктант

2

1

3

списывание

2

1

3

тематический

диктант

1

2

3

проверочная

работа

2

2

текущий

сочинение

1

2

2

5

письмо по памяти

1

1

изложение

1

2

2

1

6

словарный диктант

4

2

6

2

14

РК в рамках учебного предмета «Русский язык»

Рабочая тетрадь: Стрекалова М.В. «Русский язык» 1-4 класс.–Челябинск: «Взгляд», 2007г. (10%-17 ч.)

№ урока

Название  урока

Тема  регионального  компонента.

р/к

6

Правила записи слов (проверяемые и непроверяемые орфограммы в корне)

Непроизносимые  согласные. С.3 упр.1

1

9

Слово: его значение, значимые части

Состав  слова.с.9 упр.4

2

11

Слово: его значение, значимые части

Состав  слова.с.11 упр.7

3

14

Урок-тренинг

Имя  прилагательное. С.37 упр.2

4

25

Род имён существительных.

Имя  существительное. Род  имён  существительных. С.18.упр.1

5

29

Изменение имён прилагательных по родам.

Имя  прилагательное. С.35 упр.1

6

46

Текст.

Имя  существительное. С.33 упр.4

7

54

Корень – главная значимая часть слова.

Состав  слова.с.8 упр.3

8

57

Если в корне две безударные гласные…

Сложные  слова. С.14  упр.2

9

86

Употребление глаголов в форме прошедшего, настоящего и будущего времени

Глагол. С.65 упр.1

10

99

Структурные части средств языка.

Состав  слова.с.7 упр.1

11

105

Правописание гласных в приставках.

Имя  прилагательное. С.41  упр.1

12

107

Правописание согласных в приставках.

Имя  существительное. С.25 упр.3 (б)

13

151

Слово как часть речи.

Глагол. С.49 упр.1

14

155

Правописание слов

Имя  существительное. С.27 упр.5 (а)

15

157

Правописание слов

Непроизносимые  согласные. С.5 упр.3

16

161

Тема и основная мысль текста.

Глагол. С.52 упр.3

17

Коррекция рабочей программы

Учебный предмет

Наименование темы или раздела

Количество часов по программе

Кол-во часов по кал.-тем. планированию

Скорректированное

количество часов

Учебно – методический комплекс, обеспечивающий реализацию рабочей программы

Учебные материалы

Методическое обеспечение

Л. Я. Желтовская, О. Б. Калинина. Русский язык. 3 класс. Учебник. В 2 ч. – М.:Астрель,2013.

Программы общеобразовательных учреждений. Начальная  школа: 3 класс. УМК «Планета знаний»:русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир, английский язык, музыка, изобразительное искусство, технология, физическая культура: [сборник]. – М.:Астрель,2012.

Л. Я. Желтовская, О. Б. Калинина. Русский язык. 3 класс. Рабочие тетради № 1, № 2.- М.:Астрель,2012.

Л. Я. Желтовская, О. Б. Калинина. Обучение во 3 классе по учебнику «Русский язык». - М.:Астрель,2011.

Ветров Е.В. Тетрадь для самостоятельной работы по русскому языку. Проверяем непроизносимые согласные в корне слова: 2-3-й классы / Е.В.Ветров, Т.В.Ветрова. – М.: АСТ: Астрель,2012.

Стрекалова М.В. Русский язык: Рабочая тетрадь (3-4класс) (Текст) / М.В. Стрекалова – Челябинск: ИЦ «Взгляд», 2007г.

Ветров Е.В. Тетрадь для самостоятельной работы по русскому языку. Проверяем безударные гласные в корне слова: для 2-3 классов четырёхлетн. нач. шк./Е.В.Ветров, Т.В.Ветрова. – М.: АСТ: Астрель,2009.

Ветров Е.В. Тетрадь для самостоятельной работы по русскому языку. Проверяем сомнительные согласные в корне слова: 2-3-е классы / Е.В.Ветров, Т.В.Ветрова. – М.: АСТ: Астрель: Полиграфиздат,2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительные записки 1 класс, Л.В. Занков

Материал для рабочей программы педагога, работающего по системе Л.З. Занкова...

Азбука нравственности пояснительная записка 1 класс

Содержание прграммыРаздел 1: Правила поведения в школе(6ч)Раздел "Школьный этикет" (понятие об основных правилах поведения в школе.) Правила поведения на уроке и на перемене. Понятия о школьных принад...

Рабочая программа по физической культуре. Пояснительная записка. 1 класс

Рабочая программа по физической культуре. 1 класс. Пояснительная записка...

Пояснительные записки 3 класс УМК "Планета знаний"

В материале содержатся пояснительные записки по предметам. 3 класс. УМК "Планета знаний"...

Пояснительная записка 3 класс УМК Перспектива

Пояснительная записка по технологии 3 класс УМК Перспектива с УУД....

Пояснительная записка 3 класс УМК Перспектива

Пояснительная записка по технологии 3 класс УМК Перспектива с УУД....

Пояснительная записка 4 класс

Материал к календарно-тематическому планированию по математике 4 класс ФГОС...