Календарно-тематическое планирование Развитие речи 2 класс
календарно-тематическое планирование по русскому языку (2 класс) по теме

Литвинова Вера Сергеевна

Календарно-тематическое планирование предназначено для дополнительных занятий по русскому языку с учениками 2 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi.docx31.82 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речи

Введение

Данная  рабочая программа Школа развития речи  имеет предметную направленность и составлена в соответствии с программой курса «Речь», составленного преподавателями Пензенского государственного университета им. В.Г.Белинского Л.Д.Мали, О.С.Арямовой, С.А.Климовой, Н.С. Песковой и рекомендованной Управлением развития общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации.

Пояснительная записка.

Начальный школьный период – одна из наиболее важных ступеней в овладении речью.

Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей.

Наиболее слабым звеном в общей системе обучения родному языку является работа по развитию связной речи учащихся.

 Курс «Речь» направлен на достижение следующих целей: 

  • способствовать более прочному и сознательному усвоению норм родного языка, содействовать развитию речи детей;
  • совершенствовать у них навыки лингвистического анализа,
  • повышать уровень языкового развития школьников,
  • воспитывать познавательный интерес к родному языку,
  • решать проблемы интеллектуального развития младших школьников.

Задачи курса:

  • обеспечение правильного усвоения детьми достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций;
  • создание речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи учащихся;
  • формирование речевых интересов и потребностей младших школьников.

Изучение курса формирует следующие универсальные учебные действия:

  • коммуникативные:

Учащиеся научатся:

- вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы,  уточнять непонятное);

- договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;

- участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;

- строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

- выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;

- быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе.

 - оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

- владеть монологической и диалогической формами речи.

  • познавательные:

Учащиеся научатся:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы;

- моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);

- использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение)

- выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.

- вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную,  подтекстовую, концептуальную;

- пользоваться словарями, справочниками;

- строить рассуждения.

  • личностные:

У учащихся будут сформированы:

- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей(на уровне, соответствующем возрасту);

- осознание роли речи в общении людей;

- понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи;

- устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса развития речи.

- чувство прекрасного – уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию речи;

     - интерес к изучению языка.

  • Регулятивные

Учащиеся научатся на доступном уровне:

- адекватно воспринимать оценку учителя;

- вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;

- в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.

  - составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

  - в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Материал учебного курса «Речь» представлен в программе следующими содержательными линиями:

  • Слово
  • Предложение и словосочетание
  • Текст
  • Культура общения

Занятия по этим содержательным линиям распределены в течение учебного курса.

Занятия построены следующим образом:

  1. Активизация мыслительной деятельности учащихся, подготовка к выполнению заданий основной части.
  2. Основная часть. Выполнение заданий проблемно-поискового и творческого характера.
  3. Занимательные задания (игры-загадки, игры-задачи и пр.)
  4. Развитие связной речи учащихся по определенной тематике.

Принципы, лежащие в основе построения рабочей программы:

  •  личностно-ориентированные: развития, творчества, психологической комфортности;
  • личностно-ориентированные: систематичности, непрерывности, ориентированной функции знаний, овладение культурой языка;
  • деятельностно-ориентированные: деятельности, смыслового отношения к языку, адаптивности, перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика.

     

Программа курса  «Речь. Техника и выразительность речи» изучается в течение всего обучения с 1-4 класс по 1 ч. в неделю, всего 34 часа в год.

Требования к уровню подготовки обучающихся.

К окончанию курса «Речь. Школа развития речи» обучающиеся должны знать:

знать:

- многозначные слова, омонимы, омоформы, омофоны, фразеологизмы;

- изобразительно-выразительные средства языка: метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты;

- стили речи: разговорный и книжный;

- типы текстов;

уметь:

- уместно использовать  изученные средства общения в устных высказываниях (жесты, мимика, телодвижения, интонацию);

- выразительно читать небольшой текст по  образцу;

-определять степень вежливого поведения, учитывать ситуацию общения;

- вступать в контакт и поддерживать его, умение благодарить, приветствовать, прощаться, используя соответствующие этикетные формы ;

-быть хорошим слушателем;

- определять лексическое значение слова;

- отличать текст как тематическое и смысловое единство от набора предложений;

- редактировать предложения;

- определять по заголовку, о чем говорится в тексте, выделять в тексте опорные слова;

- сочинять на основе данного сюжета, используя средства выразительности.

- распознавать типы текстов;

- устанавливать связь предложений в тексте;

- распознавать стили речи;

Программа  курса «Речь».  Техника и выразительность речи.

2 класс

Устная и письменная речь. Выразительность речи. Умение регулировать громкость и высоту голоса. Знание скороговорок. Умение коллективно разметить текст для выразительного чтения; обсудить тембр, темп чтения, расставить паузы, выделить логически ударенные слова и сочетания слов, продумать мелодику чтения.

Слово.

Повторение изученного в 1 классе. Слово. Слово имеет значение. Синонимы. Омонимы. Многозначные слова. Изобразительные средства языка: сравнение, олицетворение. Вежливые слова.

Знакомство со словарями: толковым, орфографическим. Умение определять лексическое значение слова по словарю, контексту, на основе словообразовательного анализа.

Умение выделять слова в переносном значении в тексте, сравнивать прямое и переносное значения, определять основу переноса значения. Умение сконструировать образное выражение (сравнение, олицетворение) по образцу, из данных учителем слов, умение использовать слова с переносным значением при составлении предложений, текстов описательного и повествовательного характера.

Совершенствование умений, определённых программой 1 класса.

Предложение и словосочетание.

Предложение. Виды предложений по цели высказывания и интонации. Умение устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении. Умение редактировать простое и сложносочинённое предложение: исправлять порядок слов или порядок частей, распространять части предложения, заменять неудачно употреблённые слова. Умение интонационно правильно читать (произносить) предложения разных типов.

Текст.

Текст. Типы текстов: рассуждение, сравнительное описание, повествование.

Умение редактировать текст с точки зрения лексики и грамматики. Восстанавливать деформированный текст.

Тема и основная мысль текста. Умение определять основную мысль текста.

План текста. Виды планов. Умение составлять планы различных видов.

Связь между предложениями в тексте. Умение устанавливать тип связи между предложениями в тексте, составлять цепочки связей из опорных слов.

Умение писать творческое изложение с языковым разбором, сочинение по данному началу и опорным словам, по наблюдениям.

Сочинение загадок.

Культура общения.

Волшебные слова: слова приветствия, прощания, извинения и так далее. Умение использовать вежливые слова с учётом речевой ситуации с нужной интонацией, мимикой.

знать:

- многозначные слова, антонимы, синонимы, пословицы, загадки, фразеологизмы;

- изобразительно-выразительные средства языка: метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты;

- стили речи: разговорный и книжный;

уметь:

- распознавать типы текстов;

- устанавливать связь предложений в тексте;

- распознавать стили речи;

- выделять многозначные слова, фразеологизмы в тексте.

- восстанавливать деформированный текст

- устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении.

- составлять планы различных видов.

Тематический план.

Содержание тематического блока

Всего часов

Умение, вырабатываемые в результате деятельности учащихся

Слово (  13  часов)

Слово. Значение слова.

1

Знакомить со словарями: толковым, орфографическим.

Уметь определять лексическое значение слова по словарю, контексту, на основе словообразовательного анализа.

Уметь выделять слова в переносном значении в тексте, сравнивать прямое и переносное значения, определять основу переноса.

Уметь сконструировать образное выражение (сравнение,олицетворение) по образцу, из данных учителем слов, умение использовать слова с переносным значением при составлении предложений, текстов описательного и повествовательного характера.

Многозначные слова.

1

Омонимы

1

Омофоны, омоформы

1

Синонимы

1

Антонимы

1

Фразеологизмы

3

Пословицы

1

Загадки

1

Изобразительные средства языка. Сравнение.

1

Изобразительные средства языка.

Олицетворение.

1

Предложение и словосочетание

(3часа)

Связь между предложениями в тексте

1

Уметь работать с деформированным текстом.  Восстанавливать деформированный текст.

Наблюдать за связью между частями текста. Уметь устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении.

Уметь редактировать простое сложносочинённое предложение: исправлять порядок слов или порядок частей, распространять части предложения, заменять неудачно употреблённые слова. Уметь интонационно правильно читать (произносить) предложения разных типов.

Связь между частями текста

1

Работа с деформированным текстом

1

Текст

( 15 часов)

Текст. Тема текста. Заглавие.

1

Уметь распознавать  типы текстов: рассуждение, сравнительное описание, повествование.

Уметь редактировать текст с точки зрения лексики и грамматики.

Уметь определять основную мысль текста. Уметь составлять планы различных видов.

Текст. Опорные слова.

1

Текст. Опорные слова.

1

Проверочная работа

1

План. Составление плана.

1

Виды плана

3

Редактирование текста

1

Типы текста. Описание

2

Текст – сравнительное описание

1

Типы текста. Повествование

1

Типы текста. Рассуждение

2

Культура общения

( 3 часа)

Сочинение на тему «Мой выходной день»

1

Уметь писать творческое изложение с языковым разбором, сочинение по данному началу и опорным словам, по наблюдениям

Повторение пройденного

1

Материал для КВН, викторин, конкурсов.

1

Календарно-тематическое планирование

Условные обозначения:

К – занятие  контроля, ОНЗ – занятие «открытия» нового знания, РФ –рефлексия (уроки повторения, закрепления знаний и выработки умений,

  • Б-беседа, В-взаимоконтроль, И-итоговый контроль, Р-рубежный контроль, С-самоконтроль Т.К.-текущий контроль.

№ п/п

Тема занятия

Количество часов

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся

Виды контроля

Дата

По

плану

По факту

Слово

1

Слово. Значение слова.

ОНЗ

1 ч

Продолжить работу над понятием «слово»

Уметь составлять предложения из слов. Составлять из слов пословицы. Знать какую работу выполняет слово в речи.

Т.К.

2

Многозначные слова.

ОНЗ

1 ч

Продолжить работу над понятием «многозначное» слово. Развивать память, внимание.

Уметь читать предложения с разной интонацией. Уметь отличать многозначные слова с прямым и переносным значением.

Т.К.

3

 Омонимы.

ОНЗ

1 ч

Продолжить формирование понятия «омонимы»

Уметь  находить омонимы в тексте, Знать точное значение слова, не допуская речевых ошибок.

Т.К.

4

Омофоны. Омоформы.

ОНЗ

1 ч

Познакомить с такими разновидностями омонимов, как омоформы и омофоны. Развивать интерес к языку.

Уметь различать омофоны и омоформы

Т.К.

5

Синонимы

ОНЗ

1 ч

Продолжить формирование понятия «синонимы». Развивать внимательное отношение к языку. Развивать память, логическое мышление.

Уметь различать слова, которые по разному звучат, но называют одно и тоже. Уметь подбирать синонимы, следить за выразительностью речи.

Т.К.

6

Антонимы

ОНЗ

1 ч

Продолжить формирование понятия «антонимы». Развивать внимательное отношение к языку и памяти.

Уметь правильно расставлять ударение в словах. Уметь подбирать слова близкие по значению и противоположные по значению. Находить антонимы в пословицах.

Т.К.

7 - 9

Фразеологизмы

ОНЗ

3 ч

Познакомить с понятием «фразеологизмы»

Уметь находить в тексте фразеологизмы; уметь объяснять значение фразеологизмов; уметь уместно употреблять крылатые слова в речи.

Б.

10

Пословицы

ОНЗ

1 ч

Продолжить знакомство с пословицами.

Уметь объяснять и  применять пословицы в своей речи.

Б.

11

Загадки

ОНЗ

1 ч

Продолжить знакомство учащихся с загадками, их художественными особенностями.

Уметь  узнавать предмет по его краткому описанию. Уметь сочинять свои загадки.

Т.К.

12

Изобразительные средства языка. Сравнение.

ОНЗ

1 ч

Учить выделять и сравнивать существенные признаки предметов, составлять предложения описательного характера с использованием сравнений.

Уметь составлять словосочетания со словами – сравнениями, делая свою речь выразительной и красивой.

Т.К.

13

Изобразительные средства языка. Олицетворение.

ОНЗ

1 ч

Познакомить с олицетворением, как изобразительным средством языка.

Т.К.

14

Текст. Тема текста. Заглавие..

ОНЗ

1 ч

Продолжить работу по формированию умения определять тему текста и озаглавливать её.

Уметь называть признаки текста. Правильно озаглавливать текст

Т.К.

15-16

Опорные слова

ОНЗ

2 ч

Упражнять в выделении из текста опорных слов и составлении рассказа по опорным словам.

Уметь выделять в тексте опорные слова, для пересказа текста.

Т.К.

17

Проверочная работа

К

1 ч

И

И.

18

План текста

ОНЗ1 ч

.Продолжить работу над выработкой умения составлять план.

Уметь делить текст на части, выделять в каждой части самое важное.

В.

С.

19-20

Виды плана

ОНЗ

2 ч

Познакомить с разными видами плана.

Уметь различать картинный план, цитатный план.

В.

С.

21

Связь между предложениями в тексте.

ОНЗ

1 ч

Работа над деформированным текстом.

Уметь  находить в деформированном тексте начало рассказа и уметь продолжать составлять рассказ.

Т.К.

22

Связь между частями текста

ОНЗ

1 ч

Наблюдать за связью между частями текста. Развивать внимание, логическое мышление.

Уметь находить в тексте части и как они связаны друг с другом.

В.

С.

23

Работа с деформированным текстом

РФ

1 ч

Проверить умение учащихся устанавливать связь между предложениями и восстанавливать деформированный текст

Уметь устанавливать связь событий и соединять события линией. Уметь записывать рассказ.

С.

В.

24

Редактирование текста

ОНЗ

1 ч

Проверить навыки построения связного текста, умение употреблять образные выражения. Развивать воображение, память.

Уметь подбирать к словам слова-признаки, дополнять словами текст, придумывать свои образные выражения.

Т.К.

25-26

Типы текста. Описание.

ОНЗ

РФ

2 ч

Познакомить с текстом-описанием. Развивать воображение, внимание.

Уметь выбирать из текста словосочетания для описания. Уметь по вопросам составлять описание предмета, существа.

Т.К.

27

Текст – сравнительное описание

ОНЗ

1 ч

Познакомить с текстом –сравнительным описанием нескольких предметов.

Уметь сравнивать не только одинаковые предметы, но и разные, сравнивая у них только одинаковые признаки.

Т.К.

28

Типы текста. Повествование

ОНЗ

1 ч

Познакомить с текстом – повествованием. Развивать воображение.

Уметь составлять текст по опорным словам и по плану.

Т.К.

29-30

Типы текста. Рассуждение

ОНЗ

РФ

2 ч

Познакомить с текстом-рассуждением. Развивать логическое мышление.

Уметь различать текст-рассуждение от других типов текста по вопросам: Зачем? Почему? Отчего?

Т.К.

31

Сочинение на тему: «Мой выходной день»

К

1 ч

Обучение письменному сочинению

Уметь подбирать к словам слова-признаки, дополнять словами текст, придумывать свои образные выражения Р.

Т.К.

32

Редактирование текста

ОНЗ

1 ч

Исправление ошибок, допущенных в тексте.

Уметь выбирать из текста словосочетания для описания. Уметь по вопросам составлять описание предмета, существа.

Т.К.

33

Повторение пройденного

РФ

Повторить основные понятия, с которыми учащиеся познакомились в течение учебного года.

Уметь сравнивать не только одинаковые предметы, но и разные, сравнивая у них только одинаковые признаки.

Т.К.

34

Материал для КВН, викторин.

РФ

1 ч

Отработка знаний, умений, навыков.

Уметь различать текст-рассуждение от других типов текста по вопросам: Зачем? Почему? Отчего?

И.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ

Для учителей,работающих в коррекционных классах 5 вида...

Календарно - тематический план по родной речи для 3 класса якутских школ.Автор Готовцева Агафья Степановна.

Календарно-тематические планы по якутскому языку и по родной речи оказывают большую помощь учителю....

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по основам православной культуры для IV «Г» класса на 2018-2019 учебный год.

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо  основам православной культуры  для IV «Г» класса на 2018-2019 учебный год....

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по литературному чтению для 3 «Б» класса на 2018-2019 учебный год

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо литературному чтению для 3 «Б» класса на 2018-2019 учебный год...

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по математике для III «Б» класса на 2018-2019 учебный год.

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо математике для III «Б» класса на 2018-2019 учебный год....