1,2,3 склонение общее знакомство
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

конспект урка + презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл урок 4 класса449.94 КБ

Предварительный просмотр:

                                       Тема «Три склонения имён существительных»

Цель: дать понятие о трёх типах склонения имён существительных по окончанию (в начальной форме) и по роду.

Задачи:

- формировать представление о типах склонения имен существительных; учить распознавать склонение по роду и окончанию;

- формировать умение заниматься коллективно-поисковой работой; - развивать уровень самоконтроля и взаимоконтроля учеников;

- развивать умение правильно писать слова с непроверяемым написанием;

- воспитывать интерес к русскому языку.

Ход урока

1. Организационный момент (слайд 1)

-На уроке наши глаза внимательно смотрят и все …(видят)

-Уши  внимательно слушают и все …(слышат)

-Голова хорошо…(думает)

Тема нашего урока: «Три склонения имён существительных» Что же нового мы с вами должны узнать сегодня на уроке об имени существительном? (что такое три склонения имён существительных или, по каким признакам существительные можно разделить на три склонения) (слайд 2)

А что такое склонение? (изменение существительных по падежам)

А как определить падеж имени существительного? (найти слово от которого зависит им. сущ., и поставить т этого слова вопрос. По вопросу и предлогу определить падеж.)

Давайте сейчас проверим, как хорошо вы умеете определять падеж имени существительного. (слайд 2)

2.Создание проблемной ситуации (новый материал).                                                                                       Работа нам с вами предстоит большая, поэтому не будем терять времени.  Сейчас я предлагаю вам поработать в группах. Давайте вспомним правила работы в группе.

КАК РАБОТАТЬ В ГРУППЕ

  • Будь добросовестным по отношению к товарищам, работай в полную меру своих сил.
  • Слушайте каждого члена группы внимательно, не перебивая.
  • Говорите коротко, ясно, чтобы все могли высказаться
  • Поддерживайте друг друга, несмотря на интеллектуальные разногласия.
  • Отвергая предложенную идею, делайте это вежливо и не забывайте предлагать альтернативу.
  • Если никто не может  начать говорить, начинайте по часовой стрелке от капитана (координатора)
  • Координатором выбирайте того, кто сможет распределить нагрузку, уладить разногласия, выбрать лучшее решение вместе со всеми.
  • Выступать от имени группы почетно. Это делает не камикадзе, а подготовленный все группой ее полномочный представитель.

Каждая группа получает  задание. ( папка на рабочем столе компьютеров)

  У каждой группы свой набор слов (слайд 3)

1 группа     Газета, ученик, степь, папа, печь, окно

2 группа     Вода, конь, смелость, Юра, честь, море

3 группа     Деревня, угол, вещь, дядя, храбрость, зерно

Посмотрите на эти слова, что вы заметили (эти существительные мы изменяли по падежам на прошлом уроке и составляли карточку)?  И обращали внимание на то, что у некоторых из - них при изменении по падежам были одинаковые окончания. Сегодня к концу урока мы попробуем ответить почему?

Сейчас, пожалуйста посовещайтесь и подумайте на какие группы мы могли бы разделить эти слова?

По каким признакам вы их разделили? (Выслушиваются разные ответы: по родам, по одушевлённости, неодушевлённости, есть окончания или нет, по сходству падежных окончаний). Сколько групп у вас получилось? Какие это группы?

Все ответы верные, но сейчас для работы возьмём деление по одинаковым падежным окончаниям. (дети заполняют таблицы на компьютерах)

        И так 1 группа. Какие существительные вы отнесли к 1 группе. (газета, папа). ( слайд 5)Почему? Какого рода получились слова? (ж.р. и м.р.) Какие окончания у этих существительных? (а)

А вы ребята из 2 группы какие слова отнесли к этой группе? (вода, Юра).

А у вас ребята и 3 группы какие получились слова?(слова деревня, дядя,  м.р. и ж.р., но окончания я.) Это произошло потому что основа заканчивается на мягкий согласный.

        Какие ко 2 группе? Почему? Какого рода получились слова? (м.р. и ср. р.) Какие окончания у этих существительных? (нулевое и окончание о). А  вы ребята из 2 группы какие слова отнесли к этой группе? (конь, море , с окончаниями нулевым и е). А у вас ребята и 3 группы какие получились слова?(угол, зерно.)

      Какие к 3 группе?(степь, печь) Почему? Какого рода получились слова? (ж.р.) Какие окончания у этих существительных? (нулевое). А вы ребята из 2 группы какие слова отнесли к этой группе? (смелость, честь). А у вас ребята и 3 группы какие получились слова?(вещь, храбрость).

        Дорогие ребята! Я вас поздравляю! Вы только что сами открыли, что имена существительные можно разбить на три группы.  По какому признаку (по падежным окончаниям)? Эти группы называются: 1 склонение, 2 склонение,  3 склонение

Давайте проверим наш вывод по учебнику. (Идёт проверка по учебнику. Правило на стр. 97  один ученик читает в слух, остальные следят по тексту)

А как вы считаете склонение – это постоянный морфологический признак?

Склонение имён существительных зависит от рода, а род – признак постоянный, значит и склонение постоянный морфологический признак.

Склонение не может перейти из одного склонения в другое.

А теперь составим алгоритм определения склонения: (слайд6 )

3. Физ.минутка   

Вот помощники мои,

Их как хочешь поверни.

Раз, два, три, четыре, пять.

Постучали, повертели

И работать захотели.

Тихо все на место сели.        

4. Первичное закрепление.  Словарная работа (проверка работы в парах)

Открыли тетради. Записали число, классная работа. (сегодня 28 ноября.)

А сейчас проверим, как вы поняли данную тему.

Запишите, пользуясь алгоритмом  слова под диктовку в 3 столбика по склонениям. Дорога, пассажир, кровать, хозяйство, морковь, аллея.

Что вы заметили? (Это словарные слова) подчеркните непроверяемые орфограммы.

Проверьте работу в парах .(слайд )

5. Самостоятельная работа (дифференцированные задания)                                                  Сейчас вам предстоит выполнить индивидуальное задание. Предлагаю вам три задания.

 Задание на  1 балл Определи склонение каждого существительного. Напиши существительные в три столбика по склонениям.   (Зима, лето, ночь, новость, карандаш, река)                

                       1 скл.                                  2 скл.                                3 скл.

Задание на 2 балла   Определить склонение существительных. Исключить из столбиков лишние слова. Будь внимателен.

суббота

товарищ

радость

аллея

город

товарищ

дорога

уголь

честь

билет

яблоко

медаль

деревня

малина

смелость

автомобиль

лагерь

словарь

Задание на 3 балла

Найдите в предложениях существительные, определите их склонение.

 

Давайте проверим работу.  Оцените свою работу поставив балы.

6.Итог урока.

1.О чём мы сегодня узнали на уроке (сущ.  бывают трёх склонений)?

2. По какому признаку слова делят на три склонения (по сходству падежных окончаний)?

3.Давайте вернемся к тому вопросу, который мы задали в начале урока. Почему у некоторых имена существительные, которые мы склоняли по падежам имели одинаковые окончания?

7.Рефлексия.

Какие задания вам понравились больше всего? Какие вызвали затруднение? Какие задания вы бы хотели включить в следующий урок?

«?» - не всё понял, нужна помощь

«+» - урок понравился

«!» - всё понял, было интересно

8.Задание на дом.

Я благодарю вас за то, что вы были собранными, вдумчивыми, дружными и справились с такой сложной темой. Урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Общее знакомство со сложными предложениями 4 класс УМК "Гармония"

            Данный  урок разработан в соответствии с концепцией государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения и соврем...

Открытый урок по русскому языку в 4 «А» классе по темае «Общее знакомство со сложным предложением»

Цели:Развивающая - развивать мыслительную и творческую деятельность;Образовательная - познакомить со структурой сложного предложения и знаками препинания в нём;Воспитательная – воспитывать у детей люб...

Конспект урока по русскому языку "Общее знакомство с частями речи" 2класс

Тема урока" "Понятие о частях речи. Общее знакомство с частями речи"   УМК "Школа России"Цель: Познакомить с частями речи и их особенностями. Развивать внимание, мышление, орфографическую зоркост...

Общее знакомство со сложными предложениями

Конспект урока и презентация "Сложные предложения" 4 класс...

Урок по русскому языку «Три склонения имен существительных (общее представление). Первое склонение имен существительных»

Урок по русскому языку «Три склонения имен существительных (общее представление). Первое склонение имен существительных» для 4 класса УМК "Школа России"Цель: дать общее пред...

Три склонения имён существительных (общее представление). 1-е склонение имён существительных

Дать общее представление о трёх типах склонения имён существительных в единственном числе; познакомить с признаками имён существительных 1- го склонения; учить распознавать имена существительные 1-го ...