Урок русского языка "Спряжение глаголов. Правописание безударных личных окончаний" 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Ткачук Раиса Васильевна

 Правильно писать  окончание глаголов, определять спряжение, знать глаголы исключения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                       

                                             

        Предмет : Русский язык

                         Тема: «Спряжение глаголов. 

                                     Правописание безударных личных окончаний»

                         Класс:  3

                                            Провела

                                                   учитель начальных классов

                                               Ткачук Раиса Васильевна

                                       МБОУ  «Лицей № 4»

                      г. Рузаевка,

                                          Республика Мордовия

Тема: «Спряжение глаголов. Правописание безударных личных окончаний»

Цель урока:  закрепить знания о способах определения спряжения глаголов;

                             формировать умение правильно писать безударные личные  

                             окончания;

                             развивать орфографическую зоркость, память , внимание.

                           

        Ход урока:

  1. Орг.момент.

  1. Упражнения для разминки пальцев (или как исправить плохой почерк)

а)   Игра - упражнение «Пальчики здороваются». Дети сидят за партой. Каждым пальцем правой руки касаемся большого  пальца левой руки, и наоборот.

б)   Игрушка - упражнение «Согреем пальчики». Поглаживание кистей рук и пальцев. Правой рукой поглаживаем левую руку и наоборот.

в)    Ладошки лежат на столе. Поднимаем пальцы по одному (начиная с большого) сначала одной рукой, затем другой, потом в обратном порядке.

г)    Игра «Пианино»

3. Каллиграфическая минутка.

На доске записаны окончания: -ешь, -ет, -ем.

  • Продолжите ряд (это окончания -ете, -ут, -ют)
  • На что указывает окончание -ешь? (на глагол 1 спр., 2 лица, ед.ч.)
  • Какие окончания имеют глаголы 2 спряжения в настоящем и будущем времени? Запишите их. (на конце глаголов настоящего и будущего времени пишется -ут, -ют, -ишь, -ит, -им, -ете, -ат, -ят - 2 спр.)

  1. Сообщение темы и целей урока.

  • Сегодня мы продолжим работу над темой «Глагол», посмотрим, как вы подружились с этой ошибочноопасной частью речи.
  1. Развитие  наблюдательности, умения зрительно определять ошибки.

  • Ученик  написал орфографический диктант.

Грохочет вдали. Собираешь книжки. Услышишь крик. Ненавидит лож.

  • Его друзья нашли в его работе три ошибки, а сколько найдёте вы?

(На пальцах показывают количество допущенных ошибок.)

  • Ответы у вас разные. Что надо повторить ученику, что он должен уметь?

  • Запишите   без ошибок, отметьте орфограммы, в которых ошибся ученик.

(После выполнения задания делается проверка)

  • В каких глаголах можно было сразу определить гласную в окончании?  (Глагола соберёшь окончание ударное. Глаголы услышишь и ненавидит - глаголы - исключения, 2 спр.)

  • Докажите, что в  глаголе  грохочет  допущена ошибка.

6. Повторение материала о глаголах - исключениях.

  • Ваши работы показывают, что вы не все  подружились с глаголами - исключениями. Запишите глаголы 1 спр., поставив их в 3 л., мн. ч..

 Бреют - 1 спр., в 3 л., мн.ч., стелют - 1 спр., в 3 л., мн. ч. - глаголы - исключения

  • Запишите  глаголы - исключения 2 спр., в  3 л, ед.ч. и по возможности с приставкой у-

Гнать - угонят - 2 спр., в 3 л., мн. ч., угонит - 2 спр., в 3 л., ед.ч.

Смотреть - видеть - увидит - 2 спр., в 3 л., ед. ч.

Слышать - услышит  - 2 спр. 3 л., ед. ч.

  1. Упражнения в правописании гласных в личных окончаниях.

  • Я предлагаю вам вместе с Татьяной  Рик совершить путешествие в 2 города: Первоспряженск и Второспряженск. Хотите? Кто нам нужен?

(Рыцарь - неопределённая форма)

  • А кем вы будете? (глаголиками)

 

  • Возьмите свои голубые конверты, достаньте карточки.

(Карточки со словами: раста.т, завис.м, бор.тся, блиста.т, стро.м, пил.т, проед.т, руб.т)

  • Ну, глаголики, кто точно знает, в каком городе вы живёте? Кому нужна помощь рыцаря? Теперь, я карточки перемешаю. Запишите слова под диктовку с выделением гласной в окончании.

  • Почему вы не ошиблись? (Умеем ставить глагол в неопределённую форму, знаем глаголы - исключения, помним наших помощников.)

8. Упражнения в определении спряжения.

1 основание

2 основание

3 основание

Спряжение  определяем сразу по ударной гласной в личном окончании:

идёшь - 1 спр.,

стоишь - 2 спр.

Спряжение определяем сразу у глаголов - исключений:

брить,  стелить - 1 спр.

Спряжение глаголов с безударными личными окончаниями определим по суффиксу  и указывает на 2 спр., если нет суффикса и, то 1 спр.

  • Расскажите по таблице, как определить спряжение?

  • А теперь задание труднее.

            Из жёлтых конвертов достаньте карточки. Прочитайте слова помнишь, злилась, носилась, желтела, сидела, погляди, лежит, чернеет, зеленеет, блестит.

  • Прочтите ещё раз эти глаголы. Из какого произведения они взяты? (А.С.Пушкин «Зимнее утро».)

  • Назовите и запишите  грамматические основы.

          Глагол помнишь стоит в спрягаемой форме, неопределённая форма помнить - суффикс и - 2 спр.,

Злилась - прош. Вр., злишься - 2 спр. и т.д.

     9.Творческая работа.

  • Ребята вы должны вставить слова, отвечая на указанные вопросы:

(Когда?) В воскресенье  ты (что делаешь?) … на улицу с лыжами и (что делаешь?) в парке.

(Какое?) солнышко (что делает?) свои лучи и (что делает?) на снегу.

Приятно (что делать?) этой красотой, но пора (что делать?) на лыжи и (что делать?) дальше.

  • Какими членами предложения будут вставленные слова? Подчеркните их.

10. Итог урока. Домашнее задание.

  • Спасибо за урок. Молодцы, хорошо работали.


Предварительный просмотр:

                                       

                                             

        Предмет : Русский язык

                         Тема: «Спряжение глаголов. 

                                     Правописание безударных личных окончаний»

                         Класс:  3

                                            Провела

                                                   учитель начальных классов

                                               Ткачук Раиса Васильевна

                                       МБОУ  «Лицей № 4»

                      г. Рузаевка,

                                          Республика Мордовия

Тема: «Спряжение глаголов. Правописание безударных личных окончаний»

Цель урока:  закрепить знания о способах определения спряжения глаголов;

                             формировать умение правильно писать безударные личные  

                             окончания;

                             развивать орфографическую зоркость, память , внимание.

                           

        Ход урока:

  1. Орг.момент.

  1. Упражнения для разминки пальцев (или как исправить плохой почерк)

а)   Игра - упражнение «Пальчики здороваются». Дети сидят за партой. Каждым пальцем правой руки касаемся большого  пальца левой руки, и наоборот.

б)   Игрушка - упражнение «Согреем пальчики». Поглаживание кистей рук и пальцев. Правой рукой поглаживаем левую руку и наоборот.

в)    Ладошки лежат на столе. Поднимаем пальцы по одному (начиная с большого) сначала одной рукой, затем другой, потом в обратном порядке.

г)    Игра «Пианино»

3. Каллиграфическая минутка.

На доске записаны окончания: -ешь, -ет, -ем.

  • Продолжите ряд (это окончания -ете, -ут, -ют)
  • На что указывает окончание -ешь? (на глагол 1 спр., 2 лица, ед.ч.)
  • Какие окончания имеют глаголы 2 спряжения в настоящем и будущем времени? Запишите их. (на конце глаголов настоящего и будущего времени пишется -ут, -ют, -ишь, -ит, -им, -ете, -ат, -ят - 2 спр.)

  1. Сообщение темы и целей урока.

  • Сегодня мы продолжим работу над темой «Глагол», посмотрим, как вы подружились с этой ошибочноопасной частью речи.
  1. Развитие  наблюдательности, умения зрительно определять ошибки.

  • Ученик  написал орфографический диктант.

Грохочет вдали. Собираешь книжки. Услышишь крик. Ненавидит лож.

  • Его друзья нашли в его работе три ошибки, а сколько найдёте вы?

(На пальцах показывают количество допущенных ошибок.)

  • Ответы у вас разные. Что надо повторить ученику, что он должен уметь?

  • Запишите   без ошибок, отметьте орфограммы, в которых ошибся ученик.

(После выполнения задания делается проверка)

  • В каких глаголах можно было сразу определить гласную в окончании?  (Глагола соберёшь окончание ударное. Глаголы услышишь и ненавидит - глаголы - исключения, 2 спр.)

  • Докажите, что в  глаголе  грохочет  допущена ошибка.

6. Повторение материала о глаголах - исключениях.

  • Ваши работы показывают, что вы не все  подружились с глаголами - исключениями. Запишите глаголы 1 спр., поставив их в 3 л., мн. ч..

 Бреют - 1 спр., в 3 л., мн.ч., стелют - 1 спр., в 3 л., мн. ч. - глаголы - исключения

  • Запишите  глаголы - исключения 2 спр., в  3 л, ед.ч. и по возможности с приставкой у-

Гнать - угонят - 2 спр., в 3 л., мн. ч., угонит - 2 спр., в 3 л., ед.ч.

Смотреть - видеть - увидит - 2 спр., в 3 л., ед. ч.

Слышать - услышит  - 2 спр. 3 л., ед. ч.

  1. Упражнения в правописании гласных в личных окончаниях.

  • Я предлагаю вам вместе с Татьяной  Рик совершить путешествие в 2 города: Первоспряженск и Второспряженск. Хотите? Кто нам нужен?

(Рыцарь - неопределённая форма)

  • А кем вы будете? (глаголиками)

 

  • Возьмите свои голубые конверты, достаньте карточки.

(Карточки со словами: раста.т, завис.м, бор.тся, блиста.т, стро.м, пил.т, проед.т, руб.т)

  • Ну, глаголики, кто точно знает, в каком городе вы живёте? Кому нужна помощь рыцаря? Теперь, я карточки перемешаю. Запишите слова под диктовку с выделением гласной в окончании.

  • Почему вы не ошиблись? (Умеем ставить глагол в неопределённую форму, знаем глаголы - исключения, помним наших помощников.)

8. Упражнения в определении спряжения.

1 основание

2 основание

3 основание

Спряжение  определяем сразу по ударной гласной в личном окончании:

идёшь - 1 спр.,

стоишь - 2 спр.

Спряжение определяем сразу у глаголов - исключений:

брить,  стелить - 1 спр.

Спряжение глаголов с безударными личными окончаниями определим по суффиксу  и указывает на 2 спр., если нет суффикса и, то 1 спр.

  • Расскажите по таблице, как определить спряжение?

  • А теперь задание труднее.

            Из жёлтых конвертов достаньте карточки. Прочитайте слова помнишь, злилась, носилась, желтела, сидела, погляди, лежит, чернеет, зеленеет, блестит.

  • Прочтите ещё раз эти глаголы. Из какого произведения они взяты? (А.С.Пушкин «Зимнее утро».)

  • Назовите и запишите  грамматические основы.

          Глагол помнишь стоит в спрягаемой форме, неопределённая форма помнить - суффикс и - 2 спр.,

Злилась - прош. Вр., злишься - 2 спр. и т.д.

     9.Творческая работа.

  • Ребята вы должны вставить слова, отвечая на указанные вопросы:

(Когда?) В воскресенье  ты (что делаешь?) … на улицу с лыжами и (что делаешь?) в парке.

(Какое?) солнышко (что делает?) свои лучи и (что делает?) на снегу.

Приятно (что делать?) этой красотой, но пора (что делать?) на лыжи и (что делать?) дальше.

  • Какими членами предложения будут вставленные слова? Подчеркните их.

10. Итог урока. Домашнее задание.

  • Спасибо за урок. Молодцы, хорошо работали.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация урока русского языка по еме "Правописание безударных личных окончаний глаголов в будущем времени "

Данная презентация по русскому языку 4 класс по еме "Правописание безударных личных окончаний глаголов в будущем времени" Урок освоение новых знаний....

Урок русского языка по теме «Правописание безударных личных окончаний глаголов (закрепление)» в 4 классе

Урок русского языка по теме «Правописание безударных личных окончаний глаголов (закрепление)» в 4 классе. Урок может быть проведён по любой программе.Шевченко Елена Петровна, МОУ СОШ №16, г.Подольск....

Конспект урока русского языка по теме "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных"

Урок открытия новых знаний. Через проблемную ситуацию,  исследуя языковой материал, ученики делают вывод о способе проверке безударных гласных в падежных окончаниях имён существительных....

Презентация к уроку русского языка по теме "Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1 и 2 склонения" 3 класс ПНШ

Данная презентация была составлена к уроку по теме "Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1 и 2 склонения" 3 класс ПНШ...

Урок русского языка в 4классе Тема: « Безударные личные окончания глагола. Закрепление.»

Методическая разработка урока русского языка по теме " Безударные личные окончания глагола.Закрепление."...

Презентация к уроку русского языка по теме «Правописание безударных личных окончаний глаголов настоящего и будущего времени».

Презентация к уроку русского языка по теме «Правописание безударных личных окончаний глаголов  настоящего и  будущего времени».  УМК «Школа России».4 класс....