Урок русского языка в 4 классе по теме "Склонение имен существительных".
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Шакенова Лариса Елемановна

 На уроке используются интересные приемы: "Карусель", "Расскажи соседу", "Кубик вопросов", "Графический диктант", рефлексия "Ступени успеха". Все это активизирует учащихся, повышает уровень мотивации к обучению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sklonenie_sushch._4_kl.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

Учебный предмет: русский язык

Класс: 4

Учитель  Шакенова Л.Е.

Тема  урока:     «Склонение имён существительных»

Цель обучения : систематизировать и обобщить знания  об изменении  имен существительных по падежам.

Ожидаемый результат:

А: Ученики знают падежи, падежные вопросы, склонение имен существительных.

В:   Ученики   умеют определять падеж и склонение  существительного, умеют  обобщать и систематизировать изученный материал, умеют  сотрудничать в группе.

С:   Ученики смогут  выполнить морфологический разбор имени существительного.

Оборудование: учебники, тетради, фишки для деления на группы, листы А4, фломастеры, карандаши, стикеры, кубик, рефлексивный лист «Ступени успеха», интерактивная доска, слайдовая презентация.

Ход урока:

Этап

Ресурсы

Деятельность учителя

Деятельность  учащихся

1.Организационный момент

Игра «Солнце светит на того, кто…»

Садятся в круг, ведущий называет условие, дети должны поменяться местами, ведущий занимает место, тот, кто остался без стула становится ведущим.

Мотивационный этап

Фишки для деления на группы

Деление на группы.

Учитель раздает фишки трех  цветов: 1 группа - зеленые, 2- желтые, 3-красные.

Фишки трех  цветов:

1 группа - зеленые, 2- желтые, 3-красные.

«Кубик вопросов»

Цель: повторить название падежей, вопросы падежей.

Чем вы будете заниматься, нам подскажет «кубик вопросов»:

На каждой грани кубика написаны вопросы

Кто?

Что?

Кого?

Чего?

Кому?

Чему?

Кого?

Что?

Кем?

Чем?

О ком? О чем?

- Как вы думаете, что это за вопросы?

Давайте вспомним название падежей.

-Какие цели мы поставим для себя сегодня на уроке?

- Составьте вопросительные предложения, используя вопросы падежей.

Это вопросы падежей имен существительных.

Сегодня мы повторим падежи.

Каждая группа бросает по 2 раза кубик и называет по вопросам на кубике падеж.

Повторить падежи, умение определять падежи.

В группах составляют вопросительные предложения.

Операционный этап.

Листочки для игры, линейка, карандаш

Критерии оценок на доске:

3-4 ош. –«3»

1-2 ош.-«4»

0 ош.-«5»

- Вспомнили название падежей, а теперь поиграем. Цель: умение применять знания на практике - определять падежи имен существительных.

Игра «Морской бой».

И.п

Р.п

Д.п

В.п

Т.п

П.п

1

2

3

4

5

8

9

10

11

Учитель читает словосочетания: 1-бежал по дороге, 2-летел над лесом, 3- сидели у реки, 4-купила мяч, 5-росли в саду, 6-дети играют,7- зашел к бабушке, 8-думал о сестре, 9-взял у друга, 10-выступал перед мамой, 11-зашел к бабушке, 12- мечтаю о поездке.

- У кого 5 и больше промахов?

- Какой вывод вы сделаете для себя?

- Кто допустил 3-4 промаха?

 -Кто допустил 1-2 промаха поднимите руки.

-Кто попал во все цели без ошибок, поднимите руки.

У каждого ученика карточка с координатной плоскостью (готовят сами заранее или учитель на листочках в клетку)

ученики ставят точку  на пересечении номера словосочетания и названия падежа имени существительного.

Самопроверка в группе: каждый проверяет свою карточку, контролер читает правильные ответы: 1- Д.п., 2-Т.п., 3- Р.п., 4- В.п., 5-П.п., 6-И.п., 7-П.п., 8-Р.п., 9-Т.п., 10- Д.п, 11-П .п. Если точка поставлена неверно - зачеркивают ее (это промах).

Те, кто допустил промах, делают вывод: им нужно повторить падежи, умение их определять.

Если им нужна помощь, то выбирают себе консультанта из класса (из числа тех ребят, которые справились с заданием без ошибок)

Музыкальная пауза.

Физкультминутка.

слайд

 Цель: повторить склонение имен существительных.

Склонение – это изменение имен существительных по падежам.

-Вспомните, как определить склонение имени существительного.

Распределите данные имена существительные в три группы по склонениям: 1,2,3:

Мышь, гора, метель, поляна, сосна, снег, дерево, ель, солнце, тень, пень, дядя, пейзаж, елка.

Проверка работы групп.

Работа в паре.

Прием «Расскажи соседу»:

Рассказывают друг другу, какого склонения бывают имена существительные.

Вспоминают, как определить склонение имен существительных.

Работают самостоятельно в группе записывают слова в три столбика на листе А4..

Прием «Карусель». Передают свой листок в соседнюю группу, те проверяют работу.

Оценивают работу группы.

Работа по учебнику

Цель: умение применять знания об имени  существительном, морфологический разбор имени существительного.

-Какие знания об имени существительном  нам будут нужны для выполнения этого задания?

Образец: слово солнце – имя существительное, так как  оно обозначает предмет и отвечает на вопрос что?, оно среднего рода, 2 склонения, стоит в единственном числе, в именительном падеже; в предложении оно является подлежащим.

 

Упражнение 118, стр.42.

Дано предложение: Яркое солнце осветило вершины гор.

По образцу в учебнике выполняют морфологический разбор имен существительных.

I.Солнце – имя существительное, предмет, что?

II. 1.Н.ф. солнце

2.Пост. признаки: нариц., неодуш., ср.р., 2 скл.

3. Непост. признаки: в ед.ч., в И.п.

III. солнце – подлежащее.

По образцу разбирают слова остальные существительные

Взаимопроверка в парах.

Рефлексия.

ключ  ответов

на доске

Графический диктант.

Цель: диагностика знаний детей об имени существительном

– А теперь подведём итог нашей работы и напишем небольшой графический диктант.

Я буду говорить утверждения, если вы с ним согласны – ставите «+», если же это утверждение не соответствует истине, ставите «–».

Ключ к графическому диктанту:

1.+  2.-  3.+  4.-  5.-  6.+  7.-  8.+  9. – 10. +

Обменяйтесь тетрадями и проверьте по ключу.

 «2» - 5-6 совпадений

 «4» - 7 - 8 совпадений

«5» - 9-10 совпадений

- Какую тему вам нужно повторить (тем, кто допустил ошибки)

Ученики в тетради на полях ставят знак + или -

1.Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопрос кто? или что?

2.Имя существительное – это часть речи, которая обозначает признак предмета

3.Имена существительные бывают одушевлённые и неодушевлённые.

4.Имена собственные  пишутся с маленькой буквы.

5.Имена существительные изменяются по числам и падежам, родам.

6.Изменение имён существительных по падежам называется склонением.

7.В русском языке пятый падеж - Дательный.

8.К первому  склонению относятся имена существительные женского рода и мужского рода с  окончаниями а-я.

9. Одушевленные имена существительные отвечают на вопрос – что? неодушевленные – на вопрос кто?

10.Имена существительные среднего рода бывают только 2 склонения.

Проверяют в парах, ставят оценки на полях.

Домашнее задание

Стр. 43, упр.123

Текст «Кто живет в часах?»

А) задание для всех: по учебнику.

Б) по желанию: сочинить сказку «Кто живет в часах?»

Записывают в дневник.

Рефлексивный лист «Ступени успеха»

Каждый ученик получает рефлексивный лист «Ступени  успеха»

Своей работой на уроке:

 «Я доволен»    

             «Не совсем доволен»   

                                     «Не доволен»            

Поясните свой выбор (выборочно)

Ребята заполняют рефлексивный лист,  отмечают себя на «Ступени успеха».

Рисуют человечка  на ступеньку.

Своей работой на уроке:

 Я доволен, потому что…

Не совсем доволен, потому что…

Не доволен, потому что…  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 3 класс "Три склонения имени существительного"

Урок по развивающей системе Л.В. Занкова 3 класс "Три склонения имени существительного"...

Урок русского языка.3 класс. Тема"Склонение имен существительных".УМК "Начальная школа XXI века".

Урок русского языка составлен в соответствии с требованиями ФГОС.На этом уроке использовались элементы разноуровневой дифференциации.Тип и форма урока оптимальны для данного возраста учащихся да...

Конспект урока русского языка. 3 класс. « Морфологический разбор имени существительного».

Поможет сформировать умение разбирать имя существительное как часть речи, работать по алгоритму самостоятельно, в парах и группах....

Урок русского языка 4 класс 3 склонения имени существительного

Конспект урока русского языка "3 склонения имени существительного" 4 класс по "Школе России"...

Технологическая карта урока русского языка 4 класс "3-склонение имен существительных"

Технологическая карта урока русского языка   4 класс "3-склонение имен существительных" Школа России...

Урок русского языка 4 класс "Правописание окончаний имен существительных в дательном падеже единственного числа""

Урок в технологии смешанного обучения "ротация станций", использование образовательной платформы ЯндексУчебникУМК "Школа России"...