Формирование навыка правописания слов с непроверяемыми безударными гласными.
материал по русскому языку по теме

Карповникова Елена Хамитовна

В статье предлагаются упражнения, которые можно использовать при работе над словами с непроверяемыми написаниями. Они позволят учителю заинтересовать детей, обогатить их словарный запас.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование навыка правописания слов с непроверяемыми безударными гласными.

     Программой начального обучения русскому языку для каждого класса предусмотрено обязательное усвоение ряда слов, правописание которых не проверяется правилами. Прочное усвоение написания таких слов достигается путем их частого употребления в различных заданиях и упражнениях, по возможности связанных с изучаемой темой урока.

 Опыт показывает, что в основу формирования орфографических навыков при изучении слов с непроверяемыми написаниями должна быть положена активная работа учащихся, регулярность заданий и упражнений, многократное (5-8 раз) обращение к изученным словарным словам (на ежедневной орфографической пятиминутке).

 Покажем некоторые из упражнений, которые можно использовать при работе над словами с непроверяемыми написаниями. Они позволят учителю заинтересовать детей, обогатить их словарный запас, сформировать осознанный навык написания и правильного употребления трудных слов в устной и письменной речи.

1.        Группировка и запись слов по орфографическим признакам.

Учащиеся записывают диктуемые или приведенные на доске слова по группам в соответствии с орфографическими    особенностями слов. Так, учитель дает слова с непроверяемыми безударными гласными (диван, пенал, газета, малина, сирень, победа, командир и др.) и предлагает записать их столбиками: в один – с безударной а, в другой — с о, в третий –с и, в четвертый — с е.

2. Запись слов по алфавиту.

Записав на доске вразбивку несколько слов с непроверяемой гласной {валенки, календарь, автобус, магазин, ракета и др.), учитель предлагает переписать эти слова в тетради, расположив их по алфавиту.

    3.        Подбор однокоренных слов с разными морфемами.

Мороз, морозный, морозец, морозище, заморозки.

4.        Подбор и запись синонимов и антонимов.

Метель — вьюга, буря, метелица, пурга.

Юг север, запад — восток,  слева — справа, трус — герой, быстромедленно, поражение победа, мрачно приветливо.

        

5. Составление предложений с данными словами.

Например, даются слова: капуста, горох. Учащиеся составляют предложение: На огороде растут морковь, капуста и горох.

        6. Выборочный диктант.

Учитель вслух читает текст, в котором встречаются слова с непроверяемыми написаниями, а учащиеся, выслушав предложение, записывают встретившиеся в нем слова с данной орфограммой.

Зима.

Наступила зима. Трещат морозы. Мальчик надел пальто, взял коньки и пошёл на каток. Там много ребят из его класса. Всем  весело.

7. Сочинение на заданную тему по опорным словам.

В огороде.

Урожай, морковь, капуста, помидор, горох, свекла, огурец.

8. Дописывание орфографических таблиц.

Для закрепления непроверяемых написаний может быть использован метод дописывания таблиц.

-оло-

-оро-

Солома, огород , ворона, сорока, город и т.д.

9. Подбор и запись слов по темам.

Школа» (учитель, ребята, пенал, карандаш. класс, тетрадь, товарищ, учебник, дежурный и т.д.), «Транспорт», «Путешествие»,

«Огород», «Растения», «Дни недели», «Месяцы», «Числа», «Животные», «Цветы», «Птицы», «Волшебные слова», » и др.

10. Замена описательных оборотов словами -синонимами.

Ящичек для ручек, карандашей (пенал).

11.  Ответы на вопросы.

Эти задания выполняются по-разному:

А)Учитель диктует вопросы, учащиеся пишут  только ответы.

Б) Учитель диктует или читает написанные на доске вопросы, учащиеся пишут  полные ответы.

Кто живёт в лесу? (Заяц, медведь, лисица, медведица и т.д.)

12. Дополнение предложений словами.

Весело чирикают... (воробьи).

13. Игровые задания.

Назвать (написать) слова, которые начинаются с буквы А и др.: арбуз, ананас, апельсин, аллея  и т.д.

- Угадать слова.

Дается начало слова ма-. Дети пишут слова,  начинающиеся на эти буквы: малина, машина, масса и т.д.

- Цепочка слов.

Учитель называет первое слово, дети продолжают цепочку: каждое последующее должно начинаться с последней буквы предыдущего. Записывается 6-8 слов (берёза, автобус, салют, топор, Россия, язык).

•        Собрать слова из слогов.
ро      аг       ном (агроном)

то      ав      биль      мо (автомобиль)

•        Заменить цифры буквами алфавита: 31 12 19 12 21 18 19 10 33 (экскурсия)

•        Найти лишнее слово: автомобиль, урожай, трамвай, самолёт

14.         Игры-соревнования. Это могут быть ребусы, кроссворды и пр., отгаданные слова должны содержать изучаемую орфограмму.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе по теме "Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными в корне слова"

Урок моделирования и преобразования модели. По характеру познавательной  деятельности: частично-поисковый. По способам организации и осуществления познавательной деятельности: деятельностный, сло...

Урок русского языка во 2 классе «Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными в корне слова»

Тема урока: «Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными в корне слова»Цель урока: видеть и проверять безударные гласные в корне слова; видеть орфограмму «непроверяемые безударные гласные ...

Урок русского языка во 2 классе."Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне слова."

Формировать умения видеть и проверять безударные гласные в корне слова. Развивать письменную речь, умение отвечать на вопросы....

Презентация к уроку русского языка. "Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне слова."

Учащиеся научаться видеть орфограмму в слове, проверять безударные гласные в корне слова, аргументированно отвечать, доказывать своё мнение, оценивать себя и товарищей....

Конспект урока русского языка во 2 классе на тему: "Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне слова"

Конспект урока русского языка во 2 классе на тему: "Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне слова"...

Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне слова.

Конспект урока по теме:"Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне слова"....