Урок русского языка по теме "Окончания имён прилагательных мужского, женского и среднего рода.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Балобанова Эмма Семёновна

Урок открытия новых знаний по русскому языку, 3 класс, УМК "Школа 2100" Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС средствами технологии критического мышления. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_3_klass.docx29.59 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Данные об учителе: Балобанова Эмма Семёновна, МБОУ СОШ №10 г. Воткинска.

Предмет: русский язык  Класс: 3   Учебник(УМК): Р.Н Бунеев, Е.Н.Бунеева «Русский язык», система «Школа 2100»

Тема урока : Окончания имён прилагательных в мужском, женском и среднем роде.

Оборудование: книгопечатная продукция: Р.Н Бунеев, Е.Н.Бунеева «Русский язык », карточки для парной и групповой работы, памятки.

Тип урок: урок открытия новых знаний

Тип урока: урок открытия новых знаний

Опорные понятия, термины: имя прилагательное, род,

окончания имён прилагательных

Цель урока: формировать умение выделять родовые окончания прилагательных; наблюдать за особенностями окончаний имён прилагательных; развивать критическое мышление; воспитывать культуру общения в группе со сверстниками.

Формы контроля: индивидуальная, групповая работа, самопроверка, взаимопроверка; разноуровневая работа, проверка по эталону.

Домашнее задание : мини -сочинение на тему «Весна».

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Используемые методы, приемы, формы

Формируемые УУД

Стадия вызова

I. Организаци-онный момент

Создаёт эмоциональный настрой, проверяет готовность к уроку.

-Мне хочется пожелать нам плодотворной работы, чтобы в конце урока вы могли бы сказать ,что дал вам урок? Была ли от него польза?

исследования

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку

Концентрируют внимание .

словесный

Р: саморегуляция: самоконтроль готовности к уроку и самоорганизация внимания.

К: слушать и понимать речь учителя.

II. Актуализа-ция опорных знаний

- Я предлагаю вам сегодня стать исследователями, а наш класс превратить в лабораторию.

-А кто такой исследователь?

(побуждает к высказыванию своего мнения).

Учитель для уточнения предлагает обратиться к словарю.

Я приготовила для вас эмблемы наших исследовательских групп

-Давайте договоримся, что во время нашей совместной работы мы будем выслушивать все мнения, обращаться друг к другу: "коллега".

-Попробуем установить, что будет объектом нашего исследования.

-Читает стихотворение-загадку1 (см.приложение).

-Объект для нас новый?

-Почему опять возвращаемся к имени прилагательному?

-Давайте, дорогие коллеги, вспомним, что мы уже знаем об этом объекте. Приготовьте вопросы своим коллегам из других групп.

Для этого есть вопросы-помощники:

карточка2 (см.приложение).

-Мы продолжаем исследовать имя прилагательное.

Высказывают свои предположения

Прикрепляют эмблемы.

За 1 мин дети распределяют поручения в группе: организатор, критик, спикер, секретарь.

Слушают стихотворение учителя.

Высказывают предположение о том, что этим объектом является прилагательное

Дети работают в группе, заполняя таблицу.

Обмениваются:

вопрос-ответ

Беседа по уточнению знаний

Групповая работа

Создание ситуации успеха

П: находить ответы на вопросы, используя раннее изученную информацию;

умение ориентироваться в своей системе знаний.

Р: осуществлять контроль результатов ранее полученных знаний;

.

П : умение осознано строить речевое высказывание

К : вести диалог, аргументировано отвечать, слушать товарищей.

III.

Сообщение темы и целей урока

-Какие новые вопросы у вас появились?

-Как вы думаете, какова тема сегодняшнего заседания?

-А какова цель?

Сообщают тему урока,

ставят цели исследования

Фронтальная работа

Л: проявлять  интерес к новому содержанию, осознавая неполноту своих знаний.

Стадия осмысления

IV.

Работа по проблеме урока

Физ

минутка

-От чего зависит род прилагательных? Чтобы ничего не упустить ,я предлагаю заполнять кластер

Задание №1

(работа в паре)

-Перед вами карточки со словосочетаниями прил.+сущ. Вам необходимо записать их, определив род.

(озорная кошка, синее море, дружный класс…)

-Теперь понаблюдаем. Вспомните, как найти в слове окончание?

-Выделим окончания у прилагательных.

-Сделаем вывод:

- Открытие- это всегда что-то очень важное. Новая звезда, химический элемент, лекарство от болезни. А в чем польза нашего открытия?

Задание №2

(работа в группе)

-Читает стихотворение4

(см.приложение)

-Сейчас вы будете составлять текст, дополняя его подходящими по смыслу и форме прилагательными.

Работают в парах с карточками,

проверяют  работы, ведут самооценку по шкале.

Комментируют:

-"Прилагательные м.р. имеют окончания...,     ж.р. ...,   ср.р….", делают вывод,заполняют кластер.

Учащиеся высказывают свои предположения.

Выполняют упражнения.

У каждой группы текст с пропущенными прилагательными, на разноцветных

беседа

наблюдение

Работа в паре

Побуждающий диалог

Беседа

Спортивные

упражнения

Предметные: давать определение новым понятиям; определять род имен прилагательных, выделять окончания

Л:проявлять  интерес к новому содержанию, осознавая неполноту своих знаний.

П: формулировать информационный запрос, выдвигать предположения.

Р: определять цели учебной деятельности ;составлять план действий с учетом конечного результата.

К : участвовать в коллективном обсуждении проблемы

П : находить, анализировать и выбирать рациональные пути решения проблемы;

извлекать необходимую информацию из различных источников, структурировать знания

К : слушать и понимать речь, и выполнять требования одноклассников; управлять действиями одноклассников.

Учитель читает стихотворение ( см.прил.)

-Я предлагаю составить вам текст, используя наше открытие, дополняя его подходящими по смыслу, а главное по форме именами прилагательными.

-После завершения работы, прикрепите свои работы на доску.( если не уверены , то на доску « сомнений»)..

Задание №3

(разноуровневая работа)6

-У вас в конвертах есть 2 вида заданий. Выберите то, с которым вы справитесь.

-Проверка.

У каждой группы

на полосках - прилагательные.

Дети вклеивают в текст прилагательные, добавив окончания

Спикеры зачитывают тексты

Выбирают задание и выполняют его

Проверка по эталону на доске, самооценка по шкале

Инд работа

Самостоятельная работа

Стадия рефлексии

IV. Рефлексив

но – оценочный этап

- Итак, мы завершаем нашу исследовательскую работу.

- Что дал вам урок?

-Сегодня мы сделали открытие в области русского языка. Я,надеюсь, оно будет не последним.

 Ведь так приятно, когда наша речь правильна, красива, точна.

- Сейчас я предлагаю вам выбрать прилагательные, которые вы бы могли подарить своим коллегам за совместную работу в форме комплимента.

-Закончить урок я предлагаю составлением синквейна на тему "Имя прилагательное"

(памятка)

Высказываются в адрес одноклассников

Составляют синквейн, пользуясь памяткой

Создание ситуации эмоционального комфорта

К:отображать свои чувства и мысли в речевом высказывании.

Р : констатиро

вать необходимость продолжения действий.

П:умение осознано строить речевое высказ

Л: осознание значимости полученных знаний и необходимости саморазвития

Приложение:

  1. Стихотворение – загадка:

Я слово ищу необычное, звучное

Особое, сильное, самое лучшее.

Короткое, длинное, красное, синее,

Неброское, яркое, очень красивое.

Оно уменьшительное или ласкательное

А называют его……( прилагательное)

  1. Карточка-помощница для составления вопросов

- Что такое ….

-Что….

- На какие….

-С какой частью…

-Как…

       

  1. Кластер

   

 4.  Настрой перед работой по составлению текста:

          Ты стань художником на миг

          И мир раскрась словами.

          Наполни речь свою скорей

          Волшебными цветами.

      5.Деформированный текст для работы в группе:

           Какое…,…утро!  … иней блестит на деревьях. Раздвинуло солнышко…

          тучку. Под его… лучами тает снег. … картина кругом!

        ( на полосках- прилагательные без окончаний , например: чудн…, серебрист…, тепл…,

         прекрасн…, сердит…, светл…)

     6. Разноуровневые задания:

          1ур. Спиши текст, определив род прилагательных, выдели окончания.

                   Голуб… небо,

                   Речка голуб…,

                   Голуб… дымок на берегу.

                   Поле золот…, солнце золот…

                   Золот… Родина моя.

         2ур. Подбери к выделенным словам одноколенные прилагательные, запиши

                 Словосочетание, определи род.

                 Крыша из железа, дом из кирпича, лента из шёлка, варенье из клубники, кисель из малины.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа по теме "Падежные окончания имён прилагательных мужского, женского и среднего рода".

Работа предназначена для учащихся 3 класса, состоит из 4 заданий. Проверяет умение правильно писать безударные окончания прилагательных, определять у них род, падеж, выделять окончания. Содержит творч...

Урок русского языка "Падежные окончания имён прилагательных мужского и среднего рода"

Заключительный урок по теме "Падежные окончания имен прилагательных мужского и среднего рода"...

Открытый урок по русскому языку по теме «Имена существительные мужского, женского и среднего рода» в рамках конкурса «Учитель года – 2016»

Я считаю усвоение данной темы очень важно, так как в дальнейшем идёт изучение прилагательного. А прилагательное очень тесно связано и менем существительным. На каждый этап урока и даже на каждый вид д...

Конспект урока по русскому языку "Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже"

Урок русского языка в 4 классеТема: Правописание падежных окончаний  имен прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже...

Конспект урока по Русскому языку. Тема:«Падежные окончания имен прилагательных мужского, женского и среднего рода» (3 класс)

Планируемые результаты:- уметьориентироваться на понимании причин успеха в учебной деятельности, в том числе, на самоанализ и самоконтроль.- знать как изменять прилагательные по числам, падежам, родам...

Конспект урока русского языка (3 класс). Тема: «Падежные окончания прилагательных мужского, женского и среднего рода». УМК «Перспективная начальная школа»

Цель деятельности учителя: формирование знаний об окончаниях прилагательных мужского, среднего и женского рода; формирование навыков правописания окончаний имен прилагательных.Планируемые результатыПр...

Конспект урока русского языка "Падежные окончания прилагательных мужского, женского и среднего рода" 3 класс

Цели деятельности учителя:- развитие умения выделять окончания и определять их родочисловую принадлежность;-формирование навыков правописания окончаний имен прилагательных.  Планируемые результат...