Дидактический материал для самостоятельной работы учащихся по теме "Состав слова". 3 класс.
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме

Дидактический материал для самостоятельной работы учащихся по теме "состав слова" 3 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon didakticheskiy_material_po_russkomu_yazyku._3_klass.doc30.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа № 12 города Нефтекамск

Дидактический материал  

для самостоятельной работы учащихся

по теме «Состав слова»

                           Составила : Муртазина З.Д., учитель начальных классов.

(использовала литературу А.М.Александров .Пособие для учителя. Дидактический материал по грамматике, правописанию и развитию речи.

 3 класс М., «просвещение»,1971г)

СОСТАВ СЛОВА.           

Фамилия имя учени__________________________

1.Найдите корень в слове расписка. От этого корня при помощи приставок за-,под-,вы-,пере- образуйте однокоренные слова. Подумайте, какое значение придает слову каждая приставка. Разделите слова для переноса.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.Допишите в словах окончания, нужные по смыслу предложения.

Нин... читал... интересн... книг..  .

___________________________________________________________________________

3.Замените приставки, чтобы придать словам противоположное значение. Подчеркните приставки. Вход-выход.

Вход, вышел, сошел, разделся, закрыл, вошел,приход, заплыл, заехал, вылетел.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Образуйте от слова ход однокоренные слова при помощи приставок в-, вы-, у-,при-,по-, об-, - про-, пере-. Подумайте, какое значение слову придает каждая приставка.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5.Спишите без скобок. Подчеркните приставки.

 Лодка (от) плыла (от) берега. Мы  (до) плыли (до) островка.  Товарищ (с) пустился (с) холма. Мы  (по) шли (по) дороге. (На) опушке рощи (на) шли ежика.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

СОСТАВ СЛОВА.           

Фамилия имя учени__________________________

1. Спишите слова. Подчеркните в них суффиксы. Объясните, какое значение придают словам эти суффиксы.  

    Домиик, домище, бантик, маменька, подруженька, бородища, ручища, белочка, солнышко, березонька, кошечка, столик.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2..Выпишите отдельно каждую группу однокоренных слов.

Гора, гореть, горе, горсть, гористый, горестный, горсточка, горевать, горный, подгореть, горелый, пригорок.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3..Придумайте и напишите предложения с данными словами.

Посидел, поседел, запевал, запивал, обежал, обижал, примерял, примирял

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.Разберите данные слова по составу.

 Походка, находка, посадка, подкладка, прогулка, проводник, выходной, подстаканник, заречный, подводник.

5.Образуйте от слов ехал, летел, шел однокоренные слова при помощи приставок, которые указывали бы на начало движения, удаление, приближение, конец движения. Делите слова для переноса.

Образец. По-плыл, от-плыл, под-плыл, при-плыл.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

СОСТАВ СЛОВА.           

Фамилия имя учени__________________________

1.Образуйте при помощи суффиксов -ник, -чик, -щик, -ист, -тель названия специалистов. Напишите эти слова. Подчеркните эти суффиксы.

Образец. Трактор-тракторист.

  Трактор, писать, учить, лес, камень, стекло, телеграф, кровля, летать, печь.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.От данных слов при помощи суффиксов образуйте слова по образцу. Нарпишите эти слова. Подчеркните в них суффиксы. Подумайте, какое дополнительное значение придают они словам.

Образец. Воз-возик, возище.

Воз, дом, двор, нос, глаз, рот, арбуз, дождь.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.От данных слов при помощи суффиксов -очк-, -ечк-, -еньк-, -ок-, -ик- образуйте однокоренные слова. Напишите слова. Подчеркните в них суффиксы. Подумайте, какое дополнительное значение придали словам эти суффиксы.

Серый заяц. Белый кот. Молодой петух. Пестрая курица. Голубая незабудка.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.От данных слов образуйте однокоренные слова при помощи указанных суффиксов.

Крепость  (-н-, -ник-). Двор (-ов-, -н-). Сосед (-н-, -ск-). Труд ( -н-, -ов-).

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

СОСТАВ СЛОВА.           

Фамилия имя учени__________________________

1..Замените каждое сочетание слов одним словом. Подчеркните в нем приставки. Напишите слова. Образец. Стал старым.- Постарел.

  Стал старым. Сделался бледным. Стал здоровым. Внес плату. Начал петь. Закончил петь. Сделался робким. Вызвал интерес. Вызвал удивление. Одержал победу. Вызвал радость.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.Выпишите однокоренные слова. Подчеркните в них корень. Укажите, какой частью речи являются эти слова.

 Перед нами белеет поле. Его покрывает белый пушистый снег. Сверкающая белизна слепит глаза.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Разбери выделенные слова по составу.

3.Спишите слова. Подчеркните в них корни. Подумайте, почему эти предметы так названы.

Рыжик, подберезовик, подорожник, рукавица, наушники, летчик, водитель, тракторист.

 Составь с этими словами предложения.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.К данным словам подберите однокоренные существительные.

Образец.Помог-помощь.

Помог, дрожал, плакал, ржаной, молодой, ночной, лучистый, текучий, роскошный.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактический материал по математике для учащихся 1-4 классов «Олимпиадные задания»

Уважаемые коллеги, учащиеся и родители! Вашему вниманию предлагается дидактический материал, который может быть использован вами при подготовке к математической олимпиаде. Задачи  и ответы оформл...

Дидактический материал по ОПК для учащихся 1-4 классов

Духовно-нравственное воспитание ,как условие развития творческих способностей младших школьников.          «Бог не только разрешает ,но и требуе...

Дидактический материал по математике для учащихся 3 класса.

Дидактический материал по математике для учащихся 3 класса предназначен для организации самостоятельной, парной, групповой работы на уроке, домашнего задания....

Дидактический материал по математике для учащихся 3-4 класса.

Дидактический можно использовать для самостоятельной, индивидульной, групповой работы с учащимися....

Материал для самостоятельной работы учащихся по теме "Сколько слогов в слове?"

Раздаточный материал предназначен для 1-ого класса. Он поможет отработать с детьми тему "Сколько слогов в слове?" Его можно использовать для проверки умений и для индивидуальной работы ...