Рабочая программа по русскому языку 4 класс
рабочая программа по русскому языку (4 класс) по теме

Белобородова Оксана Геннадьевна

Рабочая программа по русскому языку 4 класс разработана на основе примерной программы А. В. Поляковой «Русский язык».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_russkiy_yazyk.docx48.75 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

            Рабочая программа по русскому языку разработана на основе примерной программы А. В. Поляковой «Русский язык» из «Сборника  программ для четырехлетней начальной школы «Система Л.В. Занкова» Издательство «Учебная литература» Корпорация «Федоров» 2010 год и с учётом стандарта начального общего образования по русскому языку.

     В обучении и общем развитии младших школьников предмету "Русский язык" принадлежит очень важная роль. Начальный курс русского языка должен выполнять специфические задачи (обучать чтению, письму, обогатить речь учащихся, дать знания о языке) и быть ступенью в преподавании этого учебного предмета в средней и старшей школе. Так, курс грамматики должен включать изучение частей речи, сведения о составе слова, о предложении и др. Но характер, глубина и объем сведений по языку зависят от дидактических целей, которые ставятся перед начальным образованием.
     Содержание системы разработано на основе дидактических принципов и является ее частью.
     В целом курс русского языка 1-4 классов четырехлетней школы не является пропедевтическим, т.е. предусматривающим предварительный курс знаний, а рассматривается как начальная ступень обогащения школьников знаниями. Он предполагает системное изучение знаний, умений и навыков, начиная с первого класса. Курс содержит сведения по морфологии и синтаксису (термины, определения понятий), взаимодействующие с другими разделами языка - фонетикой и лексикой, словообразованием, орфоэпией и графикой, а также сведения, нацеленные на развитие устной и письменной речи, формирование орфографических навыков.
     Освещаемые подходы и программа обучения русскому языку в 1-м классе охватывают период после обучения грамоте. Программа на другом уровне включает сведения о соотношении между звуками и буквами, полученные в период обучения грамоте, их обобщение и систематизацию, о слове и предложении, формах речи и тесно связана с начальными сведениями по грамматике и правописанию.
     Раздел "Связная речь" не представляет собой изолированного раздела обучения русскому языку, а должен быть целесообразной составной частью процесса обучения на каждом уроке и всей системы заданий и упражнений целостного курса в зависимости от доминирующего вида деятельности.
     Выполнение программы ориентировано на организацию учебного процесса как сотрудничества учителя и учащихся, детей между собой. В этом сотрудничестве и осуществляется первичное постижение родного языка как предмета изучения, анализа различных его сторон. Центральным звеном изучения является раскрытие коммуникативной функции языка, средством осуществления которой является речь.
               Программа предполагает систематическое обращение к языковому опыту учащихся, опору на "чутье языка", обогащение речи новыми лексическими и грамматическими категориями. Развитие речи детей связано с характером коммуникативной деятельности и в первую очередь с развитием содержания потребности в общении: с развитием познавательных мотивов общения, интереса к явлениям мира и миру людей, личностных мотивов общения, т.е. направленностью на новые стороны действительности. В дошкольном детстве, непосредственно предшествующем школьному периоду, и в процессе обучения в начальной школе, особенно на первоначальном этапе, изменение содержания и формы детских высказываний зависит от изменения формы (уровня) общения. Но связь речи и особенностей общения двухсторонняя: в свою очередь развитие речи обеспечивает развитие самой деятельности общения и смену ее форм.
     В период после обучения грамоте сведения о языке и речи систематизируются через работу со словом, предложением, текстом, через наблюдение и сравнение их признаков. Первоклассники получают первоначальное представление о формо- и словообразовании, лексико-грамматических разрядах слов на основе различий в номинативной их функции, о связи значения слова с его формой. Организация практики устного общения, устные речевые упражнения, преобразующая речевая деятельность учащихся в форме письменной речи нацелены на связь языкового и речевого содержания курса, анализ языковых явлений, предложений, текстов, овладение навыками общения в различных формах и ситуациях.
     Материал программы для 1 класса рассчитан на овладение им в основном на уровне представлений, но включаются также некоторые формулировки правил правописания (перенос слов, большая буква в начале предложения и знаки препинания в конце предложения, правописание букв гласных звуков после букв согласных Ж, Ш, Ч, Щ, правописание сочетаний ЧК, ЧН, ЩН, обозначение звонких и глухих согласных на письме.
     Во 2-м классе дается значительный объем сведений по грамматике. Вводятся понятия об имени существительном, глаголе, имени прилагательном, а также некоторые сведения об этих частях речи (единственное и множественное число, род имен существительных). Очень важно различать окончания при изменении имен существительных в предложениях (по вопросам кто? что? и т.д.).
     Таким образом, учащиеся получают первоначальное представление о грамматическом (формальном) значении слов, относящихся к разным частям речи.   Кроме того, во 2-м классе углубляются сведения о корне слова и однокоренных словах, о предложении и его видах (повествовательных, вопросительных, побудительных и восклицательных), о связи слов в предложении (словосочетаниях).
     В процессе изучения частей речи практикуется составление предложений, в которых есть существительные и глаголы. Таким образом, закладывается та основа, на которой формируется знание о соотношении подлежащего и сказуемого в предложении.
     Школьники овладевают навыками письма, формируемыми на осознанном применении правил орфографии. Так, продолжается изучение правописания парных согласных на конце слова, гласных после шипящих, твердых и мягких согласных, при этом фиксируется внимание на различных способах обозначения мягкости. На протяжении 2-го класса идет работа над правописанием безударных гласных в корне слова, разделительных Ь и Ъ, правописанием предлогов в сопоставлении с правописанием приставок. Таким образом, языковые явления, которые дети наблюдали в 1-м классе, осмысливаются ими на более сложном материале, в новых условиях их проявления.
     Программой предусматривается взаимосвязь при изучении понятий всего курса, русского языка в начальной школе. Если во 2-м классе у детей формируется понятие об имени существительном, которое включает не только предметное значение данной части речи, но и первоначальное представление о ее формально-грамматических признаках, то в 3-м классе имя существительное изучается уже с точки зрения разных типов склонения. Школьники ведут наблюдения за различием падежных окончаний существительных 1-го, 2-го и 3-го склонений в предложениях.
     В 3-м классе в полном объеме изучается состав слова: основа, окончание, корень, приставка, суффикс. Если во 2-м классе учащиеся изучают окончания при изменении имен существительных по вопросам, то в 3-м классе они узнают, что слово состоит из основы и окончания, усваивают понятие "словообразование", что позволяет отличать его от понятия "словоизменение" и ввести понятие о так называемых сложных словах.
     В 1-м классе изучается ударение в словах, а во 2-3-м классе наблюдение за ударением в слове продолжается. Рассматривается ударение, падающее на окончание и на основу слова разных существительных в зависимости от склонения. В 3-м классе школьники получают также некоторые сведения об имени числительном.
     В 3 классе изучаются главные и второстепенные члены предложения (второстепенные - с разделением на виды). Учащимся даются сведения о предложениях распространенном и нераспространенном, предложениях с однородными членами (с одиночными союзами И, ДА и без союзов). Везде, где это возможно, синтаксис изучается в тесной связи с морфологией. Проводится синтаксический разбор предложения: выделяется основа предложения, определяется, какой частью речи выражен тот или иной член предложения, и дается грамматическая характеристика части речи в пределах уже изученных сведений. Ведется систематическая работа по установлению связи слов в предложении, выявлению главных членов предложения и словосочетаний, составлению предложений.
Учащиеся овладевают целым рядом орфографических навыков: правописанием отдельных суффиксов, безударных падежных окончаний существительных, правописанием о и е в окончаниях существительных после шипящих и ц (типа: багажом - сторожем, пыльцой - птицей), непроизносимых, удвоенных, звонких и глухих согласных (в середине слова), количественных числительных, гласных и согласных в приставках, соединительных о и е в сложных словах; а также пунктуационными навыками: постановкой знаков препинания в повествовательных, вопросительных и побудительных предложениях, запятых при однородных членах предложения.
     В 4-м классе дается понятие о сложных предложениях (с союзами а, и, но и без союзов); о местоимении, изучаются личные местоимения, их склонение; изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам, глаголов прошедшего времени по родам и числам, неопределенная форма глагола, глаголы 1-го и 2-го спряжения, возвратные глаголы; склонение имен прилагательных с мягкой и твердой основой, некоторые случаи образования прилагательных с помощью суффиксов.
Школьники на ознакомительном уровне изучают понятие о наречии.
     Продолжается наблюдение над различного рода связями между словами; сочетание глаголов с именами существительными и понятие об управлении; сочетание глаголов с наречиями.
     Знания, получаемые в 4-м классе, являются основой овладения такими орфографическими и пунктуационными навыками, как правописание безударных окончаний глаголов, мягкого знака после шипящих (шь) в окончании глаголов 2-го лица в единственном числе, написание возвратных глаголов 3-го лица и неопределенной формы (типа нужно готовиться - он готовится), правописание безударных окончаний прилагательных, включая написание е и о в окончаниях после шипящих (типа о большом, о могучем), правописание некоторых наречий, постановка запятых в сложносочиненном и сложноподчиненном предложениях, кавычки перед прямой речью и после нее, двоеточие перед ней.
     Программа предъявляет высокие требования к интенсивности мыслительной деятельности. Насыщенность ее содержания теоретическими знаниями диктуется не только принципом обучения на высоком уровне трудности, но и принципом прохождения материала быстрым темпом. С точки зрения глубины осмысления знаний существенную роль играет направленность программ не только на постепенно расширяющийся круг сведений, объединяемых в систему, но и на тонкое разграничение грамматических понятий. Примерами могут служить раздел "Основа и окончание" в теме "Состав слова" (3-й класс), темы "Словоизменение" и "Словообразование" (3-й класс), понятие об управлении и согласовании (4-й класс), значение личных местоимений (на что указывают местоимения 1-го, 2-го и 3-го лица), тема "Неопределенная форма глагола", указания на отсутствие суффикса -л у некоторых глаголов прошедшего времени в форме мужского рода (типа: замерз, нес, исчез и т.д.), на способы распознавания таких второстепенных членов предложения, как дополнения и обстоятельства (4-й класс) и пр.
     Большое значение на всех этапах обучения имеет развитие речи. Развитие устной речи происходит при рассматривании картин и других наглядных объектов, в беседах с учителем и сверстниками, при чтении художественных текстов. Разнообразие тематики бесед, характера картин и наглядных материалов служит важным условием того, чтобы дети использовали широкий круг слов и речевых оборотов.
     Работа по развитию речи начинается с первых дней обучения в школе и проводится систематически не только на уроках русского языка и чтения, но и на других уроках. Целенаправленное обучение связной речи в устной и письменной форме проводится в виде различных упражнений. Большое значение имеют синтаксические упражнения, аналитическая работа с различными текстами, их составление и обсуждение, выработка композиционных умений.
     На протяжении всего начального обучения систематически проводится словарная (лексическая) работа по выявлению значения слов. Эта работа имеет не только практическую направленность, но и подкрепляется теоретическими сведениями по лексике. В ходе наблюдений над словом учащиеся узнают, что слово может иметь несколько значений (многозначность слова), слова могут быть близкими (синонимы) и противоположными (антонимы) по смыслу, что следует правильно употреблять их в речи. Одновременно школьники учатся различать классы (разряды) слов на основе лексического значения предметности, признаков и действий предметов в связи с формами словоизменения (склонением и спряжением) и грамматических признаков разрядов слов. Лексическая работа применяется и в словарно-орфографических упражнениях (усвоение слов с непроверяемыми написаниями по спискам для каждого класса). Необходимо постепенно приучать учеников пользоваться толковым и орфографическим словарями.
     По мере развития навыка устных рассказов вводятся письменные творческие работы - сочинения. Сочинения играют особую роль в развитии речи школьников. Их тематика может быть самой разнообразной. Первостепенная роль при написании сочинений отводится свободным высказываниям детей. На первых этапах обучения особенно важно раскрыть творческую инициативу ребенка, развить интерес к самостоятельному написанию сочинений, прежде всего на основе собственных наблюдений и впечатлений детей. Должна быть предоставлена полная свобода в самовыражении в слове. Поэтому непосредственно перед написанием сочинения не должно быть такой подготовительной работы, как составление общего плана, пересказа, зачитывания образцов, предварительного устного рассказа по картине, орфографической, словарной подготовки. Подготовка осуществляется всей предшествующей системой работы, начиная с 1-го класса. В работе над развитием речи необходимо стремиться не только к последовательности и логической связи мыслей, стилистически грамотному изложению. Не менее важны и такие показатели качества сочинений, как их эмоциональная окрашенность и самостоятельность суждений, живость и непосредственность в передаче мыслей и чувств. Развитие эмоциональной сферы детей, способности к восприятию прекрасного, проявление умения наблюдать должны быть предметом постоянного внимания учителя.
Самое серьезное внимание уделяется анализу сочинений после их написания, разбору стилистических, орфографических и других недостатков. В работе над орфографическими ошибками выделяются основные их группы: на пройденные и еще не пройденные правила. Ошибки второй группы распределяются на две категории: об одних говорится, как нужно писать данное слово в других случаях нужно указать и правило правописания без развернутого грамматического обоснования (например, написание -тся и -ться в глаголах по вопросам что делает? и что делать?).
     Большое внимание уделяется написанию диктантов (слуховых и зрительных), которые специально составляются на основе анализа ошибок, допущенных в сочинениях. В подобные диктанты включаются те орфограммы, на которые ученики сделали ошибки в сочинениях.

Учебно-тематический план    4 класс (170ч)

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе на:

Развитие речи(рабочие)

контрольные

работы

1

Фонетика

10

2изл./1соч.

1д./

2

Грамматика

100

5изл./4соч.

7д./1сп./1изл.

3

Правописание

30

2изл./1соч.

1д./1сп.

4

Развитие речи

30

2изл./2соч.

1д./1изл.

Итого

170

11изл./8соч.

10д./2сп./2изл.

Содержание тем учебного курса

4 класс (170 часов)

Фонетика (10 ч.), грамматика (100 ч.), правописание (30 ч.) и развитие речи (30 ч.)

     Предложение. Сложное предложение. Союзы в сложных предложениях. (На ознакомительном уровне).
     Обобщение сведений о видах предложений (нераспространенные, распространенные, простые, с однородными членами, сложные).
     Прямая речь. Кавычки перед прямой речью и после нее. Написание большой буквы в прямой речи (на ознакомительном уровне).
     Местоимение. Общее понятие о местоимении.
     Личные местоимения 1-го, 2-го и 3-го лица в форме единственного и множественного числа.
     Склонение личных местоимений.
     Предлоги перед личными местоимениями.
     Связь слов в глагольных словосочетаниях. Понятие об управлении.
     Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам.
     Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам.
     Суффикс -л в глаголах прошедшего времени.
     Неопределенная форма глагола. Суффиксы глаголов неопределенной формы -ти, -ть и глаголы на -чь.
     Понятие о частицах (на ознакомительном уровне). Отрицательная частица не, правописание не с глаголами.
     1-е и 2-е спряжения глаголов. Глаголы-исключения. Правописание личных окончаний глаголов.
     Мягкий знак (ь) после шипящих в окончаниях глаголов 2-го лица в единственном числе.
     Неопределенная форма (-ться) и 3-е лицо (-тся) глаголов с возвратным значением.
     Наречие (на ознакомительном уровне). Понятие о связи слов - примыкании. Разряды наречий по значению.
     Образование наречий от косвенных падежей существительных (кругом, сначала), от прилагательных (с помощью суффиксов о и е). Образование наречий из сочетания слов (тотчас, сегодня).
     Правописание наречий: о и е на конце наречий (горячо, певуче), а на конце наречий с приставками с-, из-, до- (справа, издалека. докрасна), о на конце наречий с приставками в-, на-, за-(вправо, налево, засветло).
     Второстепенный член предложения - обстоятельство. Обстоятельства места, времени, образа действия. (Ознакомление).
     Склонение имен прилагательных в единственном числе мужского, женского и среднего рода с твердой и мягкой основой.
     Склонение имен прилагательных во множественном числе.
     Правописание безударных окончаний имен прилагательных в единственном и множественном числе.
     Обобщение сведений о видах связей в словосочетаниях.
     Образование прилагательных от основ имен существительных при помощи суффиксов -ас-, -н-, -ист-.

     Связная речь

     Устная речь
     Продолжается работа по уяснению детьми взаимосвязи между целью, содержанием и формой высказывания.
     Учебно-деловая речь. Правильное расположение пунктов плана, данных к научно-популярной статье.
     Группировка предложений текста вокруг главных мыслей и членение текста на части.
     Речевой этикет в ежедневных ситуациях общения.
     Соответствие речи орфоэпическим нормам.

     Письменная речь
     Текст. Определение темы текста и основной мысли; смысловые связи между частями текста.
     Структура построения текста: начало, середина, конец. Расширение опыта построения текста. Термин "композиция текста" (соотношение и взаимное расположение частей, обусловленное содержанием и назначением произведения). Составление содержательного и стилистически точного продолжения к тексту (рассказ, сказка, описание, рассуждение и т.д.).
     Различные виды объявлений; -почтовые бланки (переводов, телеграмм, посылок, конверты); инструкции; заявления.
     Собственные сочинения учеников (репродуктивные и творческие). Предварительный отбор материала.    Использование словарей, газет, журналов. Составление плана.
     Анализ детьми написанных работ. Редактирование сочинений.

Учащиеся должны иметь представление:
     о личных местоимениях;
     о предлогах перед местоимениями;
     о наречиях: разряды наречий по значению, правописание наречий (справа, издалека, докрасна, вправо, налево, засветло).

     Учащиеся должны знать:
     склонение прилагательных в единственном числе мужского, женского и среднего рода;
     склонение имен прилагательных во множественном числе;
     правописание безударных окончаний имен прилагательных в единственном и множественном числе;
     понятие о неопределенной форме глагола;
     изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам (спряжение);
     глаголы 1-го и 2-го спряжения;
     правописание безударных личных окончаний глаголов;
     мягкий знак после шипящих в окончании глаголов 2-го лица в единственном числе;
     изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам;
     обозначение гласных и согласных в приставках;
     правописание частицы не с глаголами;
     правописание неопределенной формы и 3-го лица глаголов (ться, -тся);
     виды предложений.

     Учащиеся должны уметь:
     ставить знаки препинания в предложениях простых, в простых с однородными членами;
     устанавливать связь слов в предложении по вопросам, выделять главные члены предложения (основу      предложения) и словосочетания:
     распознавать местоимения, определять их число и лицо;
     писать раздельно местоимение с предлогом;
     правильно писать падежные окончания прилагательных;
     подбирать к прилагательным слова, близкие и противоположные по значению;
     определять время, число и спряжение глаголов;
     спрягать глаголы, правильно писать личные окончания:
     распознавать неопределенную форму глаголов;
     писать мягкий знак после шипящих в окончаниях глаголов 2-го лица в единственном числе;
     писать не с глаголами раздельно;
     писать -ться в неопределенной форме и -тся в 3-м лице глаголов;
     писать диктанты различных видов;
     объяснять орфограммы по пройденному материалу.

     Словарь
     Агроном, активный, аппетит, аромат, беседа, биография, борозда, бульдозер, вежливый, викторина, виток, вместе, волшебник, восемь, галерея, гореть, горизонт, гражданин, двадцать, двенадцать, деликатный, диалог, директор, доверие, едкий, ездить, желать, женщина, живопись, забавы, заповедник, засеять, земледелие, издалека, изложение, изображение, инициатива, интонация, каллиграфия, карикатура, каталог, катушка, квартал, коллективный, командир, комната, конструкция, коньки, кровать, лисица, локомотив, малина, маляр, молоток, мякоть, неаккуратный, невежливый, недоверчивый, неинтересный, неискренний, некрасивый, неопрятный, неуклюжий, неумный, нечестный, оборона, овёс, овощи, овца, огород, одиннадцать, однажды, около, орех, орнамент, отечество, оттенок, очевидец, пароль, пейзаж, печаль, пороша, портрет, потом, правительство, председатель, привет, профессия, путешествие, равнина, революция, Россия, салют, сверкать, сверху, свобода, сейчас, секрет, серебряный, сеялка, слева, снегирь, снизу, солдат, справа, торжественный, ураган, фантазия, финиш, фиолетовый, фойе, хозяйство, цитата, честно, шествовать, шефствовать, шпион, экипаж, экскаватор, экспресс, электричество, электростанция, эскалатор.

Учебно-методическое обеспечение

Класс

Учебники

(автор, год издания, издательство)

Методические материалы

Материалы для контроля

Интернет ресурсы

4 класс

«Русский язык»: учебник для 4 класса начальной школы в 2-х частях /А.В. Полякова,– 3-е издание.-М.: Просвещение, 2010.

Полякова А. В. Русский язык: методические рекомендации. 3–4 классы. – М.: Просвещение, 2004.

Сборник программ для четырехлетней начальной школы «Система Л.В. Занкова», 2009 г

Контрольные работы по системе Л.В. Занкова. 1-е и 2 –е полугодие / Сост. С.Г. Яковлева. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2007.

www.zankov.ru

УЧЕБНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

№ п.п.

Средства

Перечень средств

1

учебная и справочная литература (автор, год издания, издательство)

«Русский язык»: учебник для 4 класса начальной школы в 2-х частях /А.В. Полякова,– 3-е издание.-М.: Просвещение, 2010.

2

методические материалы, демонстрационный и раздаточный дидактический материал

Демонстрационные таблицы. Карточки-задания по предмету. Сборник программ для четырехлетней начальной школы «Система Л.В. Занкова», 2009 г. Методические рекомендации по русскому языку для 3-4 класса Полякова А.В. М.: Просвещение, 2004.

3

учебно-лабораторное оборудование и приборы

        Линейка деревянная.

4

технические и электронные средства обучения и контроля знаний учащихся

Магнитная доска. Персональный компьютер. Телевизор. Мультимедийный проектор. Интерактивная доска. Лазерный принтер, копир, сканер. Документ-камера. Касса букв.

5

цифровые образовательные ресурсы

Наглядное пособие для интерактивных досок с тестовыми заданиями «Русский язык».

Используемая литература

  1. Основная литература для учащегося.

Наименование

Автор

Издательство и год издания

1.

«Русский язык»: учебник для 4 класса начальной школы в 2-х частях

А.В. Полякова

 3-е издание.- М.: Просвещение, 2010.

  1. Дополнительная литература для учащегося.

Наименование

Автор

Издательство и год издания

2

«Азбука от Кирилла и Мефодия» CD

3

CD «Детский энциклопедический словарь».

11

Словарь синонимов и антонимов.

Семенов А.

Изд. «ЮНВЕС»2002г.

12

Школьный фразеологический словарь.

Шанский Н.М.

Изд.дом «Дрофа»2001г.

13

Толковый словарь русского языка.

Ожегов С.И.

М:.Азбуковник, 1999г.

14

Этимологический словарь.

Под.ред.Горина С.Д.

Изд. «ЮНВЕС»2002г.

Критерии оценивания различных видов работ
       Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки.
Ошибки:

  • нарушение правил написания слов, включая грубые случаи пропуска, перестановки, замены, вставки лишних букв в словах;
  • неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемым написанием);
  • отсутствие изученных знаков препинания в тексте (в конце предложения и заглавной буквы в начале предложения);
  • наличие ошибок на изученные правила по орфографии;
  • ошибки на одно и то же правило, допущенные в разных словах, считаются как две ошибки;
  • существенные отступления от авторского текста при написании изложения, искажающие смысл произведения;
  • отсутствие главной части изложения, пропуск важных событий, отраженных в авторском тексте;
  • употребление слов в не свойственном им значении (в изложении).


За одну ошибку в диктанте считаются:

  • два исправления;
  • две пунктуационные ошибки;
  • повторение ошибок в одном и том же слове, например, в слове ножи дважды написано в конце ы;
  • две негрубые ошибки.


Негрубыми считаются следующие ошибки: 

  • повторение одной и той же буквы в слове (например, каартофель);
  • при переносе слова, одна часть которого написана на одной стороне, а вторая опущена;
  • дважды написано одно и то же слово в предложении;
  • недописанное слово.


Недочеты:

  • отсутствие знаков препинания в конце предложений, если следующее предложение написано с большой буквы;
  • отсутствие красной строки;
  • незначительные нарушения логики событий авторского текста при написании изложения.


За ошибку в диктанте не считают:

  • ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые ни в данном, ни в предшествующих классах не изучались;
  • единичный случай замены одного слова другим без искажения смысла.

Снижение отметки за общее впечатление от работы допускается в случаях, указанных выше.

На проведение контрольных работ, включающих грамматические задания, отводится 35-40 минут.

Диктанты.
Оценка "5"    ставится  за  диктант, в котором нет ошибок и исправлений, работа написана аккуратно  в  соответствии  с  требованиями каллиграфии (соблюдение правильного начертания букв, наклона, их одинаковой высоты, ширины и др.).
Оценка "4"    ставится за диктант, в  котором  допущено не более двух ошибок; работа выполнена чисто, но допущены небольшие отклонения от каллиграфических норм.
Оценка "3"    ставится  за  диктант, если допущено 3-5 ошибок; работа  выполнена  небрежно, имеются существенные отклонения от норм каллиграфии.
Оценка "2" ставится за диктант, в котором более 5 и более ошибок; работа написана неряшливо.

Списывание.
        При  оценке  текущих  и  итоговых  проверочных письменных работ обучающихся, представляющих собой списывание текста (с учебника, доски и т.д.), применяются следующие нормы оценки:

Оценки

Допустимое количество орфографических и пунктуационных ошибок при которых выставляются оценки

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

"5"

-

-

-

1 исправление

"4"

1-2 ошибки и 1 исправление

1 ошибка и 1 исправление

1 ошибка и 1 исправление

1 ошибка и 1 исправление

"3"

3 ошибки и 1 исправление

2 ошибки и 1 исправление

2 ошибки и 1 исправление

2 ошибки и 1 исправление

"2"

4 ошибки

3 ошибки

3 ошибки

3 ошибки

Грамматические задания

При  оценке  выполнения  грамматического  задания  рекомендуется  руководствоваться следующим:
Оценка "5"      ставится,  если   все  задания  выполнены  безошибочно, ученик  обнаруживает осознанное усвоение понятий, определений, правил и умение самостоятельно применять знания при выполнении работы.
Оценка "4"      ставится, если  ученик  обнаруживает  осознанное усвоение правил и определений, умеет применять знания в ходе разбора слов и предложений, правильно выполнил не менее 3/4 заданий (если допущено 1 - 2 ошибки).
Оценка "3"      ставится, если  ученик  обнаруживает  усвоение  определений части изученного материала, в работе правильно выполнил не менее половины заданий (если допущено 3 - 4 ошибки).
Оценка "2"      ставится,  если  ученик  обнаруживает  плохое  знание  учебного  материала,  не справляется с большинством грамматических заданий (если допущено 5 и более ошибок).

Изложения и сочинения
        Основными  критериями  оценки  изложений  (сочинений)  являются достаточно полное, последовательное  воспроизведение текста (в изложении), создание текста (в сочинениях), речевое  оформление: правильное  употребление  слов и построение словосочетаний, предложений, орфографическая грамотность. При проверке изложений и сочинений выводится 2 оценки: за содержание и грамотность.
Оценка "5"      ставится за  правильное и последовательное воспроизведение авторского текста (изложение), за логически последовательное раскрытие темы (сочинение), если в них отсутствуют  недочеты  в  употреблении  слов,  в  построении  предложений  и словосочетаний, а также нет орфографических ошибок (допускаются 1-2 исправления).
Оценка "4"      ставится, если  в  работе  правильно,  достаточно  полно  передается  авторский текст  (изложение), раскрывается  тема (сочинение), но незначительно нарушается последовательность  изложения  мыслей, имеются  единичные (1-2) фактические и речевые неточности, а также 1-2 ошибки в правописании, 1-2 исправления.
Оценка "3"       ставится, если  в  работе имеются некоторые  отступления от авторского текста (изложение), некоторые  отклонения от темы (сочинение), допущены  отдельные нарушения в  последовательности изложения  мыслей, в  построении  2 -3  предложений, беден словарь, допущены 3-6 ошибок и 1-2 исправления.
Оценка "2"      ставится, если в работе имеются  значительные отступления  от авторского текста  (изложение), от  темы  сочинение): пропуск  важных  эпизодов, главной   части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь  между  частями, отдельными  предложениями, крайне  однообразен словарь, допущены более  6 ошибок, 3-5 исправлений.
   Учитывая, что изложения и сочинения в начальных классах носят обучающий характер, неудовлетворительные оценки выставляются только при проведении итоговых контрольных изложений. Обучающие   изложения  и  сочинения   выполняются   в   классе  под  руководством учителя. Следует  чередовать  проведение  изложений  на основе текстов учебника и незнакомых текстов, читаемых учащимся (2-4-й классы).

Словарные диктанты
       Словарные  диктанты   проводятся  в  качестве  текущих проверочных работ и  контрольных (один раз в четверть). Содержание  словарных   диктантов  составляют  слова,  написание которых не регулируется правилами.
       Объем словарного диктанта: 2 класс  - 8 - 10 слов.

       
Оценивание словарных диктантов:
Оценка "5"    ставится за безошибочное выполнение работы;
Оценка "4"    ставится, если допущена 1 ошибка, 1 исправление;
Оценка "3"    ставится, если допущено 2 ошибки, 1 исправление;
Оценка "2"    ставится, если допущено 3 - 5 ошибок.

Тесты                                                        

Тест  включает  задания  средней  трудности. Проверка  может проводиться как по всему  тесту, так  и  отдельно по разделам. Выполненная  работа  оценивается  отметками "зачет" или  "незачет". Считается,  что ученик обнаружил достаточную базовую подготовку ("зачет"), если он дал не  менее 75% правильных ответов. Как  один  из  вариантов оценивания:
"ВЫСОКИЙ" - все предложенные задания выполнены правильно;
"СРЕДНИЙ"   - все задания с незначительными погрешностями;
"НИЗКИЙ"      - выполнены отдельные задания.
       Учащихся следует подготовить заранее к выполнению работы. Для этого надо выделить 10-15 минут в конце одного из предшествующих уроков. Рекомендуется записать на доске 1-2 задания, аналогичные включенным в тест и выполнить их вместе с учащимися.

Базовый уровень 0 - 60%

60 - 77%

77 - 90%

90 - 100%

менее 17 баллов

18 - 22 балла

23 -26 баллов

27-30 баллов

"2"

"3"

"4"

"5"

Устный ответ

Устный ответ является важным способом учета знаний, умений и навыков учащихся начальных классов по данным разделам. При оценке устных ответов во внимание принимаются следующие критерии:
1) полнота и правильность ответа;
2) степень осознанности усвоения излагаемых знаний;
3) последовательность изложения и культура речи.

Оценка "5"    ставится, если ученик:
- дает полный и правильный ответ;
- обнаруживает осознанное усвоение программного материала;
- подтверждает ответ своими примерами;
- самостоятельно  и  правильно  применяет знания при проведении разборов слов и предложений, распознавании  в  тексте  изученных  грамматических  категорий, объяснении написания слов и употребления знаков препинания;
- отвечает связно, последовательно, без недочетов в речи.
Оценка "4"    ставится, если ученик:
- дает ответ, близкий к требованиям, установленным  для  оценки "5", но допускает 1-2 неточности  в  речевом  оформлении  ответа, в  подтверждении  верно  сформулированного правила примерами, при   работе  над  текстом и  разборе слов  и предложений, которые  легко исправляет сам или с небольшой помощью учителя.
Оценка "3"   ставится, если ученик:
- отвечает неполно, по наводящим вопросам учителя;
- затрудняется самостоятельно подтвердить правило примерами;
- допускает ошибки  при работе с текстом и разборе слов и предложений, которые исправляет только с помощью учителя;
- излагает  материал несвязно, недостаточно  последовательно, допускает неточности в употреблении слов и построении словосочетаний или предложений.
Оценка "2"    ставится, если ученик:
- обнаруживает незнание ведущих положений или большей  части  изученного материала, допускает ошибки в формулировке правил, определений, искажающие их смысл, в разборе слов и  предложений, не  может  исправить  их даже с помощью наводящих вопросов учителя; речь прерывиста, непоследовательна, с речевыми ошибками.

Итоговая оценка знаний, умений и навыков

Итоговая  оценка выставляется в конце каждой четверти и конце учебного года. Она выводится  с  учетом  результатов  устной  и  письменной проверок уровня грамотности, степени усвоения  элементов  грамматики  и  овладения  умениями  связно  излагать мысли в устной  и  письменной   форме. Особую   значимость  при   выведении   итоговых   оценок  имеет  оценка письменных  работ. Итоговая   оценка  должна  отражать  фактическую  подготовку ученика, а не выводиться как средняя оценка из всех.

ПЕРЕЧЕНЬ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ, КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

и других видов

4класс

  • входная
  • текущие и тематические:

Простое и сложное предложения. Предложения с однородными членами.

Второстепенный член предложения-обстоятельство.

Местоимение (склонение, предлоги).

Правописание окончаний им.прилагательных. Склонение им.прилагательных.

Наречие. Правописание наречий.

Глагол. Спряжение глаголов, «не» с глаголами, неопределённая форма глагола, правописание -тся, -ться.

  • итоговые (1, 2, 3 учебные четверти и в конце года)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.

    Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и  ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс 1 Б

В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цель.Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о...

Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА     Рабочая программа по русскому языку  разработана в  соответствии   с программой к курсу  « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...

Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...

Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3

Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3 «А»...