Роль имен существительных в предложении и речи. Многозначные слова, синонимы, антонимы.
план-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме

Федорычева Ирина Сергеевна

1. Закрепление и совершенствование знаний по теме.

2. Продолжение работы с синонимами, антонимами, многозначными словами. Знакомство со словарями антонимов, синонимов, толковым словарем.

3. Воспитание любви к матери, к семье, к Родине. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mnogoznachnye_slova_sinonimy_antonimy.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по русскому языку в 4 классе

Тема: Роль имен существительных в предложении и речи. Многозначные слова, синонимы, антонимы.

Учитель: Фёдорычева Ирина Сергеевна

Тема: Роль имен существительных в предложении, в речи, Многозначные слова, синонимы, антонимы.

Цель: 1. Закреплять и совершенствовать знания по теме.

2. Продолжить работу с синонимами, антонимами, многозначными словами. Познакомить со словарями антонимов, синонимов, толковым словарем.

3. Воспитание любви к матери, к семье, к Родине.

Ход урока

I Организация.

Трёхминутное чтение. Найдите в тексте существительные. Поставьте к ним вопрос и определите одушевлённые или неодушевленные. Заканчивается декада русского языка.

II Чистописание.

Гг, Пп, Тт.

Ты всегда будешь помнить мамин голос, мамины глаза, мамины руки. Мама всегда рядом с тобой. И любовь к Родине начинается с любви к маме. ( На доске картинка или рисунок на эту тему)

—Почему взят именно этот текст? ( Декада посвящена матери, материнству, семье).

III Тема урока.

  1. Продолжаем работу над существительным, над выяснением его постоянных и непостоянных признаков; будем работать с антонимами, синонимами, многозначными словами.
  2. —Что такое существительное?

   —Назовите его постоянные признаки?

   —Непостоянные признаки?

   —Найдите в тексте о маме существительные и подчеркните их.

  1. Разбор существительного.

(к) маме—(кто?), н.ф., мама, сущ., одуш., ж.р., 1 скл., ед. ч., дат. пад., второстеп.чл. пр.

4. —Какова же роль существительных в нашей речи.

5. Запись предложения.

На небе сверкали, переливались разноцветные звездочки.

—Сколько значений у слова звезда.


  1. Небесное тело.
  2. Фигура.
  3. Знаменитый человек.
  4. Морская.

—Приведите примеры многозначных слов. Запишите.

Многозначные слова называют разные предметы, но имеющие сходства по форме, цвету, назначению, объему.

Гроза быстро закончилась.

—Есть ли здесь многозначное слово?

Если мы не знаем значение слова, где можно найти о нём информацию? (В толковом словаре)

Стр. 132—в учебнике.

Толковый словарь В.И. Даля стр. 194.

6. На доске картинки с изображениями предметов: пенал, конь, месяц, карандаш, собака.

—Назовите слова, которые можно назвать по – другому:

конь—лошадь

собака—пёс

месяц—луна

—Как называются такие слова? (Синонимы)

Синонимами называют такие слова, которые обозначают один и тот же предмет, но эти слова разные по звучанию и написанию.

—Для чего синонимы нужны в речи? (Обогащают словарный запас, делают речь ярче, выразительнее, позволяют точнее выразить мысли, отражают оттенки).

—Подберите синонимы к именам существительным

Армия—войско, рать, дружина.

Буря—ураган, ненастье, шторм (на море).

Доктор—врач, лекарь.

Друг—приятель.

Друг—человек, близкий по духу, убеждениям, на которого можно во всем положиться.

Приятель—знакомый с которым поддерживают хорошие отношения.

Составьте предложение со словом друг.

7. Родимая сторона—мать, а чужая—мачеха.

—Объясните пословицу.

—Назовите слова противоположные по значению.

—Как они называются? (Антонимы)

—Для чего нужны в речи антонимы? (Чтобы сравнивать)

Антонимы—слова, противоположные по значению.

  1. Найти пары слов, противоположных по смыслу.

Глупый—умный

Грубый—смелый

Большой—огромный

Скупой—угрюмый

Веселый—грустный

  1. Соединить стрелкой слова—антонимы:

 IV Итог.

 —Что сегодня узнали о словах?

—Какую роль выполняют имена существительные в речи? В предложении?

V На дом Стр. 92, упр113


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль имен существительных в предложении и в речи.Многозначные слова.Синонимы.Антонимы. 4 класс.Программа "Школа 2100"

Роль имен существительных в предложениях и в речи.Многозначные слова.Синонимы.Антонимы. Программа "Школа 2100" 4 класс....

Роль имен существительных в предложении и речи. Многозначные слова, синонимы и антонимы.

Роль имен существительных в предложении и речи. Многозначные слова, синонимы и антонимы. Урок русского языка в 4 классе ОС "Школа 2100"...

Конспект открытого урока на тему: "Роль имён существительных в предложении и в речи. Многозначные слова, синонимы, антонимы Знакомство с разными видами словарей, работа со словарями, чтение словарных статей".

На этом  уроке русского языка обучающиеся познакомится с разными видами словарей : с толковым словарем, со словарями синонимов и антонимов, со словарем иностранных слов.Дети овладеют первичными н...

План – конспект открытого урока по русскому языку на тему:Роль имен существительных в речи. Многозначные слова, синонимы, антонимы.

Тип урока:  закрепление изученного материала. Цели урока:1) Обучающая:-закрепить знания учащихся о  роли имен существительных в речи;-формировать умение подбирать синонимы и антонимы к ...