Урок по русскому языку в 4 классе.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Могучая Наталья Николаевна

Урок по теме неопределённая форма глагола, 4 класс, УМК "Гармония"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka.docx24.79 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока

по русскому языку в 4-м классе.

Разработала: Могучая Наталья Николаевна, учитель начальных классов МБОУ "Приморская СОШ"

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель урока: уточнить представления учащихся о неопределённой форме глагола.

Задачи: 1. научить находить глаголы неопределенной формы в речи;

             2. Развивать умение правильно ставить вопросы Что делать? Что сделать? 

            3.Правильно употреблять в речи глаголы в неопределённой форме, обогащать  и развивать речь учащихся;

4. Формировать интерес к учению.

Планируемые результаты: учащиеся научатся самостоятельно формировать выводы на основе своих наблюдений и сравнений; правильно ставить вопросы Что делать? Что сделать? к глаголам в неопределенной форме; выполнять творческие задания; работать со словарем; делать выводы, слушать собеседника и вести диалог; оценивать себя, границы своего знания и незнания; работать в паре и оценивать товарища.

Методическое обеспечение: слайдовая презентация,  карточки для самостоятельной работы, учебник. рисунки, флешь- карта.плакат со словами-глаголами,

Краткая характеристика методов и форм работы: в основу урока положен проблемно- поисковый метод решения учебной задачи. В течение урока использованы методы: наблюдение, словесные методы (беседа, диалог, обсуждение). На уроке были использованы коллективные, групповые (работа в парах), индивидуальные формы работы.

                                                           Ход урока:

         I Организационный момент:

Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Все ль на месте, все ль в порядке?

Книжка, ручка и тетрадка?

II  Чистописание.

Запишем число, классная работа, сочетания букв:

ть, ти, чь    инфинитив

Почему их написали? (это окончания глаголов)

Где они нам могут встретиться? (в окончаниях глаголов Н. Ф.)

Что означает слово инфинитив? (инфинитив в переводе с латинского "Неопределённый", значит это глагол в Н. Ф., в словарях глаголы указаны тоже в форме инфинитива)

Организует работу со словарём.

- Найдите в словаре любой глагол

- Прочитайте

- Поставьте вопрос

- Посмотрите, на что оканчивается

- Сделайте вывод

- Почему так?

(Неопределенная форма глагола  не несет на себе отпечатка времени, числа, рода, поэтому ее выбрали как начальную форму. От нее образуются другие глагольные формы)

 выпишите  по 1 глаголу и образуйте от него все возможные глагольные форму 1лица, ед ч. (два три учащихся зачитывают глаголы).

б) Работа по карточкам (5 слабозанимающихся)

Смотрит, лепит, светит, держит, дарит, топчет, носит, катит, возит, водит, тащит, ходит, просит.

Измени слова так, чтобы можно было поставить вопрос что делал?

Составь  2 предложения.

III Актуализация знаний и умений

Ребята, какой был праздник совсем недавно? (Новый год)

А что мы делаем на Новый год? (наряжаем ёлку)

И мы сейчас тоже нарядим ёлочку.

Найдите среди игрушек глаголы близкие по значению.

А теперь правильно нарядите ёлочки, развесить игрушки, каждую на свою ёлочку.( работает, летает, занимается, вертится, бегал, подарит, любил, веселил, засмеётся, парить, болтать, говорить)

- Почему слова парить, говорить и болтать не попали ни на одну ёлочку?

- На какие вопросы они отвечают? (что делать?)

- О какой части речи мы вели разговор на предыдущих уроках?( о глаголе)

- Конечно же - это знакомый незнакомец Глагол.

- Почему я так сказала?  (Потому, что мы его немножко знаем, но ещё не всё.)

- Так давайте, продолжим изучать эту часть речи, узнавать новые секреты русского языка.

- Ребята, давайте сформулируем тему сегодняшнего урока. (Глагол  в неопред. формы)

 IV. Изучение нового материала.

1).Вспомним всё,что уже знаем о глаголе.(учитель показывает таблицу дети продолжают...)

                        Являюсь…        (частью речи)

                Обозначаю… (действие предмета)

        Отвечаю на вопросы…(на вопросы что делать? что сделать?)

        Изменяюсь по ( числам, лицам)…и (в прош.вр.)по  (родам …)

        В предложении чаще всего бываю…(сказуемым)

 2) - На адрес школы пришло письмо для нашего класса

                             Здравствовать, ученики 4-а класса!

       Писать вам письмо жители далекой планеты. Мы хотеть рассказать вам о нашей жизни. Мы очень любить свою планету. Она красива. Мы беречь природу, уважать традиции нашего народа, изучать историю. Наш народ хотеть знать о вашем городе, об особенностях языка, о ваших национальных блюдах. Мы хотеть приехать в ваш город на экскурсию.

                                                                                                  До свидания.

- Понятно ли вам содержание этого письма?

- Какая часть речи употреблена в тексте с нарушением норм русского языка?

- В какой форме стоят глаголы?

- Как вы думаете, почему?

( Видимо, это является  особенностью языка жителей той планеты).

- Отредактируйте текст в правильную форму нашего языка. (Заслушивают ответы детей)

 V. Физкультминутка (музыкальная),  и одновременно для глаз.

VI. Закрепление темы урока.

- Выполнение упражнения 363 в учебнике стр 20

(читают  задание про себя;  затем хорошо читающий ученик, один выполняет у доски, остальные в тетради)

Вывод:  На что оканчиваются глаголы в неопределенной форме?

Кто попробует сделать вывод ?

Откройте учебники на стр. 20 прочитайте вывод.

Что можете сказать? (ответы детей)

VII. Самостоятельная работа : На доске  записаны словосочетания глаголов с существительными. Замените каждое словосочетание глаголов в неопределённой форме и запишите. Один у доски, остальные в тетрадях.

дать ответ                                     сделать покупку                        одержать победу                                        

говорить неправду                      лить слёзы                                   оказывать помощь

глотать воду                                сделать проверку    

- коллективная проверка.                

VIII  Письмо под диктовку. Игра «Найди синоним

 К каждому глаголу подобрать синоним, стоящий тоже в неопределённой форме, и записать рядом с данным словом. Тот, кто напишет правильно и раньше всех, побеждает.

Карточки:

рыдать     (плакать)                    торопиться   (спешить)

хохотать     (смеяться)                бранить  (ругать)

бродить         (ходить)           орать  (кричать)

караулить    (охранять)                растолковать (объяснить)

IX. Итог урока:   Сегодняшнее исследование глаголов заканчивается. Что нового вы узнали о глаголе?

На какие вопросы отвечают глаголы в неопределенной форме? (что делать?) (что сделать?)

Какие окончания  имеют данные глаголы? (ть, ти,чь)

Почему эти глаголы так названы? (не указывают на время и число)

Точно такие же памятки я вам раздаю в ваши папочки для правил, чтобы они вам помогали,  рассмотрите их дома со своими родителями,  напомните им и расскажите  о глаголе  неопределённой форме.

X. Домашнее задание:   Уч. №361, №362, правило с 20.

(прочитайте задание, всё ли вам ясно?)

ещё у меня есть карточки для дополнительного задания, кому надо поднимите руки.

XI. Рефлексия:

- ребята, закройте  на секунду глаза, за то что вы сегодня хорошо работали я приготовила вам сюрприз. (открывает ёлочку с игрушками),

Она красивая, а для того чтобы она стала ещё краше, мы украсим её своими игрушками. Они лежат у вас на партах, на обратной стороне написаны высказывания, предлагаю вам  закончить высказывание

Сегодня на уроке я:

-научился…

-было трудно…

-было интересно…

выставление оценок.

Нам предстоит выполнить ещё много заданий. Но сегодня мы выполнили всё.

Спасибо всем за работу на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по русскому языку. 4 класс. Учебник "К тайнам русского языка" М.С. Соловейчик

Тема урока:"Склонение существительных". На уроке разрешаются проблемные ситуации, составляется алгоритм рассуждения, решаются орфографические задачи....

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...

Урок по русскому языку, 2 класс "Упражнение в написании имён прилагательных" (обобщение) (учебник "Русский язык," 2 класс. Программа " Школа - России")

Цели урока: - формировать умение применять  и точно употреблять имена прилагательные в устной и письменной речи, находить их в тексте, определять их род и число, формировать навыки правописания...

Конспект урока по русскому языку 1 класс "Русский алфавит, или Азбука" (2 урок)

Конспект урока по русскому языку 1 класс "Русский алфавит, или Азбука" (2 урок)...

Русский язык Конспект урока по русскому языку (3 класс) "Правописание слов с безударными гласными в корне слова"

Методическая разработка открытого урока по русскому языку для 3 класса, к учебнику Канакиной В.П., УМК «Школа России», с применением приёма технологии динамического оценивания.Тема: «...

План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"

Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....

Методическая разработка урока по русскому языку 1 класс "Русский алфавит, или азбука"

Цуканова Е.А.учитель начальных классовМОУ «СОШ №1» г. ВалуйкиБелгородской области Технологическая карта урока по русскому языкуТема: Русский алфавит, или азбукаЦели Познакомить детей с алф...


 

Комментарии

Могучая Наталья Николаевна

Я считаю, что открытые уроки помогают нам больше раскрыться, набраться опыта, мне интересно и давать открытые уроки, и посещать их.