Конспект урока русского языка. (С использованием технологии целостного мышления) . Изложение с языковым анализом текста "Родничок" .
план-конспект занятия по русскому языку (4 класс) по теме

Скворцова Галина Леонидовна

Данный урок проведен в 4 классе. Использование технологии целостного мышления,  как одной из здоровье сберегающих технологий,  позволяет снять напряжение у детей, создает в классе атмосферу спокойного творчества. Все дети успешно справились с работой, их эмоциональный настрой был позитивным, они готовы были продолжать эту работу и огорчились, что урок так быстро закончился.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка.

(С использованием технологии целостного мышления)

   Тема урока: Изложение и языковым анализом текста

«Родничок».

Цели урока:

1. работать над обогащением речи детей: учить анализировать текст, точно употреблять слова в речи  выяснить лексическое значение слов, заменять одни слова другими, подбирать синонимы).

 2.  продолжать работу над орфографической зоркостью.

        3.  воспитывать любовь, бережное отношение к природе.

 

Ход урока:

  1. Подготовительная работа.        Учитель читает стихотворение.

В глуши лесной, в глуши зелёной

Всегда тенистой и сырой

В крутом овраге под горой

Бьёт из корней родник студёный:

Кипит, играет и спешит,

Крутя хрустальными клубами,

И под ветвистыми дубами

Стеклом расплавленным бежит

.

-О чём идёт речь? Что это такое? (водный источник, текущий из глубины земли, ключ).

-Где бил источник? Какой он был? (кипит, играет, спешит, крутясь хрустальными клубами, стеклом расплавленным бежит).

-Как вы понимаете эти слова?

-Кто из вас видел родник? Где? Какой он был?

                  2.     Сообщение темы урока.           Ознакомление с текстом.

                         Работа по технологии целостного восприятия.                                                                                                                                    

 

Примите удобное положение, расслабьтесь, пусть ничто вам не мешает. Закройте глаза. Сделайте глубокий вдох, а затем выдох. Ещё раз вдох, выдох. Представьте себе родник в лесу. Какой он? Что его окружает? Как он выглядит?

На краю леса бил ключ. Сухие листья, песок, сучья засыпали его. Коля и Шурик приехали летом в деревню. Они любили бродить по лесу.        Мальчики очистили родник. Коля поправил дубовый желобок. Шура приладил  кружку. Теперь каждый мог испить холодной воды. Заблестел ручеёк. Быстро текли серебряные струйки живительной влаги.         Первым гостем родничка стала бойкая птичка. Она села на желобок и уронила клювик в струйку воды. Птичка выпила первую каплю чистой воды. К роднику часто приходили путники. Каждый с благодарностью думал о добрых людях, которые позаботились о других и о природе.

Нарисуйте эту картину.

  1. Что вы увидели?
  2. Нарисуйте, что увидели.
  3. Покажите, что нарисовали.
  4. Составьте рассказ по своему рисунку.
  1. Анализ содержания.

  - О чём этот рассказ?

– Кто главные герои?

- Одного ли они возраста? ( Шурик)

- Какой добрый поступок они совершили?

- Какая главная мысль текста? (Люди должны беречь природу, помогать ей).

- Прочитайте текст самостоятельно и разделите его на части.

  1. Языковой анализ текста.

Прочитайте 1 часть.

- Какое любимое занятие было у мальчиков?

- Подберите синонимы к слову « бродить».

- Почему автор употребляет именно это слово. (ходить – двигаться, переступая ногами; бродить – идти тихо в разных направлениях)

- Что мальчики обнаружили на краю леса?

- Почему автор написал, что ключ «бил»?

- Как можно сказать иначе?

- Где мальчики нашли ключ? (на краю леса)

- Найдите и прочитайте предложение, каким мальчики нашли этот ключ?

- Какой глагол употребил автор? (засыпали).

- Какой другой глагол можно использовать?

- Автор употребил глагол «засыпали» как наиболее точный. Родник был не виден, и люди, жители леса не могли пользоваться такой вкусной, чистой водой.

- Как можно озаглавить 1 часть?

- Перескажите.(выбрать лучшие)

Прочитайте 2 часть.

- Что решили сделать Коля и Шура?

- В какой последовательности?

- Итак, что они сделали сначала? (очистили).

- А можно сказать расчистили, освободили? ( Можно. Но более точный глагол «очистили» т. е. сделали чистым).

- Что сделали потом? (поправили дубовый желобок)

- Что такое желобок? (орфографический словарь Ожегова)

- Для чего они это сделали?

- Какие действия Шуры были дальше?

- Как вы  понимаете это слово?

- Автор говорит «приладил». С помощью этого слова показывает доброту мальчика.

Приладил – сделал  хорошо, ладно. Это слово употребляется сейчас редко, оно близко к народной деревенской речи.

 - Как же ручеёк откликнулся на добро мальчиков? Найдите и прочитайте это предложение.

- Какие другие глаголы можно употребить (засиял, засверкал, заискрился).

- Автор использует слова «серебряные струйки» и глагол «заблестел». Ручеёк, как живой, подарил свежесть и красоту леса.

- Представьте себя около этого ключа, чистого, блестящего. Ваши действия?

- Посмотрите, какой глагол дан в тексте? (испить).

- Почему не «выпить», не «попить»? (испить – немного отпить)

- Озаглавьте. Перескажите.

Прочитайте 3 часть.

- Кто же стал первым гостем чистой воды? (Прочитайте это предложение).

- Почему автор называет её бойкой?

- Как можно иначе назвать?

- Что сделала птичка?

- Почему автор употребляет глаголы в таком порядке?

- Озаглавьте. Перескажите.

Прочитайте 4 часть.

- Кто ещё пил из родника?

- С каким чувством уходили люди?

- За что благодарили мальчиков?

- Озаглавьте. Перескажите.

 

- Почему в тексте вместо слов КЛЮВ, РОДНИК, СТРУЯ использованы КЛЮВИК,
РОДНИЧОК, СТРУЙКА, РУЧЕЁК? ( автор с любовью относится к природе).

- Чем отличаются эти слова?

  1. Составление плана.

Дан деформированный план.

План.

  1. Ключ на краю леса.
  2. Забота о природе.
  3. Первый посетитель.
  4. Обновлённый родник.

 

  1. Орфографическая работа.

Написать рассказ мы должны без ошибок. Какая орфограмма объединяет слова 1 столбика? Какие буквы нужно вставить? Докажи. (так же 2 и 3 столбики).

Бр… дить                д..ревня                сух… листья

По л..су                        с..ребряные                дубов… желобок

Ж…лобок                п..сок                        холодн… воды

Забл…стел                р…дник                живительн… влаги

Ур..нила                                                бойк… птичка

                                                        чист… воды

-А кто увидел в тексте слова с парной согласной?

-Какие ещё орфограммы есть в тексте?

- А теперь поговорим о пунктограммах.

- Найдите в тексте предложение с запятыми. Почему они там стоят?

- А ещё есть предложения с однородными членами?

- Почему там нет запятых?

- Посмотрите на последнее предложение. Давайте, попробуем разобраться в нём.

Найдите главные члены.( да, это сложное предложение, которое состоит из двух простых).

- Ребята, если в тексте есть слова, в написании которых вы затрудняетесь выпишите их себе на листочек.

-А теперь давайте попробуем пересказать этот текст друг другу (в парах)

Горят, как жар, слова

 Иль стынут, словно камни, -

Зависит от того,

Чем наделил их ты.

Какими к ним в свой час

Притронулся руками.

И сколько отдал им душевной теплоты.

6. Повторное чтение учителем.

7.  Я сейчас прочитаю вам этот рассказ последний раз. Озаглавьте его самостоятельно.

8. Написание изложения.

9. Для закрепления вовлечь в работу органы чувств.

    Детям предлагаю родниковую воду.

3. Итог урока.

- Расскажите, какие эмоции вызвал у вас этот рассказ.

Конспект урока русского языка.

(С использованием технологии целостного мышления)

   Тема урока: Изложение и языковым анализом текста

«Родничок».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по чтению с использованием технологии критического мышления "Легкий хлеб" белорусская сказка

Тема: «Легкий хлеб» - белорусская сказка.Цель: познакомить учащихся с белорусской народной сказкой «Легкий хлеб».Развивать речь учащихся; развитие умения читать правильно, сознательно, выразительно.Во...

Урок русского языка с использованием технологии развития критического мышления - метод «Фишбоун» (Д. Баланка). 2 класс. Тема: Части речи.

Обобщающий урок.Собирается воедино информация о частях речи. Поможет в этом составление схемы.“Fish bone” – «рыбья кость». На рыбьем скелете есть верхние и нижние косточки.  Также и в нашей схеме...

Урок русского языка с использованием технологии развития критического мышления - метод «Фишбоун» (Д. Баланка). 2 класс. Тема: Части речи.

Нередко в  объяснении учителя содержатся различные учебные проблемы. Иногда эти проблемы обозначены неявно. И  ученики могут не обратить на них внимания или будут испытывать трудности при по...

«Урок русского языка с использованием технологий развития критического мышления – метод «Фишбоун» (под именем Ишикавы (Исикавы)».

Введение             Урок русского языка с использованием технологий развития критического мышления – метод «Фишбоун» (под...

Урок русского языка с использованием технологии развития критического мышления.

Цели урока:• обобщить представления учащихся о частях реи: имени существительном, имени прилагательном, глаголе;• научить детей различать части речи, классифицировать слова-предметы, слова-п...