Статья "Формирующее оценивание как фактор создания учебно - развивающей среды на уроках русского языка в начальных классах"
статья по русскому языку (1 класс) на тему

Теличкина Елена Геннадьевна

В статье показаны приёмы работы на уроках русского языка  в начальной школе по самооценке учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod_rabota_konkurs.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                        Теличкина Е.Г.

учитель 1 категории,

МБОУ Начальная общеобразовательная школа

ЗАТО Звёздный, Пермский край

Формирующее оценивание как фактор создания учебно-развивающей среды на уроках русского языка в начальной школе.

Согласно новым стандартам важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Одним из ценностных ориентиров начального образования становится  формирование способности к организации своей учебной деятельности (планирование, контролю, оценке).

Л.М. Фридман считает, что текущую, повседневную контрольно-оценочную деятельность должны выполнять сами учащиеся, начиная это делать еще в начальных классах. Участие учителя в ней может быть связано с обучением школьников рациональным методам и приемам этой деятельности, с формированием у них правильных и разумных эталонов контроля, нормативных критериев оценки, способов корректировки своей учебной работы, потребности и привычки самоконтроля и самооценки, с воспитанием произвольного внимания.

В младшем школьном возрасте актуальным является формирование такого важного компонента учебной деятельности  как самоконтроль. Усиление произвольности психических процессов, развитие внутреннего плана действий и рефлексии в этом возрасте создают возможности для осуществления контрольно-оценочных и контрольно-корректировочных действий самими школьниками.

Учебный предмет «Русский язык» занимает ведущее место в начальном обучении, поскольку направлен на формирование функциональной грамотности младших школьников. Успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки ребенка по другим школьным предметам.

Цель моей работы  заключается в том, чтобы всячески возбуждая познавательную активность и самостоятельность детей на уроках русского языка, в то же время руководить ими, осторожно помогать им в самостоятельной работе, предупреждать ошибки, побуждать их к самоконтролю и вовлекать в работу над своими недочётами – словом, учить их учиться.

В своей работе я использую приемы оценочной деятельности на уроке:

- волшебная линеечка

На полях тетрадей учащиеся чертят шкалы и отмечают крестиком, на каком уровне, по их мнению, выполнена работа. При проверке учитель, если согласен с оценкой ученика, обводит крестик, если  нет, то чертит свой крестик ниже или выше.

- цветная оценка

При изучении букв предлагаю детям зелёным карандашом обвести самую правильную букву, а синим ту, которая не получилась. Можно под буквой нарисовать улыбочку.

Внизу страницы ученики рисуют два круга. Оценив свою работу, дети закрашивают один круг, другой круг закрашивает при проверке учитель. Значение цвета обговариваются заранее. Например, зелёный - всё получилось, синий – есть недочёты, но старался, красный – получилось плохо, не доволен работой, белый – не могу оценить. В начале следующего урока ученик смотрит, совпала ли его оценка с оценкой учителя.

- игра «Учитель»

 На доске записаны 1-3 предложения, в которых допущены ошибки на изученные правила. Учитель говорит, что какой-то сказочный персонаж написал эти предложения, но допустил … ошибок (на начальном этапе лучше озвучивать количество допущенных ошибок, позже давать задание найти сколько смогут). Дети, выступая в роли учителей, самостоятельно проверяют предложения, находят и исправляют ошибки. Затем сравнивают свою работу по образцу, данному учителем. На полях тетради ставят себе значок (если всё правильно +, если есть ошибки ?).

- проведение проверочных  и самостоятельных работ

 На первом уроке учитель вместе с учащимися разбирает похожие задания проверочной работы, затем школьники выполняют работу. В конце урока на доске определяется количество выполненных правильно заданий. Работы собираются, учитель проверяет их, выставляя для себя ошибки в отдельную тетрадь, а затем на доску в другой столбик. Ошибки не исправляются. На следующем уроке учитель снова разбирает задания первой работы. Раздаёт детям тетради и просит ещё раз проверить выполненные задания. Учащиеся их исправляют другим цветом. Снова на доске определяется количество правильных ответов. Учитель проверяет работы. Если ученик нашёл свою ошибку, учитель считает это задание выполненным правильно. Учитель проставляет количество правильных ответов на доску. Учащиеся определяют, где допустили большее количество ошибок, над чем надо поработать.

Самостоятельные работы проводятся на одном уроке (в течение 20 минут). Далее идёт проверка, корректировка, оценивание. Если ученик считает нужным поставить полученную отметку в журнал, учитель выставляет её. У ученика появляется возможность поупражняться в допущенных ошибках и в следующий раз написать работу лучше.

-  личный дневник школьника

Использую дневник школьника, авторами которого являются Р.Н.Бунеев, Е.В. Бунеева, с одной стороны в него включены все необходимые элементы традиционного дневника школьника, а с другой стороны он предназначен для развития у младших школьников самоорганизации, самоконтроля и самооценки.

Начинаю работу с того, что  на родительском собрании знакомлю родителей с дневником, с правилом работы с ним. После этого на классном часе знакомлю детей с содержанием дневника.

В 3-4 классах  в начале каждой недели ученики класса пишут цель на эту неделю, для этого отведена специальная строчка. Например « На этой неделе буду активно работать на уроках», «Я постараюсь получать хорошие отметки». В конце недели школьники оценивают степень достижения цели. Например « Я выполнял домашние задания самостоятельно», «На этой неделе я получил 5 по русскому языку» и другие.

 При ведении дневника ученик ежедневно оценивает свои достижения, анализирует свои достижения и недостатки, а также ищет пути устранения недостатков.  Благодаря ведению дневника младший школьник может научиться планировать свои дела на неделю, на месяц. Для этого на листе «План моих дел» он отмечает, какие важные дела, в какие дни ему нужно сделать. Добиться регулярности записей помогают родители. В конце дневника напечатано содержание программ по предметам. Его можно разделить на три столбика: в первом столбике ученик оценивает себя самостоятельно, во втором столбике его знания оценивают родители, а в третьем столбике оценивает учитель.

Учащиеся проводят самоанализ в конце периода, в конце года под руководством учителя. Такая работа служит и дополнительным источником мотивации ученика, и создает ситуацию успеха. Работа с дневником будет более эффективной и понятной, если он ведется с первого класса. Хотя в первом классе дети не умеют писать, они могут оценивать свои достижения в дневнике при помощи условных обозначений: кружками разного цвета, используя знаки +, -.

При регулярной работе над дневником можно отметить, что к 4 классу у большинства учеников формируется субъективность учебной деятельности, причем ярко проявляется в развитии таких компонентов, как учебно-познавательный интерес, умение ставить цель и оценка. Также они умеют анализировать свою деятельность, искать причины неудач и пути их исправления в школе и вне нее.

Для того чтобы развитие самооценки было эффективным, следует выполнять следующие условия:

 1. Совместная разработка учителем и учениками четких эталонов оценивания для каждого конкретного случая;

 2. Создание необходимого психологического настроя обучающихся для анализа собственных результатов;

 3. Обеспечение ситуации самостоятельного свободного эталонного оценивания учащимися своих результатов;

 4. Сопоставление и выводы об эффективности работы;

 5. Составление учениками собственной программы деятельности на следующий этап обучения с учетом полученных результатов.

Учителю необходимо соблюдать:

- этапы и технологически обеспечить становление контрольно-оценочной деятельности младших школьников;

- использовать разнообразные способы и организационные формы действий контроля и оценки;

- иметь систему проверочных, диагностических работ для отслеживания становления контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников и динамики формирования способов их деятельности;

- использовать эффективные и рациональные способы фиксации контрольно-оценочных действий учащихся.

Вывод: используя разнообразные способы и формы действий контроля и самооценки, у учащихся повышается уровень учебной мотивации, процент учащихся с адекватной самооценкой заметно увеличивается, учащиеся анализируют свою деятельность, ищут причины и пути исправления ошибок.

Литература.

1. Мисс М.Ю. Автоматизация самоконтроля в начальной школе.- Интернет.

2. Некоторые особенности формирования действия контроля в 1-м классе//Нач. шк.(приложение)-2002.- № 17.

3. Пачина А.Г. Самоконтроль в учебной деятельности младших школьников//Нач.шк.-2004.-№1.

4. Распопина О.И. Задания для оценки своих возможностей по русскому языку для учащихся, учителей и родителей//Нач. шк. (приложение) – 2002. - № 6.-с.2.

5.Филиппова Н.К. Индивидуальная карта самоконтроля - одно из средств создания условий для индивидуализации работы с учащимися на уроках русского языка.- Интернет.

6. Цукерман Г.А. Проверьте своих учеников//Нач. шк. – 1993. - № 1, с. 46-47

7. Шикова Р.Н., Бологова Е.И.. Формирование самоконтроля в процессе обучения младших школьников решению текстовых задач// Нач.шк.-2000.-№1.