Конспект урока по теме : Местоимение для 4 класса
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Коробченко Зульфия Анатольевна

Урок для 4 класса по теме местоимение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mestoimenie.doc404.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

Зырян қаласының                                                                                                                   №2 бастауыш мектебі» КММ                                                                                          КГУ «Начальная школа №2                                                                                  Зыряновского района»

2012-2013оқу жылы

2012-2013 учебный год

  Русский язык

ТЕМА: Местоимение

 ЦЕЛЬ:  

1) Обобщить и закрепить знания учащихся по теме «Местоимение»;

2) Развивать аналитическое мышление, каллиграфические навыки, речь, орфографическую зоркость;

3) Воспитывать любовь к животным;

4) Корригировать аналитико-синтетическую сферу через игровое задание «Найди лишнее», корригировать внимание через игровые задания «Открой секрет», «Кто быстрее?» 

 ОБОРУДОВАНИЕ: презентация, музыкальное сопровождение, карточки, схемы, таблицы                                              

Ход урока:

1. Психологический настрой

Прозвенел и смолк звонок.

Начинается урок.

Все друг к другу повернитесь,

И друг другу улыбнитесь.

Улыбнитесь мне, гостям

И садитесь по местам

2. Мотивационно-целевой этап

1. Постановка Темы и Целей

- Сегодня у нас будет необычный урок. А какой вы узнаете, составив слово из букв. Аукцион

- Как вы понимаете слово аукцион?

Аукцион – публичная продажа имущества или способ продажи некоторых товаров.

Аукционер – участник аукциона.

Аукционист – человек, проводящий аукцион.

- Как вы думаете, кто сегодня будет  аукционистом, ведущим аукциона.  А кем будете вы?

- На продажу выставлены поистине бесценные «вещи», купить которые сможете в обмен на знания по русскому языку.

- Чтобы узнать тему нашего аукциона вы должны внимательно посмотреть на слова и найти в них ещё одно слово, которое обозначает самостоятельную часть речи.

2. Словарная работа

Лот №1 «Словарные слова» в тетради, самостоятельно

во

ко

бё

ра

яц

яг

ро

со

ведь

ка

же

за

бей

ло

тух

на

му

пе

нок

вей

мед

ре

нё

ба

ва

Воробей, ворона, жеребёнок, заяц, медведь, петух, муравей, собака, сорока, ягнёнок, корова, соловей

Пальчиковая гимнастика

- На какие 2 группы делятся животные по образу жизни? (Животные бывают дикими и домашними)

-  Чем они питаются? (Они питаются зерном, сеном, молоком, овощами)

- В какое время года у них могут выводиться детёныши? (У них могут выводиться детёныши в любое время года)

2. Операционно-целевой этап

Лот № 2 «Кластер» (Звучит «Гонг») Вторая вещь на продажу

У: Что вы знаете о местоимении? Составьте кластер. (в группах)

Лот №3 «Пазлы». – в парах

Ед. ч.

Мн. ч.

1 л.

Я

Мы

2 л.

Ты

Вы

3 л.

Он, она, оно

они

- как называются данные местоимения?

- пара учащихся, справившаяся с работой первой, выходит к доске и рассказывает по таблице о личных местоимениях

Вывод: личные местоимения изменяются по лицам и числам

Лот №4 «Найди лишнее»- самостоятельно

  1. он      она      оно      я
  2. я         ты       они     он
  3. мы     он        но       вы
  4. ты      к          от        за
  5. мне    мну     мни     мнём

- выписать из каждой строчки по одному лишнему слову (самопроверка)

Гимнастика для глаз

Лот №5 «ЛЕСНЫЕ ПРЕМУДРОСТИ»

- Замените существительное личным местоимением.

1        -в.

Орел свил самое большое гнездо. Орёл делает его из толстых сучьев.

2        -в.

Самый красивый домик у пеночки. Она вьёт его на ветках берёзы.

Вопросы:

-        Почему вы заменили имя существительное местоимением?

Задание: сделайте разбор предложения по членам

-        Каким членом предложения может быть местоимение?

Подведение итогов этапа.

 Лот №6 «Кто быстрее?»

- Разноцветные карточки с местоимениями в разных падежах развешаны по классу. Каждый ученик находит себе карточку. Дети должны встать в таким, образом, чтобы падежи оказались по порядку

И.п он        И.п он

Р.п.                                                                                   Р.п.

Д.п.                                                                            Д.п.

В.п.                                                                            В.п.

Т.п.                                                                            Т.п.

П.п. о нём                                                                 П.п. о нём

к нему

ему

за него

с ним

им

его

у него

его

Вопрос:

  • Сравните местоимения 1 и 2 столбиков, что заметили?

Как пишутся местоимения с предлогами? (Местоимения с предлогами пишутся раздельно.)

- Что вы заметили при написании местоимений 3 лица с предлогами? (Местоимения 3 лица, если употребляются с предлогами, могут иметь форму, начинающуюся с н.)

Подведение итогов этапа.

Лот №7 "ПОЛЯНА СКАЗОК"

Каждый ученик получает карточку с заданием: Прочитайте текст.  Из какой сказки эти строки, назовите автора. (А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»)

Задания:

  • Спишите местоимения, данные в скобках, употребите в нужной форме.
  • Подберите из текста слова к схеме        . (Старик)
  • Найдите в предложениях однокоренные слова. (Старче, старуха)

1 уровень

Приплыла к (он) рыбка, спросила:

«Чего тебе надобно, старче.»

     Воротился старик ко старухе,
     Рассказал (он) великое чудо.

Задания:

- Выпишите местоимения укажите падеж, лицо, число.

- Найдите слова с суффиксом -к-. (Рыбка)   Подберите и запишите 2 однокоренных слова.

                                    2 уровень

Не посмел я взять с (она)выкуп,

Отпустил (она) в синее море.

Не умел ты взять выкупа с рыбки.

Хоть бы взял ты с (она) корыто.

Задания:

  • Выпишите местоимения укажите лицо, число.
  • Разберите слово царские по составу.

Подберите и запишите два однокоренных слова. (Царь, царица)

3 уровень

На него прикрикнула старуха,

На конюшню служить его послала.

Старичок к старухе воротился,
Что ж. Пред ним царские палаты.

  • Вопрос:

Как пишутся местоимения с предлогами? (Местоимения с предлогами пишутся раздельно.)

Вывод.

Физкультминутка. «Две подружки, две руки»

Лот №8 «Открой секрет»

- самостоятельно находят местоимения 1 уровень – на зелёной карточке, 2 уровень на красной карточке.

- назовите местоимения в И.П.

- выполни фонетический разбор  на «5» - ягода        «4» - намёк         «3» - квас

Лот №10 "Тест"

1. Найди лишнее

А) я                            б)   ты              в) как             г) она

2. Найди признак личного местоимения?

А) называет предмет

Б) указывает на предмет, не называя его

В) указывает на действие предмета

Г) служит для связи слов в предложении

3. Каким членом предложения является местоимение?

Он долго ходил около школы.

А) сказуемым                                   В) определением

Б) подлежащим                                Г) дополнением

4) Сосчитай количество местоимений:

Как, без, он, у, я, ты, от, мы, до, вы, про, они.

А) 4                            б) 5              в) 6             г) 7

4. Рефлексия

1. Подведение итогов аукциона

2. Д/з с. 124 упр. 321

«3» - вставить местоимения

«4» - вставить местоимения, определить число, лицо, падеж местоимений

«5» - вставить местоимения, определить число, лицо, падеж местоимений. Продолжить сказку 2-3 предложениями.