Урок русского языка в 1 классе по теме «Согласные буквы Ш,ш, обозначающие согласный звук ш. Русская народная сказка «Три медведя».
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме

Исакова Елена Николаевна

Разработка урока русского языка 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok-kopija.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Краснохолмская средняя общеобразовательная школа №2 им.С.Забавина»

Урок по обучению грамоте в 1 классе

на тему:

 «Согласные буквы Ш,ш, обозначающие согласный звук ш.Русская народная сказка «Три медведя»

           

Подготовила

учитель начальных классов

                      ИсаковаЕлена Николаевна

                         

Цели:

Образовательные:

1.Закрепить знания детей о всегда твердом шипящем звуке/ш/,повторить и закрепить знания правописанияши в словах.

2.Формироватьнавыка безошибочного,сознательного, выразительного чтения доступных текстов.

Развивающие:

1.Развивать фонематический слух, речь, внимание, наблюдательность, обогащать, активный словарный запас.

2.Развивать способность к познанию путем самостоятельного добывания знаний.

Воспитывающие:

1.Воспитывать культуру поведения при работе в парах, любовь к людям старшеговозраста, братьям нашим меньшим, бережное отношение к природе.

    Оборудование: компьютер, проектор интерактивная доска, карточки с рисунками,  конверты с заданиями ,презентация.

Тип урока: урок отработки умений и рефлексия

Планируемые достижения обучающихся:

-усвоить, что буква ш находится не только  в начале слова , но  в середине и в конце слова.

-научиться приводить примеры  слов с буквой ш;

- учиться проверять свою работу по эталону.

                           Ход урока.

1.Этап мотивации к деятельности.

-В мире много интересного,

Нам порою неизвестного.

Миру знаний нет предела.

Так скорей друзья за дело!Слайд1)

Организация учебного процесса на 1 этапе

Подготовка артикуляционного аппарата к чтению.Фонетическая зарядка.

- Как жужжит пчела, шмель? ( Ж-ж-ж…)(Слайд2)

- Как звенит комарик? ( З-з-з…)

- Как пыхтит тесто? ( Пых-пых-пых!)

- «Надуйте» воздушный шарик (Ф-ф-ф…)

- Как шарик выпускает воздух ( С-с-с…)

- Как шипит змея? (Ш-ш-ш…)

2. Этап актуализации и пробного учебного действия.

Организация учебного процесса на 2 этапе

1)Повторение о букве ш. (Слайд3)

-С какой        буквой мы познакомились на прошлом уроке?

-Что вы знаете об этой букве и звуке, который она обозначает?

(Слайд4)

-Почему буквы –человечки взялись за руки?

Для какого звука оставлено место?

Вы  сейчас узнаете , если отгадаете загадку.

2.) Загадка:                                  

Стоит высокий светлый дом,            

Ребят проворных много в нём.     .

Там пишут и считают,                      

Рисуют и читают.  (школа)       (Слайд5 )  

3) Чтение стихотворения на доске (Слайд6)

Шубы, шапки и шарфы

Ваше время уж прошло!

Запираем вас в шкафы

Нам и так теперь тепло.

4) Игра « Занимательная модель» (Слайд7)

-Определите по схеме какое зашифровано слово. Почему вы так решили? Обоснуйте свой выбор.

5) Буквосочетание Ши. (Слайд8)

-Что вы можете сказать о каждой паре слов.

Какое слово вам незнакомо?

6) Самостоятельная работа. (Слайд 9)

«Буква потерялась»

Ш…повник,  ш..на,  камыш..,

Маш..ны и карандаш… .

_Какую вы знаете пословицу с ши

(Поспешишь- людей насмешишь)

3.этап.

Локализации индивидуальных затруднений.

Постановка учебной задачи.

Организация учебного процесса на 3 этапе.

-Какие задания  мы выполняли?

-Что мы знаем и чего не знаем?

-Почему у человечка в руках восклицательный знак?

Чем же буква ш отличается от других согласных?

4этап. Построение проекта выхода из затруднения.

Организация учебного процесса на 4 этапе.

-Пронаблюдайте, где пишется Ш.

1. Доскажи словечко:

Сегодня все ликуют.               Если мы растём на ели,

В руках у детворы                  Мы на месте, мы при деле.

От радости танцуют                А на лбах у ребятишек

Воздушные…(шары)   Никому не нужно…               (шишек)

Я рубашку сшила мишке,

Я сошью ему…        (штанишки)

2. Фронтальная работа.

- Закройте уши руками, произнесите звук [ш].

 - Дайте характеристику звуку [ш] 

  ( [ш] – согласный звук, так как нельзя пропеть; воздух встречает преграду; не может образовывать слог;  глухой, твёрдый)

- Какой вывод можно сделать? ([ш]  – всегда твёрдый)

5этап.Реализация построенного проекта.

1. Работа в группах

1.Предлагаю взять картинки из конверта с изображением (Ушки, шуруп, шалаш, шляпа.) .

1. определение места звука в словах,  работа в группах

1 группа выбирает картинки с предметами, в названии которых звук [ш] стоит в начале слова и после него стоит гласный звук

2 группа – в названии которых этот звук стоит в конце слова и в начале

3 группа – в середине слова

4 группа выбирает картинки с предметами, в названии которых звук [ш] стоит в начале слова и после него стоит согласный звук

2.Вывод.

-К какому выводу пришли?

5.Физкультминутка

Покачайтесь, покружитесь,

Потянитесь, распрямитесь.

Приседайте, приседайте,

Пошагайте, пошагайте,

Встаньте на носок, на пятку,

Покачайтесь-ка вприсядку.

Глубоко теперь вздохните,

Сядьте тихо, отдохните.

6.Шутка.

Шапка да шубка – вот и весь Мишутка.

Составить схему слова  шапка.

6 этап.

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

1.Чтение рассказа Л.Толстого «Дед и внук». Словарная работа.

1) Биография.

-Лев Толстой жил в своем родовом поместье « Ясная поляна».Там он организовал школу для бедных детей и написал для них Азбуку. Рассказы он сочинял сам.Он учил детей правильно жить, дружить, уважать и почитать взрослых.

2)Чтение по цепочке

-Кого укорил л.Толстой в плохом поступке и почему?

-Как Л.Толстой укорил внука?

-В каком предложении заключается главная мысль?

_замените слово дурно

-Прочитайте с новым словом главную мысль.

-Чему учит этот рассказ?

7этап самостоятельной работы

1Работа по сказке « Три медведя»

-Какие вы знаете сказки, где главная героиня девочка Маша?

2.Жужжащее чтение отрывка сказки .

8 этап.

Включение  в систему знаний

1. Прослушивание продолжения сказки» Три медведя.

2.Работа с иллюстрацией.

3.Беседа по содержанию.

4.Просмотр мультфильма «Три медведя»

9 этап.

 Рефлексии деятельности на уроке.

-Что вам было выполнять интересно?

Что вызвало затруднение?

-Оцените свою работу.