Устойчивые выражения (фразеологизмы) Конспект урока русского языка в 3 классе по УМК "Перспективная начальная школа"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

 Оглезнева Зинаида Петровна

Устойчивые выражения (фразеологизмы) Конспект урока русского языка в 3 классе по УМК "Перспективная начальная школа"  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл frazeologizmy_konspekt_uroka.docx24.19 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Устойчивые выражения (фразеологизмы).

Цели:

  • Формировать умение отличать фразеологизмы от свободных сочетаний слов, находить фразеологизмы в тексте и объяснять их значение.
  • Содействовать развитию познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий, ввести в активный словарный запас учеников новые крылатые выражения.
  • Развивать наблюдательность, память, мышление, умение  работать с фразеологическими словарями.
  • Воспитывать любовь и интерес к познанию родного языка.

Оборудование:

  • Мультимедийное оборудование.
  • Иллюстрации (ёжик, лиса, медведь, рыба, волк, заяц, свинья).
  • Фразеологический словарь.

1. Организационный момент.

Прозвенел звонок,

Начинается урок!

Встаньте прямо,

Распрямитесь! Удивитесь! Улыбнитесь!

И за парты тихонько садитесь!

2. Мотивация. (Слайд 1)

Синонимы

Фразеологизмы

Антонимы

  • Прочитайте слова на экране. Какое слово лишнее? Почему?
  • Что такое синонимы?
  • Что такое антонимы?
  • Чему будем учиться на уроке?
  • Что вы хотите узнать о фразеологизмах?

3. Проблемный вопрос.

  • Догадайтесь, о ком говорится в тексте.

Я знаю их как свои пять пальцев. Иногда они трещат как сороки, иногда молчат как рыбы. У них голова на плечах, но иногда в ней гуляет ветер. Они любят заговаривать зубы, а иногда они их скалят. Они всё мотают на ус, у них ушки на макушке, а некоторые считают ворон и витают в облаках. Когда надо они за словом в карман не лезут, но умеют держать язык за зубами. Они иногда играют у меня на нервах, поэтому я держу их в ежовых рукавицах. Но всё равно я люблю их всем сердцем.

  • Вы догадались, о ком идёт речь?
  • Все ли сочетания слов вам были понятны?
  • Что же это за слова, знакомые, и в то же время не совсем понятные?

4. Изучение нового материала

Это фразеологизмы -  устойчивые сочетания слов. (Слайд 2)

Замолчи, Петрусь,

Говорят!

Прикуси язык,

Говорят!

Он язык прикусил

И сильней заголосил.

  • Что случилось с Петрусем?
  • Почему это произошло?
  • Как вы понимаете смысл этих слов?
  • Можно ли буквально понимать выражение «прикусить язык»?
  • Можно ли в этом выражении заменить слово язык другим словом?
  • Почему? (Меняется смысл)

Сообщение учителя:

В русском языке есть сочетания слов, которые нельзя разорвать, потому что они имеют целостное значение. Эти сочетания появились очень давно, ещё в те времена, когда люди не умели писать. В течение столетий эти выражения передавались из одного поколения  к другому через устную речь. Эти сочетания нельзя понимать в прямом смысле, потому что они предназначены для употребления в переносном значении. Эти слова называются фразеологизмами. В них нельзя заменять одни слова другими. Их нужно запоминать и знать их значение. Чем больше вы их будете знать, тем точнее и красочнее вы можете выразить свою мысль. Фразеологизмы встречаются в литературных произведениях, сказках и в речи людей.

  • Послушайте стихи, найдите в них фразеологизмы и объясните их смысл.

(Слайд 3)

Маленький Петя был высмеян папой:

«Что же ты пишешь, как курица лапой

Пискнул обиженно бедный ребёнок:

«Я ведь не курица, только цыплёнок!»

(Слайд 4)

По грибы Егор пошёл,

Собирал их здорово:

Два гнилых сморчка нашёл,

А наврал с три короба.

(Слайд 5)

Залетела в дом оса,

Полетала полчаса.

- Жу-жу-жу,  жу-жу-жу!

Я такое расскажу!

Мне все уши прожужжала,

А потом вонзила жало.

(Слайд 6)

По узкой тропинке

Гусиным шажком

Гусиное войско

Шагает гуськом.

(Слайд 7)

Заяц зайцу говорит:

- Мне бы волчий аппетит!

- В аппетите мало толку,

Нам бы зубы как у волка!

(Слайд 8)

За домом едва

Пожелтела трава,

Два брата рубили дрова.

Один это делал спустя рукава,

Другой – засучив рукава.

  • В  Древней Руси носили верхнюю одежду с непомерно длинными рукавами; не засученные концы их ниспадали до колен, а то и до земли. Естественно, что, не подняв таких рукавов, нечего было и думать о работе. 
    Близко к этому выражению стоит второе, противоположное ему по смыслу и, можно думать, родившееся позднее:
    «Работать  засучив рукава», то есть решительно, горячо, с полным старанием.

5. Работа со словарём устоявшихся выражений.

(Слайд 9)

Жил-был гусак – большой чудак:

Он задирался просто так.

Но вдруг гусак

Попал впросак –

Гусак нарвался на собак.

  • Вам легко объяснить этот фразеологизм?
  • Если мы в чём-то сомневаемся, где можно найти помощь? (словарь)
  • Какие словари вы знаете?
  • Существует и словарь устойчивых выражений, найдите его во 2 части учебника.
  • Как быстро найти устоявшееся выражение?

6. Физминутка. Музыкальная.

7. Закрепление.

  • Работа в парах

Заменить словосочетание устойчивым выражением.

Очень дружно

Лететь стрелой

Сильно устать

Душа в душу

Сильно перепугаться

Валиться с ног

Быстро бежать

Ни жив, ни мёртв

  • Некоторые устойчивые выражения включают слова, называющие домашних или диких животных. Вам нужно подобрать соответствующий рисунок.

Хитёр как (лиса)

Труслив как (заяц)

Нем как (рыба)

Голоден как (волк)

Упрям как (осёл)

Грязный как (поросёнок)

Колючий как (ёж)

  • На карточках подчеркнуть предложение, где употребляются устойчивые выражения.

Я не нашел себе места и встал в проходе.

Отец не находил себе места от волнения.

За едой малыш прикусил себе язык и заплакал.

Он чуть было не проговорился, но вовремя прикусил язык.

В двух словах он изложил свою просьбу.

В двух словах он допустил три ошибки.

  • Одно слово может употребляться в разных фразеологизмах.

(Слайд10)

Нос не в свои дела суют,

Носами перед сном клюют,

Зато один весёлый нос

Папаша Карло нам принёс.

  • В каких устоявшихся выражениях употребляется слово нос?
  • Объясните эти выражения.

Клевать носом - дремать;

Нос суёт не в свои дела – быть любопытным, слушать чужие разговоры;

Зарубить на носу – запомнить;

  • В устойчивых выражениях клевать носом, совать нос в чужие дела говорится о том носе, который есть у каждого на лице. А вот зарубок на этом носу никогда не делали!
  • В старину носом называли палочки, дощечки, которые носили с собой неграмотные люди, чтобы делать на них различные заметки, зарубки.  В буквальном смысле зарубить на носу означало сделать зарубки на дощечке (носу) о том, что нужно хорошо и надолго запомнить.

Обобщение:

  • Что вы сегодня зарубили на носу?
  • Какие фразеологизмы вы запомнили?
  • Для чего нужно использовать в своей речи фразеологизмы?

Домашнее задание:

1 ряд найти устойчивые выражения со словом рука

2 ряд найти устойчивые выражения со словом язык

3 ряд найти устойчивые выражения со словом ухо

Итог урока.

  • Ребята, вы все сегодня хорошо, активно, засучив рукава работали.

Никто не ударил в грязь лицом и не сел в калошу. Я решила  наградить вас ценными подарками. Вот неполный перечень: телевизор, компьютер, видеокамера, цифровой фотоаппарат, автомобиль ВМW и другие, любезно предоставленные фирмой «Рожки да ножки». Вручение будет сразу, как только рак на горе свиснет.

  • Попались на удочку?
  • А если серьёзно, то вас ожидает приз «Пальчики оближешь». Смотрите язык не проглотите.
  • Спасибо за работу на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка «Именительный падеж» (УМК «Перспективная начальная школа» 3 класс Н.А. Чуракова)

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: «Именительный падеж»Цели деятельности учителя: формирование представления о роли имён существительных в именительном падеже в предложении, развитие умени...

Конспект урока русского языка «Личные местоимения» (УМК «Перспективная начальная школа», 4 класс)

Цели деятельности учителя: повторение и обобщение знаний о личных местоимениямих 1, 2, 3 лица единственного и множественного чисел.Планируемые результатыПредметные:Знать роль местоимений в устной и пи...

Конспект урока русского языка «Слова в предложении» (УМК « Начальная школа XXI века», 2 класс)

Цели деятельности учителя: закрепление знаний у обучающихся о необходимости взаимосвязи слов в предложениях.Планируемые результатыПредметные:1) знать о значимости взаимосвязи слов в предложениях2) уме...

Конспект урока русского языка "Учимся применять орфографические правила" (Начальная школа XXI века, 2 класс)

Тема: «Учимся применять орфографические правила»Цели деятельности учителя: актуализация знаний по изученным орфографическим правилам написания слов; развитие орфографической зоркости, обог...