Памятка "Пиши правильно"
материал (русский язык) по теме

Амарханова Надежда Петровна

Памятки и правила по русскому языку для работы над ошибками. Очень удобно их использовать в 2 - 4 классах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyatka_pishi_pravilno.docx134.98 КБ

Предварительный просмотр:

         

    Запиши слово, укажи часть речи.

I. Выпиши словосочетание с вопросом: сущ. + гл.                      Неопределённая форма (с вопросом).                                                         II. Постоянные морфологические  признаки:                                                      вид (совершенный и несовершенный),                                                                 спряжение (у гл наст. и буд.  времени).                                                        Непостоянные морфологические признаки:                            наклонение, время, лицо (у гл. наст. и буд. времени), число,  род (для  гл. прош. вр. ед.ч.)                                                                            III. Член предложения.

Образец разбора:

посапывали3 – гл.                                                                                         I. мальчики (что делали?) посапывали                                                Н.ф. – (что делать?) посапывать.                                                                    II. Пост. морф. призн. : несов. вид,  I спр..                                              Непост. морф. призн. : пр. вр., во мн.ч..                                                       III. мальчики (что делали?) посапывали.                                                

                                                                                       

 Как работать с памяткой

                1. Найди свою ошибку в списке орфограмм.

            2. Открой нужную страницу и повтори правило.

             3. Сделай работу над своей ошибкой по образцу.

                4. Запомни правило!

        5. Старайся больше не допускать эту ошибку.

 

____________________________________

Орфограммы, отмеченные знаком *

для учащихся, изучающих русский язык углублённо.

             Список орфограмм:

 1. Пропуск букв, искажение слов, замена букв.

 2. Прописная буква в начале предложения,

     точка (.!?)  в  конце предложения.

 3. Прописная буква в словах.                                                                      

     Большая буква в именах собственных.

 4. Гласные и, а, у, е после шипящих ж- ш, ч- щ.

 5. Правописание буквосочетаний чк, чн, нч,щн, нщ, чт.

 6. Перенос слов.

 7. Непроверяемые гласные и согласные. Словарные слова.                    

8. Безударные гласные в корне слова, проверяемые    

     ударением.

 9. Парные звонкие и глухие согласные.

10. Мягкий знак – обозначение мягкости согласных.

      * Ь в конце слов разных частей речи.

11. Мягкий знак после шипящих в конце существительных.

      * Ь после шипящих в конце слов разных частей речи.

12. Разделительный мягкий знак.

13. Разделительный твёрдый знак.

Запиши слово (имя сущ. в скобках) Укажи часть речи.     (Устно: имя прилагательное – обозначает признак предмета)

I. Выпиши словосочетание с вопросом: сущ. +  прил.                            Начальная форма (вопрос)  (ед.ч., м.р., И.п.)                                        II. Постоянные морфологические признаки:                                                            разряд, полная или краткая форма.                                                Непостоянные морфологические признаки:                                                           род, падеж, число.                                                                                     Помни! Во множественном числе им. прилагательные по родам не изменяются.                                                                             III. Член предложения.

Образец разбора:

на белой3  (печке) – имя прилаг.                                                                    I. на печке (какой?) белой                                                                     Н.ф.- (он какой?) белый                                                                                              II. Пост. морф. призн.: -                                                                        Непост. морф. призн. : в ед.ч., в ж.р.                                                                             III. на печке (какой?)  белой.

                                      ~~~~~

                                   

Запиши слово. Укажи часть речи .                                                     (Устно: им.сущ. – обозначает предмет).                                                                  

I. Выпиши словосочетание с вопросом.                                             Начальная форма (вопрос) ( И. п., ед.ч.)                                                    II.  Постоянные морфологические признаки:                                      собственное или нарицательное,                                                                   одушевлённое или неодушевлённое,                                   склонение, род.                                                             Непостоянные морфологические признаки:                                                                                     падеж, род.                                                                                                       III. Член предложения.

Образец разбора:

на печке3 – имя сущ.  I. посапывали на  (чём?) печке                                                                  Н. ф. – (что?) печка                                                                                           II.  Пост. морф. призн.: нариц.; неодуш.; 1 скл.; ж.р.                                Непост. морф. призн.: в ед.ч., в П.п.                                                            III. посапывали  (где?) печ̣ке  ̣ 

14. Двойные согласные  

      (лл, мм, нн, рр, жж, сс, дд, тт, кк, пп, бб).

15. Двойные согласные нн, сс на стыке приставки и корня,  

      на стыке корня и суффикса.

16. Непроизносимые согласные  в, д, л, т.

17. Правописание предлогов.

18. Правописание приставок.

19. Предложение. Предложения с союзами  а, но, и.

20. Предложения с однородными членами.

21. Приставки.

      Безударные гласные и согласные в приставках.

22. Сложные слова.

     Соединительные гласные о, е в сложных словах.

23. Гласные  в суффиксах существительных.

24. Гласные о, ё в корне слова после шипящих.

25. Гласные и-ы после ц.

26. Безударные падежные окончания существительных

       (единственное число).

27. Безударные падежные окончания прилагательных.

28. Местоимение. Правописание местоимений с предлогом.

29. Безударные личные окончания глаголов.

30. Мягкий знак в конце глаголов 2-го лица единственного

      числа.

31. Не с глаголами.

32. – тся  и  -ться в глаголах.

33. * Правописание наречий.

34. Состав слова. Морфемный анализ.

35. Синтаксический разбор предложения.

36. Звуко – буквенный анализ слова.

      Фонетический разбор. Фонетика

37. Морфологический разбор имени

      существительного.

38. Морфологический разбор имени

      прилагательного.

39. Морфологический разбор глагола.

40. Части речи.

Гласных букв - 10     Гласных звуков – 6

 а [а]      о [о]       у [у]       ы [ы]       э [э]  - гласные I ряда

обозначают твёрдость согласных звуков, после которых следуют.

 я           ё             ю            и [и]        е       - гласные II ряда обозначают мягкость согласных звуков, после которых следуют.

    [. , а]    [ .,о]    [ . ,у]   [ . ,э]    [ .,и]    

я          ё          ю         е         и

    [й,а]     [й,о]    [й,у]   [й,э]      [й,и]    

и – обозначает 2 звука      

        только после              

      разделительных Ь, Ъ

я, ё, ю, е - обозначают 2 звука,  если стоят:  

1) в начале слова;  2) после гласной;    3) после разделительных Ь, Ъ 

Характеристика согласных звуков по звонкости – глухости

Парные согласные

Непарные согласные

звонкие

б

в

г

д

ж

з

 всегда звонкие

й  л  м  н  р

 глухие

п

ф

к

т

ш

с

 всегда глухие

х  ц  ч  щ

Запомни!  Все глухие согласные есть во фразе:                                              СТЁПКА, ХОЧЕШЬ ЩЕЦ? – ФИ!

Характеристика согласных звуков по твёрдости - мягкости

Парные твёрдые

[б  п   в  ф   г   к  д  т   з   с   л  м  н   р   х]

Парные мягкие

,  п,  в,  ф,  г,  к,  д,  т,  з,  с,  л,  м,  н,  р,  х,]

Непарные твёрдые

[ж   ш   ц]

Непарные мягкие

,    ч,    щ, ]  

 

1. Запищи слово. Поставь знак ударения.                                                    2. Определи количество слогов в слове.                                        3. Запиши транскрипцию слова. [     ]                                                                  4. Запиши букву и звук, который она обозначает на письме.                   5. Дай характеристику звукам:                                                                                            Гласный : ударный или безударный.                                                               Согласный :                                                                                                парный по звонкости - глухости или непарный;                                                                  звонкий или глухой.                                                                            парный по твёрдости – мягкости или непарный;                                                                                      твёрдый или мягкий.                                                                 6. Укажи количество букв  и  звуков.

Образец:  (на) печке – 2 слога;  [ п, э ч, к, и ]

п – [п, ] – согл., парн. глух., парн. мягк.                                                   е – [э] – гласн. ударн.                                                                            ч – [ч,] – согл., непарн. глух., непарн. мягк.                                      к – [к,] – согл., парн. глух., парн. мягк.                                                    е – [и] – гл. безуд.                                                                           5 б., 5 зв.                                                                                        

Запомни!  Дополнительные знаки:                                                                   [   ] – ударный звук;   [  ,] – мягкий согласный;                                                                                                                                                              [  ̅  ] – долгий согласный: класс [к л а с ].

Выпиши слово правильно, раздели на слоги, подчеркни букву или слог, где была допущена ошибка.

Перепиши предложение или словосочетание с этим словом.

Образец:   корзинка, кор-зин-ка.                                                                                                          

                   На столе стоит корзинка.

Напиши предложение правильно. Придумай ещё одно предложение с таким же знаком препинания, запиши его. Подчеркни прописную букву и точку (.!?) в конце предложения.

Образец:    Мальчики играли во дворе .

                            Вечером выпал первый снег.

           

        

Выпиши слово правильно, подчеркни большую букву. Напиши ещё примеры (2-3 слова ) на это правило, подчеркни в них большую букву.

Образец:  Мария, Николай Петрович Иванов.

                  собака Шарик, кот Матроскин, коза Милка.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

Напиши слово правильно, подчеркни гласную вместе с шипящей.  Напиши ещё 2-3 слова на это правило.

Образец:   ежи, малыши, карандаши, ушиб.

Выпиши предложение. Подчеркни грамматическую основу предложения (главные члены).  Дай характеристику предложению. Задай вопросы к второстепенным членам предложения. Подчеркни их. Над каждым словом укажи часть речи.                                                                                                                                                   Главные члены предложения

Подлежащее    

-----------------

Сказуемое

========

    кто? что?

 что делает? что делал? ...

                           

Второстепенные члены предложения

Определение

~~~~~~~~~~

     Дополнение

     --- --- --- --- ---

  Обстоятельство

--- . --- . --- . --- . ---

какой?    

какая?

какое?

какие?

чей?

Вопросы косвенных падежей:

 И.п. кто?  что?

Р.п.  кого?  чего?

Д.п.  кому?  чему?

В.п.  кого?  что?

Т.п.  кем?  чем?

П.п. о ком? о чём?

где? куда? когда? откуда? почему? зачем? и как?

Обстоятельство

места: где? куда? откуда?

времени: с каких пор?                          до каких пор? когда?  образа действия:  как?

каким образом?                  каким способом?

Предложение – это группа слов, которая выражает законченную мысль. Главные члены предложения - это грамматическая основа предложения:  подлежащее и сказуемое.  

                     Предложение может быть:                                                      

1. По цели высказывания:                                               повествовательное, побудительное, вопросительное.                              

2. По интонации:  восклицательное, невосклицательное.        

3. Простое - с одной грамматической основой и                                           сложное – с двумя или более грамматическими основами.                                      

4. По наличию главных членов:                                             односоставное (один главный член) и                                         двусоставное (подлежащее и сказуемое).                                                

5. По наличию второстепенных членов:                        распространённое (с второстепенными членами) и нераспространённое (только главные члены).                                                  

6. Предложение может быть:

Осложнённое

Неосложнённое

 с однородными членами, вводными словами или обращениями

без однородных членов, вводных слов или обращений

Сочетания пиши без мягкого знака.

        Напиши  слово правильно. Придумай и запиши ещё    2-3 слова на это правило. Подчеркни сочетания.

Образец:    точка, дочка, ночка, ручка;

                    ночной, точный, подручный, печной.

Выпиши слово, подчеркни гласные  буквы, цифрой обозначь количество слогов. Раздели слово на слоги, а затем раздели его для переноса.

Образец:  поездка - 3 слога, поезд-ка, по-ездка, поезд-ка.

                  Оленька –3 слога,  Оень-ка, Олень – ка.

Запомни!  При переносе слов с двойными согласными нельзя оставлять или переносить две одинаковые согласные.

Образец:   Ин-на,  ал-лея,  ран-ний.

 Такие слова нужно запоминать или смотреть в словаре!

Выпиши слово, поставь ударение, подчеркни орфограмму. Напиши целую строчку слов. Подбери и запиши на второй строчке  ещё 2-3 однокоренных слова.

Образец:   огород,  огород,  огород,  огород,

                  огород,  огородный, огородик, огородный;

Если буква гласная вызвала сомнение,                                                            Ты её немедленно ставь под ударение!

Выпиши слово. Выдели корень.  Поставь ударение, подчеркни орфограмму. Подбери к слову однокоренные слова, запиши проверочное.  Запиши ещё слово с проверкой на это правило.

Образец:  трава – травы, река -  реки.

Порядок разбора слова по составу:     пробежк а

1.  Прочитай слово. Измени его по вопросам.  Выдели окончание и основу.              

2. Подбери несколько родственных слов. Выдели корень.                                     

3. Укажи приставку.  Назови слова с такой приставкой.

4. Укажи суффикс. Подбери слова с таким суффиксом

Наречия бывают с приставками: вдали,  внизу,  наверх.

Если  наречие отвечает на вопрос как?, то на конце пишем о

чудесно,  прекрасно, красиво, дружно, быстро,  весело.

В наречиях после шипящих:

Под ударением о: горячо, хорошо, свежо

Без ударения е:  тягуче,  тише,  реже

Если наречие оканчивается на ж, ч, ш          + ь:                

вскачь, сплошь, настежь, но уж, замуж, невтерпёж!

Выпиши наречие, выдели орфограмму по образцу,                подбери ещё 3 наречия с такой орфограммой.                         Обозначь орфограмму графически.

Образец:

(как?) вкусно, тепло, светло, холодно, мрачно;

(где?) вверху, (откуда?) издалека, (куда?) вправо.

       Выпиши слово. Выдели корень. Подчеркни орфограмму       (парный согласный в слабой позиции). Запиши проверочное слово. Подчеркни согласную и гласную, стоящую за ней.  Запиши ещё  слово с проверкой на это правило.

                                                                                                       

После мягкого согласного на конце слова пишется буква ь,  например:  ноль, моль, конь, лось.  

После мягкого  л в середине слова всегда пишется буква ь, например:  мальчик, больной.                                                                                                                                                                                                                 

После остальных мягких согласных в одних случаях пишется буква ь, например: зорька, письмо, возьму.                              В других случаях буква ь не пишется, например: бантик (бант), трости (тросточка). 

В случае затруднения следует обращаться к словарю. Например:  песня (запомни!)

Выпиши слово, подчеркни мягкую согласную вместе с мягким знаком. Напиши ещё 2-3 слова на это правило.

Образец:   пальчик, письма, деньки.

        Выпиши глагол, поставь к нему вопрос. Определи время (форму) глагола.  Придумай ещё 2-3 глагола на это правило. Подчеркни мягкий знак. Определи форму глагола.

Образец:  играет (что делает?) – наст. вр.;

                  играть (что делать?) – н. ф.;

                  заиграться (что сделать?) – несов.вид.

         Выпиши глагол. Выдели окончание глагола. Определи лицо, время и число глагола. Подчеркни мягкий знак на конце. Напиши ещё 2-3 слова на это правило.

Образец:   играешь  - 2-е лицо, ед.ч.,  наст. вр.

Выпиши не с глаголом. Подчеркни частицу не. Приведи ещё 2-3 примера на это правило.

Образец:  не  торопись, не ленись, не болтай, не  отвлекайся.

Исключения (запомни!):   ненавидеть, невозмож

Не ошибись!  Чтобы правильно написать слова с ь на конце,  нужно  определить, какая это часть речи.    

Ь знак пишется:

в глаголах в неопределённой форме (+ ся):

лежать, сидеть, думать, сердиться, умываться

                 в глаголах в повелительной форме (+ те):

(ты) оставь – (вы) оставьте, (ты) сядь – (вы) сядьте

Исключения: ляг, лягте

в глаголах во 2-м лице ед. числа наст. времени:

(ты) сидишь, дремлешь, посапываешь

в глаголах во 2-м лице ед. числа буд. времени:

(ты) поешь, поспишь, улыбнёшься, захрапишь

в возвратных глаголах:

(я) верчусь, (ты) вертишься, (вы) вертитесь

в прилагательных перед суффиксом – ск- :

февральский, апрельский, маршальский

Исключение: январский

в числительных:

пять – пятьнадцать – пятьдесят – пятьсот

  шесть – шестьнадцать – шестьдесят – шестьсот

десять – одиннадцать – двенадцать…двадцать…тридцать

в наречиях:

порознь, сплошь, врозь, прочь, наотмашь

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

            Выпиши слово. Определи род существительного. Подчеркни шипящую в конце слова и мягкий знак (если он есть). Напиши ещё 2-3 слова на это правило.

Образец:   ночь – ж.р., мяч – м.р., дочь – ж.р. плащ – м.р.

             

          Личные окончания глаголов:

   

Лицо   

I спряжение

II спряжение

Окончание

Окончание

1-е

2-е 

3-е     

-у (-ю)  -ем (-ём)

-ешь (-ёшь) -ете (-ёте)

-ет (-ёт) -ут (-ют)

-у (-ю)  -им

-ишь  -ите

-ит  -ат  (-ят)

Выпиши глагол правильно, выдели в нём окончание и ударение. Поставь глагол в неопределённую форму. Определи спряжение (не забудь о глаголах - исключениях). Определи лицо и число глагола.

Образец:

пиш          - гл., н. ф.–писать, I спр., 3 л., ед. ч.;

стро            -гл., н. ф. – строить, II спр., 1л., мн. ч.;

бре              - гл., н. ф. – брить, искл., I спр., 2 л., ед. ч.

Изменение глаголов настоящего и будущего  времени по лицам и числам называется спряжением. Спряжение глагола определяется по его неопределённой форме. Если у глагола безударное окончание, то действуй по алгоритму:

1) поставь глагол в неопределённую форму

              что делать?  

             что сделать?

2) определи, какая гласная стоит перед –ть:

              не на -ить

                на -ить

3) определи спряжение глагола:

I спряжение:  не на -ить

II спряжение:  на -ить

К I спряжению относятся все глаголы                                                                               на -еть, -ать, -ять, -оть, -уть, -ыть + брить, стелить.

Ко второму же спряженью отнесём мы без сомненья

Все глаголы, что на –ить, исключая брить, стелить.

А ещё смотреть, обидеть, видеть, слышать, ненавидеть,

Гнать, держать, дышать, терпеть, и зависеть, и вертеть.

Вы запомните, друзья, их на –е спрягать нельзя!

пишется

не пишется

в существительных          женского рода 3-го скл.         в И.п. и В.п.:

брошь – ж.р., вещь - ж.р.

в существительных мужского рода 2-го скл.:

меч – м.р., плач – м.р.

в глаголах                                         в неопределённой форме:

лечь -  н.ф. гл.,

испечь - н.ф. гл.

в существительных

Р.п. мн. ч. 1-го и 2-го скл.:

туча – нет (чего?) туч - сущ.

1 скл., мн.ч., Р.п..

плечо – с (чего?) плеч –сущ.

 2 скл., мн.ч., Р.п..

в глаголах                                          в повелительной форме:

(ты) съешь–гл. в повелит. ф.

в глаголах во 2-м лице ед.ч. наст. и буд. времени:

(ты) ешь – гл. 2л., ед.ч., н.вр.

(ты) сядешь–гл.2л.,ед.ч.,б.вр.

в кратких

прилагательных:

хорош, пригож, могуч

в возвратных глаголах:

(ты) бьёшься –возвратный гл.

в предлогах:

(про)меж

в наречиях после ч, ж, ш:

вскачь, невмочь, сплошь

(кроме 3-х)

в наречиях -исключениях:

    Уж замуж невтерпёж!

в частицах: лишь

При произнесении слышен звук [й ,].

Выпиши слово, подчеркни разделительный мягкий знак и гласную, стоящую после него. Напиши ещё 2-3 слова на это правило.

Образец:   воробьи, листья, соловьи, вьюга.

При произнесении слышен звук [й ,].

Выпиши слово, подчеркни разделительный твёрдый знак, выдели приставку, подчеркни гласную после разделительного твёрдого знака.  Придумай и запиши ещё  2-3 слова на это правило.

Образец:   подъезд, объявление, съёмка, подъём.

Местоимение. Правописание местоимений с предлогом.

Местоимения бывают  1-го, 2-го и 3-го лица, ед. и мн. числа.

        1-е лицо – я, мы.

        2-е лицо – ты, вы.

        3-е лицо – он, она, оно, они.

Предлоги с местоимениями пишутся раздельно.

К местоимению 3-го лица после предлога прибавляется

 буква н, например: подошёл к нему.

        Выпиши местоимение. Подставь подходящие предлоги. Между предлогом и местоимением поставь вопрос. Подчеркни предлог. Напиши  местоимение с другими предлогами.

Образец: с (кем?) нами, за нами, перед нами.

Помни! Род, число и падеж прилагательного зависят от существительного. Безударные окончания прилагательных нужно проверять вопросом во всех падежах:

м. р.

ж. р.

ср. р.

мн. ч.

какой?

чей?

какая?

чья?

какое?

чьё?

какие?

чьи?

-ой, -ый, -ий

-ая, -яя

-ое, -ее

-ие, -ые

Вместо вопроса можно применить вспомогательное слово: молодой (-ая, -ое, -ые).

Выпиши словосочетание с вопросом. Поставь ударение, выдели окончание прилагательного.                        Проверь окончание вспомогательным словом (устно).                   Определи род, число и падеж прилагательного.      

Образец:  

     х

озером (как им ?) глубок им  - прил., ср.р., в ед.ч., в Т.п.;

                   устно проверяю:   молод ым   (-им, -ым), Т.п..

Такие слова нужно запоминать или смотреть в словаре.

        Выпиши слово. Подбери однокоренные слова. Выдели корень, подчеркни двойные согласные. Напиши ещё 2-3 слова с двойными согласными.

Образец:   класс,  классный,  масса, перрон, грамм.

 

   

Образец:  ранний, длинный, лимонный, русский,

                  рассмотреть, рассмешить

        Выпиши слово. Подбери несколько однокоренных слов. Проверь непроизносимую согласную. Выдели корень. Подчеркни орфограмму.

Образец:  местность – местный, место, поместье;

чудесный – чудесен, чудеса;

опасный – опасность, опасен;

прекрасный -  прекрасен.

Окончание  -е  пишется у существительных 1-го скл. в Д.п. и  П.п. и у существительных 2-го скл. в П.п.

Окончания  -и,  -ы  пишутся у существительных 1-го скл. в Р.п.  и у существительных 3-го скл. в Р.п., Д.п. и П.п. 

Проверочные слова:

1-е  скл. – земля    

2-е  скл. – стол        

3-е  скл. – степь

                                                                                                                                                          

Выпиши словосочетание с падежным вопросом, выдели окончание, определи склонение и падеж. Напиши проверочное слово в таком же падеже, поставь ударение.

     Х                                    Образец:

читали (о чём?) об улице   - 1 скл., П.п. (о земл е    );

     х

читать о собрании    - сущ. П.п., (на –ия)

Безударные окончания имён существительных (единственного числа) пишутся так же,  как и ударные, если слова имеют одно склонение и падеж.

Запомни! Существительные на –ия, -ие, -ий склоняются особым образом!

 

        

 

                                                                                                                                    

             Выпиши слово. Выдели корень.  Подчеркни орфограмму. Подбери проверочное слово.  Запиши ещё слово с проверкой на это правило.

                                                                                                                   

       Выпиши слово. Выдели корень. Выдели орфограмму. Найди соответствующее правило. Запиши ещё 2-3 слова на это правил

Предлоги пиши отдельно от других слов, так как предлоги – тоже слова. Между предлогом и словом можно вставить другое слово или вопрос. У глаголов нет предлогов.

Выпиши слово и предлог. Поставь между ними вопрос и другое подходящее по смыслу слово. Предлог подчеркни.

Образец:   в саду – в (каком?) саду, в городском саду.

Приставки (в-, у-, к-, с-, за-, от-, об-, при-, по, под-, из-, над-  и другие) пишутся слитно со словом, между ними нельзя вставить другое слово или вопрос.

Приставки з- в русском языке не существует.

Правописание приставок  не изменяется.

Выпиши слово правильно, выдели приставку и корень. Образуй от этого слова родственные слова с разными приставками.

Образец:    написал,  записал, списал,  приписал.

Союзы пишутся отдельно от других слов.                                Перед союзами  а, но  всегда ставится запятая.                                         Перед союзом  и  запятая не ставится.

Например:                                                                                               Ночью темно, а днём светло.                                                               Река узкая, но глубокая.                                                                                  Ира и Оля  дружат давно.

        Выпиши слова, между которыми стоит союз, подчеркни его. Придумай и запиши ещё словосочетание с  таким союзом, подчеркни его.

Образец:   собака и щенок, мама и папа.                                                                              

                   светит, но не греет;  цветёт, но не пахнет.

Гласные  е –и  в суффиксах существительных –ец, -иц        

Если у сущ. м. р.  при склонении   выпадает, то пишется суффикс  -ец,   например:    владелец – владельца.

Если у сущ. ср. р. окончание ударное, то пишется суффикс –ец, например: письмецо.

        Если у сущ. ж.р. при склонении и сохраняется, то пишется суффикс  -иц, например: красавица – красавицы.

Если у сущ. ср. р. ударение предшествует суффиксу, то пишется суффикс –иц, например: платьице.

Выпиши слово. Выдели часть слова, где допущена ошибка. Найди соответствующее правило. Запиши ещё 2-3 слова на это правило. Выдели орфограмму.

Гласные  о, е после шипящих в суффиксах сущ.

         Выпиши слово. Выдели суффикс. Повтори подходящее правило и объясни написание. Обозначь графически условия выбора букв о, е.  Запиши ещё  2 слова с таким суффиксом.

Гласные  е, и  в суффиксах существительных –ек,  –ик

         Выпиши слово. Выдели суффикс. Повтори подходящее правило и объясни написание. Обозначь графически условия выбора букв е, и. Запиши ещё слово с проверкой  на это правило.

         Между однородными членами предложения ставится запятая, если они не соединены союзами, а также, если они соединены союзами а, но, да(=но).   Например:  

Листья падали,  кружились.          ,

Листья не падали,  а кружились.              , а                                            

Листья падали,  но не кружились.           , но                                            

Листья падали,  да не кружились.            , да (= но)

Запятая не ставится, если союз  и соединяет два члена         предложения.   Например:    Листья падали и кружились.                                                              

        и                           и       ,и       ,и                        да (=и)  

Сложное предложение состоит из двух или нескольких простых предложений. Простые предложения в составе сложного  разделяются запятой.     Например:                               Налетел ветер, солнце спряталось за тучи.      [ _ _ ] ,  [ _ _ ]                              Налетел ветер,  и  солнце спряталось за тучи. [ _ _ ],и [ _ _ ]                          

Выпиши предложение правильно. Определи вид предложения: простое   или сложное. Подчеркни грамматическую основу простого предложения или грамматические основы сложного предложения. Составь схему предложения. Подчеркни знаки препинания и союзы (если есть) в предложении и в схеме.

Снег таял,  и лёд на реке покрылся тёмной водой.

 [  __  __  ] ,  и  [ __  __  ]

 

        Правописание приставок нужно запоминать.

Приставки с буквой  а :  за-,  на-,  над- .

Приставки с буквой  о :  о-,  об-,  обо-,  от-,  ото-,  по-,  под-,

 подо-, со-, до-, про-.

Остальные приставки:  в-, с-, у-, вы-, пере-, при-, пре-,

предо-, разо-.

        Выпиши слово, выдели приставку.  Поставь ударение. Напиши ещё 2-3 слова с этой приставкой. Подчеркни букву в приставке, которую нужно запомнить.

Образец:  прибежал, пришёл, приехал, прилетел;                                                  

                  подъехал, подбежал, подлетел, подписал.

Выпиши слово, выдели корни, подчеркни соединительную гласную. Напиши ещё 2-3 сложных слова.

Образец:   пароход, самолёт, пулемёт, свежемороженый,

               

                   пешеход,  птицефабрика.

Если хочешь научиться безошибочно писать,

Постарайся шаг за шагом все этапы выполнять!

1. Поставь в слове ударение.

2. Найди ошибкоопасное  место. Определи, в какой                                    

    части слова  оно находится.

3. Если орфограмма:        

в приставке

выучить или

посмотреть,

не перепутал ли ты

предлог и приставку ?

Орф.: 17,18,19

в корне

проверить

или

посмотреть

в словаре

Орф.: 7, 8, 9,16,24

в суффиксе

запомнить

или

спросить

у учителя

Орф.: 23

в окончании

   определить часть речи

               

Орф.: 26, 27, 29

4.  Подбери нужное правило. (Запомни!)

5.  (Важно!) Обозначь орфограмму графически.

                             

                             Самостоятельные части речи

Имя существительное

кто?

что?

В предложении может играть роль подлежащего, именного сказуемого, дополнения, определения, обстоятельства

Имя прилагательное

какой?  какая?

какое?

В предложении может выступать в роли определения и именного сказуемого

Имя числительное

сколько?

В предложении обычно бывает подлежащим, дополнением или определением

Местоимение

Слова –

указатели вместо

имён

В предложении бывает подлежащим и дополнением (как сущ.), определением (как прил.), обстоятельством (как наречия)

Глагол

что делать?

В предложении обычно является сказуемым

Наречие

как? когда? где?

В предложении  обстоятельство

                                                                                                                                                    Служебные части речи

Предлоги

Союзы

Частицы

Служат для связи слов в предложении, никогда не стоят перед глаголом

Служат для связи слов

          и, да (= и)

      а, но, да (= но)

или, чтобы, если, что

Служат для отрицания

                -не, -ни

Служат для изменения форм:     -бы, -ли


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по программе "Разговор о правильном питании" (первая часть): праздничное (итоговое) представление "Правильно питаться, здоровьем отличаться!"

С помощью сказочных героев дети отправляются в кулинарное путешествие по городу Здоровянск. Они сортируют разные крупы и рассказывают, как приготовить овсяную кашу. Гово...

«Формирование представлений младших школьников о правильном питании во внеурочной деятельности по программе «Разговор о правильном питании»»

Рассуждение о пользе питания и тематическое планирование внеурочной деятельности по программе "разговор о правильном питании"."Правильное питание - залог здоровья" (1 класс)...

работа над словарными словами (формирование образа правильного слова) - формирование навыков правильного и осознанного чтения

Комплексное индивидуальное логопедическое занятие по коррекции нарушения письма и чтения на фоне ФФНР. 2    класс   ...

Урок русского языка в 4 классе по теме "Правильные действия - правильная буква" (Написание безударных личных окончаний глаголов) УМК "Гармония"

Как сделать урок русского языка интересным и увлекательным? Как привить ученикам разумное отношение к предмету? Учителю приходится много работать над тем, чтобы заинтересовать учащихся, предлагая им н...