Алгоритм поиска орфографической ошибки учащимися (система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова)
учебно-методический материал (русский язык, 4 класс) по теме

Выбранная система и способ работы над повышением грамотности, возможно, позволит учащемуся получить представление об орфографическом уровне своих работ. И если ребенок сумел найти и квалифицировать собственную ошибку, т.е. имеет системное представление о ней как об орфографической закономерности, он в состоянии понять причину ее появления и скорректировать свои дальнейшие действия. Эта работа позволяет ученикам самостоятельно и осознанно находить способы решения широкого круга практических и познавательных задач относительно слова, предложения, текста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Алгоритм поиска орфографической ошибки учащимся.

          Становление детской самостоятельности, инициативности и ответственности, воспитание умения учиться понимается сейчас как ведущая ценность и цель образования ХХI века. Ясно, что инициативность невозможно вырастить с помощью репродуктивных методов обучения, поэтому детская инициатива, поисковая активность учеников, направленные на изобретение новых средств и способов решения задач, бережно поддерживаются как рефлексивная форма поиска границ собственных возможностей. А способ расширения этих границ - умение учиться самостоятельно.

Сказанное верно для любой образовательной системы, но приобретает особую остроту в системе Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова.        

          Если вести разговор об анализе конкретных результатов обучения наших учащихся, необходимо остановиться на особенностях предметного содержания в нашей системе (Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова) и вытекающих из этих особенностей функциях контроля.

         Особенность предметного содержания заключается в том, что оно строится через систему научно-теоретических понятий в отличие от  других программ, где на начальном этапе дается  главным образом пропедевтика основных учебных дисциплин. В системе Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова усвоение ребенком теоретических, содержательных понятий служит основой формирования у него научного мышления. Именно в том, что теоретические понятия лежат в основе  любой системы, в этом их  главное отличие от общих представлений. Теоретическое понятие возникает как результат двух взаимосвязанных процессов: содержательного абстрагирования и содержательного обобщения.

          Теоретическое понятие характеризуется следующими особенностями: предметностью, системностью, обобщенностью.

  Какие педагогические задачи призвано решать учебное сообщество? 

Во-первых, обеспечить ту эмоциональную поддержку каждому ребенку, которая необходима любому человеку,  чтобы взяться за рискованное дело: пробовать что-то новое, высказывать свои мысли о чем-то неизвестном.

 Во-вторых, сотрудничество со сверстниками является тем источником мотивации, которая необходима значительному количеству учащихся включения в учебный процесс и не «выпадать» из него. Известно, что для трети детей общение и человеческие отношения становятся той ведущей личностной ценностью, отсутствие чего делает для них пресным, безвкусным любое дело, в том числе учение.

 В-третьих, учебное сообщество является мощным ресурсом обучения: доказано, что именно общение и сотрудничество со сверстниками (а не действия под руководством взрослого) - это та область деятельности, где наиболее успешно осваиваются полузнакомые действия и становятся понятными полупонятные мысли.

 В-четвертых, социальные навыки, социально-психологические компетенции, коммуникация (в том числе и ИКТ) неизбежно становятся таким же важным содержанием обучения, как умения и навыки чтения, письма, счета и прочие традиционные составляющие содержания начального обучения. При организации сотрудничества со сверстниками  социальные навыки органично присутствуют на каждом уроке, не выделяются в особый учебный предмет и не требуют отдельных уроков.

 В-пятых, сотрудничество в группе равных является источником развития рефлексии и децентрации как в интеллектуальной, так и в эмоционально- личностной сфере.

        Для этого решаются три педагогические задачи:

Первая задача педагога: выстроить понятийное содержание уроков таким образом, чтобы дети увидели противоречие между известным способом действия и новой ситуацией.

Вторая задача педагога: инициировать и поддерживать детские догадки о том, как надо действовать в новой ситуации, независимо от того, правильны ли эти  детские догадки.

Третья задача педагога: создать для каждого ребенка условия эмоционального включения в общий поиск, не только заметить, но пережить интеллектуальную трудность и ее преодоление.

           Итак, если мы говорим о русской орфографии, то в каждом конкретном случае для учащегося важно определить отношение между написанием и правилом. Чтобы установить конкретное написание, учащемуся практически нужно иметь в виду не единственное правило орфографии. Например, слова с чередующимися гласными в корне проверяются основным законом русского письма по сильной позиции – ударением; слово «подрастать» ребенок может проверить, подобрав проверочное  слово «рост».  В процессе письма приходится решать задачи, многие из которых поливариантны. Тогда трудностью для учащегося является необходимость не только определить задачу, но и опознать ее вариант. Поэтому наблюдаются типичные ошибки, когда ученик  проверяет написание, обращаясь к правилу «похожему», «близкому», а не тому, которым следует руководствоваться при определении данного написания. Почему появляются такие ошибки? Возможно, ребенок опознает задачу лишь в общем виде  и устанавливает нужную группу правил, но он не различает вариант задачи, а значит и не определяет точно правило, которым следует воспользоваться при данном написании.    

          Повышение грамотности письма зависит от того, насколько учащийся умеет осознавать письменные задачи самостоятельно и умеет выбирать нужный способ разрешения задач письма на каждом этапе работы, знать  правила орфографии и уметь применять их в нужной ситуации.

          Мы знаем, что до знания и усвоения, орфографических правил носитель языка владеет единственным правилом, фонетическим – «пишу, как слышу». На этом этапе, ни в какой позиции графического знака для него нет выбора написания. Поэтому задача учителя и состоит в том, чтобы направлять ребенка на умение различать позиции, в одной из которых можно написать «как слышу», а в другой определить написание, определив морфему и ссылаясь на нужное правило. Итак, если идти не от правила, а от правописания, правило следует выводить из логики написания. Для правильного написания нужно определить или звуковой состав слова, или его морфемный состав, а далее следовать выбранному правилу. Формирование умений и навыков грамотного письма и освоение правил неразрывны, учитывается, что правила не формируются жестко, а объясняются, описываются. Основной принцип работы – не просто запомнить, а понять и применить.

           Мы выяснили, что орфограмма (ошибкоопасное место) и правило орфографии (закон правописания) являются базовыми понятиями в преподавании русского письма, поэтому именно на орфограмму и правило направлено внимание обучающихся. В данной работе предлагается рассмотреть один из возможных способов повышения грамотности в области орфографии через создание алгоритма, который помогает определить нормативное написание.

  Перед учителем стоит важная задача: развить у учащихся умение контролировать самого себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки, пути их устранения, определять границу своего «знания – незнания». В своих работах Д.Б. Эльконин-В.В. Давыдов и другие авторы психолого-педагогических исследований понимают под контролем, прежде всего, контроль над правильностью и полнотой выполнения операций, входящих в состав действия. Благодаря этому учебному действию происходит овладение ребенком способа самопроверки.

          Для контроля над правописанием, поиска ошибкоопасных мест, совместно с учащимися был разработан алгоритм нахождения и квалификации орфографических ошибок. Алгоритм в орфографии – это заданная последовательность анализа слова, которая позволяет оптимальным способом установить ошибочное (сомнительное) написание и применить нужное правило. Производя последовательные действия, ребенок контролирует свои шаги, анализирует, сравнивает полученный результат.

          Психологи основной формой контроля в учебной деятельности называют пооперационный контроль, т.е. контроль над правильностью процесса осуществления способа действия, который обеспечивает соответствие выполняемого учебного действия его ориентировочной основе («плану действия»). Ребенок корректирует свою деятельность, сам оценивает и ставит новые задачи.

          Рефлексия является одной из главных составляющих способностей учиться и формируется посредством учебной деятельности. Рефлексия и «умение учиться» объединяются посредством субъекта - человека, умеющего учить самого себя, который «сам же определяет границы своего знания (незнания) и сам находит условия расширения границ известного, доступного».

          Из психологии мы знаем, что в младшем школьном  возрасте (9 -11 лет, это 3-4 класс) школьникам необходимо помочь в постановке задач саморазвития и поиске средств их решения. Задача учителя и состоит в том, чтобы помочь ребенку в учебной деятельности осознать как сам процесс поисков, так и то, что он ищет, но не подменять его собственный поиск готовыми ответами. Учитель может помочь учащемуся самоопределиться и стать успешным, принимая верное решение и не боясь ошибиться.

    Алгоритм поиска орфографических ошибок может быть следующим:

1. Определяю ошибкоопасное место.

СЛЕДУЮЩИЕ ШАГИ ВЫБИРАЮТСЯ ИЗ ВАРИАНТОВ А, Б ИЛИ В:

А

Б

В

    

С целью расширения возможности предъявления учебной мотивации мы вместе с детьми разработали презентации к урокам русского языка по темам:  «Применение общего орфографического правила к падежным окончаниям имен существительных» и «Правописание личных окончаний глаголов», которые несут алгоритмическую направленность. Использование продукта ИКТ  позволяет:

- повысить интерес  к учебе;

-регулировать учебные задачи по трудности;

-вовлечь в творческое сотрудничество младших школьников;

-вводить частично-поисковую деятельность;

-развивать наглядно-образное мышление на более высоком уровне оформлении урока с помощью мобильно   изменяющейся наглядности;

-стать дополнительной информацией к учебнику;

-вызвать интерес к предметам русского языка и информатики.

          При работе с собственными презентациями дети осваивают приёмы  ИКТ и отрабатывают навыки правописания окончаний. Благодаря включению ИКТ в уроки создаётся информационно-компьюторное пространство, где ученики и педагоги являются друг для друга средой взаимодействия. По словам В.В.Рубцова, «сама ситуация (встреча одного с другим) и есть та самая коммуникативно-знаковая среда, которая будет определять ближайший этап развития ребёнка. Роль учителя модифицируется в координаторскую (тьюторскую), построенную на отношениях партнерства деятельность».

          Выбранная система и способ работы над повышением грамотности, возможно, позволит учащемуся получить представление об орфографическом уровне своих работ. И если ребенок сумел найти и квалифицировать собственную ошибку, т.е. имеет системное представление о ней как об орфографической закономерности, он в состоянии понять причину ее появления и скорректировать свои дальнейшие действия. Эта работа позволяет ученикам самостоятельно и осознанно находить способы решения широкого круга практических и познавательных задач относительно слова, предложения, текста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фрагмент урока обучения письму по системе д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова по теме "Строчная буква к"

Фрагмент урока письма с комментариями по формированию универсальных учебный действий. В материале содержится ролик с конструированием буквы "К"  из элементов букв....

Развитие коммуникативных способностей на уроках математики по системе Д. Б. Эльконина-В.В.Давыдова. Презентация

Изучение математики по системе Эльконина-Давыдова  организуется в коллективно-распределительных формах деятельности. Это групповая и парная работа. Предметом учебной деятельности является не усвоение ...

Планирование по окружающему миру по УМК «Система Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова» 1 класс (ФГОС)

Образовательный компонент «Окружающий мир» занимает особое место в системе начального обучения Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова. Во-первых, этот образовательный компо­нент со­ставляют два учебных блок...

Тетрадь-справочник по русскому языку для учащихся начальной школы (система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова)

Тетрадь-справочник предназначен для учителей и учащихся 1-4 классов и их родителей, изучающих русский язык по программе развивающего обучения (система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова) по учебникам русс...

Самостоятельные работы по русскому языку для учащихся 3 класса по системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова

Данная работа может использоваться для закрепления учебного материала, также для дополнительных занятий со слабоуспевающим ребенком....

«СИСТЕМА КРИТЕРИАЛЬНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ В СООТВЕТСТВИИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМ ГОСУ-ДАРСТВЕННЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ СТАНДАРТОМ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ». (СИСТЕМА Д.Б.ЭЛЬКОНИНА-В.В.ДАВЫДОВА)

С внедрением технологии развивающего обучения в практику  возникла необходимость в создании системы критериального оценивания, так как именно критериальное оценивание лежит в основании всей контр...