Ономастика как средство формирования культуроведческой компетенции младшего школьника
проект по русскому языку (2 класс) по теме

Педагогический проект, решающий проблемы в обучении русскому языку и  вопросы духовно-нравственного развития личности на основе приобщения учащегося к системе общественных ценностей, формирования у него чувства патриотизма, национального самосознания и поликультурного мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon onomastika.doc102 КБ

Предварительный просмотр:

Ономастика как средство формирования культуроведческой компетенции младшего школьника

Автор: Синегубова Ирина Михайловна, учитель начальных классов

Ни одна область языковой деятельности русского народа

не была так тесно и непосредственно связана с его историей,

как область ономастики.

В.К. Чичагов

Актуальность темы данного проекта связана с реализацией культуроведческого подхода в обучении русскому языку.

Новая модель обучения русскому языку, складывающаяся в условиях модернизации российского образования, призвана решать вопросы духовно-нравственного развития личности на основе приобщения учащегося к системе общественных ценностей, формирования у него чувства патриотизма, национального самосознания и поликультурного мышления. Тема проекта своевременна и актуальна, так как развитие культуроведческой компетенции играет особую роль в современном мире, где большое значение имеет патриотическое воспитание. Культуроведческая компетенция предполагает готовность и умение жить и взаимодействовать в современном многокультурном мире.

Культуроведческая компетенция предполагает решить следующие проблемы: 

  • осознание того, что язык не только средство познания и средство общения, но и форма выражения национальной культуры;
  • формирование умения видеть культурный фон, стоящий за каждой языковой единицей;
  • знание культуры, истории, традиций, обычаев своего народа;
  • формирование умения обнаруживать регионально значимые лексемы и понимать их роль в тексте

Проблема формирования культуроведческой компетенции младшего школьника связана с осмыслением следующих противоречий:

  • между имеющимся у детей уровнем культуроведческой компетентности и современными требованиями к уровню подготовки младших школьников;
  • фрагментарного изучения русского языка как лингвистического предмета и основной задачей курса развитие практической культуры родной речи

Воспитание языковой личности в культуроведческом аспекте требует поиска новых подходов к изучению родного языка. Один из путей реализации нового подхода – включение культуроведческого материала в ткань уроков родного языка и внеклассных занятий, то есть такого материала, который позволит формировать русскую языковую личность. Особое значение при таком подходе придается использованию краеведческого и в особенности лингвокраеведческого материала в процессе обучения и воспитания. Именно такой подход воспитывает у учащихся бережное, любовное и внимательное отношение  к родному языку, а значит - любовь к Родине и стремление достойно служить ей. Ведь именно знание ее языка, истории, культуры, природных условий, обычаев и чаяний народа дадут возможность учителю сформировать у ребят национальное самосознание, чувство достоинства и социальной справедливости.

Особенно эффективным, по мнению методистов и лингвистов, является использование ономастики в процессе лингвокраеведческой работы. Ономастика отражает важнейшие этапы истории материальной и духовной культуры народа, и в то же время, в ней появляются языковые закономерности, в связи с чем данный лексический пласт представляет интерес и как культурный материал, и как лингвистический источник.

Ономастика - наука об именах собственных всех типов, о закономерностях их развития и функционирования. Лингвистическая в своей основе, ономастика включает исторический, географический, этнографический, культурологический, социологический, литературоведческий компоненты, помогающие выявлять специфику именуемых объектов и традиции, связанные с их именами, что выводит ономастику за рамки собственно лингвистики и делает автономной дисциплиной, использующей преимущественно лингвистические методы, тесно связанной с комплексом гуманитарных наук, а также наук о Земле и Вселенной.

В начальных классах изучению собственных имен существительных отводится, на наш взгляд, чрезвычайно мало времени. Ономастическая лексика (имена, отчества, фамилии, географические и иные названия) представлена во всех учебниках русского языка, начиная с «Букваря». Но специально изучается правописание собственных имен существительных лишь в разделах «Большая буква в кличках животных», «Большая буква в названиях стран, городов, деревень, улиц, рек», «Большая буква в именах, отчествах, фамилиях» в ходе изучения орфографии

Однако ономастика обладает высоким образовательным потенциалом.

Она присутствует повсюду и отражает в себе весь мир, а это позволяет познакомить ребенка с языковой картиной мира. Изучение ономастики поможет освоить и лингвистическую терминологию: ее термины систематизированы, описаны в специальном словаре, они «прозрачны» и потому хорошо запоминаются, закладывая основу в опыте обращения с лингвистической терминологией.

Цель данного проекта состоит в том, чтобы создать условия для формирования культуроведческой компетенции младших школьников посредством использования ономастического материала на уроках русского языка и во внеклассной работе.

Гипотеза нашего исследования заключается в следующем: Процесс  формирования культуроведческой компетенции обучающихся при обучении русскому языку протекает эффективно, если осуществляется при использовании ономастического материала как на уроках, так и во внеклассной работе

Цель проекта и выдвинутая гипотеза предполагают решение основных задач:

  1. Организация наблюдений обучающихся за языковыми особенностями региона.
  2. Обогащение словаря обучающихся лексикой краеведческой и лингвокраеведческой тематики.
  3. Формирование навыка исследовательской деятельности по изучению ономастики.
  4. Привитие интереса к истории собственного имени и фамилии, топонимике  родного края.

Данный проект реализовывался в течение одного года. Участниками проекта являлись обучающиеся 1 – 2 классов и их родители.

Реализация проекта проводилась поэтапно:

На I этапе – Иформационно-аналитическом: проходило

Изучение и анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по данной проблеме.

Проблема изучения языка и культуры неоднократно рассматривалась в трудах отечественных ученых (Ф.И. Буслаев, Л.И. Поливанов, И.И. Срезневский, К.Д. Ушинский, А.А. Шахматов, В.П. Шереметевский, Л.В. Щерба и др.).

При изучении психолого-педагогической и научно-методической литературы выяснилось, что культуроведческий подход в обучении русскому языку, о котором пишут такие ученые, как А.Д. Дейкина и Л.А. Ходякова, востребован на современном этапе развития образования. Под данным подходом понимается «усвоение в процессе изучения языка жизненного опыта народа, его культуры (национальных традиций, религии, нравственно-эстетических ценностей, искусства) и духовно-эстетическое воздействие на мысли, чувства, поведение, поступки обучаемых» (Л.А. Ходякова). Данный подход позволяет совмещать изучение языка с постижением культуры родного народа. 

Хотя пути и методы реализации культуроведческой компетенции при обучении русскому языку еще недостаточно изучены, тем не менее, важность раскрытия содержательной стороны данной компетенции во всех разделах обучения русскому языку, и в особенности в разделе орфографии, неоспорима. Методисты рассматривают различные пути по формированию культуроведческой компетенции. Большинство из них предлагают решить данные проблемы путем включения в обучение различного языкового и внеязыкового материала. Таким языковым материалом является также и ономастика.

Далее следовала

Диагностика учащихся.

II этап - Технологический

Составление программы работы с детьми по данной теме.

Подбор методических и дидактических материалов для работы

III   этап - Практический

Проведение занятий с обучающимися в рамках начальной школы.

IV этап - Аналитический  

Диагностика  и мониторинг знаний и умений обучающихся.

Подведение итогов, выводы

На первом этапе проекта была проведена диагностика обучающихся, целью которой являлось выявить уровень познавательной активности обучающихся и речевой деятельности школьников. Обучающимся было предложено ответить на ряд вопросов. Для обобщения выбраны только некоторые из них, наиболее, на наш взгляд, показательные: правописание имен собственных, происхождение имен собственных, знание культуры, истории родного края.

Результаты анкетирования показали следующее:

1) Умеют ли дети писать свои имя, отчество и фамилию? Некоторые не знают полной формы своего имени и пишут: Саша Петрович. Есть ошибки в образовании некоторых полных имен: Раман, Настасья.

Отметим, что далеко не все учащиеся начальных классов знают свое отчество. Иногда вместо отчества были написаны имена отцов. Учащиеся допустили ошибки в написании отчеств: Игаревна, Николаявич, Влодимеров. Достаточно часто отчество написано с маленькой буквы.

Несмотря на просьбу написать имя, отчество и фамилию, некоторые дети привычно писали имя и фамилию, а отчество добавляли позже. Получилось: Оксана Сучкова Олеговна.

Все фамилии написаны правильно.

В отличие от первых вопросов на вторую группу дети практически не ответили. 3 человека только знали почему их так назвали и что означают их имя. О происхождении фамилии обучающиеся отвечали, если она происходила от имени человека (Иванов от Ивана).

Написать свой полный домашний адрес смогли немногие дети. Никто не смог ответить на ряд простых вопросов, касающихся истории и культуры родного края.

Анализ литературы позволил выделить  общеметодические принципы современной лингвометодики, обеспечивающие формирование культуроведческой компетенции младших школьников.

Коммуникативный принцип предполагает изучение языка как средства общения, поэтому коммуникативный принцип рассматривается в настоящее время как один из ведущих принципов обучения родному языку.

Данный принцип предполагает использование текста как продукта речевой деятельности и реализованного замысла высказывания в качестве основной дидактической единицы.

Когнитивный принцип – это подход к обучению русскому языку с позиций когнитивной лингвистики, изучающей сознание и язык человека в их единстве и взаимосвязи. Когнитивный принцип изучения языка и развития речи вытекает из закономерностей связи языка и мышления. Язык рассматривается как важнейшее средство не только общения, но и формирования и формулирования мысли, как основа абстрактного мышления (В.В. Выготский). Обучаясь языку, ребенок познает окружающий мир и самого себя в этом мире, что невозможно без таких мыслительных операций, как анализ, синтез, классификация, аналогия, обобщение. Процесс развития языковой способности должен быть неразрывно связан с развитием этих мыслительных операций.

Социокультурный принцип предполагает учет закономерностей и научных данных, предоставляемых такими современными дисциплинами, как социолингвистика, этно- и лингвокультурология. При этом данный принцип предполагает не изучение исторических фактов, географических сведений на уроках русского языка, а осмысление этих фактов через призму языка, постижение через текст лингвистических понятий. При этом с помощью текстов, отражающих социокультурные реалии, лексики этих текстов формируется языковая картина мира школьника.

При разработке программы учитывался краеведческий принцип, который предполагает изучение языка как средства отражения региональной языковой картины мира и предусматривает использование на уроках родного языка разнообразного краеведческого и лингвокраеведческого материала, в частности ономастики.

В проекте изучение ономастики представлено в двух частях, обращенных к урочной и внеурочной деятельности. Первая часть предусматривает знакомство и анализ на уроках русского языка и литературного чтения понятий ономастики, работа с ними в ходе изучения соответствующих разделов обязательной программы на уроках в начальной школе. Предполагается изучение и анализ краеведческих текстов, знакомство на их основе с лингвистическими явлениями, орфографическими правилами.

Вторая часть обращена к внеурочной деятельности.

Содержание проекта предполагает использование системы упражнений и заданий, включающих: ономастическую лексику, краеведческие тексты, содержащие сведения о быте, традициях, обычаях края, известных людях Тамбовщины и родного края и т.д.; лингвокраеведческие тексты, составленные на основе произведений местных авторов, произведений местного фольклора. В процессе внеклассной лингвокраеведческой работы могут быть использованы различные формы (беседа, устный журнал, викторина,  экскурсия, учебный проект и др.).

Проект построен по линейно-ступенчатому принципу, который предполагает поэтапное знакомство с ономастическим материалом и его расширением на каждом этапе с использованием ИКТ.

В проекте предпочтение отдавалось тем современным технологиям, которые помогают оживить урок, придать ему эмоциональную окраску, помогают воспитывать гражданственность, патриотизм, толерантность, следовательно, затронуть душу ребёнка, заинтересовать каждого ученика, соединять теорию с практикой, необходимой для жизни в целом. Чаще других инновационных методов использовались здоровьесберегающие, интерактивные, проектные технологии, поисково – исследовательскую деятельность, (+ постоянное применение ИКТ в учебной и внеурочной деятельности педагога). Основным методом является учебные проекты и учебное исследование.

Изучение ономастики носит интегрированный характер.

Ономастика присутствует повсюду и отражает в себе весь мир, а это позволяет познакомить ребенка с языковой картиной мира, выделив и обозначив ее основные фрагменты - человек, пространство, предмет, событие, город, животное. 

Начинать работу по ономастике лучше всего с изучения антропонимики - (раздел ономастики, изучающий антропонимы — имена людей и их отдельные составляющие (личные имена, отчества, фамилии, прозвища, псевдонимы и т. п.); их происхождение, эволюцию, закономерности их функционирования). Антропонимика изучает информацию, которую может нести имя: характеристику человеческих качеств, связь лица с отцом, родом, семьей, информацию о национальности, роде занятий, происхождении из какой-либо местности, сословия, касты. Антропонимика изучает функции антропонима в речи - номинацию, идентификацию, дифференциацию, смену имен, которая связана с возрастом, изменением общественного или семейного положения, жизнью среди людей другой национальности, вступлением в тайные общества, переходом в другую веру, табуированием и др. Специально изучаются особенности имен в эпоху социализма в силу введению в идеологию общества новых понятий, которые дали основу новым именам. Работа с антропонимами всегда вызывает интерес в детской (как, впрочем, и в любой другой) аудитории: имя есть у каждого человека, и каждому хочется узнать, что первоначально оно означало.

Для детей также интересно изучение зоонимики - (раздел ономастики, изучающий собственные имена животных, их клички).

 Большие потенциальные возможности для работы содержат топонимы - (раздел ономастики, изучающий географические названия, их происхождение, смысловое значение, развитие, современное состояние, написание и произношение).

 «Невозможно представить себе жизнь современного общества без географических названий. Они повсеместны и всегда сопровождают наше мышление с самого детства. Все на земле имеет свой адрес, и этот адрес начинается с места рождения человека. Родное село, улица, на которой он живет, город, страна - все имеет свои имена. Ежедневное чтение газет, классической литературы, изучение истории культуры и развития науки приводят к новому, все расширяющемуся запасу географических названий в нашем языке.» «Работа с местным топонимическим материалом, - как справедливо указывает Т.В. Майорова, - вызывает неизменный интерес учащихся, их стремление расширить свой знания в краеведении, добавив к ним знания лингвистического характера, способствует развитию речи школьников». С.А. Попов отмечает, что «изучение местной топонимики и антропонимики важно начинать со школьной скамьи. В этом возрасте дети проявляют неподдельный интерес к родному слову, к местной истории, к народным легендам, связанным с происхождением того или иного географического названия, с удовольствием участвуют в топонимических экспедициях».

В ходе учебной и внеучебной деятельности обучающиеся знакомились с методами ономастических исследований:

Описательный метод предполагает соблюдение ряда требований: четкое представление об избранном предмете изучения (о системе антропонимов, топонимов и т. д.), последовательность описания, систематизации, группировки или классификации, характеристики материала (качественной, количественной) в соответствии с поставленной исследовательской задачей.

Примером первичного описания могут служить списки рек, списки населенных пунктов, а при исследовании антропонимии - картотеки антропонимов (фамилий, имен, псевдонимов).

Ареальный метод

Известно, что ономастическая лексика существует не только во времени, но и в пространстве. Носители языка занимают какую-то территорию, и живая речь звучит не в одном, а в разных местах. Но у одного из разрядов собственных имен - у топонимов - связь с пространственными объектами более тесная: они являются их обозначениями.

Стилистический метод. Может показаться, что собственные имена являются простыми знаками (этикетками) и неинтересны для стилиста. Однако это не так. Достаточно вспомнить об именах персонажей в художественной литературе и фольклоре, чтобы представить себе огромное по своим размерам "второе ономастическое пространство", анализ которого требует применения, наряду с другими методами, особого стилистического метода с множеством разнообразных лингвостилистических, литературоведческих, а также комплексных филологических методик и приемов. В частности, актуально изучение состава и стилистических функций ономастической лексики (и более сложных ономастических образований - типа "полных" наименований человека по фамилии, имени, отчеству или разных видов "неполных" наименований - по фамилии и имени, имени и отчеству и т. д.) в различных функциональных стилях литературного языка - официально-деловом, научном, публицистическом, разговорном.

Статистический метод. Использование статистического метода основано на том, что у объекта изучения, помимо его качественной стороны, имеется сторона количественная - от простейших подсчетов количества имен и выделения наиболее употребительных из них до описания статистической организации целого ономастического разряда и закономерностей его развития. 

Система мониторинга и оценки позволила увидеть результаты проводимого проекта. Здесь применялась

 Диагностика уровня познавательной активности

Мониторинговые исследования качества знаний обучающихся по русскому языку

Диагностика уровня развития коммуникативных и исследовательских навыков

Различные викторины по родному краю

Анализ наблюдений и мониторинговых исследований показал следующие результаты:

Активизация творческой деятельности обучающихся

Повышение интереса к учению и развитие учебных мотивов

Более прочное и неформальное усвоение знаний

Обогащение и активизация словаря детей

Повышение уровня сформированности ключевых компетенций, в том числе и языковых

Повышение уровня культуроведческой компетенции

В ходе нашей работы нашла подтверждение гипотеза исследования о том, что использование в процессе преподавания русского языка ономастического материала способствует воспитанию любви и формированию интереса к «малой» родине, обогащению и активизации словаря детей и, в конечном счете, формирует культуроведческую компетенцию.

Проведенная исследовательская работа позволяет подвести итоги. Целенаправленная систематическая работа с использованием ономастического материала позволит учителю сделать преподаваемый предмет не только занимательным, но и шире использовать его в воспитательных целях, содействовать углублению знаний учащихся, подкрепить энциклопедические сведения живыми примерами из современной практики, содействовать развитию речи и мышления.

Литература

  • Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т.I-IV. М., 1955.
  • Дмитриева Л. И., Щербак А. С. Ономастика Тамбовской области. Опыт энциклопедии. Ч. 1, 2 — Тамбов: Изд-во ТГУ, 2001-2002 
  • Лебедева Е. С. Уроки ономастики: научный поиск и творчество учащихся // Русский язык в школе, 2000, № 2.
  • Майорова Т.М. Ономастика в лингвокраеведческой работе // Русский язык в школе. 2000, № 3.
  • Макаров В. И. Духовные национальные традиции русского народа и лингвистическое краеведение // Современная языковая ситуация и совершенствование подготовки учителей-словесников. Воронеж, 1996, ч.1.
  • Муравьев Н.В. Избранные краеведческие труды. Т.1. Составители: Муравьева И.Н., Провалова Л.В. Ред. Аврех А.Л. – Т.: Изд-во ООО «Тамбовский вестник», Тамбов. 2006
  • Прохоров В.А. Надпись на карте. Географические названия Центрального Черноземья. Воронеж, Центр.-Черноземное кн. изд-во, 1977
  • Унбегаун Б.-О. Русские фамилии. М.: Прогресс, 1989. (и переиздания)
  • Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. Т.I-IV. М., 1964—1973
  • Шмелева Т.В. Детская ономастика // Начальная школа, 2007, № 5.
  • Чичагов В. К. Из истории русских имён, отчеств и фамилий (вопросы русской исторической ономастики XV - XVII вв.). М., 1959.

Приложение

Программа для 1–2 классов

1 класс

«Кто мы?»

Русский язык

1. Знакомство с понятиями: имя, фамилия, отчество, прозвище человека, клички животных.

2. Занимательные игры: составление и отгадывание простейших ребусов с ИС.

3. Правописание ИС: большая буква в именах и кличках (Михаил Васильевич Ломоносов, Каштанка); «ь» в именах (Дарья, Илья, Демьян, Марьяна, Наталья, Ольга, Софья, Татьяна); удвоенные согласные в именах (Алла, Анна, Жанна, Инна, Нонна, Римма, но: Алка, Анка, Жанка, Нонка, Римка) и фамилиях (Кириллов, Филиппов). Алфавит: расположение имен и фамилий в алфавитном порядке


Литературное чтение


1. Имена, фамилии, прозвища в произведениях о детях: А. Барто «Имя и фамилия», «Воло-дя... Вовка... Вова...», «Поручается Андрею», «Любочка» и др.; С. Михалков «А что у вас?»; Н. Носов «На горке», «Заплатка», «Фантазеры» и др.; В. Осеева «Синие листья», «Три товарища» и др.; В. Голявкин «Как я боялся», «Яандреев» и др.; Б. Житков «Что я видел» (гл. «Как меня назы-вали»); Е. Пермяк «Как Маша стала большой» и др.


2. Клички в произведениях о животных: Е. Чарушин «Тюпа и Томка»; С. Баруздин «Рави и Шаши»; З. Александрова «Дозор», «Телята тети Насти»; А. Толстой «Желтухин»; М. Горький «Воробьишко»; М. Пришвин «Ярик», «Первая стойка», «Лада»; Л. Толстой «Булька»; В. Астафьев «Стрижонок Скрип», «Белогрудка»; В. Бианки «Мышонок Пик»; М. Деменок «Еж Пожарник», «Марта» и др.


3. Имена сказочных персонажей: «Снегурочка», «Красная Шапочка», «Золушка», «Бело-снежка»; «Дюймовочка» (Г.Х. Андерсен); «Айболит», «Мойдодыр» (К. Чуковский); «Три медве-дя» (Л. Толстой).


4. Имена в скороговорках: Петр Петру пироги пек, Шла Саша по шоссе и т. п.

Развитие речи


1. Речевой этикет: употребление ИС при обращении детей друг к другу (по имени: Ванька, Ваня; прозвищу: Ванька-Встанька; фамилии: Эй, Иванов!).


2. Мини-сочинения с использованием ИС: «Мое имя», «Почему меня так назвали?», «Моя семья», «А у нас во дворе», «В нашем классе», «Как называют кошек» и т. п.


3. Рассказ по картине (О. Богаевская «Гости», З. Серебрякова «Завтрак», И. Шевандронова «В библиотеке» или др.): называние героев.


Внеклассная работа


1. Классный час: «Наши имена», «Поговорим о братьях наших меньших».


2. Учебные проекты: «Словарь имен», «Словарь зоонимов»


3. «Экскурсия» в страну сказок (на выставку книг в библиотеку).


4. Викторина «Знаете ли вы имена героев сказок?» или отгадывание имен по картинкам.


5. Разучивание стихов с именами (про свое имя).

2 класс

Где мы? (Наша земля)


Русский язык


1. Знакомство с понятием географические названия (названия стран, городов, сел, рек, морей, озер, гор и т. п.).


2. Правописание ИС: большая буква в географических названиях (река Волга, озеро Бай-кал, город Москва и т. п.). Удвоенные согласные в географических названиях (Ессентуки, Одесса, Россия, Таллинн). Алфавит: словарь названий

Литературное чтение


1. ИС в произведениях о детях: В. Драгунский «Тайное становится явным», «Заколдован-ная буква», «Главные реки», «Фантомас», «Сестра моя Ксения», «Смерть шпиона Гадюкина»; Я. Тайц «Для писем и газет» и др.


2. ИС в произведениях о родной стране, крае: Ю. Яковлев «Родная страна»; В. Боков «Откуда начинается Россия»; С. Баруздин «Страна, где мы живем»; С. Маршак «Почта»; В. Арсеньев «Дер-су Узала» (отрывок); П. Комаров «Амур – мечта рыбацкая», произведения местных писателей и др.


3. Имена персонажей в русских народных сказках («Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Царевна-лягушка», «Крошечка-Ховрошечка» и др.); сказках других народов (литовская сказка «Ель – королева ужей», украинская сказка «Летучий корабль» и др.), в том числе народов Дальнего Востока (нанайская сказка «Айога»; удэгейские сказки «Мэяхи», «Богатырь с Кедровой речки»; корейская сказка «Волшебная кисточка»; японская сказка «Тук-тук-тук» и т. п.).


4. Имена в загадках: «Стоит Антошка на одной ножке», «Узловат Кузьма, развязать нель-зя», «Шел Кондрат в Ленинград…» и др.


Развитие речи


1.Речевой этикет: употребление ИС при обращении детей к взрослым (по имени-отчеству: Иван Иванович; по имени: дядя Ваня – к родственнику).


2. Мини-сочинения с употреблением ИС: «Наш город», «Дорога в школу», «Едем к бабушке», «Край родной, навек любимый…», «Какие реки вливаются в …» и т. п.


3. Рассказ по картинам В. Васнецова («Аленушка», «Баба-Яга», «Кощей Бессмертный», «Снегурочка», «Царевна-лягушка», «Царевна-Несмеяна», «Змей-Горыныч»).


Внеклассная работа

1. Классный час: «Страна, где мы живем», «Край родной», «Наш поселок».

2. Учебные проекты «Моя фамилия», «Мое село», «Словарь поселка»,


2. Занимательные игры: составление настольной игры (с фишками) «В лабиринте улиц» или «Как проехать в кинотеатр «Иллюзион»?


3. «Путешествие» по карте края, страны: например, из Владивостока в Хабаровск, из Москвы во Владивосток, из Приморья в Японию или Китай.


4. Викторина «Знаете ли вы свой поселок? Почему он так назван?» или «Имена древних русских городов».


5. Разучивание стихов о своей стране, крае, поселке (с ИС – географическими названиями).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Концепция "Развитие исследовательских умений в системе деятельностного подхода как средство формирования личностных компетенций младшего школьника"

Актуальность темы обусловлена  обновлением содержания обучения. В соответствии с ФГОС ставится новая цель: готовность к саморазвитию. В обучении главенствует деятельностный метод, системы развива...

Мастер-класс: "Карта познания" как средство формирования ключевых компетенций младшего школьника в рамках ФГОС.

Составление "Карты познания" является эффективным приемом по формированию и развитию критического мышления ,активизации познавательного процесса, формирования навыков самоанализа и самоконтроля.В данн...

Педагогический проект "Сочинение как средство формирования коммуникативных компетенций младших школьников"

Аттестационная работа , основана на опыте работы по УМК "Перспективная начальная школа"...

Методический семинар "Исследовательская деятельность- одно из основных средств формирования ключевых компетенций младших школьников"

Материал  представляет собой обобщение опыта работы учителя начальных классов по теме: " Исследовательская деятельность - одно из основных средств формирования ключевых компетенций младших ...

Проектная деятельность как средство формирования личностной компетенции младших школьников

Доклад о возможностях развития творческих способностей младших школьников путем применения метода проектов...

Читательский дневник как средство формирования читательской компетенции младших школьников. (из опыта работы)

В материале рассматривается применение на уроках и во неурочной деятельности читательского дневника как средства формирования читательской компетенции младших школьников....