урок русского языка
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Громкова Светлана Николаевна

Технологическая карта урока русского языка в 4 клаасе.Тема "Настоящее время глагола"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_2.docx28.8 КБ
Файл skazki_pushkina.pptx1.03 МБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Тема: Настоящее время глаголов.

Вид урока: Контроль знаний и умений.

Цели: Активизировать познавательную деятельность учащихся посредством разнообразных заданий; воспитывать любовь к чтению художественных произведений.

Ресурсы: Доска, мультимедиа система.

Организация пространства: индивидуальная работа, работа в парах, самостоятельная работа.

Формируемые УУД:

Предметные УУД: повторить и систематизировать знания  о правописании окончаний глаголов настоящего времени; раздельно писать частицу не с глаголами; называть грамматические признаки глаголов; развивать орфографическую зоркость;

Регулятивные УУД: учить умению контролировать свою деятельность; умению работать по заданному плану; рефлексировать свою деятельность;

Познавательные УУД:  учить  анализировать, классифицировать, сравнивать,  систематизировать, планировать работу, расширять кругозор, ;

Коммуникативные УУД: формировать умение работать в парах, участвовать в диалоге, сотрудничать при решении учебных задач. Осуществлять самооценку и самоконтроль.

Ход урока

Основные этапы организации учебной деятельности

Цель этапа

Содержание педагогического взаимодействия

УУД

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

I.Оргмомент

Эмоциональный настрой.

- Поприветствуем гостей.
 - С каким настроением пришли в школу? Я всем вам желаю здоровья, пусть веселое, солнечное настроение будет сопровождать вас весь сегодняшний день.
 - Как вы думаете, что нужно для успешной работы?
Давайте пожелаем друг другу удачи.
Девиз нашего урока:

 «Учись, смекай, активным будь!
 И к знаниям откроешь путь!»

Подготовка класса к работе

Личностные: самоопределение; регулятивные:целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

II. Cамоопределение к деятельности. Мотивация познавательной деятельности.

Создание проблемной ситуации. Фиксация  учебной задачи

Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки. Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организует их обсуждение.

- Интересная часть речи

 В русском языке живёт.

 Кто что делает, расскажет:

Чертит, пишет иль поёт,

 Вышивает или пашет,

Или забивает гол,

Варит, жарит, моет, чистит

 – Все расскажет нам …

- В какой форме употреблены глаголы в стихотворении?

- Как вы думаете, какая тема нашего урока?

 -Сформулируйте учебные задачи.

-Наш урок не простой, на нашем уроке мы сегодня встретимся со сказками.

Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения

Глагол.

В форме настоящего времени, 3 лица.

 Глаголы настоящего времени.

Научиться безошибочно определять спряжение глаголов; учится ставить глагол в неопределённую форму; научиться по личным окончаниям определять грамматические признаки глаголов.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

познавательные: логические – анализ объекта с целью выделения признаков

III. Актуализация знаний.  

Организовать учебное взаимодействие учеников  и следующее обсуждение составленных моделей.

1. У лукоморья ду… з…лёный,                                                                                                                           Златая цепь на дубе том,                                                                                                                            И днем и ночью кот учёный                                                                                                                   Всё ход..т по цепи кругом.                                                                                                                                  Идет направо - песнь завод..т,                                                                                                                             Налево- ска…ки г…в…рит,                                                                                                                                     Там ч..д..са, там леший брод..т                                                                                                                                                                       Русалка на в..твях с..д..т. (Слайд 1)

- Какие орфограммы встретились в отрывке?

- Все ли орфограммы можно проверить?   Почему?

-Какие действия надо выполнять, чтобы правильно написать окончание глаголов

- Какое задание можно выполнить к этому стихотворению? (Выписать слова с пропущенными орфограммами)

2. –Я предлагаю вам выполнить фонетический разбор слова ходит

Читают стихотворение. Планируют действия, проверяют правильность написания изученных орфограмм. Составляют алгоритм правописания глагольных окончаний.

(Безударная гласная в корне слова, парная согласная, правописание окончаний глаголов)

Нет. В глагольных окончаниях нужно знать алгоритм правописания ? 1.Поставить глагол в неопределенную форму;

2. Определить спряжение;

3. Если 1 спряжение –е, 2 спряжение-и)

ходит  

Регулятивные: планирование, прогнозирование; познавательные –моделирование, логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование;

коммуникативные - инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

IV.Работа над темой урока. Обобщение и систематизация знаний.

1. Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений.

2. Организовать дифференцированную коррекционную работу, контрольно-оценивающую деятельность

1. - В какой сказке А.С.Пушкина действие происходит на острове?   (Слайд 2 с аудиозаписью)

- Давайте запишем отрывок по памяти.

Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет.

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах.

- Найдите и подчеркните глаголы. На какие вопросы отвечают глаголы в настоящем времени?  Определите спряжение.

2. Словарная работа

-Запишите слова: яблоко, зеркало, месяц, собака, богатырь, дорога, королевич.

-В какую сказку попали? Слайд 3

-Выпишите глаголы из отрывка, прочитанного учителем.

И царица хохотать,

И плечами пожимать,

И подмигивать глазами,

И прищёлкивать перстами…

- Что такое персты? Найдите значение слова в толковом словаре. -Определите грамматические признаки глагола: время, лицо, число.

-На какой вопрос отвечают глаголы в неопределённой форме?

-А что можно определить по неопределённой форме глагола?

- Как обращался королевич Елисей к ветру? Слайд 4

- Запишите встретившиеся в отрывке глаголы, определите лицо и число глаголов.

- Что нужно помнить о написании глаголов 2 лица, ед.ч.?

 -Определите спряжение этих глаголов.

«Сказка о царе Салтане…»

Записывают четверостишье

по памяти.

Проводят самопроверку и самооценку.

Что делает? Что делают?

Записывают слова.

(«Сказка о мертвой царевне и 7 богатырях»)

Выписывают глаголы.

Определить нельзя, т.к. они стоят в неопределённой форме

(Что делать? Что сделать?)

Спряжение.

Ветер, ветер! Ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч,

Ты волнуешь сине море,

 Всюду веешь на просторе…

.(2 лицо, ед. ч.)

На конце пишется ь

I спряжение.

Регулятивные: планирование, прогнозирование; познавательные –моделирование, логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование;

коммуникативные - инициативное сотрудничество в поиске

 выборе информации

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция;

Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра

Физкультминутка (упражнения на релаксацию на музыку «В гостях у сказки»)

3.Выборочное письмо. Работа в парах

Запись слов: солома, заяц, победа.

- Из какой сказки эти слова?

- Вспомните правило, как пишется частица не с глаголами?

-Из просмотренного отрывка выпишите глаголы  с частицей «не». Видеозапись

Живет Балда в поповском доме,

Спит себе на соломе,

Ест за четверых,

Работает за семерых;

До светла все у него пляшет,

Лошадь запряжёт, полосу вспашет,

Печь затопит, всё заготовит, закупит.

Яичко испечет да сам и облупит.

Попадья Балдой не нахвалится,

Поповна о Балде лишь и печалится,

Попёнок зовёт его тятей,

Кашу заварит, нянчится с дитятей;

Только поп один Балду не любит,

Никогда его не приголубит.

Поп не ест,  не пьёт, не спит, 

Лоб у него заранее трещит.

-Определите время, лицо, число, спряжение выписанных глаголов.

-Подберите синонимы к глаголу приголубит.(пожалеть, приласкать)

4. Игра «Синонимы-антонимы»

- Если услышите синонимы, хлопните в ладоши, если антонимы-руки в стороны.

1.Бранить, ругать, журить.

2.Победить,одолеть,побороть.

3.Хохотать-рыдать.

4. Смотреть, глядеть.

5.Просить, умолять, клянчить.

6. Смеяться, хихикать.

7. Бранить, хвалить.

5. Угадайте следующую сказку. Слайд 5

- Вам помогут слова: петушок, столица, мудрец.

Какое значение имеет слово мудрец? Найдите значение слова в толковом словаре.

 - Проспрягайте глаголы:  I в-охранять, II в-говорить.

- Поменяйтесь тетрадями, пусть ваш сосед проверит и оценит вашу работу.

6. Отгадайте загадку.

Не хожу и не летаю,

А попробуй, догони.

Я бываю золотая,

Ну-ка в сказку загляни!  

- Из какой сказки А.С.Пушкина этот персонаж?

-Рыбка просит вспомнить вас,

как определить спряжение глагола?

-Я буду называть глаголы, а вы показывайте карточку с нужной цифрой:

Видит(2), молвит(2), говорит(2), таскает(1), служит(2), прикрикнуть(1), посылает(1), гонит(2)

Золотая рыбка дает детям задание - написать сочинение-миниатюру на тему «Мой любимый герой сказки А.С.Пушкина. Зачитываются 2-3 работы. Определите в глаголах спряжение, лицо, число.

«Сказка о Попе и работнике его Балде.»

Отдельно

Выборочное письмо.

Прослушивают отрывок, анализируют слова, выполняют нужное действие.

«Сказка о золотом петушке»

Очень умный человек.

Спрягают глаголы.

Взаимопроверка.

Золотая рыбка.

«Сказка о рыбаке и рыбке».

1.Поставить глагол в неопределенную форму;

2.Если глагол на –ить-2 спряжение, на -ать, -еть, -ять и др-1 спряжение, кроме исключений.

Составляют и представляют устные тексты, дополняют, корректируют чужие, редактируют свои. Записывают тексты в тетрадь. Самопроверка.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уж усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные: самоопределение

V. Рефлексия.

Организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности

- На какие вопросы отвечают глаголы настоящего времени?

-На какой вопрос отвечают глаголы в неопределённой форме?

-Как определить спряжение глагола?
- Как правильно написать безударное личное окончание глагола?

- Как пишутся глаголы с частицей «не»?

- Как пишутся глаголы настоящего времени, 2 лица, ед.числа?

Какую цель ставили?

-Получилось реализовать её?

-Как оцените свою работу?

-Как работал класс?

-Как работал каждый?

-Над чем ещё нужно поработать?

-Всем спасибо за урок!

Обобщают полученные знания о глаголе. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;познавательные: рефлексия; личностные:смыслообразование

VII. Домашнее задание

Выписать любой отрывок из сказки А.С.Пушкина, подчеркнуть глаголы, определить время, лицо, число глаголов.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Отгадай загадку. Интересная часть речи В русском языке живёт. Кто что делает, расскажет: Чертит, пишет, иль поёт, Вышивает или пашет, Или забивает гол, Варит, жарит, моет, чистит – Все расскажет нам …

Слайд 3

Кто автор? У лукоморья ду … з … лёный , Златая цепь на дубе том, И днем и ночью кот учёный Всё ход..т по цепи кругом. Идет направо - песнь завод..т, Налево- ска … ки г…в… рит , Там ч..д.. са , там леший брод..т Русалка на в.. твях с..д..т .

Слайд 4

Сказки А.С.Пушкина

Слайд 6

И царица хохотать, И плечами пожимать, И подмигивать глазами, И прищёлкивать перстами…

Слайд 11

РЕФЛЕКСИЯ -Какую цель ставили? -Получилось реализовать её? -Как оцените свою работу? -Как работал класс? -Как работал каждый? -Над чем ещё нужно поработать?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка

Урок направлен на развитие устной и письменной  речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....

организация и проведения дидактических игр на уроках русского языка Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка. В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию разл

Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка.В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию различных фо...

Урок - презентация по русскому языку "Cоздание условий для повышения познавательной активности на уроках русского языка посредством развития орфографической зоркости, логики"

С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе младшему школьнику должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учи...

"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.

На уроке учащиеся 1 класса  обсуждают значение родного языка для русского народа....