Дидактический материал по развитию речи для 2 класса.
учебно-методическое пособие (русский язык, 2 класс) на тему

Изакенас Оксана Борисовна

Данный материал представляет раздаточный материал по развитию речи в виде деформированных текстов.

Задания следующего характера:

1. Раздели текст на предложения.

2. Из слов каждой строчки составь и запиши предложения.

3. Составь рассказ из отдельных предложений.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon didakticheskiy_material_po_razvitiyu_rechi.doc84.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактический материал по развитию речи во 2 классе

Серия – I     Точка, вопросительный и восклицательный

                        знаки в конце предложения

К-1  1. Раздели текст на предложения. В конце каждого предложения поставь нужный знак.

СОЛНЕЧНАЯ  ВАННА  ГАДЮКИ

Гадюка каждое утро вползает на сухой пенёк и греется на солнце она ещё с трудом ползает кровь у неё сильно остыла на холоде на солнышке гадюка оживает и отправляется на охоту за мышами и лягушками.

(По В.Бианки)

2. В каждом предложении подчеркни подлежащее и сказуемое.

К-2   1. Раздели текст на предложения. В конце каждого предложения поставь нужный знак.

ТЕЛЕГРАММА  ИЗ  ЛЕСУ

        Мы дежурили на деревьях у берлоги вдруг кто-то снизу поднял снег показалась большая чёрная голова зверя это вылезла медведица за ней вышли два медвежонка медведица сладко зевнула во всю пасть потом она пошла в лес медвежата бежали за ней вприпрыжку.

(По В.Бианки)

2. В каждом предложении подчеркни подлежащее и сказуемое

К-3   1. Раздели текст на предложения. В конце каждого предложения поставь нужный знак.

ТИГР

        Из всех зверей на свете самый хищный зверь – тигр он живёт в зарослях шкура у него рыжая полосатая выходит тигр на охоту ночью сегодня оленя схватит, завтра – кабана все звери тигра боятся.

(По А.Гаршину)

2. В каждом предложении подчеркни подлежащее и сказуемое

К-4   1. Раздели текст на предложения. В конце каждого предложения поставь нужный знак.

ЛЕТОМ

        По лесу протекала маленькая речка в её светлых водах резвились рыбки над водой вились стрекозы у березы качались жёлтые кувшинки около ив купались ребятишки они кричали, смеялись и брызгались водой брызги так и сверкали на солнце.

(По В.Полякову)

2. В каждом предложении подчеркни подлежащее и сказуемое.

К-5   1. Раздели текст на предложения. В конце каждого предложения поставь нужный знак.

МАЙ

        Всё цветёт, всё зеленеет как хорошо в эту пору в лесу в начале месяца он ещё не оделся листвой многие ветви кустов и деревьев уже цветут тепло, даже немного парит и вот загремел первый гром как из ведра хлынул весенний дождик первая гроза будто омыла землю.

(По Г.Скребицкому)

2. В каждом предложении подчеркни подлежащее и сказуемое.

К-6   1. Раздели текст на предложения. В конце каждого предложения поставь нужный знак.

ВЕСНА

        Чудесное утро зеленеет трава деревья на горизонте шоколадного цвета берёзы с такими густыми почками, что птица сядет и скроется лес пахнет корой и берёзовым соком чуть дымится первая зелень на нивах оживает озимь

(М.Пришвин)

2. В каждом предложении подчеркни подлежащее и сказуемое

К-7   1. Раздели текст на предложения. В конце каждого предложения поставь нужный знак.

ГРАЧИ ПРИЛЕТЕЛИ

        В деревнях появились стаи грачей зиму грачи провели на юге они очень спешили на родину в хорошую погоду делали перелёты по сотне километров в день в пути их настигла метель сотни слабых птиц погибли первыми долетели самые сильные теперь они отдыхают.  

(По В.Бианки)

2. В каждом предложении подчеркни подлежащее и сказуемое

К-8   1. Раздели текст на предложения. В конце каждого предложения поставь нужный знак.

ГРАЧИ ПРИЛЕТЕЛИ

        В деревнях появились стаи грачей зиму грачи провели на юге они очень спешили на родину в хорошую погоду делали перелёты по сотне километров в день в пути их настигла метель сотни слабых птиц погибли первыми долетели самые сильные теперь они отдыхают.  

(По В.Бианки)

2. В каждом предложении подчеркни подлежащее и сказуемое

К-9   1. Раздели текст на предложения. В конце каждого предложения поставь нужный знак.

ПРИШЛО  ЛЕТО

        Сколько цветов на полях каких только нет: одуванчики, колокольчики, клевер, ромашки с белыми лепестками даже в глазах пестрит звонко трещат кузнечики зато птичьи песни слышатся реже птицам теперь не до пения с утра до вечера хлопотливые родители ловят разных жуков и лягушек.

(По Г.Скребицкому)

2. В каждом предложении подчеркни подлежащее и сказуемое

К-10   1. Раздели текст на предложения. В конце каждого предложения поставь нужный знак.

ЗЛАЯ  МАЧЕХА

        Была зима шёл январь месяц снегу намело много деревья в лесу стояли по пояс в сугробах люди сидели в домах и топили печи в такую пору, под вечер, злая мачеха приказала падчерице сходить в лес за подснежниками заплакала девочка, закуталась в рваный платок и пошла в лес.

(По С.Маршаку)

2. В каждом предложении подчеркни подлежащее и сказуемое

К-11   1. Раздели текст на предложения. В конце каждого предложения поставь нужный знак.

НА  ЛУГУ

        Как пышно цветёт и зеленеет луг он похож на пёстрый ковёр много здесь разных трав и цветов вот дикий овёс золотится на солнце из земли выглядывают красные и белые головки мака качаются синие колокольчики на сырых местах целыми полянами красуются голубые незабудки порхают над цветами резвые бабочки.

(М.Пришвин)

2. В каждом предложении подчеркни подлежащее и сказуемое.

К-12   1. Раздели текст на предложения. В конце каждого предложения поставь нужный знак.

ГРОЗА ПРОШЛА

        Был тёплый летний день дул лёгкий ветерок с поля доносился запах цветов вдруг большая туча затянула небо неужели будет гроза блеснула молния ударил первый гром полил сильный дождь но скоро небо прояснилось как хорошо после грозы.

2. В каждом предложении подчеркни подлежащее и сказуемое

Серия – II  Предложения из отдельных слов

К – 1   1. Из слов каждой строчки составьте и запишите предложение

ПРИШЛА  ОСЕНЬ

севера, резкий, с, дует, ветер

деревьев, листья, жёлтые, с, падают

днём, частый, и, ночью, дождь, моросит

небе, грустный, крик, раздаётся, в, журавлей

иней, деревьях, утром, на, появился

К – 2    1. Из слов каждой строчки составьте и запишите предложение

ЗИМОЙ

на, холодно, дворе

покрыл, и, снег, землю, домов, крыши

узорами, стёкла, разрисовал, белыми, мороз

снегу, воробьи, по, прыгают

нахохлились, холода, от, они

крошки, прыгают, подбирают, воробьи

птицам, и, голодно, холодно, зимой

К – 3    1. Из слов каждой строчки составьте и запишите предложение

ЗИМА

зима, уже, пришла, настоящая

голым, мчится, по, холодный, ветер, ветвям

верхушки, он, деревьев, качает

да, ели, только, сосны, зелёные

жалобно, в, деревья, стонут, лесу

К – 4    1. Из слов каждой строчки составьте и запишите предложение

СОРОКА

у, спрятано, сороки, хорошо, гнездо

вить, кустарнике, сороке, в, нравится, гнездо, густом

птичкам, бед, маленьким, от, много, сороки

очень, к, трудно, подойти, сороке

хорошее, у, глаза, чутье, зоркие, сороки, и

К – 5    1. Из слов каждой строчки составьте и запишите предложение

ВЕСНА КРАСНА

весна, радостная, наступила

яркое, день, солнце, целый, светит

сна, деревья, от, проснулись, зимнего

появились, и, нежные, листочки, на них, почки

зацветут, в, плодовых, садах, скоро, деревья

лугах, на, запестреют, цветы, ранние

года, прекрасное, это, какое, время

К – 6    1. Из слов каждой строчки составьте и запишите предложение

ВЕСНОЙ  В  РОЩЕ

солнечный, был, денёк, тёплый

рощу, ребятишки, в, пошли, берёзовую

ищут, девочки, щавель

ёжика, кустах, в, нашли, мальчики

лесу, ребята, бродили, долго, в

вечером, домой, поздно, возвращались, они

К – 7    1. Из слов каждой строчки составьте и запишите предложение

ПРИШЛА ВЕСНА

к, весна, нам, воротилась

небес, с, солнце, золотыми, льёт, лучами

камешками, по, ручьи, весёлые, зажурчали

цветы, лугам, по, зацвели

головку, одуванчик, жёлтую, поднял, свою

подснежники, в, расцвели, лесу

К – 8    1. Из слов каждой строчки составьте и запишите предложение

ЛЕТНЕЕ УТРО

чудесное, наступило, утро

весенний, дул, ветерок, тёплый

журчал, овраге, в, ручеек, чистый

насекомыми, гонялись, за, ласточки

песенка, жаворонка, звонкая, раздавалась

солнышко, небу, яркое, по, поднималось

К – 9    1. Из слов каждой строчки составьте и запишите предложение

БЫЛА  ЗИМА

мороз, на доме, в, улице, а, Наташе, тепло

смотреть, узоры, и, весело, сидеть, на, окна, у

мороз, на, расписал, за, стёклах, ночь, узоры

и звёздочки, и кружочки, и завитки, тут

посмотрела, окно, в, Наташа

снега, дворе, от, всё, на, бело

К – 10    1. Из слов каждой строчки составьте и запишите предложение

ГРОЗА

гроза, сильная, началась

дымом, всё, небо, затянулось

лягушки, и, замолчали, птицы

лес, прокатился, первый, через, гром

деревья, заскрипели, старые

треск, раздался, страшный

хлынул, за, каплями, ливень, дождя, первыми

(По И.Гончарову)

К – 11    1. Из слов каждой строчки составьте и запишите предложение

ЧЕРЕПАХА  И  ОРЁЛ

её, черепаха, орла, летать, просила, научить

советовал, не, орёл, черепахе

просить, продолжала, она, его

орёл, поднял, черепаху, вверх, и, бросил, тогда

разбилась, упала, камни, черепаха, на, и

К – 12    1. Из слов каждой строчки составьте и запишите предложение

ЗИМА

дождливая, долго, осень, хмурая, стояла

первый, неожиданно, снег, выпал

ночь, снег, покрыл, ковром, землю, пушистым, за

реку, мороз, сковал, льдом

первыми, на, высыпали, двор, ребятишки

кататься, горы, хорошо, санках, коньках, и, лыжах, с, на

К – 13    1. Из слов каждой строчки составьте и запишите предложение

ЛЕТО

тёплое, лето, весёлое, наступило

листвой, давно, деревья, уже, одеты, все

деревьев, ласковое, освещает, солнышко, верхушки

птиц, с, лесу, утра, раздаётся, в, пение

мёдом, и, поляне, земляникой, на, пахнет

в, хорошо, летом, лесу

Серия – III  Рассказ из отдельных предложений

К – 1  Запиши предложения в том порядке, чтобы получился связный рассказ.

ОСЕНЬ

Листьями усыпаны все дорожки.

В парках появились стайки красногрудых снегирей.

Осень пришла.

Идешь, а сухие листья под ногами шепчутся, шуршат.

Курлыкая, пролетели над городом журавли.

Дни становятся всё сумрачнее, а ночи длиннее.

(По С.Соколинскому)

К – 2  Запиши предложения в том порядке, чтобы получился связный рассказ.

ВОРОБЕЙ

Моя собака приближалась к нему.

Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться.

Я глянул вдоль аллеи и увидел молодого воробья.

Собака бежала впереди меня.

Он упал из гнезда, растопырив крылышки.

Я возвращался с охоты и шёл по аллеи сада.

Я поспешил отозвать пса – удалился.

К – 3  Запиши предложения в том порядке, чтобы получился связный рассказ.

ПЕТЯ ЕДЕТ К БАБУШКЕ

У билетной кассы мама встала в очередь.

Вскоре на станцию пришёл пассажирский поезд.

Наконец, мама получила билеты.

В последний раз мелькнул прощальный огонь, и поезд скрылся из виду.

Вот Петя с мамой уже в вагоне.

Петя утром узнал, что с мамой поедет к бабушке.

Объявили посадку.

К – 4  Запиши предложения в том порядке, чтобы получился связный рассказ.

ПРИШЛА ЗИМА

Замёрзли реки, пруд за деревнею.

Наступила зима.

Теперь можно играть в снежки, ходить на лыжах, бегать на коньках по гладкому льду.

Снег покрыл поля, крыши домов, тропинки в лесу.

Рады ребятишки.

Дует холодный ветер.

К – 5  Запиши предложения в том порядке, чтобы получился связный рассказ.

ПЕРВЫЙ СНЕГ

Теперь тетеревам незачем прятаться в лесную чащу.

Пришла зима.

Лес весь пушистый и белый.

Прямо с деревьев нырнули вниз, в мягкий пушистый снег, и закопались в нём.

Первые снежинки закружились в воздухе.

Ветер не дует, и от врагов спрятаться можно.

Хорошо там!

(Г.Скребицкий)

К – 6  Запиши предложения в том порядке, чтобы получился связный рассказ.

ДОЖДЬ

Упали первые тяжёлые капли.

Большая тёмная туча накрыла полнеба.

Сверкнула молния, ударил гром.

Загромыхал гром, зашумели, закачались деревья, закружились над тропинкой сорванные листья.

Капля за каплей и хлынул тёплый проливной дождь.

(По Н.Соколову)

К – 7  Запиши предложения в том порядке, чтобы получился связный рассказ.

ЖУРАВЛИК

На болоте он лакомился лягушками и ужами.

Лесник поймал маленького журавля.

На лугу ловил кузнечиков.

Целый день журавлик бродил по окрестности.

Журавли жили на болоте.

Журавлик часто летал на луг и болото.

Скоро журавлик подружился с лесником.

К – 8 Запиши предложения в том порядке, чтобы получился связный рассказ.

БЕРЕЗКА

Пришли на опушку ребятишки, подошли к берёзке и вонзили топор в ствол.

Выросла на опушке стройная, кудрявая берёзка.

Точно зимний снег, белеет стройный её ствол.

Наступило лето, а берёзка стояла грустная, печальная.

Дрогнула берёзка, и упали на землю прозрачные капельки.

До осени ещё далеко, а на берёзке мелькали жёлтые листья.

Подставили ребятишки к ране желобок, и полился в кубышку прозрачный сок.

(По В.Полякову)

К – 9  Запиши предложения в том порядке, чтобы получился связный рассказ.

ЛЁД ТРОНУЛСЯ

Ах какая радость!

Прощайте, льдинки, до будущего года!

Лёд на реке тронулся.

Весело смотреть. Как плывут, шумят большие льдины.

К – 10  Запиши предложения в том порядке, чтобы получился связный рассказ.

ВЕСНА

Бревно унесло водой.

Когда ребята возвращались из школы, ручей стал широким и глубоким.

Было тёплое весеннее утро.

На их пути встретился ручей.

Ребята шли в школу.

Перебраться через ручей им помог сторож Андрей Петрович.

Они перебрались через него по бревну.

К – 11 Устно расположите строчки стихотворения в таком порядке, чтобы получился связный рассказ.

Лес обнажился, поля опустели,

Поздняя осень. Грачи улетели.

Грустную думу наводит она…

Только не сжата полоска одна…

(Н.Некрасов)

К – 12 Устно расположите строчки стихотворения в таком порядке, чтобы получился связный рассказ.

Ты так рано прилетела

Для чего певунья птичка,

В наши дальние края?

Птичка резвая моя,

Клонит ветер до земли,

И тростник сухой и жёлтый

Заслонили солнце тучи,

Небо всё заволокли.

(А.Плещеев)

К – 12 Устно расположите строчки стихотворения в таком порядке, чтобы получился связный рассказ.

Не на небе – на земле,

За широкими долами,

Жил старик в одном селе.

За горами, за лесами,

За широкими морями,

(П.Ершов)

К – 13 Устно расположите строчки стихотворения в таком порядке, чтобы получился связный рассказ.

Вдоль по улице метёт,

Уж ты зимушка-зима,

Ветер воет, вьюга вьёт,

Ты с морозами пришла.

К – 14 Устно расположите строчки стихотворения в таком порядке, чтобы получился связный рассказ.

И ручьи по оврагам шумят.

Полюбуйся, весна наступает,

В ярком золоте день утопает,

Журавли караваном летят,

(И.Никитин)

К – 15 Устно расположите строчки стихотворения в таком порядке, чтобы получился связный рассказ.

Все дороги на село

Ни проехать, ни пройти.

Белым снегом замело.

Все дороги, все пути.

К – 16 Устно расположите строчки стихотворения в таком порядке, чтобы получился связный рассказ.

Ель растёт перед дворцом,

Белка там живёт ручная,

Белка песенки поёт

Всё скорлупки золотые,

А под неё хрустальный дом;

Да затейница какая!

Да орешки всё грызёт.

Слуги белку стерегут…

Ядра – чистый изумруд;

А орешки непростые,

К – 17 Устно расположите строчки стихотворения в таком порядке, чтобы получился связный рассказ.

Веселей расти, дубрава,

Посадили мы дубки,

На лужайке у реки

Нам на славу!

Всем на радость,

Шум зелёный поднимай,

С каждым годом расцветай,

На лужайке у реки!

Будьте счастливы, дубки,

К – 18 Устно расположите строчки стихотворения в таком порядке, чтобы получился связный рассказ.

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Лес, точно терем расписной,

Стоит над светлою поляной.

Блестят в лазури голубой,

А между клёнами синеют

Берёзы жёлтою резьбой

Как вышки, елочки темнеют,

Просветы в небо, что оконца.

То там, то здесь в листве сквозной


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактический материал по развитию речи. Тема: "Предложение. Текст."

Работа над связной речью в начальной школе требует отдельного внимания. Важную роль в этом процессе играют тренировочные упражнения. Цель представленных заданий: формирование умения отличать текст от ...

Дидактический материал по развитию речи.

Дидактический материал представляет собой серию карточек с заданиями по темам:"Фразеология", "Виды речевых ошибок", "Пословицы", "Работа с текстом", "Синонимы. Антонимы", "Типы текста"....

Дидактический материал по развитию речи.

Дидактический материал по развитию речи для обучающихся 4 класса. Программа "Школа России"...

Дидактический материал по развитию речи и логического мышления на уроках русского языка

Творческие задания на развитие речи. Задания на сравнение Группировка    Задания на обобщение Задания на исключение лишнегоЗадания по аналогиюЗадания по словообразованию....

Дидактический материал по развитию речи. Карточки для 2-4 класса

В данном разделе предлагается материал для различного рода занятий по развитию устной и письменной речи учащихся. Задания помогут им увидеть предложение и текст, правильно их прочесть, лучше разобрать...

Дидактический материал по развитию речи во 2 классе. Работа с текстом.

Дидактический материал разработан для работы с текстом во вторых классах.Составление из предложений текста. Выделение в тексте смысловых частей, Оформление записи следующей части текста с помощью ново...

Дидактический материал по развитию речи для 2 класса

Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его мышления, интеллекта является его речь. Хорошо развитая речь служит одним из важнейших средств активной деятельности человека в современном...