Упражнения в чтении и письме. Знакомство с приставкой.
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме

Ширшова Мария Александровна
Цели: – формируем умение овладевать начертанием письменных букв, слов, предложений; – формируем умение списывать с печатного образца; – формируем умение выделять в слове корень, приставку, суффикс; понимать и объяснять значение приставок; образовывать новые слова с помощью приставок; – формируем умение анализировать текст; – формируем умение наблюдать над значением слова. На уроке дети отправляются вместе с героями на день рождение к гному. Повторяют правила этикета, как дарить и принимать подарки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_1.doc123 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение грамоте

Урок 67 ( 2 ч.)

Тема: Упражнения в чтении и письме. Знакомство с приставкой.

Цели:

формируем умение овладевать начертанием письменных букв, слов, предложений;

формируем умение списывать с печатного образца;

– формируем умение выделять в слове корень, приставку, суффикс; понимать и объяснять значение приставок; образовывать новые слова с помощью приставок;

– формируем умение анализировать текст;

– формируем умение наблюдать над значением слова.

Символы:


Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

 Оргмомент, эмоциональный настрой и мотивация

Ι. Актуализация знаний. Повторение

 

СЛАЙД - Поприветствуйте гостей, подарите улыбку соседу, гостям, учителю. Спасибо. Садитесь.

- Сегодня на уроке нас ждут новые открытия, встречи с нашими друзьями. И чтобы сохранить хорошее настроение и во всем разобраться, какими нужно быть на уроке?

СЛАЙД 1. – Откройте «Буквари» на с. 108. Как вы думаете, что мы будем делать на уроке?

Составление плана урока.

План (примерный)   3   2

  1. Чтение  и анализ слов с приставками.
  2. Чтение предложений.
  3. Запись предложений и текста.
  4. Работа с текстами.

– Что мы сейчас делали? (Составляли план урока, т.е. учились организовывать свою деятельность.)

– Кружком какого цвета  мы отметим умение организовать свою деятельность?

 

2. Работа в тетради по письму. Игра « Найди свой домик ».  1  3

– Прочитайте группы слов.

Совушка, крот, гном, олененок, выдра, осы, лисенок, улитка

 

– Что общего у всех слов?( Отвечают на вопрос кто? состоят из букв)

– Какое слово можно выделить лишнее и почему?

– ( Гном- все животные, а гном человечек из сказки.)

_  Ребята, слышите кто-то плачет? (звучит фонограмма плача). Да это гномик. Что случилось гномик, почему ты плачешь. Гномик говорит, что он гулял, но налетел сильный ветерок и унёс его далеко от дома и теперь он не может вернуться домой. Поможем гномику и его друзьям попасть в свой дом . Поможем словам найти свой дом.

– Назовите слова, которые будут жить в домике 1. Почему? один слог  

– ( Крот, гном). Запишем эти слова в тетради. 

– Найдите слова, которые будут жить в домике - 2 , докажите это.

_( выдра, осы- в этих словах два гласных звука, поэтому два слога.)

_ Запишем эти слова во второй строчке. Подчеркнем гласные, поставим ударение.

_ Найдите слова ,которые будут жить в домике  три ( совушка, лисенок, улитка) Запишем у этих слов только гласные буквы.(совушка,лисенок,улитка)

Какое слово мы не записали? (Олененок- запишем его в другой строчке разделим слово на слоги-4 слога, Какой слог в этом слове ударный? Почему? Есть еще среди прочитанных слов слова в которых ударный слог с буквой ё?

– Что мы сейчас делали?

– Чему учились?  2  3  4

Физминутка

  • Жил-был маленький гном
  • У гнома был маленький дом
  • Гномик  стряпал пироги
  • И всем – всем он говорил  
  • «Все мы, и ты, и я – друзья!  
  • В гости ко мне прибегайте.
  • Ноги вытирайте!
  • Садитесь за стол.
  • Пирогами угощайтесь!
  • И друг другу – улыбайтесь!

-Тут кажется письмо. «Дорогой гномик, поздравляю тебя с днём рождения. Я хочу, чтобы ты стал таким же умным, как и я. Тётушка Сова».

 Гномик, ребята забыл , что у него  сегодня День рожденья, вот какая умная тётушка Сова – не забыла.

Так, тут что –то ёще написано.

 Посылаю тебе подарок – игру. Давайте, посмотрим, что за игру в подарок выслала гномику тётушка Сова, чтобы он стал умным

5. Работа с доской   1   2   5

Как можно назвать слова и почему?

Что ещё заметили?

(Перед корнем стоят частички, они выделены голубым цветом.)

Что это за часть слова?

- Откуда вы это знаете?

-Где можно уточнить так ли это?

1) Приставка - часть слова.

2) Стоит перед корнем.

3) С помощью приставки образуются новые слова.

1) Наблюдение: образование слов с помощью приставок.

– Прочитайте верхнюю строчку.

– Что вы прочитали? (Слоги. Приставки.)

– Что подсказало вам, что это приставки?  

– Для чего служит эта часть слова?

– Дружно живут и работают вместе в слове корни и приставки. Они выполняют очень важную работу. Вместе работать всегда веселее.  Посмотрим, какие новые слова получились с помощью приставок.

2) Работа в парах. У вас на столах конверты. Вы должны достать из конверта части и составить слова.

Образец чтения. 

Было слово плыл.

По плюс плыл получится поплыл,

до + плыл = доплыл и т.д.

Аналогично строится работа со вторым и третьим столбиками первого ряда. После неё:

– прочитайте из этих столбиков все слова с приставкой у-;

– с приставкой по-;

– с приставкой до-.

– Почему приставка так называется? (Её «приставили», присоединили к слову.)

– Какую же важную работу выполняет приставка в слове?

3) Разучивание рифмовки.

Перед корнем есть приставка,

Слитно пишется она.

А при помощи приставки

Образуются слова.

Прочитаем на слайде по цепочке еще раз слова с приставками. Пошел. Приставка при.

– Чему мы сейчас учились?  2  4

– Что мы сейчас с вами делали?

– Каким кружком отметим это умение?

  

Гномику очень понравилась игра. Он говорит Вам спасибо, что показали  как в неё надо играть. Спешить гномику нужно встречать гостей у него ведь День рождения!

      7. Работа в «Букваре».   1   1   2   7

Чтение текста про гномика (c. 108).

1) Работа с текстом до чтения.

– На какие мысли наводит картинка?

– А что несёт в руках гном на картинке?

– Как называется текст? Почему?

– Какое задание мы получили от авторов учебника?

2) Чтение вслух с комментированием.

Домик гномика стоит далеко в лесу. (Значит, с кем может дружить гном?) У гномика именины. (То есть праздник имени. Кого он позовёт?) К нему спешат гости. Вот совушка слетела с ветки и полетела к домику. Крот вышел рано (Почему крот вышел рано?) и долго шёл по тропинке. (Вот и ответ!) 

Первым прискакал оленёнок с ромашками. Потом приплыла выдра с кувшинками. Прилетели осы с вкусным медком. (А почему оленёнок принёс ромашки, выдра  кувшинки, а осы медок?) Лисёнок аккуратно пронёс лукошко малины мимо кустов шиповника. Улитка пришла после совы и крота. Вот и все гости на месте! (Много гостей?) 

На столе сладкие пироги, кипит самовар. Гномик рад подаркам. Порадовали его гости!

3) Выявление первичного восприятия.

– Ждал ли гномик гостей? Как догадались?

– Почему не сова, а совушка?

– Ждёт ли её гномик?

– А что подсказывает, что осы приготовили подарок от всей души?

(Не мёд, а медок!) 

– Кому и чему рад гномик?

4) Повторное чтение.

Вопросы после чтения.

– Почему у гномика много друзей?

– Что подарили бы вы, если бы гномик пригласил вас на именины?

Именины – это день рождения имени, а его у гномика нет. Придумайте ему имя.

5) Озаглавливание текста.

Выбор заглавия из данных вариантов: «Гном», «Гном-именинник»,

«Про крота», «На именины к гному».

– Какое название больше всего подойдёт?

– Почему последнее заглавие больше всего подходит к этому рассказу?

– Найдите в рассказе слова с приставками. Прочитайте их.

– Что общего у всех этих слов? Отметим приставки.

– Что называют слова с приставками? (Действия героев.)

Какие знания повторили? 

– Какое умение формировали?

– Каким кружком отметим это умение?  

    8. Работа в тетради.  3    5    1

1) Самостоятельное списывание предложения с письменного образца. Домик гномика стоит далеко в лесу. Анализ предложения и подготовка к списыванию.

Взаимопроверка работы в парах.

2) Работа с текстом .

– Какие подарки получил гномик? Запишите : ромашки, кувшинки, медок, малина, игра

– Как вы думаете что мог порадовать гномика крот и улитка? Они очень уважают этикет . Что такое этикет?

Знать должны мы с детских лет.

И сегодня без сомнения

Скажем- это нормы поведения.

Как ходить на день рождения,

Как  подарки принимать ,их дарить, благодарить

 И гостей чем радовать.

И приготовили для вас интересные вопросы.

Пригласительный этикет.

1.Как  можно  пригласить  в  гости?

2. Можно  ли  пригласить  на  день  рождения  по  телефону?

3.Как  поступить,  если  тебя  пригласили  в  гости?

4. Как  нужно  пригласить  на  день  рождения:  за  несколько  часов  до  празднования  или  заранее?

5.Прилично  ли опаздывать  в  гости?

6.Если  по  какой-то  причине  ты  не  можешь  принять  приглашение,  как поступить,  чтобы  не  обидеть  приглашающего?

7.Как  нужно  вести  себя  в  гостях?

Личностные:

положительный эмоциональный настрой на урок.

Познавательные УУД:

1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

2) формируем умение представлять информацию в виде схемы;

3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;

4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;

6) формируем умение ориентироваться на развороте учебника;

7) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Коммуникативные УУД:

1) формируем умение слушать и понимать других;

2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

4) формируем умение работать в паре.

Регулятивные УУД:

1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные УУД:

1) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной

деятельности;

3) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Духовно-нравственное развитие и воспитание:

1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые;

2) гражданско-патриотическое воспитание;

3) воспитание трудолюбия, способности к познанию;

4) воспитание здорового образа жизни;

5) экологическое воспитание;

6) эстетическое воспитание.

ΙΙ. Домашнее задание (по желанию)

Прочитать стр.108-109.

Серая пропись 1 стр.

ΙΙΙ. Итог

  •  На уроке я узнал, что…  
  • Я понял, что…
  • Я научился …        
  • – Что у вас получилось лучше всего?
  • – В чём испытали затруднение?
  • Чью работу на уроке можно отметить?         
  • Оцени свою работу на уроке.

Я хочу отметить работу и старание каждого ученика на уроке. Особенно спасибо

Хочу сказать

* Отметить учеников, которые хорошо работали со словами.

Работа в прописи

* Отметить учеников, которые правильно и красиво записывали слова.

Работа в «Букваре»

* Отметить учеников, которые правильно читали слова и отвечали на вопросы учителя.

* Отметить учеников, которые подставляли приставку к слову.

Работа в прописи

* Отметить учеников, которые хорошо работали с текстом.

          Работа в «Букваре»

                        * Отметить учеников, которые правильно отвечали на вопросы по тексту.

         Внеклассное чтение

                     * Отметить учеников, которые правильно отвечали на вопросы по тексту.

– Желаю вам успеха на следующем уроке.

ТООУ

Рекомендации по оцениванию достижений учащихся

Актуализация знаний

Работа в «Букваре»

* Отметить учеников, которые хорошо работали со словами.

Работа в прописи

* Отметить учеников, которые правильно и красиво записывали слова.

Работа в «Букваре»

* Отметить учеников, которые правильно читали слова и отвечали на вопросы учителя.

* Отметить учеников, которые подставляли приставку к слову.

Работа в прописи

* Отметить учеников, которые хорошо работали с текстом.

          Работа в «Букваре»

                        * Отметить учеников, которые правильно отвечали на вопросы по тексту.

         Внеклассное чтение

                     * Отметить учеников, которые правильно отвечали на вопросы по тексту.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Заглавная буква «Ш». Упражнения в чтении и письме заглавной буквы в именах людей, кличках животных. 1 класс. УМК "Школа-2100"

Урок закрепления знания детей о букве «Ш»,  о написании заглавной буквы в именах людей, кличках животных....

Урок обучения грамоте по теме "Алфавит. Упражнения в чтении и письме" УМК "Школа 2100"

Урок обучения грамоте с использованием интерактивной доски....

Урок обучения грамоте : "Гласная буква «Е».Письмо строчной буквы. Упражнения в чтении и письме".

Урок обучения грамоте и письму . 1 класс УМК "Школа 2100" Цели: познакомить с новой буквой и звуком, который она обозначает, научить писать строчную «е»; формировать навык орфоэпического правильного, ...

Заглавная буква В. Упражнения в чтении и письме. Продолжение знакомства с суффиксом и корнем.

Урок на тему "Заглавная буква В. Упражнения в чтении и письме. Продолжение знакомства с суффиксом и корнем"...

Конспект открытого урока обучения грамоте (чтение), тема: строчная гласная буква е. Упражнения в чтении и письме.

УМК «Школа России»Тема: строчная гласная буква е. Упражнения в чтении и письме.Тип урока: изучение нового материала.Цель: упражнение в написании строчной гласной буквы е, соединений с этой...