Активизация мыслительной деятельности на уроках русского языка
учебно-методический материал по русскому языку (1 класс) на тему

Активизация познавательной деятельности школьников – актуальнейшая проблема современной педагогики. Для учителей это давно азбучная истина: если школьники хотят овладеть знаниями, имеют мотивацию к обучению, то эффективность познавательного процесса существенно возрастает. Как учителю повысить эффективность познавательного процесса, как сделать так, чтобы заинтересовать уроком всех и каждого? Эти вопросы всегда волновали меня. В подобранном материале я нашла ответы на интересующие меня вопросы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл akt.docx29.94 КБ

Предварительный просмотр:

 Активизация мыслительной деятельности на уроках русского языка.

Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках – одна из самых актуальных проблем методики русского языка.

        Понятие «активизации познавательной деятельности» - психологическое, поскольку речь идет об особенностях психологической деятельности человека, а именно об особенностях его познавательной деятельности. Исследованием познавательной деятельности учащихся в процессе обучения занимается, кроме психологии, и дидактика, рассматривающая общие закономерности процесса обучения школьника, и методика русского языка, изучающая особенности процесса обучения в школе.

Метод обучения – это способ организации учителем деятельности учащихся в процессе изучения ими определенного предмета. Любой из методов обучения предполагает взаимодействие учителя и учащихся; это способ их совместной взаимосвязанной деятельности.

В любой сфере человеческой деятельности работа может выполняться или по готовому образцу, или с внесением каких-то элементов нового. Возможен и такой путь, когда открываются принципиально новые знания или пути их добывания, рождается научное открытие, изобретение. Иначе говоря, существуют различные уровни проявления самостоятельности мышления. Деятельность учащихся, овладевающих русским языком, не может содержать научных открытий. Однако самостоятельный анализ языковых средств очень важен для овладения культурой речи. Именно поэтому в обучение русскому языку необходимо вводить не только работу по образцу, но и создавать ситуации, требующие поисковой деятельности учащихся. Поэтому на уроках я использую следующие методы

    1. Объяснительно-иллюстративный метод. Знания даются учителем в готовом виде: формулируются правила, иллюстрируются примерами; учитель не ставит перед собой цели выводить эти знания, ставить учащихся в условия проблемных ситуаций. Учащиеся воспринимают, осознают, запоминают то, что сообщил учитель.

2. Репродуктивный метод. Учащиеся выполняют работу по образцу,         

     данному учителем.

        3. Частично- поисковый метод. Учитель формулирует проблему и вовлекает учащихся путем постановки вопросов в процессе ее доказательного решения, помогая им находить ответы на вопросы. Помощь учителя делает поиск учащихся частичным и в то же время создает условия для осуществления ими поисковой деятельности.

4. Проблемное изложение. Учитель формулирует проблему и раскрывает перед учащимися пути ее доказательного решения, учит самостоятельно анализировать явления, ориентироваться в новой ситуации.

5. Исследовательский метод. Учащиеся без непосредственного участия учителя овладевают новыми знаниями или способами их добывания, разрешают проблему, обосновывают вывод в результате анализа материала.

                Применение информационных технологий в преподавании русского языка и - это не дань моде, а необходимость: они способствуют совершенствованию практических умений и навыков, позволяют эффективнее организовать самостоятельную работу и индивидуализировать процесс обучения, повышают интерес к урокам , активизируют мыслительную деятельность учащихся.

        На уроке, как правило, практикуются выступления учителя или учеников с использованием компьютера, проектора, звуковых колонок, в последнее время к ним добавилась интерактивная доска.

Для решения обучающей задачи на уроках русского языка используется презентация, делающая рассказ учителя более насыщенным, иллюстративным. Презентация позволяет учителю не просто вести урок, но и вести беседу с учащимися, задавая вопросы по теме и тем самым, заставляя учащихся актуализировать знания, полученные ранее по другим предметам, высказывать предположения, анализировать получаемую информацию, сравнивать, обобщать, делать выводы, тем самым, развивая мышление учащихся, активизируя их познавательную деятельность.

На уроках русского языка важно своевременное чередование различных занятий, более напряжённых умственных действий и кратковременных расслаблений, дающих необходимый отдых, направленных на сбережение физического и психического здоровья детей.

       Желая сформировать у своих учеников мотивацию к достижениям, не требую от них приложения сверх усилий, ставя перед ними посильные задачи. Ребёнок должен иметь возможность выбора, и здесь мне помогает дифференцированный подход к обучению. Например, готовя карточки для урока русского языка, я стараюсь сделать три варианта заданий, рассчитанные на сильного, среднего и слабого ученика. Конечно, нельзя навязывать школьнику тот или иной уровень сложности, но тактично посоветовать, помочь сделать адекватный выбор – обязанность педагога.

Пробуждению интереса к изучаемому материалу способствует и использование нестандартных форм урока, которые отличаются от традиционных новизной и оригинальностью.       Для оживления интереса учащихся в традиционный урок ввожу элементы игры: разгадывание кроссворда по теме, решение ребусов, шарад.    

С целью предоставления возможности каждому ученику сообщить о своих успехах сверстникам, снятия неуверенности слабых учеников перед сильными использую такую активную форму работы, как взаимоконтроль. Перед применением данного вида деятельности провожу подготовительную работу с учащимися по развитию у них умения давать оценки ответам, обращая особое внимание на доброжелательное отношение «учителей» к ученикам. Чтобы избежать возникновения напряжения в отношениях, расширить круг общения, состав  пар желательно менять. В роли «учителей» могут выступать все ученики, даже самые слабые. Взаимоконтроль учащихся использую на уроках как при проверке теоретического материала, так и при контроле выполнения различных упражнений.

1.    Среди букв спрятались названия птиц. Найди и подчеркни их.
ВПЗЯБЛИКГОГРАЧЗДЛЖУРАВЛТВЛЬЩПДСКВОРЕЦРПНЕКРКУКУШКАОПГЕРЛПОНГЛАСТОЧКАОРПНВОРОБЕЙОПНЕГАСОРОКАРПОЕНАВОРОНАТИРН

2.    Найди и подчеркни слова, обозначающие родственников.
ДЖИОТЕЦНАПРБРАТОЕНАМАМАРПОЕГСЕСТРАГКОСТДОЧЬРАУРАБРАТГЕР

3.    Найди слова, обозначающие посуду,  и подчеркни их.
ВОРНАСАХАРНИЦАРЫНФЬТБЛЮДЦЕЛИДШОЧАЙНИКРАГВОКАСТРЮЛЯОПТОЛСКОВОРОДАРМГЕТЬЯТАРЕЛКАЮЯЛЕШГСТАКАНЛПОРЕНВЧАШКАИМРП

4.    Найди общую букву в словах каждой строчки и запиши её.
МАК   СОМ   УМ ______                               
ДОМ   РОСТ   ОКНА ______                         
ВАЗА   ЗОНТ   ЗУБ  _______                         
ЛЕС   САД  ОСЫ _________                         
АИСТ   КОТ   ТРУБЫ______                        
ЛИСА   МИР   КИТ  ________                      

5.    Составь слово из букв
ХМО ______                                                     ААЛТРЕК ___________
ПСУ_______                                                     КОЖАЛ_____________
СНО_______                                                     ШКААЧ_____________
ОКТ________                                                    ИЛВАК______________
ИСР_________                                                  ЛДЮЕЦЬ___________
БКО_________                                                  ЖНО _____________
ЫНС________

6.    Найди и выпиши общий слог
ЧИЖИ – СТРИЖИ ________
КАМЫШИ –ШАЛАШИ _______
ЧАШКИ – ЧАЙКА _______
ЭТАЖИ – ЛЫЖИ ________
ЩАВЕЛЬ – ЧАЩА ______
ЩУКА – ЧИЩУ __________

7.    Прочитай слова справа налево и запиши их в обычном порядке.
ЦЕТО___________                         ЯДЯД_______________
 ЬТАМ ____________                 ЯЬТАРБ _____________
ЯЬМЕС ______________           АКШУБАБ ______________
АРТСЕС ______________          АКШУДЕД ______________
ЯЬВОНЫС ______________    КИННЯМАЛП ______________________

8.    Прочитайте, подчеркните слова –предметы одной чертой, слова – действия двумя чертами.
 Приходит весна. Лес просыпается после зимнего сна. Оживает каждое дерево. Разбухают и надуваются почки. Скоро появится первая зелень.

9.    Подчеркни одной чертой слова , отвечающие на вопросы КТО? ЧТО? Раздели их на слоги.
Проталины, яркое, растопило, ручейки, разлились, весеннее, цветы, солнечный, капель, тёплое, река, ледоход, седая, весна, мчится, золотая, погода, летят, лесок, журавли.

10.    Подбери и напиши к данным словам слова –признаки.
Дождь (какой?) _____________
Трава (какая?)________________
Облако (какое?) ________________
Ручьи (какие?) _________________

11.    Поставь ударение в словах , обозначающих действие.
Небо, листок, играет, рисует, утро, весеннее, светит, журчит, бежит, серебро, небо.

12.    Подчеркни волнистой линией слова – признаки.
Весенняя, полянка, ручей, бежит, теплое, небо, огромное, туча, густой, светит, медленная

 13. Используя шифр, найди слова, спрятанные за этими цифрами.

   А       Б       В       К       М       Н       О       Л       Д       Т

   1       2        3        4        5         6        7        8        9        0

2780 __________             37281 __________                    4756101___________

0164__________              21641___________                   4751691___________

3784__________              01876___________                   578747____________

7467__________              91341___________                   726731____________

2164__________              81341___________                   31661_____________

  А       В       Г       И       Л       М       Н       О       Р       Т       Я

  1       2       3         4        5        6         7        8        9        10     11

421 ___________            3467_____________                  35121_____________

9810___________           10439____________                  25131_____________

1086___________           4391_____________                  28571_____________

10511__________           108910___________                  28715_____________

983____________           34911____________                  109121____________

   

   14. Переставь буквы в словах и получи новые слова.

             Барон - _________                       Карма - ____________

             Мазок - _________                      Сосна - _____________

             Крот - __________                      Стук - ______________

             Влага - _________                       Шкала - ____________

             Банка - _________                       Атлас - _____________

             Ласка - ___________                    Корма - _____________

 15. Перед тобой наборы букв. Составь из них слова, не пропуская и не добавляя ни одной буквы. Слова могут быть только существительными.

     Ерпо___________      Евредо____________        Лкбуинак____________

     Соак___________      Меакьн____________       Окамднри____________

     Ргоа___________       Веерок____________        Ваатдрк______________

     Уткс___________      Вцтеко____________        Чуельит______________

     Роезо__________       Умызак___________         Лисоец_______________

 

    16. В каждом ряду вычеркни слово, которое по смыслу не подходит к остальным словам.

   а)  Птица, самолет, пчела, машина, бабочка.

         Дождь, снег, град, молния, изморось.

         Хлопок, шерсть, нейлон, лен, шелк.

         Береза, ясень, ель, ива, клен.

         Нарцисс, гладиолус, подснежник, хризантема, тюльпан.

         Корова, свинья, собака, медведь, лошадь.

     б) Окунь, дельфин, карась, сом.

         Орел, страус, гриф, сокол.

         Альбатрос, ворона, чайка, буревестник.

         Заяц, беляк, кролик, русак.

         Колли, болонка, собака, такса.

          Питон, анаконда, гадюка, хамелеон.

     в) Пальто, часы, брюки, рубашка.

         Игла, нить, булавка, линейка, ножницы.    

         Длинный, широкий, короткий, глубокий, узкий.

         Потолок, стена, стул, дверь, пол.

         Карп, репа, огурец, груша, яблоко.

         Буква, книга, газета, письмо, плакат.

     г) Василий, Федор, Иван, Петров, Семен.

         Сложение, умножение, деление, слагаемое, вычитание.

         Молоко, сыр, сметана, мясо, кефир.

         Секунда, час, год, вечер, неделя.  

         Футбол, волейбол, хоккей, плавание, баскетбол.

         Горький, горячий, кислый, соленый, сладкий.

     д) Веселый, быстрый, вкусный, грустный, осторожный.

         Медведь, заяц, бабочка, лиса, волк.

         Окружность, треугольник, четырехугольник, указка, квадрат.

         Курица, петух, орел, гусь, индюк.

         Кукла, прыгалки, песок, мяч, юла.

         Река, озеро, море, мост, пруд.

         Тополь, береза, сирень, липа, осина.

   17. В каждом из следующих рядов найди словосочетание, которое по смыслу не подходит к остальным.

        Веселый марш, быстрая полька, грустная песня, новое пианино, новая симфония.

        Двузначное число, деление на два, сложение десятков, вычитание в уме,  умножение дробей.

        Золотое кольцо, серебряная цепочка, сережки с бирюзой, серебряная ложка, золотая брошь.

        Золотая осень, ранняя весна, холодная зима, студеный январь, жаркое лето.

        Ткацкая фабрика, сельский учитель, строитель метро, зубной врач, водитель автобуса.

        Красивый ситец, дорогая шерсть, гладкий сатин, легкий крепдешин, ситцевое платье.

    18. В наборе букв найди по два слова.

   а) Вытащи из букета садовый и лесной цветок:

       РЛОАЗНДАЫШ _________________________.

   б) Найди дом в лесу:

        БИЗОБРА ______________________________.

   в) А здесь спрятались могучее дерево и хлебный злак:

        ДРУОЖБЬ _____________________________.

   г) Какую травку на лугу щиплет доброе животное?

        ККЛОРЕОВВАЕР_______________________.

   д) Из чего варенье досталось кому-то на съеденье?

        МВИУШХАНЯ_________________________.

   е) Стихотворение этого автора мы знаем с самого раннего детства:

        ББАЫРТЧООК________________________.

    19. Подбери такое слово, которое подходило бы сразу и к слову слева , и к слову справа.

      Напримерум (           ) боль;              ум ( острый) боль.

     Кровь (          ) цветок;                          разговор (         ) дождь;

     Друг (           ) шкаф;                             взгляд (            ) куст;

     Воспоминание (       ) лекарство;        запах (            ) анекдот;

     Напиток (              ) загар;                    ткань (            ) мысль;

     Утро (                  ) развитие;                душа (            ) посуда;

     Диван (               ) хлеб;                         слово (         ) человек.

   20. Найди общее название.

    а)  Карп, окунь - ________________.

         Топор, молоток - _____________.

         Осень, весна - _______________.

         Осина, тополь - ______________.

         Кровать, кресло - _____________.

         Сентябрь, октябрь -___________.

         Дерево, цветок - ______________.

         Утро, вечер - ________________.

         Вторник, четверг - ___________.  

          21. Восстанови слова.

     а) М – К -                         ГР - З -                     СТ – К - Н

         М - -К                           Г – Л – С                 Ф – Н – РЬ

         Л – Т -                          З – М – К                 - Ч – Н – К

         - КР -                            ДР – В -                    Д – Р – В –

         Д – Л -                          М – З – К -                ЦВ – Т –

         Д – Л -                          П – Г – Л -                 КН – Г –

     

    б) П - РО           З – Р – О           ЗВ- Н – К               К – П – С – А

         К – СА         Д – Р – В -         Т – А – А               К – С – А – НИК

        Р – КА           К – П – ЛЬ        К – Ш – А              У – И – Е – Ь

        Г – РА          Х – Л – Д            К – Ы – А              У – Е – ИК

        П – ЛЕ         К – В – Р             П – С – Я               А – Е – Ь – ИН

  22. Получи новое слово.

      - ОСА             - ОСА                - РАК                - РАК

      - РАБ              - ВАЛ                - ТЕС                - РИС

      - ЛОТ             - ЛОТ                 - ЕЛЬ                - ОЛЬ

      - ОЛЯ             - ОЛЯ                 - МЕЛЬ            - МЕЛЬ

  23. Соедини половинки слов.

        КУ              АРЬ                     КАБ             МОИ

        ВОЛ           КА                       СОК             ОР

        ЖИР           НА                       ГОР              ЛУК

       ФОН            ХОТА                 РА                 ОЛ

        ШУТ           ОСЫ                   БАЛ              ОХ

        КОП            СОК                    МОТ             ДОСТЬ

        ПЕ               АФ                       ПО                КОН

 24. Расшифруй предложения.

        В предложениях перепутались слова. Постарайся восстановить их порядок и прочитать. Например: Из поел он хорошо Андрей школы когда пришел. – Когда Андрей пришел из школы, он хорошо поел.

       а) Поэтому не Наташа в уроки ходили Маша кино приготовили и не.

        ___________________________________________________________.

      б) Миша пойти футбол после в играть торопились Сергей уроков и домой чтобы. ____________________________________________________________.

25.        Перед тобой рассказ, в котором пропущены слова. Внимательно читай текст, вписывая пропущенные слова.

       а)  Над городом низко повисли снеговые _________. Еще утром началась _________. Снег повалил большими _________. По дороге в школу ________

приходилось протаптывать себе тропинку. Весело играя и толкаясь, ребята бежали к _________. Прозвенел ___________. Снежною гурьбою __________

проталкивались в дверь и, на ходу раздеваясь, разбегались по _________. Скоро все стихло, начались ____________.

      б) Однажды пошел Алеша в ________ за грибами. Увидел на _________ белку и кинул__________ кепку. В ___________ не попал, а кепка повисла на ветке. Заплакал Алеша, _________ ему стало кепки. Хорошо, что мимо ______ школьники Саша, Вера и Наташа. Саша был высоким _________, он залез _________ и достал Алешину кепку. _________ отдал кепку Алеше и сказал: « Нельзя обижать __________. Ты сам ________ наказал!»

26. Исправь ошибки.

      Перед тобой предложения, в которых встречаются ошибки. Найди их и исправь.

      В субботу Таня со своими родителями был в зоопарке. Там очень много интересных животных. Слоны и медведи, волки и тигру, павлины и крокодилы. А забавнее всех были обезьяны. Они прыгали, перелетали ветки на ветку. Дети корили их бананами. Тане очень понравилось в зоопарке. Она уговорила папу еще раз пойти туда на прошлой неделе.

       Использование различных приёмов, форм, методов на уроках русского языка ведёт к пробуждению интереса обучающихся к предмету, что помогает активизировать познавательную деятельность школьников, а это, в свою очередь, не может не воздействовать на формирование мотивации к обучению. Заинтересованный, активный ребёнок имеет более высокую мотивацию по сравнению с ребёнком пассивным, равнодушным. Успехи же в учении ободряют, воодушевляют школьника, помогают ему раскрыться как личности.

    Использование учителем разнообразных форм и методов организации работы учащихся позволяет создать атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе класса, активизирует мыслительную деятельность: учит ребят самостоятельно вычленять главное, делать выводы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

упражнения для активизации мыслительной деятельности на уроках русского языка

1.    Среди букв спрятались названия птиц. Найди и подчеркни их. ВПЗЯБЛИКГОГРАЧЗДЛЖУРАВЛТВЛЬЩПДСКВОРЕЦРПНЕКРКУКУШКАОПГЕРЛПОНГЛАСТОЧКАОРПНВОРОБЕЙОПНЕГАСОРОКАРПОЕНАВОРОНАТИРН 2....

Активизация коммуникативной и мыслительной деятельности на уроках русского языка

Урок по русскому языку, помогающий :Обеспечить организацию деятельности учащихся по написанию изложения.Создать условия для развития мыслительной деятельности.Помочь учащимся осознать ценность с...

Материалы по теме "Активизация мыслительной деятельности на уроках русского языка "

Активизация мышления-одно из средств успешного обучения школьников.В презентации представлены примерные задания на уроках русского языка,которые способствуют активизации  мышления и повышению инт...

Статья "Задания поискового характера для активизации мыслительной деятельности на уроках русского языка".

Работая в новых условиях в рамках Федеральных государственных стандартов, для достижения поставленных перед учителем задач, встает вопрос повышения качества образования через развитие логического мышл...

Статья "Задания поискового характера для активизации мыслительной деятельности на уроках русского языка".

Работая в новых условиях в рамках Федеральных государственных стандартов, для достижения поставленных перед учителем задач, встает вопрос повышения качества образования через развитие логического мышл...

«Активизация мыслительной деятельности на уроках русского языка»

Современные условия развития общества, новое отношение к жизни предъявляют расширенные требования к школе и образованию вообще. Каждый учитель задумывается о том, как сделать занятия интересными, как ...

Задания поискового характера для активизации мыслительной деятельности на уроках русского языка.

Статья посвящена практическим заданиям и упражнениям на уроках русского языка, которые способствуют развитию гибкости мышления в решении вопросов проблемного характера. В статье предложены варианты за...