Урок русского языка 4 класс (система Л.В.Занкова)
учебно-методический материал по русскому языку (4 класс) на тему

Захарова Ольга Владимировна

 Склонение имён прилагательных единственного числа, основа слова которых оканчивается на твёрдый согласный.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка 4 класс (система Л.В.Занкова)

Тема: Склонение имён прилагательных единственного числа, основа слова которых оканчивается на твёрдый согласный.

Цель:  Систематизировать знания детей о правописании безударных падежных окончаниях имён прилагательных единственного числа.

Задачи: 

  • (направленные на достижение личностных результатов обучения) Формирование уважения к иному мнению, к иной точке зрения, развитие самостоятельности.
  • (направленные на достижение метапредметных результатов обучения). Формирование работать с информацией, ясно и точно излагать свою точку зрения, доказывать её, связно выражать свои мысли, давать полные аргументированные ответы, знакомство с профессией журналиста, воспитание любви к родному краю.
  • (направленные на достижение предметных результатов обучения).

Через систематизацию  знаний об имени прилагательном как части речи, его грамматических признаках, правильно писать безударные падежные окончания имён прилагательных.

   Форма работы: групповая

Ход урока

I  Вводно – мотивационный этап

- Сегодня мы с вами будем в роли не просто учеников. Много разных профессий есть на Земле. Мы с вами попробуем познакомиться поближе с профессией журналиста.

  1. Кто такие журналисты? (Люди,  которые пишут статьи в

 газеты, журналы)

- в первую очередь, этот человек должен давать точные, проверенные данные, поэтому мы с вами тоже попытаемся дать точное толкование этого слова из словаря Ожегова.

Журналист – литературный работник, занимающийся журналистикой.

Журналистика – деятельность по сбору,  обработке и распространению информации с помощью средств массовой информации (печать, радио, телевидение, кино и т.д)

- У вас есть план урока. На этом плане дана работа для каждой группы.  Итак, мы начинаем.

Введение в тему.

- Чтобы отдать свою заметку наборщику в печать, журналист должен её разборчиво и красиво написать.

ой, ый, ий, ое, ее,ая, яя

- о чём говорят эти сочетания букв?

-составьте цепочку букв для минутки письма в следующем порядке: м.р., ж.р., ср.р.

         - Прежде чем отправиться на интервью, или начать писать статью, журналист должен хорошо изучить материал, о котором он будет рассказывать.  Проверим насколько хорошо вы владеете изученным материалом. Проведём тестовую работу.

Карточка 1

Найди ключевое слово, по буквам правильно угаданных ответов.

  • Что обозначает имя прилагательное?

а) предмет   с) признак предмета в) действие предмета

  • На какой вопрос отвечает имя прилагательное?

т) кто? что?         п) что сделает?        к) какой? какая? какое? какие?

  • Как определить род прилагательного?

м)  по вопросу?          л) по существительному, с ним связанному

  • Какие окончания имеют прилагательные ср. рода?

     а)-ая, -яя            о)-ое, -ее        и)-ый, -ий, -ой

  • Каким членом предложения является прилагательное в предложении?

                     т) главным       н) второстепенным

  • какое прилагательное является синонимом к слову старательный?

          а) вежливый   е) аккуратный     о) хлопотливый

  • С чем связано имя прилагательное в предложении?

        н) с существительным          т) глаголом        с) с наречием

  • Укажите слово, от которого образовано прилагательное водный

           а) проводка        и) вода          е) уводить

  • Прилагательное – это:

       о) часть слова          и) член предложения           е) часть речи

- Какое ключевое слово получили? (склонение)

- Что такое склонение?

- Какой цели достигли?  (отгадали ключевое слово и повторили об имени прилагательном)

II Операционно – содержательный этап

1)-  Ориентируясь на ключевое слово и те понятия, которые вы повторили, сформулируйте тему нашего урока.

- Используя опорную запись, поставьте цели урока:

  • Закрепить знания об имени прилагательном
  • Упражняться в правильном написании окончаний
  • Задуматься над его ролью в тексте и нашей речи

- Кроме этого, будем учиться быть деловыми партнёрами, логически рассуждать и обоснованно выражать свои мысли.

2) Словарно – орфографическая минутка.

- Журналист, прежде всего, должен быть сам очень грамотным. Насколько это удаётся вам -  проверим.

Карточка 2

Пр.стор,  безгранич?ный,  .течество,  уд.вительный, стр.на, ч.десный, пр.рода.

  • Вставьте пропущенные буквы.  Докажите.
  • На какие группы можно разделить эти слова? Докажите.
  • Выпишите только имена прилагательные

- Найдите общий признак у имён прилагательных

  1. Журналист должен уметь отстаивать своё мнение, доказывать свою правоту.

Карточка 3.

 - Записать словосочетания, выделить окончания, определить падеж.

1 группа:                                                                2 группа:

Удивительн..  страной  (т.п,ж.р)            бел…    месяца (р.п,м.р)

О чудесн..  природе   (п.п, ж.р)              родн…   краю  (д.п,м.р)

Безграничн… простора   (р.п, м.р          удивительн… природой (т.п,ж.р)

3 группа:                                                                4 группа:

Родн…    селу  (д.п.,с.р)                          родн..   природы (р.п,ж.р)

Бел…   месяца (р.п,м.р)                         бел… месяца (р.п,м.р)

О чудесн.. природе (п.п,ж.р)                тёпл… чувством (т.п,с.р)

  1. Что изображено?
  2. Журналист внимательно слушает собеседника, запоминает, записывает основную мысль.

      Малая родина – это не просто маленький кусочек личной территории. Он входит в безграничные родные просторы.  Пронизанный тёплым чувством привязанности опыт отношения человека к  родному уголку, где он родился и живёт.   Любовь  к Малой родине – часть большой любви к Родине, Отечеству!

(малая родина – и.п , ж.р, маленький кусочек – и.п. м.р., личной территории – р.п.ж.р., тёплым чувством – т.п.,с.р., к родному уголку – д.п., м.р. к малой родине – д.п.. ж.р., большой любви – р.п..ж.р)

  1. Творческая работа.

      - Итак, журналист собирает материал, ему необходимо написать статью. Какая часть речи нам поможет, чтобы текст получился красивым?

Напишите мини – сочинение(3 – 4 предложения) на темы:

  • Природа родного края
  • Алханай – жемчужина Забайкалья
  • Праздник Белого месяца
  • Моя малая Родина

Зачитывание группами своих сочинений

III  Рефлексивно – оценочный этап

  • Какие задания у вас вызвали интерес?
  • Кто ещё из вас сомневается или затрудняется при написании безударных окончаний прилагательных?
  • Мы сегодня немного узнали о работе журналиста.  Кто из вас хотел бы стать журналистом, когда вырастет?
  • А теперь давайте оценим свою работу.  Побудь учителем минутку, поставь оценку, но не в шутку!

задание

успешность

1

тест

+или-

2

Словарная работа

+или-

3

Выборочное письмо

+или-

4

Творческая работа

+или-

5

Работа в группах

+или-

6

Умение писать имена прилагательные

+или

Дополнительное задание:

- Поставьте имена прилагательные в нужную форму. Выделите окончания.  Вставьте его вместо точек.  Какое слово получилось?

Рассказывал о (храбрый) зайце – омлет

Около (оздоровительный) лагеря – огород

Катался по (крепкий) льду – омут

Вернулся (ранний) утром – налим

Дети ищут значение слов в словарях

Окончания имён прилагательных

С

К

Л

О

Н

Е

Н

И

Е

Изменение окончаний по падежам

Имена прилагательные

Существ - ые

Прилагательные

М.р., ед числа

проверка

Картина

Моя Родина – Ага.

Читаю, дети должны записать с/с, определить род, падеж

Проверка

Каждая группа пишет по одной теме

 

Лист самооценки

Урок русского языка 4 класс (система Л.В.Занкова)

Тема: Склонение имён прилагательных единственного числа, основа слова которых оканчивается на твёрдый согласный.

Цель:  создание условий для формирования предметной грамотности (правописание падежных окончаний имён прилагательных) через работу над текстами.

Задачи: 

  • Формирование предметной грамотности через осмысление правописания падежных окончаний имён прилагательных
  • Построение текстов с использованием имён прилагательных
  • Способствовать развитию устной и письменной речи.
  • Воспитание любви  к родному краю..

   Форма работы: групповая

I  Вводно – мотивационный этап

Ход урока

- Сегодня мы с вами будем в роли не просто учеников. Много разных профессий есть на Земле. Мы с вами попробуем познакомиться поближе с профессией журналиста.

  1. Кто такие журналисты? (Люди,  которые пишут статьи в

 газеты, журналы)

- В первую очередь, этот человек должен давать точные, проверенные данные, поэтому мы с вами тоже попытаемся дать точное толкование этого слова из словаря Ожегова.

Журналист – литературный работник, занимающийся журналистикой.

Журналистика – деятельность по сбору,  обработке и распространению информации с помощью средств массовой информации (печать, радио, телевидение, кино и т.д)

.- Итак, мы начинаем.

Введение в тему.

- Чтобы отдать свою заметку наборщику в печать, журналист должен её разборчиво и красиво написать.

ой, ый, ий, ое, ее,ая, яя

- о чём говорят эти сочетания букв?

- на какие группы разделили бы их?

(окончания прилагательных – по родам, окончания прилагательных, основа которых оканчивается на твёрдый и мягкий согласные)

-составьте цепочку букв для минутки письма в следующем порядке: м.р., ж.р., ср.р. (твёрдое склонение)

         - Прежде чем отправиться на интервью, или начать писать статью, журналист должен хорошо изучить материал, о котором он будет рассказывать.  Проверим, насколько хорошо вы владеете изученным материалом.

II Операционно – содержательный этап

1  Сформулируйте тему нашего урока.

- Используя опорную запись, поставьте цели урока:

  • Закрепить знания об имени прилагательном
  • Упражняться в правильном написании окончаний
  • Задуматься над его ролью в тексте и нашей речи

- Кроме этого, будем учиться быть деловыми партнёрами, логически рассуждать и обоснованно выражать свои мысли.

2)

- Журналист, прежде всего, должен быть сам очень грамотным. Насколько это удаётся вам -  проверим.

Карточка 1

 - Записать словосочетания, выделить окончания, определить падеж.

1 группа:                                                                2 группа:

Удивительн..  страной  (т.п,ж.р)            бел…    месяца (р.п,м.р)

О чудесн..  природе   (п.п, ж.р)              родн…   краю  (д.п,м.р)

Безграничн… простора   (р.п, м.р          удивительн… природой (т.п,ж.р)

3 группа:                                                                4 группа:

Родн…    селу  (д.п.,с.р)                          родн..   природы (р.п,ж.р)

Бел…   месяца (р.п,м.р)                         бел… месяца (р.п,м.р)

О чудесн.. природе (п.п,ж.р)                тёпл… чувством (т.п,с.р)

  1. Журналист должен уметь отстаивать своё мнение, доказывать свою правоту.

В воздухе медленно кружились снежные снежинки.

  • Прочитайте предложение
  • Что не устраивает вас в предложении?
  • Разобрать предложение по членам, указать части речи

Карточка 2

  1. Каждой группе даны тексты: (редактирование текстов). Вставить пропущенные окончания имён прилагательных, доказать.

1 группа:

      Русская берёза – символ нашей Родины.  Везде можно встретить это прекрасное дерево.  И в густом лесу берёзки стройные стоят и на болоте. Шелковистые листья берёзки нежно шелестят. От белых стволов свет над всей землёй разливается.

прекрасное дерево (в.п., ср.р)

в густом лесу (п.п.,м.р)

 берёзки стройные (и.п.,мн.ч)

Шелковистые листья (и.п..мн.ч)

От белых стволов (р.п.,мн.ч)

                                                               2 группа:

        Алханай собрал и соединил всё, чем богат наш край.  Под его голуб.. небом нашлось место для сух.. степи, горн.. вершин и северн.. тайги. Гора Алханай привлекает к себе редкостн.. красотой и природн… творениями. Узк.. ущелья, чист.. вода целебн.. аршанов, разнообразие растительн… и животн… мира – всё это Алханай.

(под голубым небом (т.п.,с.р.), для сухой степи (р.п..,ж.р), , горных вершин (р.п.,мн.ч),  северной тайги (р.п.,ж.р.), редкостной красотой (т.п.,ж.р), природными творениями (т.п.,мн.ч), узкие ущелья (и.п.,мн ч), чистая вода (и.п.,ж.р),  целебных аршанов (р.п.,мн.ч), растительного  и животного  мира (р.п., м.р)

3 группа:

         Полевой жаворонок со своей звонкой песней поднимается выше и трепещет в голубом небе. Иногда в небе появляются хищники: коршун, раскинувший широкие крылья или беркут - царь воздушного океана.

 (полевой жаворонок (и.п.,м.р), со звонкой песней (т.п.,ж.р), в голубом небе (п.п.,с.р), широкие крылья (в.п.,мн.ч), воздушного океана (р.п.,м.р)

                                                               4 группа:

        Чудесным украшением забайкальск..  лесов является даурский рододендрон или багульник. Весенн..  веточки багульника покроются мелк…  цветами.  Цветение багульника – восхитительн..  зрелище. Когда он цветёт, покрывается лилов..  облачком.  Не зря Забайкалье называют краем «малинов..  сопок».   Сегодня багульник под охраной государства, занесён в Красн..  книгу.

 (чудесным  украшением   (т.п.,с.р),забайкальских  лесов (р.п.,мн.ч), даурский рододендрон  (и.п ,м.р), весенние  веточки(и.п.,мн.ч), мелкими  цветами(т.п.,мн.ч), восхитительное  зрелище (в.п.,ср.р), лиловым  облачком (т.п.,с.р), малиновых  сопок (р.п.,мн.ч),  в Красную  книгу(в.п.,ж.р)

 О чём эти тексты?

( о родном крае, о Малой родине)

         -Малая родина – это не просто маленький кусочек личной территории. Он входит в безграничные родные просторы.    Любовь  к Малой родине – часть большой любви к Родине, Отечеству!

Недаром 2013 год объявлен годом охраны окружающей среды.  

  1. Творческая работа.

      - Итак, журналист собирает материал, ему необходимо написать статью. Какая часть речи нам поможет, чтобы текст получился красивым?

Напишите мини – сочинение(3 – 4 предложения) на темы:

  • Природа родного края
  • Алханай – жемчужина Забайкалья
  • Праздник Белого месяца
  • Моя малая Родина

Зачитывание   сочинений (каждой группы)

III  Рефлексивно – оценочный этап

  • Какие задания у вас вызвали интерес?
  • Кто ещё из вас сомневается или затрудняется при написании безударных окончаний прилагательных?
  • Мы сегодня немного узнали о работе журналиста.  Кто из вас хотел бы стать журналистом, когда вырастет?

- Ваши сочинения мы оформим в нашей газете, которая будет посвящена защите охране и защите окружающей среды.

Дети ищут значение слов в словарях

Окончания имён прилагательных

Ой ый ое ая

проверка

Снежные – заменить: резные

холодные

пушистые

Какое задание нужно выполнить с этими текстами?

проверка

проверка

Проверка

Проверка

Высказывания детей

1 группа

- Записать словосочетания, выделить окончания, определить падеж, род

Удивительн..   страной -

О чудесн..   природе -

Безграничн…  простора –    

       Русск..  берёза – символ нашей Родины.  Везде можно встретить это прекрасн..  дерево.  И в густ..  лесу берёзки стройн..  стоят и на болоте. Шелковист..  листья берёзки нежно шелестят. От бел..  стволов свет над всей землёй разливается.

2 группа

- Записать словосочетания, выделить окончания, определить падеж, род

Бел…  месяца –

Родн… краю –

Удивительн.. природой –

     Алханай собрал и соединил всё, чем богат наш край.  Под его голуб.. небом нашлось место для сух.. степи, горн.. вершин и северн.. тайги. Гора Алханай привлекает к себе редкостн.. красотой и природн… творениями. Узк.. ущелья, чист.. вода целебн.. аршанов, разнообразие растительн… и животн… мира – всё это Алханай.

3 группа

- Записать словосочетания, выделить окончания, определить падеж, род

родн… селу -

бел… месяца –

о чудесн... природе –

           Полев..  жаворонок со своей звонк.. песней поднимается выше и трепещет в голуб..  небе. Иногда в небе появляются хищники:  коршун, раскинувший широк..  крылья или беркут - царь воздушн… океана.

4 группа

- Записать словосочетания, выделить окончания, определить падеж, род

родн… природы –

бел.. месяцем –

Тёпл… чувства –

       Чудесным украшением забайкальск..  лесов является даурский рододендрон или багульник. Весенн..  веточки багульника покроются мелк…  цветами.  Цветение багульника – восхитительн..  зрелище. Когда он цветёт, покрывается лилов..  облачком.  Не зря Забайкалье называют краем «малинов..  сопок».   Сегодня багульник под охраной государства, занесён в Красн..  книгу.

Урок русского языка 4 класс (система Л.В.Занкова)

Тема: Склонение имён прилагательных единственного числа, основа слова которых оканчивается на твёрдый согласный.

Цель:  Систематизировать знания детей о правописании безударных падежных окончаниях имён прилагательных единственного числа.

Задачи: 

  • (направленные на достижение личностных результатов обучения) Формирование уважения к иному мнению, к иной точке зрения, развитие самостоятельности.
  • (направленные на достижение метапредметных результатов обучения). Формирование работать с информацией, ясно и точно излагать свою точку зрения, доказывать её, связно выражать свои мысли, давать полные аргументированные ответы, знакомство с профессией журналиста, воспитание любви к родному краю.
  • (направленные на достижение предметных результатов обучения).

Через систематизацию  знаний об имени прилагательном как части речи, его грамматических признаках, правильно писать безударные падежные окончания имён прилагательных.

   Форма работы: групповая

      Изучение темы имя прилагательное рассчитано на 25 часов. Этот урок является заключительным по теме «правописание безударных окончаний имён прилагательных, основа которых заканчивается на твёрдый согласный».  Продолжением этой темы будет склонение имён прилагательных с мягкой основой. Закончится изучение данной темы образованием прилагательных.

       При изучении этой темы дети анализируют и устанавливают, как изменяется прилагательное при изменении падежа существительного, проверяют окончания прилагательных по вопросу.  Стараются применять полученные знания на практике.

Личностные: самостоятельность, уважение к иному мнению

Регулятивные: умение организовывать свои дела: ставить цель урока, получать и оценивать результат

Познавательные:  добывать, преобразовывать информацию

Коммуникативные: умение донести свою позицию, понять других, договориться (работа в группах)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Достижение метапредметных результатов на уроках русского языка, в системе Л.В.Занкова

Данная статья отражает опыт работы учителя начальных классов  по использованию активных методов обучения, проектной деятельности, творческих письменных работ учащихся и др. для  достижения м...

Планирование уроков русского языка по системе Л. В. Занкова в 1 классе

Тематическое  планирование  уроков  русского  языка  в 1 классе  по  учебнику  А. В. Поляковой...

Урок русского языка по системе Л.В.Занкова. 3 класс

Урок по теме: " Три склонения имен существительных. Обобщение."...

разработка урока русского языка по системе Л.В.Занкова : «Связь грамматической и лексической сочетаемости слов»

Этот урок формирует представления учащихся о связи грамматической и лексической сочетаемости слов в предложении....

Развитие творческой личности младшего школьника на урока русского языка по системе Л.В.Занкова.

Развитие творческой личности младшего школьника на уроках русского языка по системе Л.В.Занкова....

Развитие познавательного интереса на уроках русского языка по системе Л.В.Занкова

Развитие познавательного интереса на уроках русского языка по системе Л.В.Занкова...

«Формирование коммуникативных УУД через различные виды деятельности на уроках русского языка в системе Л.В.Занкова»

В данной статье речь идет о формировании коммуникативных УУД на уроках русского языка....