Урок русского языка в 1 классе
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме

Пронина Любовь Алексеевна

Урок русского языка: "Текст. Признаки текста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon tekst_1b_klass.ppt1.51 МБ
Файл urok_russkogo_yazyka.docx22.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Слайд 2

Словарная работа

Слайд 4

к о рзина

Слайд 6

с о бака

Слайд 8

б а ран

Слайд 10

р я бина

Слайд 12

ябл о ня

Слайд 14

к а пуста

Слайд 16

с о рока

Слайд 17

Составь предложение из данных слов. сорока, даче, жила, на Проверь

Слайд 18

Составь предложение из данных слов. Сорока жила на даче. Проверь

Слайд 19

Тема урока «Текст. Признаки текста». Задачи: уточнить, что такое текст Выяснить, какими признаками он обладает Выяснить, чем отличается текст от набора предложений

Слайд 21

Уважай своего товарища. Умей каждого выслушать. Не согласен – предлагай . Устав групповой работы:

Слайд 22

Прочитайте предложения. Можно ли их назвать текстом? Поменяйте местами предложения так, чтобы получился текст. Саша каждый день навещал друга. Саша и Сережа – друзья. Они учатся в одном классе. Однажды Сережа заболел.

Слайд 23

Прочитайте текст. Чего в нем не хватает? У Алеши живет щенок его зовут Дружок шерсть у Дружка рыжая хвост крючком Алеша и щенок часто играют вместе они большие друзья. Е Ш Х А О

Слайд 24

Признаки текста 1. Предложения в тексте связаны по смыслу. Они все на одну тему. 2. К тексту можно подобрать заголовок. 3. Все предложения в тексте имеют определенное место. 4. Все предложения в тексте имеют границы.



Предварительный просмотр:

Тема: «Текст. Признаки текста».

Цель: раскрыть одну из особенностей текста - его тематическое единство; формирование общего понятия о тексте на основе осознания его основных признаков и исследовательской деятельности учащихся;

развивать речь, словесно-логическое, наглядно-образное мышления;

воспитывать доброжелательность, чуткость по отношению друг другу и аккуратность в работе.

Задачи: 1. Формирование умения отличать текст от группы предложений.

 2. Формирование умения устанавливать последовательность предложений в   тексте.

 3. Формирование умения корректировать составленные предложения и текст.

Мин. Чист.

Буква словно колесо,

Зеркало-овал,

Даже среди слив на ветке

Я её узнал.

 ( буква «0»)

(Запись соединений – об -, -ор -, -он-)

I. Словарная работа. (учитель показывает картинку, дети по слогам произносят слово, называют орфограмму)

II. Актуализация.

-Что такое предложения?  

-Посмотрите, являются ли эти записи предложениями? 

(сорока, даче, жила, на)

-Составим  из слов предложения. Запишем и обозначим орфограммы.

III. Постановка учебной задачи

На доске:        

Белка - это маленький пушистый           Белка - это маленький пушистый

зверек.                                                           зверек.

Мальчик увидел бабочку.                      У нее рыжая шерсть.

Художник нарисовал птицу.                  Еще у белки большие глаза.

У мышки есть норка.                               Она хорошо видит.

Попробуйте определить, чем отличаются эти две записи?

-Какая сегодня тема урока? (Текст. Признаки текста.)

-Какие задачи мы поставим перед собой?

(научиться отличать текст от предложений, выявить признаки текста)

-У меня на столе лежит кусочек ткани.

-Как вы думаете, что общего между этим предметом и темой  урока?

 (В тексте все слова и предложения, как нити ткани связаны в единое целое.  Если из ткани удалить основную нить, она может рассыпаться. Так и текст не может существовать без основной мысли.)

-Давайте обратимся к толковому словарю и определим лексическое значение слова “текст”.

( учащиеся работают со словарем)

-Текст (от лат.-ткань-соединение)

Оказывается, мы оказались правы в том, текст – это ни что иное, как словесная ткань, связанная в единое целое общей мыслью.

-Попробуем доказать это.

III. Сравнение текста и группы предложений

-Прочитайте предложения, записанные слева.

-Сколько здесь предложений? О чем говорится в 1 предл.? Подберём рисунок. И т.д.

(В первом предложении говорится о белке. Во втором - о мальчике. В третьем - о художнике. В четвертом - о мышке.)

-Сколько рисунков вы подобрали  к первой записи?

-Что же записано слева? (Предложения)

Сколько предложений во втором столбике?

О ком говорится во всех этих предложениях? (О белочке.)

Сколько рисунков можно подобрать к этим предложениям? (Один.На нем будет изображена белка.) Сколько мыслей ?  Как можно назвать эту запись? (текст)

Вывод:      В тексте все предложения связаны между собой по смыслу, т. е. рассказывают не о разном, а об одном и том- же. Все на одну тему.

-Можно ли к 1 записи подобрать заголовок? Почему? (Все предложения о разном.)

-Можно ли придумать заголовок к записи во 2столбике? (да) Почему?

 (Все предложения связаны по смыслу .В каждом предложении сообщается что-то новое о белке.)

-Что можно определить по заголовку?

Вывод: по заголовку можно определить о ком или о чем будет текст.

- То есть эти предложения объединяются тем, что все они на одну тему - о белке. Поэтому эти предложения составляют текст. К тексту можно подобрать заголовок.

Вывод: к тексту можно подобрать заголовок.

Озаглавим текст (Белка.)

Мы ответили на вопрос, о ком этот текст. А что говорится о белке? (В рассказе говорится о том, что белка - маленький зверек с рыжеи шерстью и большими глазами, и что она хорошо видит). Какой можно сделать вывод?

Вывод:Каждое очередное предложение добавляет что-то новое к тому, о чем мы узнали из предыдущего.

-А что еще вы знаете о белке?

Ой! К нам в гости сама белочка пришла на урок. Пускай она и расскажет о себе.  (сообщение )

Физминутка (ветер)

III. Редактирование деформированного текста.(работа в группах)

Вначале повторим правила работы в группах.

-Все предложения перепутались, давайте наведем порядок.

-Прочитайте предложения.
-Можно ли их назвать текстом?
-Поменяйте местами предложения так, чтобы получился текст.

Саша каждый день навещал друга.

Саша и Сережа – друзья.

Они учатся в одном классе.

Однажды Сережа заболел.

Вывод: . Все предложения в тексте имеют определенное место.

-Придумайте заголовок к тексту. (Друзья)

-Каким должен быть друг?

-Какие пословицы вы знаете о дружбе? (Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей. Нет друга, так ищи: а нашел, так береги.)

-Прочитайте текст.
Чего в нем не хватает?

У Алеши живет щенок  его зовут Дружок    шерсть у Дружка рыжая хвост крючком    Алеша и щенок часто играют вместе    они большие друзья.

Вывод: Все предложения в тексте имеют границы.

IV. Игра «Найди свой домик».(работа в группах) Домики: Слоги, слова, предложения, текст. По всему классу развешаны карточки с «домиками». Дети находят свой «домик» и доказывают почему они сделали такой выбор. У каждого из вас карточка. По моей команде вы должны ее перевернуть и прочитать запись. Потом подумать и найти свой домик. Показать такого цвета карточку, какого цвета домик.

 Карточки №1 (8) Жил – был пёс Барбос. У него был друг- кот Васька. Оба они жили у дедушки.

Карточки №2.( 8) Ярко светило солнце.  На пне сидела белка. По реке плыли брёвна. У Вари был чиж. Вдруг из леса выскочила большая собака.

Карточка №3(8)Мама аквариум с рыбкой Виталику. Птенцы у родились зимой клестов. Новые у отрастают лосей рога. Кружились елью над клесты.

Карточка №4 (8)Ча, све, мо, кра, вры,пи , сме, о, ро, де,ву,ча, хо,сму, пер.

-Умники. Вы сегодня очень хорошо поработали на уроке.

V. Итог:

Верные или неверные высказывания. (хлопки)

  1. Текст состоит из предложений.
  2. К тексту нельзя подобрать заглавие.
  3. Предложения в тексте не имеют определенной последовательности.
  4. В тексте всегда о ком-то или о чем-то говориться.
  5. Предложения в тексте не имеют границ.

- А теперь оцените свою работу.

Белочка для вас приготовила сюрприз в конвертах. (в конвертах белочка с орехом) Когда орех зрелый, он какого цвета? (коричневый) Когда не совсем зрелый? (желтого) Когда совсем не зрелый? (зеленого)

Если вы поняли тему урока, раскрашивайте орех коричневым цветом, если что-то было непонятно, то желтым цветом, если совсем ничего не поняли, то зеленым.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Общее понятие об однокоренных (родственных) словах Урок русского языка, 2 класс. М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко «К тайнам нашего языка»

Общее понятие об однокоренных (родственных) словахУрок русского языка, 2 класс. М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко«К тайнам нашего языка»Ирина Анатольевна ВиниченкоУчитель начальных классов, МАОУ «...

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.

Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...

Презентация к уроку русского языка 1 класс "Согласные буквы русского языка"

Этот  материал содержит  презентацию  к  уроку  руского  языка  в 1 классе по  программе "Школа  2100"...

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема " Буква Е,е. Работа над словом"

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема "Буква Е,е. Работа над словом"....

Урок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"

рок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"...