Урок обучения грамоте в 1 классе "Звук [ц], буквы Ц, ц"
методическая разработка (чтение, 1 класс) по теме

Лашкова Людмила

Тема: Звук [ц], буквы Ц, ц.

Цель: познакомить со звуком  [ц], буквами Ц, ц.

Задачи: учить распознавать звук [ц] и соответствующую букву, познакомить с особенностями звука [ц] как всегда твердого согласного звука; развивать фонематический слух; познакомить с особенностями научного текста в сравнении с художественным; упражнять в осмысленном и выразительном чтении; развивать умение устанавливать причинно-следственные связи; прививать читательский интерес; ответственное отношение к учебе, стремление к успеху.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок обучения грамоте в 1 классе

Учитель Л.А.Лашкова, лицей №410, г. Санкт-Петербург, Пушкинский район

Тема: Звук [ц], буквы Ц, ц.

Цель: познакомить со звуком  [ц], буквами Ц, ц.

Задачи: учить распознавать звук [ц] и соответствующую букву, познакомить с особенностями звука [ц] как всегда твердого согласного звука; развивать фонематический слух; познакомить с особенностями научного текста в сравнении с художественным; упражнять в осмысленном и выразительном чтении; развивать умение устанавливать причинно-следственные связи; прививать читательский интерес; ответственное отношение к учебе, стремление к успеху.

Ход урока

1.Орг. момент

Цель: помочь детям включиться в деятельность.

Начинается урок,

Он пойдет, конечно,   впрок.

2.Мотивационно-целевой этап

Цель: подвести учеников к осмыслению и принятию цели урока.

Вчера я вам предложила  найти и прочитать русскую народную сказку  «Журавль и цапля». Кто это сделал?

О ком эта сказка?

Что предложил журавль цапле?

Что цапля предложила журавлю? Почему они не поженились? (Эгоизм, нерешительность, обидчивость, самовлюбленность не дают птицам сблизиться, они обречены на одиночество).

В каком слове названия сказки есть новый звук, который мы ещё не изучали? (цапля)

Выделите этот звук. ([ц])

Какие цели мы поставим перед собой на уроке? (Узнать новые сведения о звуке [ц] и познакомиться с буквой, которая этот звук обозначает.

3.1Усвоение новых знаний. Знакомство с новым звуком.

 Цель: уметь давать характеристику звука и отличать его от других звуков.

Произнесём новый звук. Он какой? Почему? (Воздух встречает преграду; преграда – язык, он упирается в верхние зубы).

Раз звук [ц] согласный, мы должны выяснить, твердый он или мягкий, звонкий или глухой.

(Работа с опорой на схему).

3.2 Знакомство с буквой

Цель: запомнить образ буквы ц, Ц.

«Азбука», стр. 56 – посмотрите на волшебный рисунок. Что на нём изображено? (Цепочка)

Какой первый звук в этом слове? ([ц]). Ещё раз скажите, какой он, дайте его характеристику (Согласный, твёрдый, глухой)

Какую букву сделали с помощью цепочек? (Букву Ц)

Где мы ещё видим букву Ц? (Учебник, вверху, алфавит, на доске – письменные буквы)

Почему в учебнике буква раскрашена синим цветом? (Она обозначает только твердый звук).

Проверим, так ли это. Прочитайте слоги под волшебной картинкой. (Власов) Влияют ли гласные буквы и, е на звук ([ц]? (Нет, во всех слогах звук произносится твердо).

Действительно. Посмотрите на звуковое изображение под волшебным рисунком. Изображение какого звука вы видите? (Только твердого).

3.3 Закрепление знаний о новом звуке, развитие умения составлять схемы слов.

Цель: развивать  фонематический слух, культуру звукопроизношения.

Работа в парах – сейчас каждый из вас будет и учеником и учителем для своего соседа. Ваша задача – выполнить своё задание и проверить то, что сделал ваш сосед.

1 вариант составляет схемы слов: щипцы, мотоцикл.

2 вариант составляет схемы слов: полотенце, гусеница.

Проверка (используется ЭП к учебнику): ученика Кузьмина проверяет учитель Полукеева и наоборот (щипцы – полотенце).

Ученика Завьялова Виталия проверяет учитель Цветкова Саша и наоборот (мотоцикл – гусеница).

Дети в тетрадях друг другу рисуют флажки – результат проверки.

Физминутка (Цапля)

Цапля ходит по воде

И мечтает о еде.

Ноги выше поднимай,

Ты, как цапля, не зевай!

 (Рывком поднять ногу, согнутую в колене, как можно выше, потом другую)

Чтоб поймать еду в водице,

Надо цапле наклониться.

Ну-ка тоже наклонись,

До носочка дотянись.

(Наклониться и достать правой рукой левую ступню, потом левой рукой правую ступню)

3.4 Игра «Слово рассыпалось».

Цель: развитие логического мышления, развитие речи, развивать способность обобщать.

На листочках – задание: слова рассыпались, переставьте буквы так, чтобы получились слова.

ПЛЯАЦ_______________ КОЛСО________________ СИЦАНИ_________________

1 слово? 2 слово? 3 слово?

Закончите предложение: Цапля, сокол, синица  - это …. (птицы).

Игра в «Азбуке» «Третий лишний». Какая птица лишняя и почему? (Курица, так как  это домашняя птица).

3.5.Чтение текстов в учебнике.

Цель: упражнять в осмысленном и выразительном чтении; расширять кругозор детей.

Много ли вы знаете про цаплю и синицу: где живут, чем питаются, какой образ жизни ведут? (Нет)

Откуда можно получить необходимую информацию? (Из книг).

Существуют специальные книги – справочные пособия по отраслям знаний. Они называются энциклопедиями. В них мы можем прочитать достоверную информацию.

Отрывок из энциклопедии о птицах поместили в нашем учебнике. Прочитаем, что пишут в энциклопедии о птицах.

«Азбука», стр. 56

О цапле – читает ученик. Смотрим видеофрагмент.

Где живут цапли? (Возле рек, на болоте)

Чем они питаются? (Рыбой, лягушками)

О синице – читает ученик. Смотрим видеофрагмент.

Что узнали о синице? (Бойкая, умная птица).

О соколе – читает ученик. Смотрим видеофрагмент.

Чем отличается сокол от других птиц? (Самая зоркая птица)

Для кого он опасен? (Для кур, цыплят, утят)

Для чего раньше держали соколов? (Для охоты на цапель, журавлей).

3.6. Работа со структурной схемой.

Цель: познакомить с особенностями научного текста в сравнении с художественным; учить сравнивать.

Итак, мы прочитали с вами отрывок из энциклопедии про птиц, т. е. научный текст. Дома вы прочитали сказку про птиц. Как вы считаете, сказка и научный текст отличаются друг от друга? (Да)

Найдем в таблице отличительные черты сказки и научного текста.

Сказка (художественный текст)

Энциклопедия (научный текст)

Достоверность, точность, ясность в изложении информации.

                        +

«Сказочный» язык, вымышленный сюжет, перенос человеческих качеств на животных.

                  +

4.Рефлексивно - оценочный этап

Цель: оценить работу учащихся; дать возможность сделать ученикам самооценку своей учебной деятельности на уроке.

Какую цель мы ставили себе в начале урока? (Познакомиться с новым звуком ц)

Дайте характеристику звуку ц (Согласный, всегда твердый, глухой).

Что понравилось на уроке?

Кому понравилась своя работа на уроке?

Оцените свою работу на уроке, раскрасьте флажок на листочке. У кого все получилось, работа была успешной – красный флажок; у кого почти все получилось – желтый флажок; были небольшие недочеты – зеленый, много ошибок – синий флажок.

Спасибо за урок!

Рекомендации по выполнению д/з:

- перечитать текст на стр. 56;

- придумать слова с буквой ц в лесенке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обучения грамоте.Тема:СОГЛАСНЫЙ ЗВУК [Ш], БУКВА «Ш». СТРОЧНАЯ БУКВА «Ш»

Интегрированный урок №51 согласный Звук [ш], буква «ш». Строчная  буква «ш» («Букварь», с. 82, Прописи№3, с. 26–27)Цели: познакомить с буквой «ш», звуком [ш], с его особенностью, формиро...

Урок обучение грамоте 1 класс "Звук Э. Буква Э." (Планета Знаний)

Урок обучения грамоте 1 класс. Тема: "Гласный звук Э, буква Э". Урок введения нового знания. Цель: ознакомление учащихся с гласным звуком Э и буквой Э....

Редактировать Рабочие листы к урокам обучения грамоте по темам "Звук [и], буквы И, и". "Звуки [р], [р\'], буквы Р, р"

Данный материал может быть использован учителем, как во фронтальной, так и в индивидуальной работе на уроках обучения грамоте при изучении гласного и согласных звуков и букв, которые их обозначают. - ...

Урок обучения грамоте 1 класс. Звук (о), буква Оо

Конспект урока - знакомство с новым звуком и буквой.  Урок представлен в игровой форме с использованием ИКТ....

Урок обучения грамоте 1 класс. Звук (о), буква Оо

Конспект урока - знакомство с новым звуком и буквой.  Урок представлен в игровой форме с использованием ИКТ....