Урок "Числительное"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Рыбушкина Лидия Борисовна

Урок на тему "Числительное" с применение индивидуальных компьютеров. Урок по ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_chislitelnoe_4_klass.docx57.05 КБ

Предварительный просмотр:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Организационный момент

Аутогенный настрой

2 минуты

-Мы хороший, дружный класс?

-Всё получится у нас?

Эпиграфом к нашему уроку будет высказывание русского советского поэта Михаила Васильевича Исаковского.

«Чем лучше, чем глубже человек знает язык, тем богаче, глубже и точнее будут выражены его мысли. Богатство языка - это богатство мыслей.»

-Как вы понимаете это высказывание?

Отметьте на полях в тетради настроение,  с которым вы пришли на урок.  

        

-Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке?

дети хором:

-Да, мы хороший, дружный класс

-Да, всё получится у нас.

читает Айнур с интерактивнойдоски

Высказывают своё мнение.

Отмечают на полях в тетради своё настроение.

-Закреплять те знания, которые получили и узнаем, что-то новое.

Цель: включение в учебную деятельность

Личностные УУД:осознанность учения;

формирование своей точки зрения.

2. Актуализация знаний

  5-6 минут

1 Упражнение в чистописании
1 минута

2.словарная работа

3. Устный опрос  

4.повторение пройденного

-Посмотрите, какие буквы мы сегодня будем писать

-Запишите в тетради, пишите красиво, соблюдайте наклон и высоту букв, обратите внимание на соединение буквы к.

-запишите число, классная работа

-Какие словарные слова  начинаются на букву к?

-Запишем слова в тетрадь с комментированием и выделением опасных мест.

-Какой раздел русского языка мы изучаем сейчас на уроках?

-С какой частью речи мы работали на прошлых уроках? Какую тему проходили?

-Образуйте из записанных словарных слов глаголы, назовите их. Запишите в тетрадь с новой строчки.

-Предлагаю вам, сделать  морфологический разбор со словом командую.

(у доски разбирает его Лиля Т., остальные в тетр.)

Анализируют написанное на доске.

Выполняют минутку чистописания.

Календарь,
к
астрюля,
к
илометр

колесо

Команда

Комбайн

Костёр

коллекция

коллекционер

коллектив

-части речи

-глагол

-колесить

командовать

коллекционировать

1.Командую-глагол.

2.Н.ф.-командовать, несоверш. вида, 1спр.,в ед.числе, в наст. вр, в 1-м лице.

3.Я (что делаю?) командую._

___________

Цель: повторить пройденное, отработка навыка письма, соединения букв, подготовка к письму, вспомнить написание словарных слов, разбора глагола

Познавательные УУД: умение проводить анализ, сравнение, классификацию по заданным критериям. 

3.Целе-
полагание 8-10 минут

-У вас на столе лежат листочки, на которых напечатаны слова.

(Написать, нам, прыжок, два, детский, пятый, в, на, седьмой, перепрыгнуть, бег, четыре, товарищ, вы, десять, им, верный, за, с, вбежать, десятый, вагон, они, пассажирский)

-подумайте, какое задание я могу вам предложить ?

-А задание будет таким:

выпишите существительные
и подумайте почему именно эти слова вы выписали?

-назовите их,
дайте характеристику имени существительного, как части речи.

-выпишите прилательные и подумайте  почему именно эти слова вы выписали?

-назовите их, дайте характеристику имени прилагательного, как части речи.

-выпишите глаголы и подумайте почему именно эти слова вы выписали?

-назовите их,


-Кто из вас даст характеристику глаголу, как части речи?

-выпишите местоимения, подумайте  почему именно эти слова вы выписали?

-назовите их.

-Кто из вас даст характеристику местоимению?


-выпишите предлоги, подумайте

почему именно эти слова вы выписали?

-Кто из вас скажет, что такое предлог?

-Какие слова не попали ни в одну из групп? Назовите их.

 

-Что будем с ними делать?

-верно, раз мы проходим части речи, сейчас мы их вспомнили, значит и у данных слов мы должны определить, узнать к какой части речи они относятся.

-У нас возник вопрос. Какой?

–Верно, надо определить часть речи у оставшихся слов.

- Что мы сейчас будем делать?

-Какие вопросы можно задать к этим словам?

-как можно назвать эту часть речи?

-вы на правильном пути.

-Определите тему и цель урока

-Какие индивидуальные цели ставите перед собой на уроке? Что хотите узнать, чему научиться?

-Посчитать, разобрать по составу, определить части речи, составить словосоч, предложения ……

-Прыжок, бег, товарищ, вагон.

-Имя сущ-это часть речи, обозначающая предмет и отвечающая на вопрос «кто?, что?»

-Детский, верный, пассажирский

-Имя прилаг-это часть речи, обозначающая признак предмет и отвечающая на вопросы какой?какая? какое? какие?»

-Написать, перепрыгнуть, вбежать,

-Глагол-это часть речи, обозначающая действие предмет и отвечающая на вопросы «что делать?, что сделать?, что будет делать?»

-Нам, вы, им, они

Местоимение-это часть речи, указывающая на предмет, но не называющая его.

-В, на, за, с

предлог - служебная часть речи, служит для связи слов в предложении

-Два, пятый, седьмой, четыре, десять, десятый

-составим словосочетания ….,

 -попытаемся определить часть речи

-Будем искать на него ответ.

надо определить часть речи у оставшихся слов.

-задавать к этим словам вопросы

-Сколько? Какой?

.

Возможно кто-то назовет числовая, численная

-числительное

Ставят тему и цель.

Тема: Числительное

Цель: познакомиться с числительными, учиться правильно их употреблять и  писать.

Ответы детей

Коммуникативные УУД: высказывать и обосновывать свою точку зрения, учитывать разные мнения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать, задание для упражнения,
тему и цели урока; планировать действия с учётом поставленной учителем задачи.

4. Введение нового материала  (формирование  новых понятий).  6 минут

1 Фронтальная работа

  Классификация    

      3 минуты

2.определение и наблюдение за делением числительных

2 минуты

5. Первичное закрепление

2мин

6. Динами
ческая пауза

2минуты

7. Закрепление изученного материала

7минут

1.Дифференцированная работа по  степени сложности.

Проверка

2. Фронтальная работа

-Запишите с новой строчки те слова, которые у нас остались.

 (я вешаю на доску)

-Итак, мы с вами добыли новые знания. Это знания о новой части речи.

Микроитог

-Кто попробует сформировать это новое знание? Числительное – это…

-Где  мы можем проверить правильность полученных знаний?

-проверим свой ответ,
откроем учебник с.110.

Раиль найдет ответ на наш ответ в словаре
Прочитаем правило

(читаем Камилла)

-Мы ставили перед собой задачу –определить часть речи и мы её определили.

-Поработайте с этими словами, посовещайтесь и определите, нельзя ли их сгруппировать по какому-либо признаку? А потом расскажете,  какие группы вы выделили.

-Я хочу узнать:

чем могут отличаться эти слова?

-Сейчас на этот вопрос и будем искать ответ. Ответьте мне  какие группы у вас получились?

-запишите числительные по группам, оставьте строку для названия групп (если дети не смогут ответить).

-Предлагаю вам послушать объяснение нашего профессора.

(включаю проектор, идёт объяснение о числительном и его разрядах)

-Согласны вы с объяснением? Именно эти знания мы добыли с вами самостоятельно?

-чтобы лучше запомнить полученные знания надо….

-верно, а закреплять мы будем подходя к моему компьютеру.

( на компьютере и интерактивной доске в занимательной форме высвечиваются задания, дети подходя, читают и находят верный ответ на вопросы)

-читайте задание и выполняйте, находя верный ответ

 Задания:

1.Расределите числительные на 2 группы, в зависимости от вопроса, на который они отвечают.

третий  шесть  сотый   двадцать  седьмой   сто    одиннадцать

седьмой

2.Укажите порядковые числительные

тридцатый              тринадцатый

тринадцать             третий
три                          тринадцать

3. образуй количественные числительные в порядковые

сорок     двадцатьпять один   сто

Микроитог

-на какие группы делятся числительные?

-на какие вопросы они отвечают?

-Выполняйте движение, а как услышите числительное - хлопайте в ладоши.

-А теперь откройте тетради, вы будете выполнять упр. 183. Прочитайте задание.

-Что такое фразеологизмы? Давайте вспомним.

(даю Толковый словарь Ожегова и прошу ученицу(Регину) найти ответ на поставленный вопрос)

-Предлагаю вам выписать 3 любых фразеологизма, вставить нужное числительное и объяснить их значение

-Для чего нужны числительные, где в нашей жизни они встречаются?

-вспомните и назовите пословицы, поговорки , названия сказок в который встречается числительное и назовите его разряд

-задайте друг другу вопросы, чтобы в ответе было числительное на русском, татарском и английском языке

-как вы думаете как в речи появились числительные?

-послушайте, как появилось слово миллион

-Интересно? А хотите узнать как появились другие числительные? Я предлагаю вам самостоятельно найти ответ на этот вопрос и на следующем уроке нам рассказать

Два, пятый, седьмой, четыре, десять, десятый

Ответы детей

-в учебнике, в словаре

Чтение детей правила

Ответы детей

вопросами

ответы детей

(Если смогут ответить отвечают ) записывают:

порядковые , количественные

Записывают числительные в два столбика.

Дети смотрят и слушают объяснение на интерактивной доске

-надо их закрепить и проверить как мы это сделали

3 детей (Денис, Раиль  Эльза) выходят, читают задание и ходят верный ответ, остальные проверяют

Количественные

порядковые ,

-сколько? Который?

Выполняют упражнения

Ответы детей…

Чтение значения слова из словаря.

Выполняют задание в тетради сам-но.

5 детей объясняют значения фразеологизмов (Дамир, Карим, Реваль, Элина, Ильшат)

Ответы детей

Дети задают и отвечают на вопросы

ответы детей

Читает Аделя

Познавательные УУД: умение осуществлять поиск необходимой информации с использованием учебной литературы, строить рассуждения.

Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других.

-Заданным вопросом и ответом на него

Коммуникативные

УУД: умение строить монологическую речь.

работа в паре

Регулятивные УУД: проявление  инициативности и самостоятельности, контроль и коррекция.

Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; учиться работать самостоятельно

Личностные УУД: адекватное реагирование на трудности;  развитие эмоционально-нравственной отзывчивости

Связь с жизнью

8Гимнастика для глаз по таблице Базарного. 1 минута

Выполняют упражнения для глаз по схеме.

9.Закрепление полученных знаний

2 минуты

10. Итог урока

3 минуты

11 Домашнее задание

1минута

12. Рефлексия

1минута

открываем нэтбуки и для лучшего закрепления выполним задание №167

-работать будете в паре с соседом

-что мы сегодня узнали на уроке?

-как мы это узнали?

-какую индивидуальную цель ставил из вас каждый себе в начале урока, вспомните и ответьте себе получилось вам её достигнуть, если пока не получилось или получилось, но не до полность на следующих уроках мы обязательно постараемся на них найти ответы

(опрос 3-4 детей, анализ их ответов)

-у числительных есть одна характерная особенность, чем они отличаются от других частей речи

-давайте послушаем небольшой стишок о числительном

Как обойтись бы без числа
наука лингвистика могла?

Расчёт во всяком деле нужен.

Ты и с числительным будь дружен.

-Дома вы будете выполнять упр.184. Прочитайте задание. Что нужно сделать? у кого есть вопросы по выполнению д/з?

-Для тех ребят, кому этого задания будет мало я предлагаю написать небольшое сочинение о нашем городе используя как можно больше числительных.

-Оцените свою работу на уроке по лестнице успеха

-Что получилось? Покажите гостям

-Какие задания вызвали затруднение?

-Как вы думаете в чём причина?

-закончите фразу:

На уроке я работал….

Своей работай на уроке я…

Урок для меня показался….

За урок я…..

-Интересна вам тема урока? Хотите больше узнать о числительных?

-На следующих уроках этим и будем заниматься.

Спасибо за урок!

Дети выполняют задание определяя количественные и порядковые числительные

-что такое числительное, что такое порядковые и количественные числительные

-самостоятельно, затем проверили себя

.

ответы детей

-Их можно писать цифрами

Чтение  стихотворения (Адель)

анализ задания

Дети показывают цвет карточки соответствующий их знаниям, полученным на уроке

отвечают на вопросы

дети заканчивают предложение

-да

Коммуникативные УУД:

уметь

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной форме; строить монологическую речь;

Регулятивные УУД: контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Личностные УУД: самооценка; осознанность учения; адекватное реагирование на трудности