Урок русского языка во 2 классе
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Нурсия Альбиковна Гумерова

Во втором классе ребята сталкиваются с тем, что писать по слуху можно далеко не всегда. Если звук  в слабой позиции, то их подстерегает опасность. На втором году обучения русскому языку дети учатся не только находить орфограммы, но и самостоятельно справляться с ними. Проверка орфограмм путем изменения слова заставляет второклассников обратить внимание на то, что поддаются такой проверке только те орфограммы, которые находятся  в основе слова.Урок строится на принципах деятельностного обучения и включает практическую работу, работу в парах, самостоятельную работу с использованием различных форм проверки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas.docx41 КБ

Предварительный просмотр:

                               Технологическая карта

Предмет: русский язык         Класс: 2 «А»

Тема: Правописание гласных и согласных в  корне  слова.

Цель: Обобщить знаний о написании безударных гласных, парных согласных и непроизносимых согласных в корне слова.

Задачи: 1) содействие  формированию прочных знаний, самостоятельно добытых учащимися;

               2) формирование навыков самостоятельной, коллективной, индивидуальной работы: самоконтроля, самопроверки, обсуждения           информации,  планирования познавательных процессов и самооценки.

               3) способствовать развитию умения применять теоретические знания на практике.

Планируемый результат: понимание и умение применять способ проверки данной орфограммы, положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения.

Основные понятия: безударный гласный звук, парный согласный звук, непроизносимые согласные.

Ресурсы: учебник русского языка для 2 класса УМК «Школа России»

Организация пространства: фронтальная, парная.

Средства (оборудование):

1)учебник по русскому языку (УМК «Школа России» );

2)карточки с текстами;

3)проектор-компьютер, ;

4) листы  с заданиями, смайлики для оценивания эмоциональной оценки учащихся.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

I этап. Организационный.

Цель: проверка готовности обучающихся, их настрой на работу.

II этап. Постановка темы и цели урока.

Цель: подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока.

Методы и приёмы: наблюдение, проблемная ситуация

III этап. Словарная работа

Цель: актуализировать знания о словах с непроверяемыми и проверяемыми безударными гласными.

Цель для учащихся - повторить изученные слова.

Цель для учителя:

-организовать работу по повторению правописания слов из словаря.

Метод:

-побуждающий к проблемной ситуации  диалог

   IV. Закрепление учебного  материала:

      .

Цель: закрепить правила правописания, умения правильно подбирать проверочные слова

Цель для учащихся: закрепить правила правописания, умения правильно подбирать проверочные слова

Цель для учителя: закрепить способ проверки  орфограмм.

    V. Итог урока. Рефлексия.

   Цель: оценить свою работу

   

VI.Домашнее задание.

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку.

Прозвенел звонок весёлый

Начинается урок.

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать.

-Я вижу, что все вы готовы к уроку.

Покажите, с каким настроением вы пришли на урок?

-Какие цели вы поставите перед собой на уроке?

На доске:

…На лево мы пойдем –

К словам с безударной гласной придем.

…Прямо мы пойдем –

В гости к парным согласным зайдем.

…Направо пойдем –

С непроизносимыми согласными урок проведем. 

 - Посмотрите , ребята, камень на дороге лежит. Что на нём написано?

-Как называется тема нашего урока?

-Какие цели вы перед собой поставите?

-По какой дороге мы пойдем сначала?

-Откройте тетради. Запишите дату и классная работа. Минутка чистописания закрепит ваш каллиграфический навык.

.

Дуб зеленый над холмом,

А под дубом стоит дом.

В доме буковки живут,

Нас к себе они зовут.

- Прочитайте буквы, записанные на доске. Запишите их в тетрадь.

А я о е и

Б п в ф г к д т ж ш

-На какие две группы можно разделить все буквы?

-Что объединяет гласные буквы? (Все они в безударном положении требуют проверки).

-Что объединяет согласные буквы?

-Сегодня на уроке мы поиграем в игру «Назови одним словом».

Правила игры: вы должны по значению угадать слово и записать его в тетрадь. Можно посоветоваться с соседом.

1.Животное, которое зимой меняет свою серую шубку, на белую.

2.Сильный поток воздуха.

3.Дерево – символ России.

4.Человек, который живёт в лесу и следит за порядком.

Проверим. Оцените свою работу.

Подумайте, какое слово здесь лишнее. Почему?

Придумайте слово, которое может объединять все эти слова.(лес)

-Как проверить безударную гласную?

-Работать будете в парах.

Подберите проверочные слова и запишите слова парами в тетрадь. Сначала пишите проверочное слово, а потом проверяемое.

Проверим работу.

-Я вами очень довольна. Вы все рассказали про безударные гласные. Теперь встаньте и возьмитесь за руки.

-Мы с вами вперед пойдем (шагают),

В новый городок придем.

А в какой - вам решать,

Какую дорогу выбирать.

Как скажу я слово «пять»,

Надо вам тогда решать,

Если прямо, то руки вперед,

Если направо, то руки в стороны

Итак, раз, два, три, четыре, пять.

-Пора нам свои места занять. Мы в городке у парных согласных звуков.

Перед нами озеро парных согласных. Чтобы переправиться через него нужно выполнить задание.  

-Как проверить парную согласную в словах?

-У вас на столе лежат карточки с заданием. Выберите себе одно задание, с которым вы легко справитесь. Выполните его в тетради. (Проверка работы учителем)

Какое задание выбрали? Почему?

-Молодцы! У нас осталась еще одна дорога. Вставайте, друзья, нам пора отправляться в путь. Но прежде давайте немного поиграем. Итак, если в слове парный согласный звук в корне, руки вверх, если безударный гласный звук, то руки вперед. Готовы?

Слайд:

Ужастно интерестно все то, что неизвестно!

-Где мы с вами оказались?

-Почему вы так решили?

-А что вам известно про непроизносимые согласные?

Непроизносимые согласные приготовили для вас задание. Сейчас открою слова. Вы их внимательно прочитайте и запомните. После этого записывайте слова в тетрадь. Кто больше слов запишет, тот и победит.

Пора возвращаться домой. Посмотрите ,какой чудесный домик. В нём живет лесная фея. Она приготовила для вас задание. Выполнив его, мы вернёмся из путешествия. Помогите ей раскрасить картинку. Рисовать вы будете не карандашами, а волшебными палочками с буквами.

Вот и закончилось наше путешествие. Какие орфограммы мы повторили?

Кому сегодня было всё понятно и интересно поднимите смайлик с улыбкой. Кому ещё нужно поработать над этой темой - задумчивый смайлик.

 

Реши, какое задание для тебя принесёт больше пользы и выполни любое упражнение по выбору.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

Отвечают на вопросы учителя.

Ставят перед собой цели урока.

Дети выбирают любую дорогу, например левую.

Записывают буквы.

Формулируют выводы наблюдений.

Высказывают свое мнение.

Объясняют свой выбор.

Записывают в тетрадь слова: заяц, ветер, берёза, лесник.

Проверяют свою работу. Оценивают.

Отвечают на вопросы учителя.

Объясняют свой выбор.

Дети «идут» по дороге, которую выбрало большинство.

Работают в паре

Отвечают на вопросы.  (Если буква гласная вызвала сомнение, то её  немедленно поставь под ударение)

Дети выполняют работу по карточке (дифференцированная работа)

«Парные согласные – самые опасные.

В корне ты их проверяй

Рядом гласный подставляй!»

Дети выполняют движения.

Отвечают на вопросы. Самостоятельно находят ошибки и исправляют.

(Надо изменить слово так, чтобы этот звук четко слышался)

Дети самостоятельно работают.

Проверка: дети называют слова, которые они записали, дополняют друг друга.

Выполняют задание, используя веер букв.

Отвечают на вопросы.

Оценивают свою работу с помощью смайликов.

Записывают домашнее задание.

Регулятивные:

уметь ставить

перед собой цели,

планировать свою

работу.

Личностные:

Осознание 

необходимости

учения.

Познавательные:

Задавать

проблемные вопросы в ходе коллективной работы и отвечать на них.

Развивать умение

анализировать,

сравнивать,

сопоставлять и

обобщать.

Коммуникативные:

Развивать умение

сотрудничества  со

сверстниками.

Развивать умение

принимать

коллективное

решение.

Коммуникативные:

Развивать умение

сотрудничества  со

сверстниками.

Личностные:

.

Учиться проявлять

самостоятельность 

в разных видах  

деятельности.

Учиться выражать 

свое мнение.

Личностные:

Работать над

 самооценкой и

адекватным

пониманием причин

успеха/неуспеха в

учебной

деятельности

Классный час: Правовое воспитание в начальной школе.

Тема: Государство и права детей.

Цель: 1) Расширить представления детей о стране, в которой они живут.

2) Познакомить с государственной символикой России.

3) Продолжать формировать представления у детей об их правах и обязанностях.

4) Воспитывать любовь к родному краю, Родине, чувство патриотизма.

Оборудование: изображения герба, флага России, звукозаписи, картины, карточки.

I. Организационный момент

Проверяй скорей, дружок

Ты готов начать урок? (Да)

Начинается урок

Он пойдет ребятам впрок

Постараемся понять

Многое хотим узнать.

II. Сообщение темы классного часа. Формулировка цели.

- Раз вы приготовились к работе, тогда мы поговорим на очень важную тему, которая касается каждого из вас: Государство и права детей. 

На доске слова:

Одна, мать, у, и, Родина, человека, у, него, одна.

-Прочитайте слова, составьте пословицу. (Одна у человека мать, одна у него и Родина)

-Прочитайте пословицу. Как вы ее понимаете?

-Да, Родина у каждого человека, как и мать – одна. Как же каждый из нас должен относиться к Родине? (Ответы детей)

III. Актуализация знаний.

Игра-разминка поможет вам вспомнить, в каком государстве вы живёте:

1.Стихотворение  В. Орлова

Утром солнышко встает,

Нас на улицу зовет.

Выхожу из дома я:

-Здравствуй, улица моя!

Отвечаю травам я,

Отвечаю ветру я,

Отвечаю солнцу я:

-Здравствуй, Родина моя!

Как называется наша Родина? (Россия)

Как звучит полное название государства? (Российская Федерация)

-Какие символы страны вам известны?

-Догадайтесь, о каких символах страны идет речь:

-прикрепленное к древку или шнуру полотнище определенного цвета или несколько цветов (Флаг)

-эмблема государства, города, сословия, рода, изображаемая на флагах, монетах, печатях, государственных и других официальных документах.  (Герб)

-торжественная песня, принятая как символ государственного или социального единства. (Гимн)

-Как вы думаете, есть ли у России перечисленные символы? (Ответы детей)

3. Выбери изображения символов России: флага, герба. (На доске изображения)

( флаг России – изображение 3, герб России – изображение 4.)

4. Прослушайте два музыкальных сюжета и выберите гимн России.

-В гимне проявляется величие страны, так как в нем обычно рассказывается о славных страницах истории страны.

5. Отгадав загадку, узнаете, какое дерево является символом России:

Не заботясь о погоде,

В сарафане белом ходит,

А в один из теплых дней

Май сережки дарит ей. (Берёза)

6. Вспомните, как называется основной закон нашего государства. (Конституция)

Физкультминутка.

Жура – жура – журавль!

Облетел он сто земель.

Облетал, обходил,

Крылья, ноги натрудил.

Мы спросили журавля:

-Где же лучшая земля?

Отвечал он, пролетая:

-Лучше нет родного края!

IV. Работа по теме классного часа.

-Кто объяснит, что это значит? (Ответы детей)

-Верно, наше государство живёт по законам, которые защищают права всех её граждан, независимо от возраста, национальности, пола. В России все граждане обладают равными правами. Каждый ребёнок с момента рождения взят под охрану государства, а это значит, что у детей тоже есть права, нарушить которые никто не может.

-Как вы понимаете, что такое права человека, права ребёнка?

-Это самое ценное, что есть у человека, что даёт ему возможность жить полноценной, счастливой жизнью, быть живым и здоровым, развиваться, проявить себя.

-Кто знает, какие права есть у детей?

-Рассмотрим иллюстрации и расскажем об основных правах ребёнка в нашем государстве:

1.  Право на жизнь.    

2.  Право на имя, отчество и фамилию.

Работа    в группах. Конкурс «Твое имя». Каждый ребенок из команды рассказывает о своем имени. Конкурс проводится как блиц.

-Продолжим рассказ об основных правах ребенка в нашем государстве.

3.  Право жить и воспитываться в семье.

4.  Право на образование.

5.  Право на медицинское обслуживание.

6.  Право на защиту своих прав

7.  Право на полноценное питание и приемлемый образ жизни.

8.  Право на отдых и досуг

-Все эти права записаны в законах, а это значит, что нарушать их, отнимать у вас никто не может. Человек, который нарушает ваши права, совершает преступление, и он несёт ответственность перед государством.

-Что же это за законы, которые обеспечивают вам, ребята ваши права?

Таких законов много и приняты они не только в нашей стране, но и в других странах мира.

Самым первым законом, защищающим права детей, стала «Конвенция о правах ребёнка».  Она была принята 20 ноября 1989 года правительствами 170 стран. Этому закону подчиняется весь мир, в том числе и Россия. Другие законы, гарантирующие права ребёнка в нашей стране:

Конституция Российской Федерации;

Семейный кодекс Российской Федерации;

Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации";

Федеральным законом "Об образовании".

V. Закрепление.

Оказывается не всегда  в России, да и в других государствах были у людей  права. Так было очень давно, в старину. Никаких прав не имели рабы и пленники, жившие в государствах древней Европы, чернокожие рабы  Америки, крепостные крестьяне  старой России.

-Как  это было нам рассказывают писатели А. П. Чехов в рассказе «Ванька», А. М. Горький в рассказе «Дед Архип Ленка», Д. Н. Мамин – Сибиряк в рассказе «Кормилец». Работаем в группах. Каждая группа получает карточки с отрывками из этих произведений.

Задание: 1.Прочитайте отрывок.

2.Расскажите о ваших впечатлениях.

3.Какие права ребёнка были нарушены и кем?

4.Возможна ли такая ситуация в наше время, почему? (Лидеры групп отвечают на вопросы)

Кто хочет прочитать эти рассказы полностью, в классной библиотеке есть эти произведения.

VI. Игра-заключение

У каждого гражданина России, есть не только права, но и обязанности. О своих обязанностях не должны забывать и вы.

-Послушайте стихи. О каких своих обязанностях забыли дети?

1. С. Я. Маршак. «Кот и лодыри»

Собирались лодыри

На урок,

А попали лодыри

На каток.

Толстый ранец с книжками

На спине,

А коньки под мышками

На ремне.

2. Елена Стеквашова «Врунишка»

Было раз - разбил я чашку,

Все свалил на брата Сашку.

Только мама как-то сразу

Не поверила рассказу.

Мне досталось не за чашку -

За обиженного Сашку.

4. С.Маршак «Про одного ученика и шесть единиц».

Пришел из школы ученик

И запер в ящик свой дневник.

Где твой дневник? - спросила мать.

Пришлось дневник ей показать.

Не удержалась мать от вздоха,

Увидев надпись: "Очень плохо".

Узнав, что сын такой лентяй,

Отец воскликнул: - Шалопай!

5. А. Барто «Любочка». Отрывок

Едет Любочка в трамвае —

Она билета не берет.

Всех локтями раздвигая,

Пробирается вперед.

Говорит она, толкаясь:

— Фу! Какая теснота!—

Говорит она старушке:

— Это детские места.

VII. Итог


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.

Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...

Презентация к уроку русского языка 1 класс "Согласные буквы русского языка"

Этот  материал содержит  презентацию  к  уроку  руского  языка  в 1 классе по  программе "Школа  2100"...

Урок русского языка (2 класс, УМК Л.В. Занкова) Лингвистическая тема: «Текст. Тема текста» Этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник Масленица»

Урок  русского языка,  2 класс, 3 четверть, система Л. В. Занкова, лингвистическая тема: «Текст. Тема текста», этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник  Масленица» - урок ...

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема " Буква Е,е. Работа над словом"

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема "Буква Е,е. Работа над словом"....

Урок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"

рок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"...