Суффиксы слов называющие предметы и признаки.Написание буквосочетаний шн,чк.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Клочан Елена Николаевна

 

Предмет Русский язык_Класс_2

Тема урока  _Суффиксы слов называющие предметы и признаки. Написание буквосочетаний шн,чк__

Цель:  создавать условия для формирования навыка правописания слов с  буквосочетаниями шн и чк,  развивать орфографическую зоркость

Задачи:

Предметные УУД: научатся  образовывать  новые слова с помощью суффиксов,  находить слова на –чка,  используя Обратный словарь,  выделять суффиксы в словах.

Метапредметные УУД :

регулятивные - в сотрудничестве с учителем, классом находят решение учебной задачи; познавательные – осуществляют поиск нужной информации в учебнику;  коммуникативные- допускают существование различных точек зрения;

Личностные УУД: развитие мотивов учебной деятельности формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Формы работы: индивидуальная, работа в парах

Оборудование: учебники, печатные тетради, карточки , листочки, дерево, оценочные листы

Тип урока: усвоение новых знаний 

 

 

 

             

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формирование УУД

1.Организа-ционный этап

 

Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь все понять,

Будем грамотно писать.

На уроке ваши глаза внимательно смотрят и все. .(видят)

Ваши уши внимательно слушают и …(слышат)

Ваши головы хорошо…(думают)

-Ребята, а зачем нам нужно правильно и красиво писать?

Для этого подготовим наши пальчики к письму.

 (Слайд 1)

Пальчиковая гимнастика

Чтоб красиво нам писать - надо пальчики размять.

(рисуют заборчик, заматывают клубочек)

Минутка чистописания

-Пропишите   эти сочетания букв (на доске запись)

нн ок ушк ешк ок чн чк

 

 

Обучающиеся  договаривают слова

(видят, слышат, думают)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисуют в воздухе «заборчик» пальцами рук, наматывают клубочек

Обучающиеся прописывают одну строку буквосочетаний

 

Регулятивные  УУД: волевая саморегуляция

 

Личностные УУД: понимать значения знаний для человека и принятие его; формирование желания учиться; положительного отношения к учебной деятельности;

 

 

 

 

 

Коммуникативные   УУД:

учет чужой позиции

2. Актуализация знаний.

Словарная работа

-Что это за сочетания букв? (Суффиксы.)

-Образуйте новые слова при помощи суффиксов.

(Слайд 2,3)

Ветер, береза, воротник, газета.

А пока вы будете работать, я тихонечко посмотрю, все ли пишут чисто и аккуратно.

Молодцы! Справились с работой неплохо!

(Слайд 4)

-Посмотрите на доску и скажите, с какими  буквосочетаниями  мы будем знакомиться?

-Как они пишутся?

-Кто догадался, какая сегодня тема урока?

-Чему будем учиться на уроке?

 

.

Суффиксы?

(Суффикс-это часть слова, которая стоит после корня и обычно служит для образования новых слов)

(Обучающиеся  образуют новые слова

 Ветер-ветерок, береза –березка ,воротник-воротничок, газета- газетка.

Личностные: осознание своих возможностей в учении; способности адекватно судить о причинах своего успеха неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

извлечение необходимой информации из собственного опыта

 

 

КоммуникативныеУУД:

сотрудничество в поиске и сборе информации

3.Первичное усвоение новых знаний.

 

1.Работа по учебнику

№33 (с.34-36)

-Откройте Обратный словарь на букву Й

-Найдите слова на –ный. (с.143)Запишите столбиком пять последних слов.

Покажите письменно, от каких слов они образовались?

 

 

Покажите подробно, как именно образовались прилагательные от основ существительных

 

Пример: успех/+н+ый=успешный

(учебник)

 

 

 

 

 

 

 

(Слайд5 )

-Какое правило вы должны  помнить?

(Слайд 6,7)

-Вспомним имена сказочных героинь?

-Назовите суффиксы  у этих слов?

 

 

 

 

 

-Теперь выполним Упражнение 34,с.36

(  работа по Обратному словарю)

-Какой оттенок придает суффикс  -к?

 

-Как пишется буквосочетание –чк?

 

Образец:

Собачка   задачка   речка   аптечка

собака     задача      река    аптека 

Обучающиеся записывают (индивидуально)

Пустячный- пустяк; успешный- успех; грешный -грех; потешный- потеха; воздушный- воздух.(листы самооценки)

 

Пустяк- пустячный (чередование {к}{ч},успешный- успех; грешный –грех; потешный-потеха; воздушный-воздух (чередование [ш ]и [х]

Убираем окончание, к оставшейся основе добавляем суффикс –н, а затем добавляем окончание

 

Пустяк/+н+ый= пустячный,

грех/+н+ ый= грешный, потех/+н+ый = потешный, воздух/+н+ый = воздушный

 

Буквосочетания чн и чк  пишутся без мягкого знака

Дюмовочка, Курочка Ряба, Снегурочка, Красная Шапочка, Русалочка.

Обучающие записывают 5 слов на – чка,

 

Работа парами

 

Уменьшительно-ласкательный.

Без мягкого знака.

 

 

 

Познавательные УУД:  осуществлять поиск необходимой информации

Личностные  УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Коммуникативные УУД:

обмен мнениями, слушание друг друга, построение понятных речевых высказываний

 

 

Познавательные УУД: дополнение и расширение имеющихся знаний и представлений об образовании  слов с помощью суффиксов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные  УУД:

умение планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей

 

 

4.Физкультминутка

 

 

 

Регулятивные УУД: осуществлять пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ

5. Первичная проверка понимания

 

 

(Слайд 9)

-Образуйте от этих слов новые слова и выделите изученные орфограммы

-На дереве висят, их можно сорвать, если правильно написать  буквосочетание.

(рисунок дерева и яблок)

Комментированное письмо

(Один комментирует остальные  записывают)

 

 

Дети записывают буквосочетания и «срывают яблоки» с дерева

Регулятивные УУД:

осуществлять пошаговый контроль своих действий

 

 

Регулятивные  УУД:

умение  планировать свое действие в соответствии с поставленной  задачей

6.Первичное закрепление

 

 

 

 

 

 

 

1.Работа с Обратным словарем

-Выпишите любые пять слов на – чка из Обратного словаря и покажите письменно, как из основы каждого выписанного слова образовать другое слово.

-Проверьте тетради вашего соседа и исправьте ошибки, если они есть.

2.Выполнение упражнения в тетради для самостоятельной работы №2 №28 (с.21

-Выпишите три группы слов, являющихся формами одного и того же слова

3.Дифференцированная работа

Карточка 1.

1.Соедини слова с подходящими по смыслу словами, данными в скобках.

2.Выдели суффиксы.

Образец: земной поклон

 

 

 

Карточка 2

Измени слова так, чтобы они обозначали маленькие и большие предметы. Выдели суффиксы.

 

 

Работа в парах

Проверка-обмен тетрадями

Оценить товарища по парте

Кличка (клич), сестричка (сестра), почка, курочка (курица), тучка (туча)

 

 

 

самостоятельно

( С крышечкой-крышечка.2.С шишечкой-шишечка.3. С дырочкой-дырочке) )

 

 

самостоятельная работа  по карточкам

Обучающиеся  записывают пары слов, выделяют

суффиксы в словах

Земляной вал .Глиняная посуда, глинистая почва. Дождевая вода, дождливая погода. Лесной  край, лесистый склад. Старый друг, старинный обычай. 

 

Жук-жучок, жучище, дом-домик,домище,домина,рыба-рыбка,рыбище,коготь-коготок,когтище,хвост-хвостик-хвостище

Личностные  УУД: формирование умения работать в паре, сотрудничать в поиске нужной информации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные УУД:

извлечение необходимой информации из собственного опыта

 

7.Итоги урока

-При помощи чего можно образовать новые слова?

-Как пишутся слова на –чка? –Как пишутся буквосочетания чк, чн?

При помощи суффиксов

Слова  на  –чка пишутся без мягкого знака

 

 

Коммуникативные  УУД:

умение оформлять свои мысли в устной форме

 

 

 

 

7. Инструктаж по домашнему заданию

-Выпишите из словаря пять слов на –чка. Показать письменно, как слово образовалось.

 

 

 

 

8. Рефлексия.

 

 

Используется рефлексивный экран  (Слайд )

-Я понял, что………..

-Было интересно………

-Было трудно……….

-Мне захотелось………….

Те, кому урок принес радость, прикрепите к дереву красный листик. Те, у кого неудачи омрачили настроение- желтый листик

Обучающиеся  прикрепляют к дереву  листики красного или желтого цвета

Регулятивные  УУД: прогнозируемые результаты уровня усвоения изучаемого материала

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentaciya1_10.pptx952.67 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Пальчиковая гимнастика «Заборчик» «Клубочек»

Слайд 2

Словарная работа Ветер, береза, воротник, газета .

Слайд 3

Проверь себя! Ветер-ветер ок , береза-берез к а, воротник- воротнич ок , газета- газет к а.

Слайд 4

Ёло чк а и бело чк а , Ко чк а , то чк а , стрело чк а , Бо чк а , по чк а , спи чк а , Ре чк а , ру чк а , пти чк а . Гре шн ый , успе шн ый , возду шн ый , То чн ый , шуто чн ый , ре чн ой . Знаем мы наверняка, Как писать ЧН , ЧК .

Слайд 5

ПРАВИЛО Буквосочетания чк,чн пишутся без мягкого знака)

Слайд 6

Назови имена сказочных героинь.

Слайд 7

Проверь себя! Куро чк а Ряба Русало чк а Красная Шапо чк а Дюймово чк а Снегуро чк а

Слайд 8

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ Нет ошибок- 5 1 ошибка- 4 2 ошибки- 3

Слайд 9

молоко моло чн ый цветок цвето чн ый сердце серде чн ый туча вну чк а ночь но чк а печь пе чк а успех мо щн ый ушко ово щн ой синица чк пте нч ик лиса телефо нч ик чн чк шн Образуй новые слова.

Слайд 10

№2 Но ЧК а , пе ЧК а , сини ЧК а , пти ЧК а , колю ЧК а , спи ЧК а , рукави ЧК а , лиси ЧК а , то ЧК а , до ЧК а , ко ЧК а , книже ЧК а .

Слайд 11

№3 Моло ЧК о , лодо ЧК а , дево ЧК а , було ЧК а , бабо ЧК а , ласто ЧК а , козо ЧК а , ёло ЧК а , нито ЧК а .

Слайд 12

№4 Со ЧН ый , ули ЧН ый , пе ЧН ой , уда ЧН ый , встре ЧН ый , отли ЧН ый , но ЧН ой , зву ЧН ый , игруше ЧН ый , ре ЧН ой .

Слайд 13

№5 Лено ЧК а , Ване ЧК а , Оле ЧК а , Лидо ЧК а , Жене ЧК а , Зино ЧК а , Тане ЧК а , Людо ЧК а , Жу ЧК а , Ане ЧК а .

Слайд 14

Продолжи предложение -Я понял, что…………………, -Было интересно………………… -Было трудно…………………….. -Мне захотелось ………………


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе по теме: "Как делаются слова. Что такое суффикс. Суффиксы слов, называющих предметы"

Дать первоначальное представление об образовании слов с помощью  суффиксов  –ИК, -ОК, -ЁК.  Формировать  общие учебные умения: работа с учебником, работа  со словарем. Развива...

Конспект открытого урока "Как делаются слова. Что такое суффикс. Суффиксы слов, называющих предметы."

Перспективная начальная школа. "Как делаются слова. Что такое суффикс"...

Как делаются слова. Что такое суффикс. Суффикс слов, называющих предметы.

Цель:         учить распознавать суффиксы в словах. Задачи:      - актуализировать знания учащихся о частях слова;- повторит...

Учебно-методический комплект по рус.яз Как делаются слова. Что такое суффикс. Суффиксы слов называющих предметы

Как делаются слова. Что такое суффикс. Суффиксы слов называющих предметыпрезентация и конспект урока...

Конспект урока по русскому языку 2 кл"Как делаются слова. Что такое суффикс. Суффиксы слов называющих предметы"

как делаются слова. Что такое суффикс. Суффиксы слов называющих предметы-2 класс...

Урок русского языка «Как делаются слова. Что такое суффикс. Суффиксы слов, называющих предметы.»

Конспект урока русского языка "Как делаются слова.Что такое суффикс. Суффиксы слов, называющих предметы. " УМК "ПНШ", 2 класс....