Конспект урока русского языка «Глагол. Обобщение» 4 класс УМК "школа 2100"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Плетнёва Наталья Владимировна

Урок построен с доминирующей деятельностью обучающихся в форме деловой игры «Заседание редакционного совета журнала «Глагол», где использовалась фронтальная, групповая, индивидуальная работа и авторские методики коллег «автобусная остановка» и «пресс-конференция».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 4 классе по теме: «Глагол. Обобщение»

Форма проведения урока: деловая игра «Заседание редакционного совета журнала «Глагол»

Цели:

Обучающая:

закрепить  знания учащихся о глаголе как части речи, о грамматических признаках глагола, правописание безударных личных окончаний глагола;

способствовать формированию коммуникативных, информационных ключевых компетенций.

Развивающая:

развивать речь детей, орфографическую зоркость, внимание и мышление учащихся,

активизировать словарный запас.

Воспитывающая:

воспитывать самостоятельность, творческую активность, взаимопомощь, доброжелательное отношение друг к другу.

                                                План урока:

Сегодня проводится расширенное заседание редакционного совета журнала «Глагол»

На заседании присутствуют:

Редакторы, корреспонденты, специалисты и наши гости, они же эксперты!

Итак! Все в сборе! Начинаем!

Перед нами стоит задача: проверить знания о глаголе, а перед экспертами - сделать заключение: достаточно ли мы готовы к выпуску апрельского номера журнала.

Учитывая задачу урока, скажите, пожалуйста, что будем проверять?

Умение различать глаголы, определять морфологические признаки (время, число, лицо), начальную форму, спряжение, разбирать по составу, употреблять в речи.

Для того, чтобы качественно выполнять работу, сотрудники всех отделов редакции журнала  должны хорошо разбираться в теории. И поэтому я предлагаю вам провести в ваших группах пресс-конференцию. Ответственные – корреспонденты.

« Пресс-конференция»

- Корреспонденты, доложить обстановку в отделах! Оценить работу каждого.

- С теоретической подготовкой всё в порядке. Значит можно переходить к практической части нашего заседания.

Интересная часть речи в русском языке живёт,

Кто, что делает расскажет, чертит, пишет иль поёт.

Вышивает или пляшет, или забивает «гол».

Варит, жарит, моет, чистит – всё расскажет нам глагол!

Эпиграф:  «Глагол - самая «деловая», самая живая часть речи»

                                                                        А.Югов.

- Как вы это понимаете?

- Глагол самая «деловая» часть речи, т.к. всегда расскажет, что делает существительное, т.к. слова – глаголы всегда в движении. (по частоте употребления глагол занимает второе место после существительного)

- Какие слова лишние:

новости,  мочь, сказать, говорить, знать, счастье, любить?

Почему оставили эти слова? (они глаголы), что их объединяет? (н.ф.). Оценка.

 - Корреспондент, который выполнял домашнее задание в электронном виде - за компьютер!  Оценка.

Отдел «Новостей»

Наш спец.кор из-за рубежа прислал шифровку, в ней только глаголы. Разберите их по составу.

Растаял, льют, прогремел, звенят, жужжат, зеленеют, зацвели.

А теперь давайте отправимся в другие отделы нашего журнала для обмена опытом. Методика «автобусная остановка»

- Какой темой можно объединить эти глаголы? Значит о чём хотел сообщить наш зарубежный корреспондент? Оценка.

Из отдела писем к нам поступил материал на такую же тему, который необходимо поместить в номер журнала, но над ним нужно сначала поработать.

Ни для кого не секрет, что сотрудник журнала должен быть очень эрудированным  и грамотным. Объясни написание.                              

                                                                В.сна.

     (При)шла  долгожданная в.сна.  Д.ревья   (про)буждают.ся  (от)зимнего сна и (на)полняют.ся  соками. Поч.ки  (на)чинают быстро (на)ливат.ся и (раз)вёртыват. ся  (в) з.лёные  лист.я.

    Ты вид.ш.  кр.соту р.дной пр.роды и радуешься  (на)ступлению в.сны. Оценка.

Выпиши глаголы, определи время, число лицо и спряжение.

Пришла(п.в.,ед.ч., 3л., ж.р.)

начинают(н.в., мн.ч, 3 л.)

пробуждаются (н.в., 3 л., мн.ч.)

наполняются(3л., мн.ч, н.в.),

наливаться (н.ф.)

развёртываться (н.ф.)

видишь(н.в., ед.ч., 2л.)

радуешься(н.в., ед.ч., 2л.)

На сколько групп можно поделить выписанные глаголы? Оценка.

Физминутка для глаз.

Вы так много повидали
Я думаю, глаза ваши устали,
Поэтому я предлагаю сейчас,
Гимнастику для расслабленья глаз.

(Упражнения для расслабления глаз под тихую музыку).

– Разогрейте руки, потерев одну ладонь о другую. Ваши руки тёплые. Сложите пальцы
обеих рук в два полушария и мягко прикройте ими закрытые глаза. Почувствуйте, как приятны для глаз тепло и темнота. Вы можете усилить это чувство, сделав при этом пару глубоких вдохов. Представьте себе. Что при вдохе вы стараетесь наполнить не только лёгкие, но и глаза свежим кислородом. Он сделает их более свежими и сильными.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

- Ребята! Чтобы отредактировать, подготовить материал к печати, редактору необходимо иметь большой словарный запас. Поэтому вы должны умело пользоваться синонимами, антонимами, фразеологическими оборотами.

- А, кстати, что такое антоним? Синоним?

Запишите синоним и антоним к глаголам.

Грустить – печалиться – унывать – радоваться – веселиться

Бранить – ругать – хвалить

Бледнеть – белеть – краснеть.

Замени сочетание слов одним словом-глаголом.

Оказывать помощь  - помогать

Вести наблюдение - наблюдать

Очищать пол от сора - убирать

Давать советы - советовать

Покрываться цветами - зацветать

Принимать решение - решать

- Что объединяет эти глаголы? (это глаголы 1 спряжения)

Замените фразеологические обороты и запишите подходящие к ним синонимы.

Повесил нос – огорчился.

Клевать носом – дремать.

Водить за нос – обманывать.

Мы с вами говорим, что глагол - самая живая и действенная часть речи. Но часто в жизни происходят вот такие казусы:

«За столом сказала мать: хватит языком болтать!

А сынишка осторожно: а болтать ногами можно?»

- Объясните значение словосочетаний «болтать языком», «болтать ногами».

Болтать – это многозначное слово.

1.разговаривать много, быстро.

2.делать движения ногой.

Объясните смысл пословицы.

Дарёному коню в зубы не смотрят.

Рыбак рыбака видит издалека.

Слышишь звон, да не знаешь где он.

Бумага всё стерпит.

Что за слова встретились в этих пословицах? Определите спряжение. Оценка.

Загадка: Когда мультфильмы я смотрю внимательно, она прервёт на самом интересном обязательно. Расхвалит «Сникерс», «Орбит», «Милки уэй», чтоб мамы покупали нам скорей. Хвалить товар она затем старается, и в магазинах он быстрее раскупается. (реклама)

Чтобы привлечь внимание нашему журналу, нужна реклама. Каково значение этого слова?

Реклама - это яркая информация о каких- либо товарах с целью привлечь внимание и увеличить спрос на них.

Это слово заимствовано из французского языка, где реклама означает «кричать», «зазывать». Первоначально реклама была устной.

- Подберите слова, однокоренные слову «реклама» (рекламный, рекламировать, рекламист).

- Какой корень у этих слов?

- Составьте предложение с любым из этих слов.

Фонетический разбор слова «реклама» - редакторы и корреспонденты.

Лексическая работа с предложением – остальные члены советов.

Время нашей работы подходит к концу.

Рефлексия:

- Для меня было интересным…

- Я узнала, что…

- Мне было трудно…

Домашнее задание

- Чем именно ты можешь пополнить страницы журнала?(рисунок, статья, сказка, кроссворд, ребус)

А теперь оценим работу каждого на уроке.

Спорные отметки помогут  решить  вопросы коллеге:

- определи время глагола «позвал»?

- определи число и лицо глагола «думают»

- каким членом предложения является глагол?

- укажи форму глагола «открывать»

- какой глагольный суффикс есть у глагола «прыгал»?

- определи спряжение глагола «любит»

- определи лицо глагола «согреваешь»

- определи время, число и род глагола «перекусил»

- определи время глагола «выскочит»

- определи спряжение глагола «спеть»

 Итак,  я обращаюсь к нашим экспертам: «Считаете ли вы, что номер майского журнала «Глагол» готов к выпуску? Значит майский номер выйдет в срок! Все сотрудники поработали на славу, за что и благодарю.

Растаял, дует, прогремел, звенят, зеленеют, зацвёл.

Растаял, дует, прогремел, звенят, зеленеют, зацвёл.

Растаял, дует, прогремел, звенят, зеленеют, зацвёл.

Растаял, дует, прогремел, звенят, зеленеют, зацвёл.

Растаял, дует, прогремел, звенят, зеленеют, зацвёл.

В.сна.

     (При)шла  долгожданная в.сна.  Д.ревья   (про)буждают.ся  (от)зимнего сна и (на)полняют.ся  соками. Поч.ки  (на)чинают быстро (на)ливат.ся и (раз)вёртыват. ся  (в) з.лёные  лист.я.

    Ты вид.ш.  кр.соту р.дной пр.роды и радуешься  (на)ступлению в.сны.

Выпиши глаголы, определи время, число, лицо и спряжение.

В.сна.

     (При)шла  долгожданная в.сна.  Д.ревья   (про)буждают.ся  (от)зимнего сна и (на)полняют.ся  соками. Поч.ки  (на)чинают быстро (на)ливат.ся и (раз)вёртыват. ся  (в) з.лёные  лист.я.

    Ты вид.ш.  кр.соту р.дной пр.роды и радуешься  (на)ступлению в.сны.

Выпиши глаголы, определи время, число, лицо и спряжение.

В.сна.

     (При)шла  долгожданная в.сна.  Д.ревья   (про)буждают.ся  (от)зимнего сна и (на)полняют.ся  соками. Поч.ки  (на)чинают быстро (на)ливат.ся и (раз)вёртыват. ся  (в) з.лёные  лист.я.

    Ты вид.ш.  кр.соту р.дной пр.роды и радуешься  (на)ступлению в.сны.

Выпиши глаголы, определи время, число, лицо и спряжение.

- определи время глагола «позвал»?

- определи число и лицо глагола «думают»

- каким членом предложения является глагол?

- укажи форму глагола «открывать»

- какой глагольный суффикс есть у глагола «прыгал»?

- определи спряжение глагола «любит»

- определи лицо глагола «согреваешь»

- определи время, число и род глагола «перекусил»

- определи время глагола «выскочит»

- определи спряжение глагола «спеть»

Вид работы

1.Пресс-конференция

2.Лишние слова

3.Домашняя работа

4.Разбор глаголов по составу

5.Редактирование текста

6.Морфологические признаки

7.Синонимы, антонимы

8.Разбор предложения

   звуко-буквенный разбор

Итого

Вид работы

1.Пресс-конференция

2.Лишние слова

3.Домашняя работа

4.Разбор глаголов по составу

5.Редактирование текста

6.Морфологические признаки

7.Синонимы, антонимы

8.Разбор предложения

   звуко-буквенный разбор

Итого

Вид работы

1.Пресс-конференция

2.Лишние слова

3.Домашняя работа

4.Разбор глаголов по составу

5.Редактирование текста

6.Морфологические признаки

7.Синонимы, антонимы

8.Разбор предложения

   звуко-буквенный разбор

Итого


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка Глагол 4 класс

Презентации к уроку по теме Глагол...

Урок русского языка "Глагол" 4 класс УМК Школа России

Вводный урок по теме "Глагол". Учащиеся повторят и усовершенствовают знания  о  признаках глагола, формироют умение находить глаголы среди других частей речи. Развивают навыки то...

Рабочая программа по русскому языку для 1 класса "Школа 2100"

Рабочая  программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС...

Конспект урока русского языка в 3 классе "Школа 2100"

урок русского языка программа "Школа 2100" 3 класс по теме: " Правописание безударной гласной в приставке" с использованием приёмов технологии развития критического мышления...

Урок русского языка в 4 классе. Школа 2100. Развитие умения писать слова с изученной орфограммой, графически объяснять выбор написания безударных падежных окончаний имен прилагательных на материале произведения М.Твена «Приключение Тома Сойера»

Урок закрепления. УМК Бунеев Р.Н.Данный урок позволяет развить умение детей писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать выбор написания. Разнообразие форм и методов работы позв...

Урок русского языка в 4 классе ОС 2100 "Правописание -тся и ться в глаголах".

Тема : Правописание -тся и ться в глаголах.Цель: познакомить учащихся с правописанием -тся, -ться в глаголах, развивать мышление, орфографическую зоркость, воспитывать интерес к изучению русского язык...