Открытый урок по русскому языку в 1 классе
план-конспект урока по русскому языку на тему

Калягина Марина Ивановна

Речь устная и письменная. Первичное знакомство с орфограммой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_rus-yaz_v_1_klasse.rar2.03 МБ

Предварительный просмотр:

Русский язык  1 класс УМК « Система общего развития Л.В.Занкова».  Автор: Н.В.Нечаева

Тип урока: открытие нового знания

Тема урока:  «Речь устная и письменная.

                       Первичное знакомство с орфограммой.»

3 урок раздела «Речь устная и письменная».

Цель урока: способствовать раскрытию значимости орфограммы в слове и умение писать грамотно

Задачи урока:

- Познакомить учащихся со значением слова орфограмма

- Усвоить понятия:  безударные гласные в слове, парные согласные на конце слова.

- Учить правильному написанию словарных слов: ученик, ученица

- Повторить написание словарных слов: русский язык, Россия.

 - Воспитывать в детях  доброе, уважительное отношение к мнению товарищей.

Оборудование:

1) Презентация к уроку с использованием ИКТ.

2) Карточки для парной работы.

3) Карточки слов с пропущенными буквами.

4) Карточка со словом ОРФОГРАММА

5) Веер математический

6) Карточка с фразеологизмами

Применяемые технологии: проблемного обучения,  информационная, здоровьесберегающая, технология сотрудничества (работа в паре).

Методы:

Словесный: частично-поисковый метод изложения нового материала, беседа, работа с учебником.  

Наглядный: электронная презентация,

Практический: работа в тетради, работа в паре на карточках.

Урок русского языка в 1 А классе по системе Занкова

Учебник русского языка Н. В. Нечаевой.

План урока.

1. ОРГМОМЕНТ

Я рада приветствовать вас на уроке русского языка. А девизом сегодняшнего урока будут такие слова: Слайд 2

И вновь урок мы начинаем,
К вершине знаний держим путь.
Все знанья сами открываем,
Поэтому – активным будь!

2. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ, ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ПРОБЛЕМЫ.

1) Чистописание.

- Начнём урок с чистописания, но для этого разгадаем головоломку.

Слайд 3  Какие буквы спрятались, где и почему именно там?

              а        о       е        б           в         к

                                                                                 с                         т

                     и                                                        г                           з

                                                                               ф                           д

                    я                                                         ш                          ж

( в букве г спрятались буквы: а  о   е   и   я. Они гласные, поэтому в букве Г)

- Что можете сказать о гласных: какие они бывают? (ударные и безударные)

-на какие две группы вы бы их разделили? (служат для обозначения твёрдости и мягкости;  те, которые обозначают один звук и два звука)

(В букве П спрятались буквы: б  в   к  т  с  ж  ш  з   ф   г   д. Они парные, отсюда и буква П)

- А раз они парные, расположите их парами. ( б-п  в-ф  г-к  д-т  ж-ш  з-с)

Слайд 4

- Подумайте и скажите о чём пойдёт  речь сегодня на уроке русского языка?

(будем узнавать что-то новое о гласных и парных согласных; учиться писать слова с парными согласными на конце слова)

Да, ребята, вы правы. Сегодня на уроке мы познакомимся с одним очень интересным словом, которое будет звучать на каждом уроке  русского языка, и не только русского, но и при любом письме мы должны о нём помнить, чтобы быть грамотными людьми. А помогут нам в этом парные согласные и гласные. Вы хотите быть грамотными? Тогда в путь!

3.РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА.

1) Работа со словами, развешанными в классе.  ( фла__      гим__   гер__    зн__мя      стр__ны      стр__на    р__дина    р__дные

- Запишите слова в две группы: 1) слова, в которых выбор буквы не вызывает сомнений и 2) слова, при написании которых пришлось выбирать нужную букву.

            БУКВА  НЕ ВЫЗЫВАЕТ                  ВОЗНИКАЕТ ВЫБОР

                  СОМНЕНИЯ                                            БУКВЫ

                     гимн                                                            флаг

                     мука                                                            герб

                     земли                                                         земля

                    родина                                                        родные

- Сделайте вывод, какие два случая встречаются при написании слов? ( слова, в которых буквы не вызывают сомнения при написании и слова, где возникает спор при выборе и написании буквы.

- Как мы называем такие места? (ошибкоопасные места)

А у этих ошибкоопасных мест есть очень интересное название, его я вам называть не буду, вы его найдёте сами в учебнике на стр. 9, прочитав правило.            ( дети жужжат)

- Как называются ошибкоопасные места? (орфограмма) (вывешиваю карточку: ОРФОГРАММА  

- Прочитаем правило вслух.

-Что обозначает это слово в переводе с греческого? (правильная буква)

Вернёмся ко второму столбику. (Слайд 5)

Назовите орфограммы в словах: парная согласная и безударная гласная.

- Что происходит с парными согласными в конце слова? (они оглушаются, произносятся глухо)

- А что происходит с безударной гласной?  ( она не всегда пишется так как произносится).

-Какой вывод надо сделать при написании слов?  ( думать: если не возникает сомнения – произноси и пиши слово по слогам, но если есть орфограмма – будь настороже.

Для этого существуют несколько способов: Какие?

                                  1)спроси у взрослого, как пишется слово

                                  2) найди это слово в словаре (у вас будет такая

                                      возможность сегодня)

                                  3) проверь это слово.

На уроках русского языка мы будем знакомиться с орфограммами и учиться их проверять. Но существуют такие слова, которые проверить нельзя, их надо запомнить.

2) Словарно-орфографическая работа.  Слайд 6

(на экране высвечиваются картинки: утка, чашка, ель, нитки, игла, кошка)

Выделите первую букву в названии каждого изображённого предмета, соедините их и у вас получится слово

- Какое слово получили? (ученик)

- Кого можно назвать учеником?  (человек, который где-либо учится)

- А где может он учиться? (в школе или профессиональном училище)

- Запишите его. Поставьте ударение.  Подчеркните безударную гласную. Её нужно запомнить.  

Слайд 7

- А как называют девочек, которые учатся в школе? (ученица)

- Запишите и это слово в тетрадь и поставьте ударение.  

- Где это слово можно увидеть, с ним вы встречаетесь на уроке русского и математики?  (на тетради)

4. ЗАКРЕПЛЕНИЕ.  РАБОТА В ПАРЕ.

Упражнение «Ассоциации» (на карточках)

Соедините слова из левого столбика со словами из правого и вставьте пропущенные буквы. Работаем на карточке

ру_ _ кий                  уч_ница

родина                      уч_ник

Мальчик                   _зык

Девочка                    _о_ _ ия

5. ИТОГ УРОКА.

- Как называются ошибкоопасные места на письме? (орфограмма)

- Слова с какими орфограммами встречались на уроке?  (парные согласные и безударные гласные)

6. РЕФЛЕКСИЯ. Слайд …

-Если на уроке открыли для себя что-то новое и своей работой довольны- выберите первого смайлика

- Если на уроке было интересно, но были трудности – выберите второго смайлика.

-Если урок был трудным и вы плохо себя на нём чувствовали –выберите третьего смайлика.

Сегодня на уроке было интересно тому, кто не бил баклуши, а навострил уши и работал, засучив рукава. Вы поняли что-нибудь?
Предлагаю дома выяснить, что означают эти устойчивые словосочетания:  
бить баклуши
навострить уши
засучив рукава
 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОТкрытый урок по русскому языку 1 класс с элементами ТРИЗ

Открытый урок по русскому языку 1 класс с элементами ТРИЗ...

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 3 КЛАСС

Конспект урока по программе "Школа России" по теме: "Обобщение знаний о прилагательном как части речи". На уроке используется дифферинцированное обучение....

Конспект открытого урока по русскому языку. 4 класс. Учебник "К тайнам русского языка" М.С. Соловейчик

Тема урока:"Склонение существительных". На уроке разрешаются проблемные ситуации, составляется алгоритм рассуждения, решаются орфографические задачи....

Конспект открытого урока по русскому языку. 2 класс. УМК "Перспектива". Тема урока. Имя прилагательное как часть.

Конспект открытого урока по русскому языку. 2 класс. УМК "Перспектива". Учебник:Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина. Русский язык. Тема урока. Имя прилагательное как часть речи. Цель урока. Предметные. Дат...

Технологическая карта открытого урока по русскому языку.2 класс. Программа "Школа России"(Л.Н.Зеленина,Т.Е.Хохлова). Тема урока: "Перенос слов".

Технологическая карта открытого урока.Тема урока "Перенос слов". Русский язык. 2 класс.  Программа"Школа России". Авторы-Л.Н.Зеленина,Т.Е.Хохлова.Урок разработан учителем начальных классов -Федор...

4.Открытый урок по русскому языку 2 класс. Тема урока: Разграничение приставок и предлогов.

Открытый урок по русскому языку 2 класс. Тема урока: Разграничение приставок и предлогов.Конспект урока и технологическая карта....