Конспект урока по русскому языку 3 класс "Поговорим о начальной форме глагола"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Познакомить учащихся с неопределённой формой глагола как формой, которая не изменяется по лицам, числам и временам. Развивать навыки выделять глаголы неопределённой формы, образовывать от временных форм глагола глаголы неопределённой формы и от глаголов неопределённой формы временные формы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nachalnaya_forma_glagola.docx16.92 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока

Тема: “Поговорим о начальной форме глагола”

Цель: Познакомить учащихся с неопределённой формой глагола как формой, которая не изменяется по лицам, числам и временам. Развивать навыки выделять глаголы неопределённой формы, образовывать от временных форм глагола глаголы неопределённой формы и от глаголов неопределённой формы временные формы.

Ход урока:

1) Организационный момент.

СЛАЙД 1.

 - Ребята, какой у нас будет урок? (Урок русского языка)

- Почему вы так решили? (К нам пришёл человечек по имени Пкчаг – Пиши красиво, чисто, аккуратно, грамотно.)

-  Чем мы будем заниматься на уроке? (Человечек Пкчаг принёс нам новое правило и телеграмму.)

- На телеграмме нет подписи, но есть адрес: остров Глаголов. Прочитайте её. (Срочно приезжайте. Хочу сообщить вам о себе много нового и интересного.)

- Вы согласны отправиться в путешествие? Итак, в путь. Нас ждёт остров Глаголов.

 2) Актуализация знаний.

СЛАЙД 2.

- Перед вами остров Глаголов. Расскажите всё, что вы знаете о жителях этого острова? (Глаголы – это …)

- А вот и жители этого острова. (Выглянул, верит, прилетит, думать, маленький, везти, плывём, читал, ответит, одиннадцать, испечь, строить, рисую, пели, ходьба, стричь, посмотрит, нести.)

- Проверь, все ли они живут на острове Глаголов? (Нет, маленький – это имя прилагательное, одиннадцать – это имя числительное, ходьба – это имя существительное.)

- Злой волшебник заколдовал их, и они не могут попасть в свои домики. Помогите им. (Дети выполняют задание.)

СЛАЙД 3.

Проверка задания.

- Каким глаголам вы не смогли помочь? (Думать, везти, испечь, строить, стричь, нести.)

3) Постановка учебной задачи.

СЛАЙД 4.

- Оказывается, эти глаголы - жители другого домика. (появляется домик) Домика, который называется “Неопределённая форма”. (появляется заголовок)

- Кто попробует сформулировать тему нашего урока? (Сегодня на уроке мы должны узнать, какие глаголы называются глаголами неопределенной формы.)

4) Поиск решения проблемы.

- (появляются часы) Посмотрите на часы. Можно ли по ним определить время? (нет времени, дети пробуют определить время глаголов)

- (появляется маска) Маска в переводе с др. русского – “личина” (лицо). Определить лицо у глаголов. (нет лица, дети пробуют определить лицо)

- (появляются числа) Определите число этих глаголов? (нет числа)

- (появляются мальчик с девочкой) Что ещё мы можем определить у некоторых глаголов? (род) Определите его. (нет рода)

- Прочитайте ещё раз эти глаголы. На какие вопросы они отвечают? (что делать? что сделать?)

- Итак, посмотрите на домик и скажите, какие глаголы называются глаголами неопределённой формы? (дети говорят правило)

- А теперь проверьте, что записано в правиле на странице 88 учебника.

(появляются карточки на стенах домика ТИ, ТЬ, ЧЬ)

- Почему на стенках домика появились карточки? (Потому что все глаголы неопределённой формы оканчиваются на ТИ, ТЬ, ЧЬ. Они выделяются красным цветом)

- Какой же частью слова являются эти сочетания, узнайте из сообщения на странице 91. (дети читают правило)

- Что вы узнали о сочетаниях ТИ, ТЬ? (Это или окончание или суффикс, в основу не входит)

- Что вы узнали о сочетании ЧЬ? (Это часть корня)

5) Формулировка правила.

- Расскажите всё, что запомнили о жителях домика под названием неопределённая форма? (2-3 человека проговаривают правило)

В своих тетрадях неопределённую форму глагола мы будем сокращённо писать так: Н.ф.

6) Закрепление изученного.

СЛАЙД 5.

1) Замените каждое словосочетание глаголом в неопределённой форме.

Лить слёзы                                              плакать

Глотать воду                                           пить

Витать в облаках                                   мечтать

Говорить неправду                                лгать

Бить баклуши                                        бездельничать

Повесить нос                                         грустить

Держать язык за зубами                       молчать

СЛАЙД 6.

У жителей острова Глаголов праздник. Посмотрите, какие воздушные шары летают над островом. Прочитайте.

- Что вы можете сказать про эти глаголы? (Все глаголы в неопределённой форме)

- Почему?

(появляются пословицы)

2) Вставьте в пословицы подходящие по смыслу глаголы.  

- Что надо сделать, чтобы грамотно записать эти пословицы? (От неопределённой формы образовать временные формы глагола)

- Запишите пословицы и определите у глаголов время и число.

Умелые руки … скуки.                                              жить

Без дела … – небо    …    .                                                 (не) знать

Доброе дело само себя    …   .                                        коптить

                                                                                                      хвалить

СЛАЙД 7.

Проверка задания.

СЛАЙД 8.

3) Разом пушки запалили;

    В колокольнях зазвонили;

    К морю сам идёт Гвидон.

- Найдите глаголы. Укажите их время, число. Запишите правее неопределённую форму глагола.

- Посмотрим, как вы выполнили это задание.

запалить    палить

зазвонить      звонить

идти

- Почему у глагола запалили и зазвонили 2 глагола неопределённой формы? Может ли такое быть? Давайте разберёмся.

СЛАЙД 9.

Палить                                             Звонить

Запалить                                          Зазвонить

- Это разные слова или форма слова? (Разные слова)

- Почему? (Разные основы)

 - А могут ли 2 разных слова быть неопределённой формой одного глагола? (нет) Значит одно из них подобрано неверно.

Поэтому при поиске неопределённой формы, при образовании её от временных форм важно не перейти с одного глагола на другой.

Для этого нужно следить за приставкой. Если в глаголе есть приставка, то и у глагола в неопределённой форме тоже должна быть приставка. А если приставки у глагола нет, то её недолжно быть и у глагола в неопределённой форме.

СЛАЙД10.

- Вернёмся к отрывку А.С.Пушкина.

- Что вы скажите о глаголе запалили? (есть приставка)

- Какой же глагол вы должны были написать в неопределённой форме? (запалить)

- А что вы скажите о глаголе зазвонили?

- Какой должен быть глагол в неопределённой форме? (зазвонить)

- Как правильно находить неопределённую форму? За чем важно следить? Почему?

7) Итог урока.

СЛАЙД 11.

- Что нового вы узнали, путешествуя по острову Глаголов?

- Давайте попрощаемся с жителями этого острова и  вместе с человечком Пкчаг вспомним все, что мы узнали про глаголы в неопределённой форме.

Оцените свою работу на уроке. Подойдите к человечку и подарите ему свои магнитики.

Тот, кто хорошо поработал на уроке и усвоил правило – красный магнитик;

Тот, кто чуть-чуть сомневается в своих знаниях – синий магнитик;

Тот, кому что-то было непонятно на уроке – зелёный магнитик.

Я за работу на уроке поставила вам такие оценки…

8) Домашнее задание.

СЛАЙД  12.

- Запиши 10 глаголов неопределённой формы и составь с ними несколько предложений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку на тему "Неопределенная форма глагола"

Данный урок разработан по программе УМК "Гармония"...

Конспект урока по русскому языку на тему:"Неопределённая форма глагола" 4 класс Школа России

Конспект урока по русскому языку на тему:"Неопределённая форма глагола" 4 класс  Школа России...

Конспект урока по "Русскому языку" на тему "Неопределенная форма глагола" для 3 класса

Конспект содержит материал к уроку по русскому языку по теме "Неопределенная форма глагола" для 3 класса...