СЛОГ Урок обучения грамоте в 1 классе
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Швейкина Светлана Юрьевна

Урок - путешествие на весёлую полянку, где дети вместе со зверятами знакомятся с понятием СЛОГ, учатся делить слово на слоги и узнают ещё много интересного.

Скачать:


Предварительный просмотр:

г. Сафоново    МБОУ «Начальная школа – детский сад»    2012 – 2013 учебный год.

Урок обучения грамоте в 1 классе (чтение).

Тема урока: Слог.

Швейкина Светлана Юрьевна учитель начальных классов

МБОУ «Начальная школа – детский сад» г. Сафоново. 2012 г.

Цели:

  • Познакомить с понятием «слог» как частью слова.
  • Развивать умения различать количество слогов в слове по количеству гласных букв. Познакомить с правилом переноса слов.
  • Воспитывать любовь к родному языку, пытливость, любознательность.
  • Продолжать работу по развитию речи учащихся.

Оборудование: 

Корзинка – копилка, «пригласительные» для Мудрой Совы, фонограмма для физкультминутки «Зайцы встали по порядку» и для психогимнастики «Полёт шмеля» Римского Корсакова

Раздаточный материал: 

Фишки-монетки (по 5 шт., дети отдают их в копилку знаний при каждом ответе), белые фишки - звуки, цветные фишки - звуки, цветные карандаши.

Учебно-методическое обеспечение:  Н. В. Нечаева, К. С. Белорусец «Азбука», 1 класс.

Время реализации занятия: 35 минут

Тип урока: изучение нового материала.

Авторский медиапродукт: презентация 2 слайда (среда POWER POINT)

Ход урока

I. Орг. момент. Психологический настрой учащихся.

Долгожданный дан звонок – начинается урок.

Посмотрите все на парты – всё ль лежит сейчас на них:

Ручка, Азбука, тетрадка, фишки, карандаши, дневник?

Вы друг другу улыбнитесь, на места свои садитесь.

Начинаем наш урок – будь внимательным, дружок!

- Сегодня мы продолжаем путешествие по стране Грамматике. Впереди нас ждут интересные задания, выполняя которые мы будем пополнять нашу копилку знаний.  И, как всегда, мы сделаем еще не одно открытие.

А помогут нам в этом забавные животные, которых мы встретим на весёлой полянке. Итак, отправляемся вниз по реке  в сопровождении любопытного Лягушонка.

II. Актуализация знаний учащихся. Повторение изученного о гласных и согласных звуках по схеме «Речь»

Лягушонку интересно, что вы уже знаете.

Работа по схеме (каждый ответ – фишка в копилку). (Презентация)

Речь бывает устная и письменная. Устную речь мы произносим и слышим, письменную – мы пишем и видим (читаем).

Речь состоит из предложений, предложения – из слов, слова – из звуков, которые на письме обозначаются буквами.

Звуки бывают гласные и согласные. Гласные звуки произносятся без преград, голосом (называем изученные гласные). Согласные произносим с преградами, с шумом (глухие согласные) или с шумом и голосом (звонкие согласные). Называем изученные согласные, определяем их звонкость-глухость.

В слове гласные бывают ударные и безударные. Согласные в слове произносятся твёрдо или мягко.

- Что определяет твёрдость-мягкость впередистоящего согласного? (гласный звук)

- Назовите гласные, которые заставляют звучать твёрдо впередистоящий согласный. (а, о, у, ы, э).

- Назовите гласные, которые заставляют звучать мягко впередистоящий согласный. (и)

III. Артикуляционная гимнастика.

- Вот мы и приплыли на весёлую полянку. Здесь нас встречает умный Ёжик. Он умный потому, что умеет читать. Покажем Ёжику свои знания. 

Гласных звуков ровно шесть.

Их нетрудно перечесть:

 А-О-У-Э-Ы-И

 Звуки гласные мои.

Чтение слияний по схеме – звёздочке:

Н,  [Н’]

А… НА, И…НИ, Ы… НЫ, Э… НЭ, О … НО, У … НУ.

Аналогично читаются слияния с Р - [Р’], НР – [НР’], РН – [РН’].

IV. Актуализация опорных знаний. Постановка учебной проблемы. Открытие нового.

Прибежали зайцы, принесли буквы. Прочитайте их.

На доске буквы: р, л, м, н.

Назовите общий признак этих букв. (обозначают согласные звуки)

Попробуйте составить из них слово. (слова не могут состоять из одних согласных)

Добавим гласные: у, а, ы, о, э.

Попробуйте ещё раз составить слово. (луна, ура, мыло, эму, мыло, мало)

Какой вывод можем сделать? (в слове всегда должны быть гласные).

V. Введение нового знания. Знакомство с понятием «слог».

 - Как вы произносили составленные из букв слова: отдельными звуками, одним звуком или по частям? (по частям)

- Произнесите по частям, составленные вами слова.

- Как же называют такие части, из которых слагаются слова? (слоги).

-Правильно такие части называются: слоги.

-А как произносятся звуки в слоге? (слитно)

-Обозначать слоги будем маленькими дугами под звуковой схемой:

-Дуга показывает, что звуки  в слове сливаются, произносятся слитно.

VI. Физкультминутка.

Зайцам, ёжику и лягушонку очень понравилось, как вы работаете и они приглашают вас на забавную зарядку. (Алина Кукушкина Песенка-зарядка)

VII. Упражнение в произношении слов по слогам.

Работа с Азбукой. С. 38. Задание от мышек.

- Прочитайте восклицательные предложения частями.

- Прочитайте слова на рисунке. На сколько частей разделилось каждое слово? Выясняется, сколько слогов в каждом слове.

- Как определяется количество слогов в слове? (сколько в слове гласных, столько и слогов)

Делается вывод: в слове бывает 1,2,3 и более слогов. (Для выяснения количества слогов используются приёмы: похлопывание в ладони, отбивание количества слогов на парте, дирижирование в воздухе; скандирование слов, как на стадионе  и др.) Хлопаем, отбиваем, дирижируем, кричим…

- Так громко кричали, что разбудили ночную птицу  - филина.

- Произнесите по слогам это слово.

Звуковой анализ слова. (фишки)

- Где живёт филин? (в дупле)

- А какое ещё животное живёт в дупле? (белка)

Звуковой анализ слова белка.

- Кто живёт в дупле этого дерева – филин или белка?

- Проверим. 

Белка расскажет нам, для чего ещё нужны слоги. Она готовится к зиме и запасается грибами, развешивая их на ветке. Белка очень аккуратно собирает их по видам. Грибы, носящие самое длинное название «боровик» белка повесила на одну нитку, слово «груздь», состоящее из одного слога – на другую, но вот опята не поместились все на одной нитке. Что же делать? (разделить слово на части)

- Как можно разделить это слово? (по слогам)

- Иногда бывает, что слово не помещается полностью на одной строчке. Тогда его делят на две части. Первую часть оставляют на строке, а вторую часть переносят на другую строку. Делают это по слогам.

- Можно ли разделить слово «груздь» на части для переноса? (нет, один слог)

- Слова, состоящие из одного слога, не переносятся.

- Разделите слово опята на слоги. (о-пя-та)

- Теперь разделим это слово для переноса. Одну букву нельзя оставлять на строке или переносить на другую значит, слово опята можно перенести только так: опя-та.

VIII. Психогимнастика. «Пчелка мешает спать»

Игра лицевых мускулов, снятие эмоционального напряжения, саморасслабление. Музыкальное сопровождение: Римский Корсаков «Полёт шмеля».

Наши знакомые медвежата всё пытаются заснуть в своей берлоге. Они лежат в своих кроватках и мирно сопят. Вдруг в берлогу прилетела пчелка. От непонятного звука медвежата нахмурились и сморщили нос. Решила пчелка сесть кому-нибудь на язычок, но медвежата быстро стиснули зубы, сделали губы трубочкой и стали крутить ими в разные стороны. Пчелка обиделась и улетела. Медвежата снова слегка раскрыли рот, язык отдыхает. Снова прилетела пчелка, хочет посидеть у кого-нибудь на лбу. Медвежата стали  двигать брови вверх-вниз. Не хочет улетать пчелка, разбудила медвежат. Открыли они глазки и стали следить за пчёлкой. Посмотрели направо, налево, вверх, вниз. Увидели пчёлку на животике и стали лапами махать – пчёлку прогонять. По всей берлоге бегают, машут, пчелку выгоняют. Улетела, наконец, пчела. Медвежата успокоились, глубоко вздохнули и опять легли в кроватки.

И мы не будем им мешать, продолжим наш урок.

IX. Закрепление знаний. Азбука. С. 38. 

Разделите на две части для переноса слова: луна, малина, лимон, май.

- Какое слово нельзя перенести и почему? (май - слова, состоящие из одного слога переносить нельзя).

X. Проверка первичных знаний. 

На следующих уроках мы с вами подробнее поговорим о слогах.

- Понравилось вам выполнять задания забавных животных?

- Давайте на следующий урок пригласим Мудрую Сову. Пусть она поделится с нами своими знаниями. Для этого пошлём ей приглашение. Вам надо самостоятельно составить звуковую схему слова: определить количество звуков в слове СОВА,  закрасить в соответствующий цвет, разделить слово на слоги и поставить ударение. Дома вы раскрасите второе изображение по образцу. Лучшее приглашение мы и отправим.

XI. Итог урока.

Посмотрите сколько знаний в нашей копилке. Те, кто работал и положил в копилку больше всего знаний, получают отметку в дневник.

Вспомним эти знания, чтобы они у вас прочно закрепились (берём из копилки по одной фишке и вспоминаем, что узнали на уроке).

С каждым уроком знаний будет всё больше и больше. А этот урок окончен. Большое вам спасибо за работу!

C:\Users\Комп\Desktop\Desktop\РАБОТА\Интегрированные уроки\1 кл. Об.гр. окр. мир. психогимн-ка\SDC14611.JPG

Швейкина Светлана Юрьевна (учитель начальных классов)Страница


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обучения грамоте 1 класс ( по Азбуке В.Г.Горецкого) Тема урока: А.Л. Барто. Стихотворение «Помощница»

Цель урока:           1.Познакомить учащихся с творчеством А.Л. Барто...

Урок обучения грамоте 1 класс УМК "Планета знаний" Тема урока: "Звук "Ч", буквы Ч, ч "

Цели урока:Соотносить звук "Ч" и буквы Ч,Ч.Уметь характеризовать данные звуки как всегда мягкие, глухие, шипящие; слышать их в слове, ; подбирать слова с данными звуками.Расширять , активизировать сло...

Урок обучение грамоте. 1 класс ПНШ. Тема урока. Звуки [п] [п´] и буквы П п.

Цель урока:Познакомить учащихся с буквами П,п и  звуками [п] [п´], учить дифференцировать эти звуки по твёрдости – мягкости....

Урок обучения грамоте 1 класс "Чтение слогов и слов с буквами Д, д"

Способствовать развитиюнавыков правильного, плавного, сознательного чтения. Учить понимать текст, придумывать заголовки к тексту. Развивать познавательный интерес у учащихся, умение обобщать, анализир...

урок обучения грамоте, 1 класс, "Согласные звуки [д], [д’], буквы Д, д.Сопоставление слогов и слов с буквами Д и Т"

Конспект урока обучение грамоте. Тема: "Согласные звуки [д], [д’], буквы Д, д.Сопоставление слогов и слов с буквами Д и Т"...

Технологическая карта урока обучения грамоте 1 класс по теме "Сопоставление слогов и слов с буквами Г и К"

Технологическая карта урока обучения грамоте 1 класс по теме "Сопоставление слогов и слов с буквами Г и К"...